меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Знаки препинания

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАСБОРНИК игровых приемов, средств и способов обученияРаздел 1: Социо-игровое ПРИОБЩЕНИЕ к делу

________________________________________________________________________

В.М. Букатов, А.П. Ершова _«Хрестоматия игровых приемов обучения» (серия «Я иду на урок»;  М., 2000 и 2002)

Знаки препинания

___Озвучивание знаков препинания позволяет детям отличить и указать, какую именно строчку из написанных на доске произнес читающий:

1. Татьяна Юрьевна.

2. Татьяна Юрьевна?

3. Татьяна Юрьевна!

4. Татьяна Юрьевна,

5. Татьяна Юрьевна…

6. В лесу родилась елочка.

7. В лесу родилась елочка?

8. В лесу родилась елочка!

9. В лесу родилась елочка,

10. В лесу родилась елочка…

___Самое важное — отличить вопросительную интонацию от утвердительной и приучать детей, увидев в конце фразы соответствующий знак, идти к нему с самых первых слов любой, даже длинной фразы. Для упражнения в чтении знаков препинания можно использовать все страницы всех учебников, находящихся в портфеле или на столе.

___Вариант: обратная задача — записать знак, услышанный в речи исполнителя. Такое задание с особым интересом выполняется учениками при разговоре на тарабарском языке (каля-маля…) или на цифрах (цифры как слова во фразе) — см. задание-упражнение «Речь на цифрах».

___Отметим, что в «Знаках препинания» степень сложности записанных на доске текстов целесообразно то усиливать, то облегчать: от одиночных «словарных» слов (или терминов, например, геометрических) до формулировок тех или иных правил, которые учителю желательно брать не из своего, а из других учебных предметов, что помогает избегать прямолинейной дидактичности, губительной для игровой атмосферы.

___На уроке литературы можно обратить внимание на знаки препинания, например, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Грибоедов оставил несколько вариантов своей пьесы, различия между которыми, казалось бы, крайне незначительны. От замены одного слова другим, восклицательного знака вопросительным (или точкой) меняются, на первый взгляд, только частности, смещаются некоторые акценты. На самом же деле возникают достаточно важные различия в трактовке соответствующей сцены, а отсюда — и конфликта пьесы.

___Вот «партитура» диалога двух молодых людей ( «реплики» первого выделены курсивом), встретившихся перед балом в доме Фамусова:

Вопрос. Точка. Вопрос. Точка. Вопрос. Вопрос. Вопрос. Точка. Вопрос. Многоточие. Вопрос. Точка. Восклицательный знак. Точка. Вопрос. Точка. Восклицательный знак. Вопрос. Точка. Точка. Многоточие. Вопрос. Восклицательный знак. Точка. Вопрос с многоточием. Точка. Вопрос. Три восклицательных знака. Точка. Вопрос. Точка. Точка. Четыре восклицательных знака. Два вопроса. Точка. Вопрос. Вопрос. Точка. Восклицательный знак. Точка. < …>.

___В приведенном «партитурном» отрывке из пьесы можно обнаружить по крайней мере два слома в характере диалога. Сначала настойчиво спрашивает первый, потом он теряет инициативу и верх берет другой. Потом первый не дает другому закончить свою мысль и наконец снова берет «верх» в диалоге, развивая наступление вопросами и заканчивая всю сцену восклицательным знаком.

___Какие реплики предназначены Чацкому, выделенные или нет? Почему невыделенные реплики часто заканчиваются многоточием? Как звучит или может звучать в живой речи многоточие? Кому более свойственно задавать вопросы — Чацкому или Молчалину? Молчалин ведь боится «свое суждение иметь», а Чацкий не боится. Будет ли спрашивать «сильный»?.. — Путем подобных рассуждений можно прийти к пониманию неких сложностей «действенного» рисунка выбранной сцены, одновременно открывая новые, живые черты героев.

.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАСБОРНИК игровых приемов, средств и способов обученияРаздел 1: Социо-игровое ПРИОБЩЕНИЕ к делу

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика