меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Связь с АДМИНИСТРАЦИЕЙ сайта

Узел СВЯЗИСвязь с АДМИНИСТРАЦИЕЙ сайта
_____________________________________________________________________________________________

.

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ о наборе [старых наборах!] 
на курсы В.М.Букатова
по социо/игровой
«Режиссуре урока»
[открыть в новом окне]

 

.

.

.

.

Связь

с АДМИНИСТРАЦИЕЙ

сайта

.

— ◊◊◊◊ —

.

Вячеслав Михайлович Букатов

[Skype: bukatov248]

Тел.:  8-(495)-425-7104

e-mail: bukatov@mail.ru

— ◊◊◊◊ —

По всем вопросам Вы можете послать первоначальную информацию

через «пакет» окон «оставить отзыв, вопрос или комментарий»,

находящихся в самом конце этой страницы

.

ВНИМАНИЕ!
Перед нажатием клавиши → «отправить запись администратору»

следует обязательно заполнить окошки [Имя] и [email]
и ввести обновляемый код (указанный на цветовом табло)

.

21 comments to Связь с АДМИНИСТРАЦИЕЙ сайта

  • Павловская Елена Витальевна, учитель русского языа и литературы МБОУЛ № 3 г. Светлограда Ставропольского края

    Здравствуйте, Вячеслав Михайлович, Вы мой кумир. На Вашем сайте нахожу то, что близко мне. Работаю учителем русского языка и литературы 28 лет . Все время занимаюсь театральной педагогикой. Не могли бы Вы, прочитав сценарий моего урока или даже помотрев видео его(могу прислать), ответить на вопрос: не обольщаюсь ли я, считая себя учителем-режиссером, применяю ли я социо-игровые техники. Очень жду ответа.
    http://pedsovet.org/publikatsii/literatura/stsenariy—uroka-shkola-biznesa—vishnevyy-sad—opredelenie-sverhzadachi-tvorchestva-ap-chehova
    http://pedsovet.org/publikatsii/literatura/-interaktivnaya-igra-po-povesti-a-gaydara-timur-i-ego-komanda

  • Екатерина

    Здравствуйте, Вячеслав Михайлович!
    Меня зовут Соболькова Екатерина, студентка ФПО 1го курса МГУ. Посылаю вам рассказ о своей попытке провести урок в социо-игровом стиле.
    Урок я проводила в школе у брата, который учится во втором классе. Занимались мы математикой, чем-то вроде повторения знаний.
    В первую очередь, я, судя по своему брата, подумала, что детям нравится работать в группах и обсуждать что-то вместе. Поэтому я решила разделить их на команды. Для этого предложила им назвать день своего рождения и встать по возрастанию. Детей было много. Получилось 8 команд по 4 человека.
    Потом мы все вместе сдвинули парты и стулья и расселись. Все произошло без происшествий, и в принципе — весело.
    Потом я попросила каждую команду выбрать капитана, сказав что этот человек будет посыльным. И объяснила, что в его обязанности входит подойти ко мне, взять задачу и принести своей команде. А обратно мне принести решение (“диктант на дружбу”).
    С этим дети справились довольно-таки быстро. Хотя обсуждение шло долго и было бурное.
    Заранее я приготовила листочки с заданиями разного плана: первое задание на повторение счета в пределах 50-ти [около 8 примеров], второе задание: три небольшие задачки в одно действие, в третьем задании были уравнения, в которых числа были зашифрованы яблочками и грушами, четвертое задание примеры и у каждого ответа была своя буква [в результате они должны были, решив примеры, собрать слово ДРУЖБА.
    После каждого задания посыльные менялись.
    Ответы я выписывала на доске. И все вместе мы разбирали, правильно или нет решила та или иная команда. И засчитывали очки.
    В принципе, все было очень весело, и дети не утомились. Больше всего им понравилось последнее задание, где нужно было подбирать слово. В конце мы посчитали очки, но все команды шли рядышком, поэтому явного победителя не было, и сами дети сказали, что победила дружба.
    В конце урока хотела еще провести проверку знаний (по технологии “проверка судей”), чтоб они сами оценили свои знания: помог ли мой урок им или нет. Но общий настрой был и так очень позитивным. И они сами уже начали громко обсуждать урок, что я не стала проводить проверку, а просто отпустила всех домой.
    Мне лично понравилось проводить урок в этом стиле (хотя я волновалась довольно-таки сильно, но все прошло хорошо).

  • Ольга

    Уважаемый Вячеслав Михайлович! Социоигровой занимаюсь еще с 1998 года — с момента знакомства с Е.Е.Шулешко и Т.В.Тарунтаевой. Пока Евгений Евгеньевич был жив — мы поддерживали оч теплые отношения. Моя диссертация (2004 г.) основана не на социоигровой педагогике, но она полностью посвящена равноправным взаимоотношениям взрослых и детей. ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИОИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОВМЕСТИМЫ? Могут ли субъект-субъектные взаимоотношения участников образовательного процесса, заложенные во ФГОС, быть построены на основе социоигровой педагогики?

  • Загира

    Здравствуйте! Скажите пожалуйста, как отправить разработку на ваш сайт?

    ОТВЕТ В.М.Букатова: подчёркиваю, что нужна не «разработка», а рассказ о том, как прошёл урок (то есть не перечень того, что было запланировано, а сами подробности о том, как и что было на уроке — удачном или «не очень», рассказ о том, как дети откликались на запланированные задания, как они вели себя).
    Все присланные материалы появляются на сайте после одобрения модератором.
    Если вы хотите разместить свои материалы, то присылайте их или через
    ОКНО «оставить отзыв, вопрос или комментарий», или по эл.почте «bukatov@mail.ru», или по скайпу «248bukatov».
    Фотографии лучше присылать отдельными файлами.
    У с п е х о в!.. – Вячеслав БУКАТОВ

  • Светлана

    Добрый день, Вячеслав Михайлович.

    На Ваш сайт попала по совету моей коллеги, которая увидела фотографии моих уроков и сказала, что я оказывается применяю приёмы социо/игровой технологии.
    Мне стало интересно, и я отправилась на экскурсию по разделам «Открытого урока».
    Нашла много полезной информации.
    И хочу отметить, что здесь очень творческая и позитивная обстановка, которая заряжает на поиск новых идей для уроков. И хотелось бы поделиться своими материалами.
    Надеюсь на сотрудничество.

    Реплика В.Б.: Спасибо за внимание. МИЛОСТИ ПРОСИМ!.. — Вячеслав Букатов

  • Алёна

    Здравствуйте, Вячеслав Михайлович!!! Я очень впечатлена вашими идеями, они мне очень близки по духу! Мечтаю познакомиться с вами лично, побывать на вашем семинаре!!!
    Я работаю в детском саду почти три года. В прошлом году набрала группу детей 2-3 лет, очень глубоко занималась адаптацией детей к детскому саду. Сейчас дети себя чувствуют в детском саду очень комфортно, можно сказать «как дома», в принципе, это то, к чему я стремилась — дети всегда с удовольствием идут в детский сад, знают что там их всегда ждут и они смогут интересно провести время… НО… от начальства я получаю замечания, что дети не дисциплинированные…
    Сама же я училась на психолога и очень интересуюсь всем что связанно с детьми. Совершенно случайно наткнулась еще в сентябре уже прошлого года на социо-игровую технологию, начала изучать статьи, книги, проекты других воспитателей — все на что наткнулась в интернете…
    Вчера просмотрела Вашу видеовстречу с Сергеем Сафроновым, которая мне ОЧЕНЬ понравилась!!! Только сильно мешал ведущий… отвлекал и перебивал…
    Самое замечательное, что из нее я узнала про этот сайт и с превеликим удовольствием читаю информацию с этого сайта!!!
    Теперь о ГЛАВНОМ, почему я решила Вам написать?!
    Меня интересует Ваше мнение по поводу:
    1. Внедрения социо-игровых технологий в воспитании и обучении детей 3-4 лет (так-как я работаю с ними)?
    2. С чего начинать, потихоньку, помаленьку это внедрение или сразу руководствоваться всеми принципами несмотря на возраст детей, или они еще малы, например, для работы в микрогруппах (на что указали мне начальники)?
    3. И, наверное самое для меня главное, как вы считаете, должны ли дети оглядываться на меня, чтобы посмотреть одобряю ли я их поступки, поведение и т.д.?

    Заранее, ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!

    Ответ В.М.Букатова. Спасибо за внимание, интерес к моим работам и похвалу материалов сайта. Заданные вопросы актуальны, мне частенько приходилось на подобные темы отвечать устно. Теперь представилась возможность и письменного ответа, в котором буду придерживаться заданных пунктов.

    1. Социо/игровой стиль отлично «ложится» на работу с детьми в старших и подготовительных группах детского сада. Но некоторые воспитатели после проводов своей выпускной группы, начиная работать с малышами, то и дело используют то один социо/игровой приём, то другой. Интуиция каждой из них что-то подсказывает — и занятия получаются интересными и для детишек и для самой воспитательницы. В результате неоднократно то тут, то там возникает стихийная апробация «местной адаптации» социо/игрового стиля к проведению занятий с более маленькими детьми.
    Напомню, что социо/игровой стиль возможен при работе практически по любой из существующих образовательных программ (для старших и подготовительных групп). При этом исходное содержание программ несколько трансформируется, становясь иногда даже мало узнаваемым. Что обычно идёт самим программам напользу — во-первых. А во-вторых, отступления от программного содержания допускается ФГОСом дошк.образования, в котором подчёркивается, что ребёнку дошкольного возраста нельзя вменять ответственность за результат усвоения им любой из образовательных программ по дошкольному образованию. Ибо само дошкольное образование в ФГОСе понимается как развитие у каждого ребёнка индивидуального и непосредственного миропонимания, жёстко не привязанного к утверждённой программе и(или) образовательной организации.

    2. Опыт показывает, что одним воспитателям сподручно начинать использовать социо/игровой стиль помаленьку. Другим — с места в карьер. Но в любом случае нужна поправка 1) на возраст, 2) на особенности реальных детей и 3) на индивидуальность самого воспитателя.
    Начиная, особое внимание следует уделять двигательной активности детей при обучении. И к тому, как часто происходят смены мизансцен (например, не просто ответить, а сначала принести ответ или превратить «самого себя» [или себя с напарником] в свой ответ). Дело в том, что многие воспитатели невольно то и дело обедняют подвижность детей на занятиях и «засиживаются» в одних и тех же мизансценах.
    А вот с «работой в малых группах» дело обстоит совсем по-другому. По сути дела у малышей придел возможности — работа в паре. И даже работа детей «по парам» требует от взрослого большого запаса терпения. Если же терпеливости у взрослого не хватает, то он начинает бессовестно эксплуатировать своё лидерство при фронтальной работе.
    Подчеркну, что малышам полезно смотреть на деловое мастерство взрослого лидера. Но если он из дня в день видит только это и совсем не замечает деловых потуг своих сверстников, то это плохо. Значит работа в «зоне ближайшего развития» ребёнка не ведётся должным образом, что через год-другой будет обнаруживаться в отдельных негативных последствиях…
    Следует помнить о разнообразии. И групповая форма работы и фронтальная форма имеют свои плюсы и минусы. Но когда нет чередования этих форм, то минусы накапливаются и в том и в другом случае…

    3. В формулировке последнего вопроса настораживает слово ДОЛЖНЫ. Оно из парадигмы допотопной педагогики. Следите за речью, иначе она будет управлять вашей деятельностью без вашего ведома. Дети никому ничего не ДОЛЖНЫ! Другое дело, когда воспитатель считает, что они МОГУТ…
    Да они могут, если им захочется, оглядываться на вас, ждать одобрения (обычно так и бывает). Но вменять эти оглядки им в обязанность не стоит. Как не стоит и эксплуатировать их невольный интерес ко взрослому, его мнению, его оценке.
    Воспитателю полезно то и дело создавать такие ситуации, чтобы у детей дополнительно тренировалось и их невольное любопытство к мнению соседа-сверстника (повторю, что у малышей верхним пределом коммуникативной возможности сначала является «пара» и уж потом только — в старших и подготовительных группах — пойдут «тройки», «четвёрки» и т.д.).

    Я понимаю, что краткость ответов может помешать вам детально понять скороговорку моих советов. Надеюсь, что это не страшно. Ведь их суть в указании ВЕКТОРА деятельности, подробности же лучше искать в моих «неспешных» статьях и многочисленных материалах, размещённых мною на сайте ОТКРЫТЫЙ УРОК со свободным для всех доступом… — Вячеслав БУКАТОВ

    PS: и ещё две реплики (на деликатную тему): а) воспитательницам следует следить за тем, чтобы в «своей любви к ребёнку» не соревноваться с «материнской любовью» к нему в его семье; б) одна из прямых функций администрации то и дело напоминать то о дисциплине, то о программе, то о методике (пока гром не грянет — мужик не перекрестится); так что будьте ей благодарны, даже если в своём рвении она на ваш взгляд несколько «перегибает палку». Если вы понимать её будете сами, то и ей сподручнее будет ваши чаяния, задумки и импровизации понимать как-таки правильно…

  • Ольга

    Здравствуйте, Вячеслав Михайлович!
    Записалась к Вам на курс «Режиссура образовательного процесса» и хотела выполнить задание — разместить описание урока на сайте, но не поняла, как именно оставить текст в разделе «Сам себе режиссер», поэтому пишу здесь.
    Ниже приведено описание урока по телевизионной журналистике ( дополнительное образование) и пояснительная записка к программе.

    Описание урока студентки ФПО Ольги Бородулиной
    Предмет: телевизионная журналистика

    Направленность образовательной программы: культурологическая, т.к. конечная цель программы связана с формированием культуры и реализацией творческих способностей детей в рамках процесса создания телевизионных материалов. В ходе реализации программы дети обогащают внутренний мир и формируют представление об окружающей действительности посредством работы в информационных, аналитических и художественных жанрах журналистики.
    Актуальность программы заключается в её направленности на социализацию и адаптацию детей в окружающем мире
    Педагогическая целесообразность программы состоит в ориентировании на формирование личности ребенка, его мировоззрение, расширение кругозора
    Цели программы:
    Общеразвивающая цель. Творческая реализация и самоопределение ребенка посредством знакомства с профессией журналиста. Обогащение внутреннего мира детей путем приобщения к творческой и трудовой деятельности.
    Специальная цель. Формирование взглядов на события окружающей действительности, получение детьми навыков формулирования и высказывания собственных позиции, воззрений. Приучение к ответственности и самоорганизации путем соблюдения дедлайнов и критической оценки собственных материалов. Профессионально-ориентированная цель. Пробудить интерес к профессии журналиста, привить навыки, необходимые для успешной работы в этой профессии.

    Задачи программы
    • дать ребенку возможность понять и раскрыть свои способности
    • научить видеть информационные поводы в повседневной жизни
    • помочь ребенку приобрести навыки успешной коммуникации
    • помочь приобрести навыки работы в команде, организации творческой группы
    • помочь ребенку развить индивидуальную манеру письма, поведения в кадре

    Урок №1
    Тема урока: Журналист в профессии. Качества и черты характера, необходимые в работе журналисту. Основы жанра выступления.
    Цель урока: дать детям представление о профессии журналиста, чертах характера, способствующих реализации в сфере масс-медиа, функциях СМИ, журналисткой этике. Познакомить с теоретическими основами жанра выступления, дать детям возможность попробовать себя в этом жанре.
    Задачи урока: научить детей:
    — составлять иерархию функций журналистики
    -формулировать основные цели и задачи журналистики.
    — находить тему для выступления, исходя из интересов предполагаемой аудитории
    — готовить текст и сопровождение выступления на выбранную тему
    Аудитория: дети 14-16 лет
    Длительность урока 120 минут ( с перерывом)

    План урока :
    1. Вступление. Вводное слово о журналистике. Ознакомление с темой. (10 минут)
    2. Основные функции журналистики. Лекция. (10 минут).
    3. Составление «Рейтинга значимости функций» ( иерархия значимости функций) (10 минут)
    4. «Портрет журналиста» — задание сделать рисунок, изображающий журналиста, дописать к нему качества, необходимые ему для успешной реализации в профессии. (15 минут)
    5. Журналистская этика. (10 минут)
    6. Теоретические основы жанра выступления (15 минут)
    7. Подготовка выступления на выбранную тему (20 минут)
    8. Презентация выступления ( 15 минут)
    9. Анализ результата (7 минут)

    P. S. Данный план реализовывался в Глуховской школе-интернате №2 в 8 и 9 классе. Ученики подготовлены к данному уроку мастер-классами по печатной и телевизионной журналистике, регулярно проводимыми у них в течение 2 лет. Аудитория педагогу хорошо знакома, поэтому во время урока он делает ссылки на предыдущий журналистский опыт детей , выбирает лидеров классов в качестве капитанов мини-групп, изменяет задания в соответствии с потребностями и возможностями детей.

    Ход урока:
    1). Вступление.
    Действия детей : удобно расположиться на стуле и слушать
    Речь педагога: Определение журналистики ( читаю с закрытыми глазами. Пока я это делаю, у всех есть возможность сбежать или спрятаться под стул, чтобы их не заставили заниматься этой страшной вещью. )
    Журнали́стика — актуализация мировоззрения социальных групп средствами подбора фактов, оценок и комментариев, которые злободневны и значительны в данное время
    Это определение журналистики из Википедии. Едва ли кто-то из практикующих журналистов повторит вам его слово в слово. Едва ли кто-то из практикующих журналистов определяет то, что делает, именно такими словами. Нам тоже вовсе не обязательно постоянно держать в голове этот страшный набор слов, чтобы заниматься журналистикой. Я выучила это определение только для того, чтобы вы подумали, что я умная — раз, чтобы вы почувствовали, что журналистика — это больше, важнее, интереснее, сложнее, чем задавание вопросов и написание чего-то вроде сочинений. Мы с вами уже предпринимали попытки познакомится с журналистикой: напечатали два номера журнала «Друг Детства», снимали репортаж, комментарии к телевизионной программе, снимали ролики о классе, немного поговорили о журналистской критике… и вот теперь, когда вы стали совсем взрослыми, а я — ужасной занудой, мы вышли на новый уровень. Пришло время поговорить о том, что же журналистика в теории.

    2). Основные функции журналистики. Лекция.
    Речь педагога: У нас есть небольшая проблема: я иногда засыпаю, когда говорю что-то нудное, поэтому мне нужна помощь добровольцев. Их главная задача — будить меня и остальных уснувших, но… чтобы мы со стороны не выглядели совсем уж странно, они будут представлять основные функции журналистики — будут олицетворением того, для чего нужна журналистика.
    Действия педагога: раздать вызвавшимся помочь таблички «Информационная функция», «Рекламная функция», «Рекреативная функция», «Культурно-просветительская», «Образовательная».
    Действия детей: встать так, чтобы остальной класс мог легко прочесть надписи на табличках ( приём визуализации)
    Материал, транслируемый педагогом:
    Функции журналистики:
    1. Информационная. Каждый человек в отдельности и все общество в целом имеет право на получение интересующей информации без каких-либо ограничений ( за исключением сведений, которые касаются частной жизни). При этом информация, которую получает человек, должна быть объективной, достоверной. Люди хотят знать факты. Журналисты должны сообщать именно факты, а не свое мнение об этих фактах.
    ( Доступность информации для широких слоев населения, возможность свободного выбора ее источников и уровень информированности считаются признаками благополучия общества и цивилизованности)
    2. Рекламная функция СМИ. Реклама помогает ориентироваться в мире товаров и услуг, идей, ценностей, дает возможность, полезного выбора.
    ( Есть даже специальные телеканалы, на которых целый день крутят рекламу. Есть социальная реклама, о ней тоже не стоит забывать)
    3. Рекреативная функция. Рекреация — отдых, восстановление, . Конечно, сериалы и мультфильмы не имеют отношения к журналистике, а вот конкурсы, концерты, ток-шоу уже имеют). Если речь идет о каких-то умных программах, например «Поле чудес» или «Умники и умницы».., то рекреативная функция плавно перетекает в …
    4. Культурно-просветительская функция. Для нее важно сообщать какие-то важные и интересные сведения, советы, рекомендации в области права, медицины, садоводства, кулинарии.
    5. Образовательная функция выполняется циклами передач с дидактическим материалом. Например, изучение языка с помощью видеоуроков, букв, слогов, цветов. В Европе даже есть специальные институты и постоянно обноавляются видеопособия «Как стать рекламным агентом», «Как воспитать собаку» и так далее.

    3) Составление «рейтинга» значимости функций.
    Речь педагога: Перед вами 5 функций телевизионной журналистики. На самом деле их, конечно, больше. Но я рассказала вам только о пяти, потому что 5 — мое любимое число… и потому что об остальных в двух словах не расскажешь. Давайте сделаем следующее: определим, какая функция журналистики самая важная, какая менее важная и так далее. Расставим приоритеты…и наших ребят заодно.
    Действия учеников: ребята класса договариваются, какая из функций журналистики важнее, каждый объясняет свою позицию. Добровольцы с табличками перемещаются и становятся в линейку от человека, представляющего самую важную функцию, до человека, олицетворяющего наименее важную, по представлениям детей, функцию.
    В ходе выполнения задания ребята распределили функции журналистики следующим образом:
    1. Информационная
    2. Образовательная
    3. Культурно-просветительская
    4. Рекреативная
    5. Рекламная
    Речь педагога, когда задание выполнено: На самом деле мы с вами только что выполнили очень сложное задание. Ни в одном учебнике нет рейтинга важности и приоритетности функций. Каждый телеканал решает, что важнее, самостоятельно. Поэтому есть развлекательные телеканалы, есть культурно-просветительские, есть новостные. Но большинство телеканалов стремятся сочетать в себе все и выполнять разные функции. Мы с вами только что определили, что же самое важное для нашего телеканала. Давайте запомним и даже сфотографируем, чтоб не забыть. А теперь перейдем к следующей части работы.

    ( Фото прилагается)

    4) «Портрет журналиста» — задание сделать рисунок, изображающий журналиста, дописать к нему качества, необходимые ему для успешной реализации в профессии.

    Поскольку выполнение предыдущих заданий заняли больше времени, чем предполагалось по плану, этот пункт был видоизменен. Задания выполнялись не всем классом: ребята разбились на две команды ( по принципу: первый-второй). Первая команда получила задание нарисовать портрет журналиста. При этом каждый участник за один подход к ватману может нарисовать только одну деталь ( руку, ногу или голову, но не все сразу). Представители второй команды задание по очереди записывать на листок качества, необходимые, по их мнению, хорошему журналисту, повторяться нельзя.
    Обеим командам предложено справиться с заданием за три минуты.
    В ходе выполнения задания был нарисован портрет и перечислены следующие качества:
    • Терпеливость
    • Доброта
    • Любопытство
    • Корректность
    • Внимательность
    • Четкость
    • Увлеченность
    • Дружелюбие
    • Общительность
    • Самостоятельность
    • Культурность
    • Не стеснительность

    Подводя итог, педагог говорит о том, что не менее важно, чем обладание перечисленными качествами, для журналиста соблюдение закона и журналистской этики.

    5). Журналистская этика.

    Педагог объясняет разницу между законом и этикой. Упрощая, говорит, что журналист ответственен не только перед законом ( поэтому не должен врать и красть чужие тексты), но и перед обществом, читателями, своими героями, своим коллективом, самим собой. Важно никого не обидеть, но при этом оставаться честным и объективным. Писать надо так, чтобы на следующий день не было стыдно встретиться с героями, о которых пишешь.
    Педагог предлагает дописать «этичность» или «соблюдение правил журналистской этики» к перечню необходимых для журналиста качеств.
    Речь педагога, когда задание выполнено : Будем считать, что это наш общий идеал журналиста. Посмотрим на него в следующий раз, когда начнем работать. А теперь дадим нашим идеальным журналистам возможность творить. Наша задача сейчас — разбиться на 3 команды. ( по принципу лидеры набирают игроков)

    6) . Теоретические основы жанра выступления (15 минут)
    Речь педагога: Любое обращение человека к массовой аудитории при помощи телеэкрана, когда сам человек — главный объект показа, и есть выступление в кадре. План выступления примерно такой: определить тему — ознакомить с основными фактами — сделать выводы.
    Действия педагога: раздать карточки с планом
    Речь педагога: внимание людей привлекается простым, интересным, тем, что переживал каждый. Значит, первые слова должны быть чрезвычайно просты. Можно привести случай из жизни. Если ничего оригинального не можете подобрать, начните с вопроса.
    Важно:
    — Имидж. Личность оратора. ( человек должен быть интересен сам по себе, потому что он обладает ценной информацией, может ярко, неординарно мыслить)
    — Мысль. Идея. ( они раскрываются при помощи точного набора фактов, аргументов, доказательств. В процессе публичного выступления всегда должно быть стремление убедить в чем-то. Сам выступающий предполагает, какие вопросы мог бы задать ему зритель, и отвечает на них своим выступлением.)
    -Интонация, дикция.
    7) Подготовка выступления на выбранную тему
    Речь педагога : Сейчас вы будете работать в командах. Ваша задача выбрать тему, выбрать выступающего, помочь ему придумать план, продумать образ, подготовить его к выступлению.
    Действия детей: совещание, продумывание плана, подготовка к выступлению, репетиции
    Действия педагога: наблюдение за ходом работы, консультирование и помощь в случае необходимости или обращений детей.
    Во время подготовки детей педагог заметил следующее:
    В первой группе лидер (Даша) делал все сам, выбранные им люди сидели и ждали результата его деятельности.
    Во второй группе лидер (Ленар) назначил человека, который будет выступать, выбрал для него тему, с помощью педагога составил план речи, продумал выход других людей во время выступления, однако сам не принимал участия в презентации выступления.
    В третьей команде лидер (Илья) выбрал выступающего, проработал презентацию выступления, принял в ней непосредственное участие.

    8) Презентация выступления.
    Ребята презентовали выступления по очереди. Каждое выступление снято на видеокамеру представителем команды, выбранному оператором. Ниже приведены расшифровки текста выступления:
    1 группа: Команда Даши, Наташи, Кристины, Дениса
    Здравствуйте, дорогие друзья!
    Я хочу вас познакомить поближе с нашим интернатом, рассказать о его возникновении.
    Наш интернат был основан в 1959-ом году, на тот момент директором была Лукашина Гадина Сергеевна, на данный момент директором школы является Шрамкова Елена Валерьевна. В интернате есть кружковые занятия, также есть секции, в интернате существует детский театр «Карнавал». Есть спортивная секция по футболу. Недавно наши мальчики выиграли чемпионат по мини-футболу, который был посвящен памяти Вячеслава Иванова. Заняли первое место. Мы очень ими гордимся.
    Также интернат очень известен театром, ему уже 22 года будет в этом году, известен он, как в Москве, в Ногинском районе, так и за границей. У меня в классе, например, учится мальчик, которого зовут Ленар, он очень талантливый, очень артистичный, который тоже решил посвятить свою жизнь театру. Выступает во многих спектаклях, почти во всех играет главные роли. У него это очень хорошо получается, ему все советуют поступать дальше в театральный, посвятить свою жизнь театру.
    Также, как я уже говорила, у нас есть кружковые секции — технология, и мальчики ходят, и девочки тоже занимаются. Наш интернат, в принципе, не отличается от других интернатов ничем — такая же работа, только у нас очень дружные дети, очень сплоченный педагогический коллектив. Интернат также многим известен учителями, воспитателями. И дети также принимают активное участие в жизни и работе интерната. Спасибо большое всем за внимание. Очень благодарна.
    2 группа: Команда Ленара, Вероники, Толи, Глеба
    Меня зовут Вероника, я журналист. Я хочу сегодня рассказать вам о здоровом образе жизни. В него входит спорт — это физподготовка, зарядка по утрам, тяжелая атлетика, легкая атлетика.
    Ну, есть люди, которые идут по улице и курят сигарету. И это очень плохо. Ну, есть люди, которые могут бросить.
    В нашем классе есть мальчик. Его зовут Толя. У него было 8 кубиков, а теперь он поменял их на один большой. Вот. И он стал поднимать гирю 2 раза в день. Он может поднять ее один раз, больше не может. Все. Занимается здоровым образом жизни. Ну да, занимайтесь спортом. С вами была я, Вероника.

    3 группа: Команда Лёши, Ильи, Димы, Миши
    Как вы думаете, есть ли у кактусов листья?
    У кактусов листьев нет. Кактусы растут в суровых условиях. Отсутствие листьев и наличие колючих ветвей помогают кактусам выживать в жарких и сухих районах. Корни кактусов близко к поверхности земли, поэтому они быстро всасывают воду. Кактус растягивается, когда наполняется водой, и стягивается, когда вода заканчивается. У некоторых кактусов есть листья, например, лимонная лоза. Но у большинства листья превратились в колючки. А вы знаете, почему? Не знаете! А я знаю! Чтобы меньше испарялось воды.

    9. Анализ результата
    Детям предлагается оценить и прокомментировать выступления других команд, оценить актуальность выбранной темы, подачу и форму. Как правило, ученики отмечали выигрышные стороны выступлений, давая положительные оценки креативности, точности и неординарности презентаций. Замечали также, насколько активно участвовали в представлении участники команды.
    Педагог дает свою оценку: Первое выступление направлено на реализация информационной функции журналистики. Даша дала достаточно полную характеристику школы, описала ее особенности и достоинства. Очень важно, что в выступлении звучат точные цифры, конкретные имена — это придает информации фактичность, что очень важно для журналистики. Здорово, что Даша обращается к примерам. Это позволяет телезрителям переключиться, вызывает интерес. ( Мы говорили, что простое, будничное, приближенное к реальной жизни привлекает публику. Пример одноклассника, который успешно играет в театре и хочет поступать на актера, оживляет монолог). Очень хорошо, что Даша приветствует телезрителей и прощается с ними. Непосредственный контакт с аудиторией очень важен для жанра выступления. О недостатках: Порой Даша повторяется ( несколько раз говорит о кружках), лучше не допускать повторов. Даша держала руки за спиной во время выступления. Лучше жестикулировать или держать руки перед собой. Это психологический момент. На подсознательном уровне большинство людей воспринимают «спрятанные» руки как желание выступающего что-то скрыть.
    Жаль, что остальные участники команды не приняли участия в выступлении. Для групповой работы важно, чтобы у каждого была роль, чтобы каждый выполнял какую-то функцию, помогал команде. Но в целом…очень хорошо!
    Второе выступление реализует просветительскую функцию. Тему ребята выбрали очень хорошую и всегда актуальную — здоровый образ жизни. Здорово, что они проиллюстрировали то, о чем говорят (Толя дефилировал на заднем плане с огромной бумажной сигаретой в зубах, показывал мышцы). Здорово, что Вероника представилась и объявила тему выступления. О недостатках: замечание о руках за спиной, которое было сделано Даше, актуально и для Вероники — во-первых. Во-вторых, вашему тексту не хватает связей. То, что вы говорите, правильно, интересно, но больше похоже на набор фактов, чем на связный текст. Стоит подумать над переходами. А так — молодцы.
    Третье выступление реализует образовательную функцию. Хочется отметить зрелищность выступления ребят. Текст, который читал Леша очень здорово иллюстрировался сценкой остальных мальчиков. Молодцы, что решили начать выступление с вопроса. Это привлекает внимание телезрителей. Те, кому интересен ответ, останутся у экрана до конца вашего выступления. У вас есть фактическая составляющая, конкретная информация о кактусах и диалог с аудиторией. Риторические вопросы и обращения очень выгодны в формате вашего выступления. И выступающий и актеры заднего плана очень артистичны.
    Недостатки: Лёша читал с листа. Читал хорошо, интересно, верно расставлял акценты, но все же читал. Для телевидения это неприемлемо. Даже если ведущие держат перед собой тексты, они нужны не для того, чтобы прочитывать весь материал, а для того, чтобы подсматривать. В остальном все очень хорошо.

  • Вячеслав Михайлович, очень люблю ваш сайт и материалы.
    Есть предложение по обеспечению обратной связи: хотелось бы иметь возможность получать сообщения о новых комментариях.
    Где можно оставить комментарии к Материалу для дидактических дискуссий и обсуждений «Интерактивное обучение и организация на уроке ученической работы в МИКРО/ГРУППАХ»?

    Спасибо.

  • Михеева Ольга Викторовна

    Уважаемый Вячеслав Михайлович! Вряд ли вы помните, но у Вас когда-то были веселые студенты седьмой группы в педагогическом университете и Вы знакомили нас с вашими идеями тогда еще просто герменевтики. Я очень увлеклась вашими идеями, продолжаю работать, используя драмогерменевтику на своих уроках литературы, даю открытые уроки, собираю Ваши книги, материалы, блуждаю по сайту «Открытый урок». Но и у самой накопилось очень много интересного материала. Вполне возможно, что это представит интерес для Вас. С уважением, Михеева Ольга Викторовна.

    Ответ В.Б.: Ольга Викторовна, очень рад, что вы объявились.
    Поздравляю вас с наступившими и наступающими праздниками!
    Присылайте свои материалы. Они мне будут интересны. — Вячеслав Букатов

  • Анна

    Здравствуйте, уважаемый Вячеслав Михайлович!
    Я преподаю в воскресной школе и всегда искала как бы оживить уроки, что-то придумывала.
    Неделю назад открыла для себя Ваш сайт и практически всю неделю ночами его изучала. Во-первых, я поняла свои ошибки, когда пыталась организовать какие-то игровые моменты на уроках. Во-вторых, результатом был проведенный урок в воскресной школе. Все прошло не так гладко как бы хотелось: и во время не уложились; и не поняла я, что дети усвоили из пройденного, так как не успели подытожить; какие-то задания скомкались. Но все дети работали: сначала кое-как (на разминках были возгласы «что это за ерунда»), а к середине урока уже с увлечением и в хорошем темпе. Не было отсутствующих взглядов, которые меня всегда тревожат. А одна мама, которая сидела на уроке сказала: «я в восторге, оторваться не могла».
    Для меня Ваш сайт просто клад, огромное Вам спасибо! Ведь если у ребенка нелюбовь к математике или английскому — это конечно плохо, но терпимо. А если из-за корявого, косного преподавания у ребенка будет нелюбовь к Церкви — это совсем другая мера ответственности.
    Вячеслав Михайлович, подскажите, пожалуйста, есть ли разработки уроков для воскресной школы? Я не нашла на сайте ничего похожего (или плохо искала?).

    PS: Немного дополню. Когда написала, что не нашла ничего похожего, я имела ввиду, что не нашла разработанных уроков для предметов Закон Божий или ОПК. Дело в том, что на этих занятиях мы еще должны научить детей благоговейно относится к тем знаниям (молитвы, отрывки из Евангелия), которые они получают. Поэтому хотелось бы узнать об опыте других учителей.

    Ответ-комментарии В.М.Букатова с исходным письмом размещён в разделе ФОРУМ
    http://www.openlesson.ru/?p=17686

  • Елена

    Вячеслав, добрый день!
    Я преподаю русский язык в школе «Azbuka»(Гамбург) и ищу интересные материалы для уроков. От «Режиссуры урока» я в восторге, спасибо огромное за Ваш труд!
    Ещё читала Лидию Филякину и очень загорелась идеей «Аквариума» по Шулешко, потому что у меня «нулевой класс», мы будем учиться читать и писать. «Аквариум» есть в приложении на сайте сетевых лабораторных исследований, но картинка черно-белая, а хотелось бы, как в оригинале, цветную. Можно ли связаться с Лидией Константиновной или получить ссылку на цветную картинку?
    Заранее благодарна, с уважением,
    Елена Константиниди
    — — — — — — — — — — —
    ОТВЕТ В.Б.: Уважаемая Елена, очень рад, что вы проявляете деловой интерес к выдающимся идеям Е.Е.Шулешко и к работам замечательной сподвижницы его идей − Л.К.Филякиной. Цветной репродукции «Аквариума» у меня нет. Но черно/белый рисунок из SETILAB вы можете разукрасить сами, руководствуясь а) реализмом при разукрашивании рыбок-растений-камушков; б) зрительным созвучием при разукрашивании букв.
    Скажем, все глухие − будут полосатыми вертикально, а звонкие − полосатыми горизонтально. Например, зелёная «П» и синяя «К» будут с вертикальными полосками, а зелёная (или салатовая) «Б» и синяя (или бирюзовая) «Г» будут красоваться с полосками горизонтальными. (Всё это нужно в расчёте, а вдруг из детей кто-то заметит эту странную перекличку и затеет со своими соседями разговор: к чему бы это?).
    Помнится, что когда в начале 90 годов (в пору тотального дефицита) я с воспитателями д/с в Лыткарино колдовали над изготовлением огромного вертикального аквариума (выше человеческого роста − его на некоторых архивных снимках можно довольно-таки неплохо разглядеть), то мы всех рыбок, улиток и растений рисовали гуашью, а буковки вырезали и наклеивали на рисунок. И для цветовой переклички букв мы использовали страницы с цветными фотографиями из старой подшивки ОГОНЬКА. Поэтому можно было добиться, чтобы рябь в буквах П и Б не только между собой по цвету перекликалась, но и с рябью букв К и Г. И чтобы все сонорные были бы хоть и разных цветов, но тёплых оттенков (!). Одним словом, морока и креатив были ещё те (потом, насколько я знаю, Шулешко пару каких-то букв переклеивал − уж очень мы с воспитательницей там что-то перемудрили…).
    Так что − Бог в помощь! Дерзайте, портачьте, переделывайте − это всё пойдёт на пользу и вам и вашим детишкам.
    И ещё помнится, что А.П.Ершова, как-то сказала учителям, что главное в АКВАРИУМЕ возможность детям поговорить о соотношениях (что к чему относится и с чем соотносится: сначала в пространстве, а потом и в виртуальной сфере «алфавита взрослых»). Поэтому можно даже самим детям развешивать буквы на деревьях (тот разговор проходил в актовом зале, стены которого были красиво разрисованы стволами лиственных деревьев (под ассоциативный ряд «сказок ВЕНСКОГО ЛЕСА») и обсуждать: кто и какую вокруг себя связь знает, видит и замечает…
    Например: «Моя буква ближе всех к окну», «А моя на самом толстом дереве», «А до какой буквы никто не дотянется?»… (Шулешко всегда предупреждал воспитателей, что связи с алфавитом должны возникать в подобных разговорах-обсуждениях в самую последнюю очередь, то есть разговоры детей должны быть непредсказуемыми).
    Так вот мне кажется, что Шулешко эту довольно смелую интерпретацию Ершовой своих идей потом как-то смог использовать (на мой взгляд эта интерпретация даже нашла своё отражение в гениальнейших «дидактических фокусах», устраиваемых с наполненной водой банкой).
    Уважаемая Елена, пока вы будете ломать голову над изготовлением-реконструкцией-выдумыванием АКВАРИУМА, советую ещё заглянуть и в рассказ об экскурсии «ЗА УГОЛ» [ http://www.openlesson.ru/?page_id=466 ] и в материалы Аншуковой (например, про чистописание во дворе [ http://www.openlesson.ru/?p=3911 ] или загадки-пословицы [ http://www.openlesson.ru/?p=4162 ]). Думаю, что может пригодиться…

    С ожиданием вестей из Гамбурга (видимо не зря я то и дело на своих семинарах рассказываю учителям байку В.Шкловского о «гамбургском счёте») − Вячеслав Букатов

  • Галина

    Добрый день! Хотела бы выложить открытый урок, подскажите как это сделать?

    ОТВЕТ В.М.Букатова: на этом сайте все материалы появляются после одобрения модератором. Если вы хотите разместить свои материалы, то присылайте их:
    или через ОКНО «оставить отзыв, вопрос или комментарий»,
    или по эл.почте «bukatov@mail.ru»,
    или по скайпу «248bukatov».
    Фотографии лучше присылать отдельными файлами. У с п е х о в!.. – Вячеслав БУКАТОВ

  • Добрый день, уважаемый Вячеслав Михайлович. Посоветуйте, как можно провести открытый урок в незнакомом классе незнакомым детям. Ведь нет даже малейшего представления о них, их желаниях, особенностях…
    _ _ _ _ _ _ _
    В.М.Букатов: Уважаемая Н.Я., ответ прост — занимать всех ДЕЛОМ. Занимать интенсивно, поголовно весь класс (тем более — незнакомый) и всё время урока (тем более — открытого).
    Первые шажки, конечно, должны быть для учеников элементарны в исполнении (встать, открыть, найти … посчитать, написать на доске первые буквы слов своего ответа [то есть игра Аббревиатуры — см. на сайте по поиску] и т.д.; вариант: игровые задания на мобилизацию — см., например, дружное эхо, руки-ноги и т.д.).
    Вторые шажки могут быть связаны с углублением в смысл материала (ключевые слова, выдвижение предположений [индивидуальных или групповых], взаимопроверка мнений). Потом с закреплением (решить, проверить, сформулировать и т.д.)…
    И подобные модули-шажки могут быть использованы для любого этапа урока, будь то проверка дом/зад, повторение пройденного или объяснение новой темы…
    Вы пишите, что «нет даже малейшего представления». Но это же не так. Представление об учениках этого возраста у вас есть. И оно не такое уж «малейшее». Так что не забивайте себе страхами голову, а готовтесь, засучив рукава, заниматься делом.
    Для этого в ДрамоГЕРМЕНЕВТИКЕ есть три золотых правила. Но если стилистика социо/игровой РЕЖИССУРЫ УРОКА вами ещё не освоена, то ориентироваться можно на рассказы самих учителей, побывавших в подобных ситуациях [см. в разделе: ДО и ПОСЛЕ открытого урока → блок: Учительские РАССКАЗЫ об открытых уроках] или на статью А.П.Ершовой «Открытый урок как ПРАЗДНИК (об оценочных критериях открытых уроков)».
    Так что — успехов!..
    Если будет возможность, сообщите как у вас всё получилось, вышло, сложилось — В.Б.

    [Дополнение: Повторный ответ (более пространный) на уточнённую формулировку вопроса см. на сайте — http://www.openlesson.ru/?p=16252прим.ред.]

  • Якушева Лариса Алексеевна

    Уважаемый Вячеслав Михайлович,познакомилась с Вашими методиками. Нашла для себя много интересного:разработки уроков, игры, методика проведения родительских собраний…Приемлемые для меня формы работы использую в своей практике. Огромное Вам спасибо за щедрое предоставление методического материала.

  • Добрый день, Вячеслав Михайлович! Спасибо Вам за сйат, а также за тот труд, который Вы совершаете во благо детей и преподавателей. Впервые обратилась к вашим книгам в процессе подготовки к детскому лагерю, где мне нужно было вести театральную мастерскую. Хотя, казалось бы, я-режиссер, и имея достаточное количество игр и всевозможных творческих заданий еще из ВУЗа…Взяв в лагерь много всякой литературы…нужно было работать месяц и увлечь театром ребят разных возрастов…но одну Вашу маленькую брошюрку не выпускала из рук всю смену. И тогда, я поняла, насколько узким было мое представление об играх. По приезду из лагеря, стала искать всевозможные материалы в продолжение темы…и вот наткнулась на Ваш сайт. Спасибо Вам!!!
    Хотела узнать, Вячеслав Михайлович, где можно приобрести Ваши книги? Я часто бываю в Санкт-Петербурге. А также интересует вопрос, проводите ли Вы курсы или семинары для заинтересованных людей? Хотелось так многому у Вас научиться…но как?

    С благодарностью, Маргарита

  • Здравствуйте, Вячеслав Михайлович! Очень рада, что наткнулась на Ваш сайт. Я придумываю игры для уроков уже давно, но многое не получается. Каждый раз очень трудно в новом классе. Читая ваш сайт, вижу, что многие важные моменты не учитываю. Надеюсь, что с помощью размещенной здесь информации мне всё это будет удаваться лучше.
    Вот для примера одна из проблем: в процессе игры дети очень многие вещи открывают, до многого догадываются и многое узнают. Но на следующий день ничего из этого не помнят. Не удается зафиксировать их внимание на их же собственных достижениях…

    Ответ В.М.Букатова: Спасибо за внимание.
    По названной проблеме. Вы хотите, чтобы они глядели «вашими глазами», мерили своими критериями. Лучше — наоборот. И тогда вы будете видеть, где достижения только с вашей точки зрения, а где достижения их собственные. В любом случае вам нужно почаще уходить от «парной педагогики». Тогда темпо/ритм урока будет другим. И другое понимание результатов, получаемых вами.
    Ученики от этого скорее всего только выиграют… — Вячеслав Букатов

  • Алла

    Добрый день, хотела написать отчет об уроке для разбора полетов, но не знаю, как добавить? Поможете?

    Ответ: письмо-отчёт посылайте «вложенным файлом» по e-mail: bukatov@mail.ru

  • Алла

    [1.Воскр.] Здравствуйте, Вячеслав Михайлович. Спасибо, что откликнулись. Я даже не ожидала. Завтра запланировала себе обязательно попробовать деление на малые группы по разрезанной открытке и на пары по «Разведчикам».
    Представляю, что будет… Классы большие, шестиклассники. Вот привлечем внимание завуча (она у нас напротив сидит). Ну да что ж, назвался груздем. Очень хочется попробовать.
    И игровую разминку (у нас физкультминутка) «Встать по пальцам» попробую. Очень обрадовалась, прочитав про «Все встали». Я и сама подобное провожу (почесали затылок соседу по парте… ) и «Угадайку» называю «ДА/НЕТ-кой».
    А вообще столько всего много… Можно заблудиться.
    В октябре мне открытый урок давать для учителей города. Искала что-то необычное. Кажется, нашла. Спасибо. Буду учиться. Напишу, получается ли.
    —————————
    [2.Понед.] Здравствуйте, Вячеслав Михайлович. Сегодня попробовала применить некоторые Ваши рекомендации на уроке. В частности разделение на малые группы по карточкам. Ну и сумятица была…
    Но поделились, ничего. Все получилось неплохо.
    Игровую разминку «Встать по пальцам» (физкультминутку) дети вообще приняли на ура.
    Очень понравился и мне и детям игровой прием «разведчики». Задание выполнили быстро, тихо и правильно.
    У меня затруднения по выставлению отметок. Работают все вместе, поэтому получается, а отметки за урок поставить трудно. Какие есть методики, по вашей технологии, выставления отметок.? Присоветуйте…))) Спасибо
    — — — — — — — — —

    Ответ В.М.Букатова: готовлю разъяснения про отметку
    к о р о т к о:
    — доверяйтесь подсказкам интуиции
    — не жалейте отметок (не только пятёрки и четвёрки, но и тройки-двойки — всей команде)
    — за неделю у КАЖДОГО ученика д.б. набор отметок — от 5 до кола (!!!); за разное: и за сообразительность, и за память, и за скорость, и за дружбу и т.д. — тогда КУЛЬТ отметки исчезает
    — иногда полезно ставить в ЖУРНАЛ оценки судей (даже в дневнике могут быть две подписи — судьи и учителя)
    — иногда полезно ставить в журнал отметки за СУДЕЙСТВО (один ученик поставил тройку и ему за это пять, а другому за его «несправедливую тройку» в журнал выставляется 3, а то и вовсе 2…
    — главное воспитывать деловое отношение к отметке: её всегда можно пересдать; то есть для учеников ГЛАВНОЕ должно быть не в отметках, а в том, что работать на уроке интересно…
    Вяч БУК

    — — — — — — — —
    От редактора. По поиску на сайте см.: Отметки при групповой работе (Проблемы оценивания учеников при групповой работе на уроке).

  • Уважаемый Вячеслав Михайлович. Сегодня совершенно случайно попала на Ваш сайт и уже часов шесть здесь живу. Как все увлекательно и интересно. Сразу хочется попробовать.
    В школе работаю давно. Постоянно ищу приемы, методики активизации ребят на уроке. Про Вашу социо-игровую технологию так подробно не встречала нигде. Вероятно это Ваше детище. Спасибо огромное. Беру себе как тему по самообразованию.
    Живу в Белоруси. У нас все гораздо традиционней, строже и занудней в плане методики ведения урока. А я уже заскучала. Давно поняла, что надо менять подходы. Вы меня в этом полностью убедили.
    Если позволите, иногда буду обращаться к Вам за консультацией.
    Спасибо.

    Ответ В.М.Букатова: Здравствуйте Алла. Спасибо за теплые слова отзыва. Желаю успехов в социо/игровых начинаниях. Жду вопросов по практике и рассказов об уроках, эпизодах, проблемах и личных открытиях.
    Интересно, какие из советов вы планируете взять в первую очередь, что откладываете на потом, что в них почему-то отталкивает вас или кажется очень трудным. — Вячеслав Букатов

  • Елена Стальмак

    Уважаемый Вячеслав Михалович! С огромным удовольствием читаю Ваш сайт.
    Я работаю в системе дополнительного образования, у нас менее жесткая регламентация, чем в школе, и тем интереснее применять предложенные Вами приемы в занятиях.
    Недавно в ходе групповой раблоты у меня возникла следующая проблема: время регламентировано песочными часами, работают три группы по 5 человек каждая, пишем синквейны, посвященные родному городу (Петербургу), каждая строка синквейна (пятистрочного стихотворения) закреплена за одним из членов группы… Вроде бы все должно получиться, но нет. В каждой группе находится 1-2 человека, которые легко перекладывают на других свою работу, а сами в это время: рисуют, играют в мобильный телефон и т.п., в общем, не втянуты в общее дело.
    Меняю группы, меняю задание — описываем памятники (это программа подготовки экскурсоводов) — придумываем 3 предмета, на которые эти памятники похожи, два определения к одному из предметов и делаем мини-текст, который должен убедить всех, что памятник похож именно на него. Та же проблема — в каждой группе есть хотя бы один человек, которому безразлично, чем занимается группа. Подсаживаюсь, спрашиваю, может, задание непонятно. Говорит, что понятно, для виду минуту имитирует деятельность, потом все возвращается. Получается, что эти ребята не приобретают ни опыта общения и взаимодействия, ни знаний предмета. Мне нужен мудрый совет: как поступать в этом случае? Давать индивидуальные задания? Но тогда они вообще выбьются из ритма группы… И собственно опыта общения они так и не приобретут…?
    Буду очень признательна за совет!
    С огромным уважением и благодарностью за все, что Вы для нас делаете, Елена Стальмак (Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных)

    Ответ В.М.Букатова: уважаемая Елена, спасибо за проявленное внимание, деловой интерес к проблемам, за присланное письмо и конкретные вопросы // наличие учеников «отказников» это звоночки, что где-то и(или) в чём-то перегибается «дидактическая палка» // некоторые из способов предупреждения:

    1) задания (темы) пишут сами дети на листочках для последующей жеребьёвки; дополню, что формулировки ими берутся из своей «жизни»: а) напиши три ключевых слова о том, что тебе было особо интересно в субб/воскр б) или на прошлой неделе… в) не тебе, а твоим родителям… и т.д.;

    2) у всех команд одна тема для «сравнимости достижений»;

    3) ограничить время 1 мин (или 0,8, 0,5). После этого все команды отдают свои черновики соседям для доработки;

    4) ввести режим заказов/судейства: одна команда выбирает тему (м.б. по жребию) и задаёт параметры (2-3 слова или кол-во строчек, или кол-во слов в строчках 4-5-7 плюс/минус один, или тональность: грустно, смешно, нелепица, нравоучительно, лирика и т.д.) — другая команда выполняет и возвращает заказчикам результат, чтобы они а) судили, б) зачитали другим и текст и своё решение;

    5) когда командам даётся 3 минуты, то через 1,5 или 2 минутки звучит команда ВСЕ ВСТАЛИ. ПРОДОЛЖАЙТЕ СТОЯ, КОГДА БУДЕТЕ ГОТОВЫ, САДИТЕСЬ!

    и ещё — проверьте «двигательную активность» учеников // м.б. они засиживаются на местах, и от этого в мозгах застой и мыслей и желаний?

    уважаемая Елена, м.б. мне написать эти советы более подробно, чтобы другие педагоги могли бы воспользоваться? // как вы считаете? // и пришлите работы учеников (интересно же!) // м.б. и фотографии учеников, группы, экскурсий, передвижения по городу, обычный для занятий и необычных учебных мизансцен // да и напомню, что для любителей литературного творчества на сайте предусмотрен уголок:
    Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха → Дом ЛИТЕРАТУРНОГО творчества → «Диванная» для СОЧИНИТЕЛЕЙ
    сообщите о том, что получится, что не получится, что понятно, что понять не получается, чем хочется гордиться, а о чём – умалчивать и т.д. … — Вячеслав БУКАТОВ

  • Белая Елена

    Уважаемый Вячеслав Михайлович! очень заинтерисовала информация по социо-игровой технологии. Получила только представление. Поискала информацию в сети интернета, но вся она оказалась однотипной. Живу на Украине, Вашей книги не встречала, в интернет-магазинах пока в наличии нет. Очень хочу научиться использовать данную технологию в своей работе. Может быть, Вы обладаете информацией, кто на Украине внедряет социо-игровую педагогику, и кто сможет мне помочь с обучением или информацией. Или, если есть такая возможность, порекомендуйте — с чего начинать. Конечно, весь материал, который есть на этом сайте, я отрабатываю. На уроках использую (пока элементы) деятельные игры. Но вот целостной картины создать для себя пока не могу. Преподаю историю и право, открыта для любого сотрудничества.

    Ответ В.М.Букатова: Уважаемая Елена. Рад, что после чтения материалов сайта openlesson.ru ваши ученики смогут что-то хлебнуть из деликатесов социо-игровый «режиссуры урока».
    А теперь по пунктам:

    1) брошюрки с моими работами на Украине выходили неоднократно (и на русском и на украинском языках). Рекомендую «Педагогические таинства дидактических игр». Они недавно были переизданы (но в Питере) под названием «Секреты дидактических игр» – по Интернету вполне можно заказать. Как и «Хрестоматию игровых приёмов обучения» в издательском доме «Первое сентября».

    2) начинать нужно с ТРЁХ «золотых правил»: движение – смена (мизансцен, ролей, стилей) – работа малыми группами.
    Например, см.: ТРИ КИТА в разделе: Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → ВВЕДЕНИЕ в социо-игровую стилистику «режиссуры урока» → Об особенностях СОЦИО-ИГРОВОГО стиля работы школьных учителей
    Или по поиску → «три кита» (в кавычках) → результаты поиска.

    3) частенько учительский энтузиазм быстро выдыхается. Этому могут противостоять профессиональные обязательства. Если вы сами накладываете на себя определённые обязательства, то будет → накопление, продвижение, углубление…
    Например, вы решаете, что обязательно 1 приём в неделю (на 2-3 разных уроках по разным темам и в разных классах) + письмо-отчёт о том, что «получается = не получается» (не реже одного письма [но лучше двух!] в месяц; некоторые из них потом могут быть помещены на сайте).
    Будут от вас письма, вопросы, проблемы – буду изыскивать время на комментарии, ответы, советы и рекомендации…

    4) Если вы действительно «открыты для любого сотрудничества», то попробуйте заочную форму учителя-экспериментатора, первые две ступеньки которой я описал в предыдущем пункте. Получится – будем «шагать» дальше…

    Всех благ… — Вячеслав БУКАТОВ,
    то и дело ожидающий писем-отчётов
    как от уже известных ему учителей-экспериментаторов, так и от учителей новых,
    уставших от рутины школьного функционирования и(или) досадного противостояния
    непредсказуемости, неугомонности и креативности «завтрашнего» поколения, сегодня вынужденного
    являться в класс, чтобы день за днём отсиживать «противные» уроки

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  


*

Яндекс.Метрика