Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

VI. Ворота

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАСБОРНИК игровых приемов, средств и способов обученияРаздел 1: Социо-игровое ПРИОБЩЕНИЕ к делуДеление на команды, или Объединение в малые группы

________________________________________________________

Деление на команды, или объединение в малые группы // По материалам книги В.М.Букатова и А.П.Ершовой_ «Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения»

VI. Ворота

Интересен способ деления на две команды с помощью народной игры ВОРОТА. В книге С. К. Якуба «Вспомним забытые игры» (М., 1990) дано такое описание (приво­дим с сокращением):

Думается, мало кто из нынешних ребят сдыхал об этой игре. А между тем это очень старая и весьма любопытная игра. В нее часто играли в прошлом веке, да и во времена моего детства еще помнили и любили ее.

Играть в “Ворота” можно в любом месте, лишь бы участников было не меньше двенадцати человек.

Сначала выберите двух ребят покрепче и повыше ростом, которые будут изображать из себя “ворота”. Они отходят в сторонку и тайно от всех сгова­риваются, кто как будет называться. Мы чаще всего брали себе названия цветов или деревьев, например “василек” и “ромашка” или “сосна” и “ёлка”. А иногда и что-нибудь другое придумывали — “день” или “ночь”, “яблоко” или “груша”, «солнце» или «луна» (и почему-то часто брали «луна» и «месяц» как будто это не одно и то же!). Но главное — чтобы названия были красивые и приятные на слух. Называться «крапивой», «лопухом» или какой-нибудь «редькой» не советую — наверняка проиграете.

Потом они должны условиться, за кем из них будет «рай», а за кем «ад».

Пока идет оговорка, остальные ребята становятся друг за дружкой гусь­ком и каждый кладет свои руки на плечи стоящего перед ним. Постарайтесь при этом встать приблизительно по росту, чтобы маленькому не пришлось класть руки на плечи большого. Первым в цепочке будет самый младший. Он называется «маткой», потому что будет водить всех остальных. А если все ребята примерно одинакового роста, то впереди становятся девочки, а поза­ди — мальчики.

Затем надо сделать «ворота». Те двое становятся лицом к лицу на рассто­янии шага и берутся за руки.

Матка подводит цепочку к воротам, останавливается и говорит:

Просим вас,

Пропустите нас

Через ворота!

«Ворота» хором спрашивают:

Что дадите?

Матка предлагает:

Последнего хотите?

«Ворота» милостиво соглашаются:

Ну, идите…

И поднимают руки, открывая ворота.

Руки надо поднимать повыше, конечно не расцепляя их.

Матка проходит в ворота первой и влечет за собой всю вереницу. Ворота честно всех пропускают, но, когда проходит последний, опускают руки так, чтобы он оказался между их руками. Вереница уходит вперед, а пойманного ворота потихоньку спрашивают: «К клёну или к берёзе?» Отвечать надо тоже тихо, чтобы в цепочке не услышали.

После того как выбор сделан, пойманного выпускают из кольца рук, и он становится сзади «клёна» или «берёзы». Очень бывает приятно, когда уга­даешь и попадешь к тому, к кому хотелось!

А цепочка в это время, не останавливаясь, делает круг, и матка, увидев, что пойманный уже встает на место, снова ведет всех к воротам. Говорятся те же слова, и еще один последний из вереницы убавляется.

Так цепочка и ходит через ворота, с каждым разом становясь все короче и короче. Но зато по одну и по другую сторону ворот ребят все прибавляется. Наконец матка одна подходит к воротам и после выбора отправляется напра­во или налево…

Вот тут «ворота“ и объявляют, кто из них был раем, а кто — адом. Ну и, соответственно, кто из играющих попал в ангелы, а кто в черти! Так как черти и ангелы терпеть друг друга не могут, между ними должна произойти борьба».

Конечно, этот вариант несколько громоздок и кто-то из читателей уже наверняка поставил на нём крест, решив, что так много учебного времени тратить на подобное задание он никогда не согласится.  Но и в этом случае обратите внимание на особую скрупулезность авторского описания и попытайтесь не путать ее с продолжительностью игрового действия. Опыт показывает, что в классах с обычной наполняемостью на подобную процедуру уходит ну ни как не более четырёх с половиной минут. А в малокомплектных классах — практически моментально.

Четыре с половиной минуты это многовато (хотя поначалу казалось, что, если на уроке затеять «ворота», то они займут ну ни как не меньше, чем пол-урока), но если учесть, что подобная форма одновременно может являться и разминкой-переключением (после трудных уроков по другим предметам), и своеобразной подзарядкой класса единым деловым темпо/ритмом, то становится очевидно, что время урока, якобы потерянное на игру, окупится сторицей: всплеском ученической работоспособности и любознательности, помноженных на их игровую азартность.

Так что как-нибудь соберитесь духом и рискните попробовать, вдруг да, придется не только ко двору, но и по сердцу.

.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАСБОРНИК игровых приемов, средств и способов обученияРаздел 1: Социо-игровое ПРИОБЩЕНИЕ к делуДеление на команды, или Объединение в малые группы

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика