меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

ШПАРГАЛКИ для учителя

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАВВЕДЕНИЕ в социо-игровую стилистику «режиссуры урока»

По материалам комментариев В.М. Букатова к письмам-отчетам учителей экспериментальных площадок // Исследовательский проект «Развитие вариативности технологий образования в городских и сельских образовательных учреждениях»
Института профессиональной подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров Российской Академии образования

ШПАРГАЛКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
 
Опубликовано: «Групповая работа на уроке: режиссура школьной повседневности в невыдуманных рассказах, неожиданных советах и нескучных рекомендациях».- М., 2006; Библиотечка «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ». Серия  «Воспитание. Образование. Педагогика» (Вып.3)


Машков Илья Иванович (1881-1944)
Натюрморт. 1934-1936

◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊

 Собственная интуиция 

___Главная премудрость социо/игровой педагогики — опора на собственную интуицию. Интуиция есть у каждого человека. У каждого учителя. И именно личная интуиция лучше всего подскажет правильные ходы, которые, быть может, и окажутся самыми что ни на есть социо/игровыми. [Напоминаю, что с 2012 года на сайте используется написание некоторых терминов в более современном виде – через косую черту — В.Б.] 

___А для активизации интуиции мы постоянно напоминаем учителям о необходимости почаще вспоминать свое собственное детство, собственный опыт участия в различных играх — и дворовых, и комнатных, и командных, и индивидуальных.

___Именно обращение к собственному игровому опыту позволяет учителям сочинять чудесные дидактические ходы и приемы.

.

 Прятать дидактику  

___Во время урока необходимо как можно тщательнее прятать дидактику, убирая её  «с глаз долой».

___Например, ординарную проверку учителем очередного задания («правильно/неправильно») почаще заменять на выяснение каждым учеником, интересно или нет соседям его мнение. А это уже совсем другая позиция. Она связана с ученическим творчеством.

о

 Необходимость движения  

___Казалось бы, какая разница — учитель раздает карточки с заданием или ученики сами бегут за ними со своих мест? Разница огромная. Ведь движение — под любым предлогом и как можно больше — способствует мозговой деятельности человека. Это азы физиологии.

___Сам-то вон учитель — то пройдётся по классу, то сядет-посидит, то на подоконник обопрётся. А ученики — сидят бедные, как цепями прикованные.

о

 Смена составов  

___На уроке часто случается так, что одни группы работали не покладая рук, а у других что-то не заладилось и дело не пошло. Поэтому важно, чтобы составы групп как можно чаще менялись (даже в пределах одного урока!)

___Тогда одни свой рабочий опыт начинают друг другу передавать, а другие, опираясь на плечо работяг, учатся справляться с ситуациями, если вдруг что-то не заладилось.о

 

 Не по указке учителя  

___Бывает, что ученическая группа оказывается всего лишь  «предлагаемым обстоятельством» (а точнее декорацией) для индивидуальной сдачи мини-зачета учителю. По сути, такая форма работы никакая не групповая. А чтобы она ею стала, учителю нужно ориентироваться на наглядную сравнимость и вариативность.

___Допустим, группы сначала получают задание по содержанию: пересказать один и тот же кусочек. И тогда, допустим, первая группа отнеслась формально: рассказали кое-как, концы с концами не сходятся. Но вот свой вариант-версию излагает другая группа, потом третья. И ведь, конечно, каждой последующей группе захочется свой пересказ сделать не хуже, чем у предыдущей команды.

___И тогда первая группа  (формалисты) явно пожалеют, что так плохо пересказали. И пожалеют они добровольно, а не по указке учителя. Добровольность в данном деле — самое ценное, потому что именно она даёт надежду для учителя, что ученики на следующем занятии подобное задание будут выполнять уже не абы как, потому что будут помнить: весь класс, навострив ушки, придирчиво их слушает и сравнивает, у кого что получилось.о

 

 Шум на уроке  

___Когда у учителя возникает недовольство  «посторонним» шумом (таким естественным при групповой работе), то ему следует каждый раз заново давать себе отчёт, «вреден» или нет этот шум, возникающий на местах.

___В очередной раз повторим, если педагог посчитает шум «вредным», то нужно или сменить задание, или ещё более его конкретизировать. Когда же «шум» является результатом общей активности при показах группами своих результатов, то лучше начинать с тех, кто обычно не высовывается.

___Случается, что, когда одна группа показывает другим свои результаты, некоторые  (у кого опыт работы в микро/группах мал) смотрят невнимательно −  «шумят». Учителю необходимо либо терпеливо дождаться того времени, когда дети откроют для себя интерес в слушании результатов соседей, либо проверить общую организацию задания.

___Напомним, что например, когда время, отведённое на задание, истекло, все группы складывают свои рабочие листочки в «ларец» и рассаживаются для слушания в новом углу  (смена мизансцены переключает внимание с подготовки на восприятие работы других). Хозяин «ларца»  (им может быть и учитель, и ученик), не глядя, достает любой рабочий листок. Соответствующая группа начинает показ результатов.

о

 Временные рамки  

___Заинтересованность человека всегда выражается в изменении темпа и ритма его поведения. А если изменить темп или ритм жизни ученика, что станет с его заинтересованностью? Она тоже изменится, и, как правило, в лучшую сторону.

___Темп − это скорость. Ограничьте время − и темп увеличится. И дети сломя голову кинутся выполнять задание (если оно, конечно, не какое-нибудь сверхзаумное).  «Легкотня! Это мы сейчас в два счета выполним!» Ограничения по времени  (1-2 минуты — не более) помогают возникновению подобной видимости простоты.

___Ну а что же бывает, когда на задание даётся не две, а 10-15 минут? Обычно ученики восемь минут раскачиваются, а потом за оставшиеся всё те же две минуты выполняют всю работу. Впопыхах, конечно. Так не лучше ли сразу дать две минуты? Когда времени впритык, то ученикам, во-первых, будет что друг у друга попроверять, а во-вторых, делать это они начнут очень даже заинтересованно: ну-ка поглядим, что там соседняя группа успела?

___Временные рамки − как реке берега − очень даже нужны. Например, для того, чтобы возникли течения − мыслей, чувств, находок. Чем прочнее берега, тем более стремительные течения они могут выдержать. А если берега подкопать, то течение прекратится и начнется заболачивание местности.

о

 Следить за секундной стрелкой  

___На уроках как обычно бывает? Учитель чуть что — сразу кричит: «Дорога каждая минута! Некогда ворон считать!» При этом сам время ученическое не ценит: читая мораль ротозеям, тем самым транжирит время тех учеников, которые находятся в рабочей форме (ведь они-то во время нотации вынуждены простаивать).

___Если же учитель во время групповой работы станет буквально «держаться за часы» (держать их зажатыми в кулаке перед собственным носом и следить за секундной стрелкой), то тем самым он будет демонстрировать ученикам свою личную дисциплинированность.

___Например. На задание — 2 минуты. ученики работают, учитель следит за секундной стрелкой. Когда прошло соответствующее время, то для поддержания рабочего азарта учитель сообщает: «Осталась всего-навсего 1 минута… Осталось 30 секунд…» Следующее предупреждение, когда останется 15 секунд, потом 5 секунд. И наконец, звучит команда: «СТОП! Время истекло!» Тем самым учитель на деле умудряется показать ученикам, что такое дорожить каждой секундой.

 

.

о

 

◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊

..

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАВВЕДЕНИЕ в социо-игровую стилистику «режиссуры урока»

.

4 comments to ШПАРГАЛКИ для учителя

  • Мария

    Неожиданно, интересно. Послушала, почитала. Что же получается: все, что я и мои коллеги делаем — это сплошной «ужас». Или как вы говорите «это ужасно». Надо срочно что-то менять. И я кажется поняла, что именно.

  • Ирина

    Уважаемый Вячеслав Михайлович, подскажите, как и куда отправить конспект своего урока для «разбора полётов»

    Ответ В.М.Букатова: подчеркиваю, что нужен не голый конспект, а скорее письмо-отчёт с неспешным и искреннем рассказом, что получилось, что — нет, что удивило, что озадачило и т.д. // такое письмо посылайте «вложенным файлом» по e-mail: bukatov@mail.ru // а там будет видно: дойдут ли руки до «разбора полётов» или нет // часто рассказы размещаются на сайте без «разбора полётов» // ведь читателям и так иногда всё понятно и видно… — Вячеслав Букатов

  • Калита Евгения

    Уважаемый Вчеслав Михайлович, спасибо Вам огромное — очень интересно и на ваших саминарах, и на вашем сайте!!! СПАСИБО!!!

  • Татьяна

    СПАСИБО ОГРОМНОЕ ЗА ПОМОЩЬ! От всей души — здоровья, творческих успехов, благодарных коллег и внимательных учеников!

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика