Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → ВВЕДЕНИЕ в социо-игровую стилистику «режиссуры урока» → Об особенностях СОЦИО-ИГРОВОГО стиля работы школьных учителей
_______________________________________________________________________
Вячеслав Михайлович БУКАТОВ
доктор педагогических наук
Об особенностях социо-игрового стиля
работы школьных учителей
II. Сочинять новое или вспоминать старое?
.
___Хотя многочисленные научно-методические исследования и доказали эффективность разнообразных игровых способов обучения, тем не менее довольно большая часть современных учителей до сих пор весьма настороженно относится к игровым формам обучения и не спешит их использовать на своих уроках.
___Эту их настороженность вполне можно понять. Ведь учение это — труд, а не беззаботное развлечение — рассуждают они. Но труд этот, — в ответ парируем мы, — может быть разным. Не обязательно принудительным и угнетающим, но и добровольным, и окрыляющим. Тогда даже весьма утомительное дело может приносить ученикам радость и доставлять им подлинное удовольствие.
___Социо-игровой стиль обучения (или «режиссура урока», как его чаще именуют в педагогической прессе) ищет способы такого общения детей со взрослым на школьных уроках, при которых утомительная принудиловка уступает место увлеченности. При этом, хотя детский труд познания по-прежнему остается трудом, эффективность его значительно повышается.
___Опыт работы экспериментальных площадок показывает, что подобное начинает происходить, когда на уроке используется работа малыми группами [см. три «золотых правила»]. И когда обучение сочетается с двигательной активностью учеников [см. о первом «золотом правиле»]. Сопряжение этих условий уже создает на уроке особую весьма живую атмосферу.
___Некоторые учителя, честно признаются, что опасаются тех ситуаций, когда то или иное игровое задание неожиданно превращает их урок в беззаботную развлекаловку. Сохранять и поддерживать деловую направленность обучения педагогу помогают ТРИ премудрости театральной режиссуры: 1) смена темпа и ритма; 2) смена лидерства, ролей и функций; 3) смена мизансцен [см. о «трёх китах» социо-игровых технологий]. Тогда игровая атмосфера перестает мешать деловой напряженности. Их гармоничное сочетание становится залогом эффективности социо-игрового стиля бучения.
___Известно, что школьные работники устали от вихря моды на всякие педагогические инновации. Ведь когда учитель свой педагогический стиль начинает менять как перчатки, то его личностно-профессиональный опыт быстро засаливается и теряет форму. Поэтому социо-игровая «режиссура» не агитирует своих последователей всякий раз начинать с нуля. И не предлагает торопиться вперед. Она советует — остановиться и неспешно осмотреться.
___И обратить особое внимание на своих учеников. И, припомнив себя в школьном возрасте, сочувственно отнестись к тем условиям, в которых им приходится трудиться. И увидеть, что же нужно для улучшения этих самых условий.
___Оказывается, что делать условия обучения школьников более человеческими, то есть более соответствующими особенностям их детской психики, помогают не столько инновации (которые для учителей частенько являются «котом в мешке»), сколько самые что ни на есть известные и испытанные «дедовские способы».
.
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → ВВЕДЕНИЕ в социо-игровую стилистику «режиссуры урока» → Об особенностях СОЦИО-ИГРОВОГО стиля работы школьных учителей
.
.
Была на конференции по девиантному поведению 30 октября 2015 в Южно-Cахалинске. Занималась на мастер-классе у В.М. Букатова.
Проходили физику 10 кл.: магнитные полупроводники. Сопротивлялась. Думала – ну так послушаю… Ушла потрясенная.
Теперь готовлюсь к родительскому собранию со старшеклассниками и их родителями. Буду проводить в социо-игровом стиле. Обдумываю, как применить и у себя на занятиях.
Работаю 11 лет с подростками в дополнительном образовании. Программа по психологии. Сама я психолог. Игровые технологии – мои любимые. Занимается у меня 80 детей.
Теперь будем использовать и “режиссуру урока”.
Спасибо.
Очень хороший сайт, удобный.
от В.Букатова: Спасибо. Успехов. Жду рассказов, открытий, советов и вопросов… :)))) – Вячеслав Букатов