Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

II. Сочинять новое или вспоминать старое?

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАВВЕДЕНИЕ в социо-игровую стилистику «режиссуры урока»Об особенностях СОЦИО-ИГРОВОГО стиля работы школьных учителей

_______________________________________________________________________

Вячеслав Михайлович БУКАТОВ
доктор педагогических наук
/wp-content/gallery/fotoportret/BukMM_sib.jpg

Об особенностях социо-игрового стиля
работы школьных учителей

II. Сочинять новое или вспоминать старое?

.

___Хотя многочисленные научно-методические исследования и доказали эффективность разнообразных игровых способов обучения, тем не менее довольно большая часть современных учителей до сих пор весьма настороженно относится к игровым формам обучения и не спешит их использовать на своих уроках.

___Эту их настороженность вполне можно понять. Ведь учение это — труд, а не беззаботное развлечение — рассуждают они. Но труд этот, — в ответ парируем мы, — может быть разным. Не обязательно принудительным и угнетающим, но и добровольным, и окрыляющим. Тогда даже весьма утомительное дело может приносить ученикам радость и доставлять им подлинное удовольствие.

___Социо-игровой стиль обучения (или «режиссура урока», как его чаще именуют в педагогической прессе) ищет способы такого общения детей со взрослым на школьных уроках, при которых утомительная принудиловка уступает место увлеченности. При этом, хотя детский труд познания по-прежнему остается трудом, эффективность его значительно повышается.

___Опыт работы экспериментальных площадок показывает, что подобное начинает происходить, когда на уроке используется работа малыми группами [см. три «золотых правила»]. И когда обучение сочетается с двигательной активностью учеников [см. о первом «золотом правиле»]. Сопряжение этих условий уже создает на уроке особую весьма живую атмосферу.

___Некоторые учителя, честно признаются, что опасаются тех ситуаций, когда то или иное игровое задание неожиданно превращает их урок в беззаботную развлекаловку. Сохранять и поддерживать деловую направленность обучения педагогу помогают ТРИ премудрости театральной режиссуры: 1) смена темпа и ритма; 2) смена лидерства, ролей и функций; 3) смена мизансцен [см. о «трёх китах» социо-игровых технологий]. Тогда игровая атмосфера перестает мешать деловой напряженности. Их гармоничное сочетание становится залогом эффективности социо-игрового стиля бучения.

___Известно, что школьные работники устали от вихря моды на всякие педагогические инновации. Ведь когда учитель свой педагогический стиль начинает менять как перчатки, то его личностно-профессиональный опыт быстро засаливается и теряет форму. Поэтому социо-игровая «режиссура» не агитирует своих последователей всякий раз начинать с нуля.  И не предлагает торопиться вперед. Она советует — остановиться и неспешно осмотреться.

___И обратить особое внимание на своих учеников. И, припомнив себя в школьном возрасте, сочувственно отнестись к тем условиям, в которых им приходится трудиться. И увидеть, что же нужно для улучшения этих самых условий.

___Оказывается, что делать условия обучения школьников более человеческими, то есть более соответствующими особенностям их детской психики, помогают не столько инновации (которые для учителей частенько являются «котом в мешке»), сколько самые что ни на есть известные и испытанные «дедовские способы».

.

открыть следующий параграф

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАВВЕДЕНИЕ в социо-игровую стилистику «режиссуры урока»Об особенностях СОЦИО-ИГРОВОГО стиля работы школьных учителей

.

.

1 comment to II. Сочинять новое или вспоминать старое?

  • Мария Самойлова

    Была на конференции по девиантному поведению 30 октября 2015 в Южно-Cахалинске. Занималась на мастер-классе у В.М. Букатова.
    Проходили физику 10 кл.: магнитные полупроводники. Сопротивлялась. Думала – ну так послушаю… Ушла потрясенная.
    Теперь готовлюсь к родительскому собранию со старшеклассниками и их родителями. Буду проводить в социо-игровом стиле. Обдумываю, как применить и у себя на занятиях.
    Работаю 11 лет с подростками в дополнительном образовании. Программа по психологии. Сама я психолог. Игровые технологии – мои любимые. Занимается у меня 80 детей.
    Теперь будем использовать и “режиссуру урока”.
    Спасибо.
    Очень хороший сайт, удобный.
    от В.Букатова: Спасибо. Успехов. Жду рассказов, открытий, советов и вопросов… :)))) – Вячеслав Букатов

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика