меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

§2. «Палочка выручалочка» для учителей и учеников в XXI веке

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАВВЕДЕНИЕ в социо-игровую стилистику «режиссуры урока»Культурологические ОБОСНОВАНИЯ социо-игровой дидактикиЕсли клин клином вышибать, то каким именно?

_________________________________________________________________________

 

Вячеслав Букатов
доктор педагогических наук

Если клин клином вышибать, то каким именно?

§2.«Палочка выручалочка»
для учителей и учеников в XXI веке

.

___В отечественной педагогике впервые услышать о необходимости формирования у детей чувства сверстничества мне довелось от Евгения Евгеньевича Шулешко (1938-2006).

. Евгений Евгеньевич Шулешко

___И как результат многочисленных научных бесед, обсуждений и дискуссий, проведенных и с ним, и в кругу его единомышленников, куда входили и А.П.Ершова, и Л.К.Филякина, и Э.И. Леонгард, и Е.Г. Самсонова, и многие-многие школьные учителя и воспитатели детских садов из самых разных регионов не только Российской федерации (Сибири, Урала, Карелии, Крайниго Севера, Дальнего Востока и т.д.), но и бывших Союзных Республик (тут и Украина, и Белоруссия, и Эстония, и Латвия, и Киргизия, и Казахстан), родилось новое педагогическое направление — социо-игровой стиль обучения.

Л.Пылаева, А.Зиморева, Е.Шулешко, В.Букатов Красноярский край, 1989

 

___В социо-игровой педагогике  (сам этот термин был мною сконструирован при непосредственном участии Евгения Евгеньевича — В.Б.) основное место заняли поиски способов такой «режиссуры урока», чтобы учитель мог из центра ученического внимания то и дело уходить в тень (см.: XXXIII. Горизонты ученической увлеченности), давая своим ученикам возможность самореализовываться. И тем самым вызывать у них появление деловых  интересов друг к другу. А чуть позже и — обнаружение в себе нового чувства, связанного с реальным ощущением своей сплоченности.

.

В затылок друг другу

___Обычно в наших школах как часто получается? На протяжении одиннадцати лет ученики день за днем сидят в затылок друг другу. А сидючи в такой мизансцене, что они на уроках кроме учителя видят? Одни затылки. И так все одиннадцать лет…

___Поэтому когда им на перемену выходить приходится и перед их глазами лица сверстников начинают мелькать, то для них это не лица вовсе, а морды какие-то. Поэтому чуть что — сразу в морду.

___Совсем недавно в Институте усовершенствования пришлось мне семинар для учителей МХК вести. И разговорились мы о том, что воспитатели в детских садах любят бездумно перенимать образ школьного обучения. Сейчас, например, во всех детсадовских группах висят большущие ученические доски, чтоб как в школе (хотя известно, что меловая пыль вредна для слабеньких легких дошкольников).

___И если раньше в комнатках, где велись занятия, столики стояли как в кафе и дети за ними с четырех сторон сидели, то сейчас эти же столики стоят, как парты в классе, и все дети за ними сидят уже лицом не друг к другу, а к доске. А что в том плохого? А то, что и кормят этих детей всё за теми же столами. Но если в школах ученики хоть на уроках и сидят в затылок друг другу, зато на переменах спускаются в свою столовую и там по-людски едят, то есть глядя в лицо друг другу. Тогда как дошкольникам в детских садиках приходится за столами-псевдопартами пищу принимать в мизансцене учебных занятий, то есть «в затылки друг другу». Какое же поколение после этого из них вырастет? Ведь им же ещё одиннадцать лет эти затылки друг друга видеть придется.

___Итак, живой интерес друг к другу, доброе любопытство детей к своим сверстникам, их взаимное побуждение к спонтанности и ситуационное стремление к благородному согласию  оказываются просто-таки необходимы для компенсации тех функций, которые осуществлялись ныне столь стремительно разрушающейся преемственностью поколений. Только при этом условии новое поколение будет расти сплоченным, а не одиночками-отшельниками. Ведь если поколение будет дружным, с полуслова друг друга понимающим, крепким и единым, то культуре современного общества это всё явно пойдет на пользу.

___Но что же тогда рядовому учителю на своих уроках конкретно делать, как строить свою образовательную деятельность? Прежде всего, необходимо как можно чаще предлагать ученикам такие задания и так формулировать свои вопросы по изучаемым темам, чтобы для всего класса (и для самого учителя) реально возникала явная непредсказуемость тех решений или ответов, которые прозвучат от учеников.

___Именно такая учительская тактика позволит формироваться интересам учеников друг к дугу. И способствовать развитию у каждого из них индивидуальных представлений об их общей причастности к своему поколению сверстников. И ежедневно, миллиметр за миллиметром, будет позволять представлениям этим складываться, укрепляться, и находить себе всё новые и новые подтверждения в самых что ни на есть конкретнейших делах и в самых разнообразнейших ситуациях.

.

Ученическое внимание развернуть*

___Одно дело учителю на уроке у своих учеников спросить, сколько будет дважды два, и другое дело, поинтересоваться, сможет ли кто  придумать такой пример, чтобы в ответе было четыре. Допустим, что в классе тянутся пять рук. Эти ученики выходят к доске, чтобы между собой выяснить, повторяются ли варианты их примеров или нет.

* Текст трёх последующих параграфов идентичен тексту соответствующих параграфов в статье: В.М.Букатов. Проблемы этнической самоидентификации и повседневность образовательного пространства // Заход третий:ТАКТИЧЕСКИЙ.

___Пока они будут выяснять, еще парочка учеников надумает к ним с новыми примерами присоединиться. И пока все они со своими неповторяющимися вариантами будут разбираться и на доске их записывать, класс явно будет не только во все глаза смотреть за происходящим, но и в существо учебного задания потихоньку погружаться. Всяк на свою (мало предсказуемую!) глубину. И в конце концов полкласса на горá такое выдадут, о чём учителю и не снилось (например, примеры с «трехэтажным» вычислением или с использованием отрицательных — а почему бы и нет? — чисел).

___Но это я для примера самое простое взял. А можно что-то и посложнее. Например, физика, 11-й класс. Тема: «Теория фотоэффекта».  В конце параграфа вопросы для закрепления. Среди них: «Что такое красная граница фотоэффекта?». Можно ли тут внимание класса не к ответу одного (вызвавшегося первым), а к мнениям друг друга повернуть? Вполне. Для этого ученикам предлагается ответ подготовить самым коротким предложением и самым длинным. И на доске мелом соответственно два числа вывести — по количеству слов в каждом случае. У кого же число окажется самым маленьким, а у кого — самым большим?

___Наверняка появятся желающие «записать цифрами» свои варианты. И всем захочется правильность того или иного результата проверить (или оспорить). Так что в расшифровку-озвучку все начнут вслушиваться не просто внимательно, а очень даже придирчиво. Включая и отстающих, и тех кто, к примеру, русским владеет слабо (потому что это не родной для него язык), а потому на уроках предпочитает отсиживаться. Ведь что-что, а пересчитать слова в самом коротком или длинном предложении (а заодно и придраться к какой-нибудь реальной или мнимой неправильности) даже им кажется вполне по силам…

.

Нестандартные задания*

___Итак, при установке учителя на непредсказуемость содержания  ответов, получаемых на уроке, у учеников естественным образом возникает неподдельное любопытство к мнению своих сверстников. Но учителю непредсказуемость задания иногда можно и впрямую направлять на реанимацию преемственности поколений. Для этого ему нужно постараться задавать такие вопросы, так задачи формулировать и такие на дом задания выдумывать, чтобы своих учеников стимулировать к домашним расспросам, к поиску ответов у своих родителей и родственников, то есть — направлять их внимание к житейскому опыту их собственных семей.

___Приведу пример. Недавно учительница по географии прислала мне свой отчет об уроке, который самой ей очень понравился. А всё потому, что, как ей показалось, она очень удачно использовала в начале своего урока такой игровой прием. Часть учеников, выстроившись у доски, вытянули билетики, на которых было указано, кто как здоровается. Англичане — поклоном, русские — рукопожатием, эскимосы якобы носами (потирая нос об нос).

___Ученики, что в билетиках учительницей было изложено, старательно изобразили. Все похихикали. Вот учитель и счастлив: как, дескать, весело и нестандартно урок прошёл.

___А вот если бы учительница была ориентирована не на развлекательный примитив (к которому многие учителя частенько сводят суть использования тех или других игровых приемов обучения), а, например, на непредсказуемость поисков самих учеников, да ещё к тому же в своих собственных семьях, то, возможно, она поступила бы таким образом.

___На предыдущем уроке в качестве домашнего задания попросила бы узнать у кого-то из домашних (у мамы или папы, бабушки или дедушки, брата или сестры — у кого кому удобно) минимум две разные истории про то, как один и тот же родственник с кем-то при встрече приветствием обменивался — рукопожатием ли, кивком ли головы или как-то еще. Разумеется, сами способы приветствия в этих историях должны быть разными, то есть не повторяться.

.

Ежедневные приплюсовывания*

___Даже навскидку сразу ясно, что ученики могут довольно много способов насобирать. Ведь взрослые приветствуют друг друга не только рукопожатием. Варианты разные бывают. Кто при встрече с женщиной руку ей целует, а кто просто головой кивает. А в армии принято ладонь к козырьку прикладывать. С одними друзьями кто-то предпочитает обниматься, а с другими поцелуями обмениваться (кто в щёчку, кто в губки, а кто в макушку). Одним словом, ученикам есть, чем своих домашних озадачить и о чём у них порасспросить. И истории, которые они из своих семей принесут, наверняка будут весьма разными.

___То, как эти истории потом на уроке у доски будут ими пересказываться, наверняка будет сильно отличаться от их же формальных пересказов очередного параграфа из учебника. Эмоциональность, и увлекательность этих пересказов, скорее всего, у всех одноклассников вызовут неподдельное любопытство и непроизвольное внимание.

___А ведь нам это как раз и нужно. Пусть шажок небольшой, пусть лепта в дело налаживания что сверстнической  солидарности, что  преемственности поколений, казалось бы, пустяковая, но тем не менее — вклад. Москва ведь не сразу строилась. Вот и в воспитании нового поколения любые пустячки и мелочёвки — в дело.

___Более того, чем лепта мельче и пустяшнее, тем лучше. Лишь бы их было побольше и чтоб вся эта мелочёвка ежедневно друг к дугу приплюсовываться не переставала.

.

Повод проявить свой профессионализм

___При использовании социо-игровой «режиссуры урока» довольно часто возникают ситуации, требующие от учителя не просто смекалки, а вполне ощутимых затрат своих сил (не только моральных, но и физических). И это, по-моему, замечательно.

___Ведь хороший учитель не тот, которому удаётся вокруг себя никаких особых проблем не замечать и потому ничего не делать. А тот, который вокруг себя неустанно какие-то проблемы то и дело не только обнаруживает, но и засучив рукава к их разрешению немедленно приступать не боится.

___Вернёмся к домашнему заданию, связанному с расспросами родителей, как кто кого приветствует. Ведь у кого-то из учеников семья может быть не только неполной (без отца), но и неблагополучной (мать-алкоголичка). Так что неизвестно, какое у родительницы настроение будет — то ли она действительно с удовольствием и повспоминает, и в деталях расскажет о двух-трех (а то и всех четырёх) занятных или поучительных случаях, то ли отмахнётся, отгрызнётся, послав своего сынка на все четыре стороны (или куда подальше).

___И вот этот ученик приходит на урок с невыполненным домашним заданием. Как ему оправдываться? Говорить, что забыл? Или рассказать, как оно на самом деле было, что мать с ним разговаривать не захотела?

___Если учитель нечуток, то он тут может дать промашку. Зато если он прирожденный психолог и гуманист, то вот вам и предлог для того, чтобы свои душевные качества в деле проявить, вовремя озадачившись, как бы этому горемыке соломку подстелить.

___Ведь иной учитель, задав такое домашнее задание, может заранее прикинуть, что реакция неблагополучной мамашки, возможно, будет нелицеприятной. А посему либо позвонить ей по телефону (сейчас местная телефонная связь даже во многих сёлах существует). А то к ней домой и самому заранее заглянуть, чтобы с ней пообщаться, узнать, как она поживает, какие проблемы ее одолевают, сынка похвалить, а заодно (в конце разговора) и упомянуть, что тут вот весь класс на дом особое задание получил — родителей порасспрашивать. Так вот пусть, дескать, она уж своего сынка не подведет и всё, что ему надо, вспомнит, и всё, что надо, расскажет. Чтобы ему было потом чем перед сверстниками у доски блеснуть. Больше чем уверен, что мамашка та хотя бы наполовину, но пожелание классного руководителя выполнит.

___Вот вам и «работа с родителями». Вот вам и прекрасный повод свой учительский профессионализм классного руководителя на деле проявить. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Это я все о том, что социо-игровой стиль обучения — дело, конечно, хлопотное. Но хлопоты эти потом сторицей обернуться могут.

.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАВВЕДЕНИЕ в социо-игровую стилистику «режиссуры урока»Культурологические ОБОСНОВАНИЯ социо-игровой дидактикиЕсли клин клином вышибать, то каким именно?

.

..

.

.\

2 comments to §2. «Палочка выручалочка» для учителей и учеников в XXI веке

  • Ольга

    Имела огромное счастье в 1992-93 годах присутствовать на лекциях Евгения Евгеньевича в Красноярском ИПК. Проработав по его Программе «Обновление и самообразование» в начальной школе несколько лет, теперь понимаю,какой шанс подарила мне судьба — быть ученицей такого ПЕДАГОГА. Дети, прошедшие этот курс, сейчас 26/27 -летние люди. Среди них нет неуспешных людей, хотя вышли они из маленького сибирского города Заозёрный. Среди них есть даже кандидат филологии.
    Вспоминаю Евгения Евгениевича с теплотой. Его юмор, его разговор с нами, его взгляды до сих пор воспринимаются, как свежий ветер в нашем образовании. И теперь, когда со всех сторон слышится о стандартах второго поколения, я постоянно провожу параллель в те теперь уже далекие годы и понимаю — вот откуда они, эти стандарты.
    Светлая память Вам, ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ Евгений Евгеньевич.

  • Людмила

    Все ваши мысли по поводу организации социо-игровой дидактики мне очень близки. и я давно использую их
    на своих уроках. Самое главное, что детям это нравится, да и результативность обучения не страдает. Я — за !

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика