меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Заход третий: ТАКТИЧЕСКИЙ

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАВВЕДЕНИЕ в социо-игровую стилистику «режиссуры урока» Культурологические ОБОСНОВАНИЯ социо-игровой дидактикиПроблемы этнической самоидентификации и повседневность образовательного пространства

___________________________________________________________

В.М.Букатов

Проблемы этнической самоидентификации и повседневность образовательного пространства: Три личностно-ориентированных захода по уяснению возможной стратегии и тактики в профессиональной деятельности современного учителя

ж..

Заход третий: ТАКТИЧЕСКИЙ

или Вариантов наверняка будет несколько
.

___Теперь мы вплотную подошли к разговору о тактике, которой учителям желательно на своих уроках придерживаться.

___Прежде всего, необходимо как можно чаще предлагать ученикам такие задания и так формулировать свои вопросы по изучаемой теме, чтобы для всего класса (и для самого учителя) реально возникала явная непредсказуемость тех решений или ответов, которые в результате прозвучат от учеников. Именно это позволит второй линии стратегии — формированию интереса учеников друг к дугу, к своим сверстникам для развития у каждого из них индивидуальных представлений об их общей причастности к своему поколению — ежедневно, миллиметр за миллиметром, и складываться, и укрепляться, и реализовываться.

К мнению друг друга внимание повернуть *

___Одно дело учителю на уроке у своих учеников спросить, сколько будет дважды два, и другое дело поинтересоваться, сможет ли кто придумать такой пример, чтобы в ответе было четыре. Допустим, что тянутся пять рук. Эти ученики выходят к доске, чтобы между собой выяснить, повторяются ли их примеры или нет.

* Текст трёх последующих параграфов воспроизведён и в статье: В.Букатов. Если клин клином вышибать, то каким именно? // §2. «Палочка выручалочка» для учителей и учеников в XXI веке.

___Пока они будут выяснять, еще парочка учеников надумает к ним с новыми примерами присоединиться. И пока все они со своими неповторяющимися вариантами будут разбираться и на доске их записывать, класс явно будет не только во все глаза смотреть за происходящим, но и в существо учебного задания потихоньку погружаться. Всяк на свою не всегда заранее предсказуемую глубину. И в конце концов полкласса на горá такое выдадут, о чем учителю и не снилось (например, примеры с «трехэтажным» вычислением или с использованием отрицательных — а почему бы и нет? — чисел).

___Но это я для примера самое простое взял. А можно и что-то посложнее. Например, физика, 11-й класс. Тема: «Теория фотоэффекта».  В конце параграфа вопросы для закрепления. Среди них: «Что такое красная граница фотоэффекта?». Можно ли тут внимание класса не к ответу одного ученика (вызвавшегося первым), а к мнениям друг друга повернуть? Вполне. Для этого ученикам предлагается ответ подготовить самым коротким предложением и самым длинным и на доске соответственно мелом два числа вывести — по количеству слов в том и другом варианте. У кого же число окажется самым маленьким, а у кого — самым большим?

___Наверняка вариантов будет несколько. И всем захочется правильность того или иного результата проверить (или оспорить). Так что в расшифровку-озвучку все начнут вслушиваться не просто внимательно, а очень даже придирчиво. Включая и отстающих, и тех кто, к примеру, русским владеет слабо, а потому на уроках предпочитает отсиживаться. Ведь что-что, а пересчитать слова в самом коротком или длинном предложении (а заодно и придраться к какой-нибудь реальной или мнимой неправильности) даже им вполне по силам.

Нестандартные задания *

___Итак, при ситуативной непредсказуемости у учеников естественным образом возникает непроизвольное любопытство к мнению своих сверстников. Но учителю эту непредсказуемость задания можно направить и впрямую на реанимацию преемственности поколений. Для этого ему нужно постараться задавать такие вопросы, так задачи формулировать и такие на дом задания выдумывать, чтобы своих учеников стимулировать к домашним расспросам, к поиску ответов у своих родителей и родственников, то есть в житейском опыте своей семьи.

___Приведу пример. Недавно учительница географии прислала мне свой отчет об уроке, который самой ей очень понравился. А всё потому, что, как ей показалось, она очень удачно использовала в начале своего урока такой игровой прием. Часть учеников, выстроившись у доски, вытянули билетики, на которых было указано, кто как здоровается. Англичане — поклоном, русские — рукопожатием, гренландцы якобы носами (потирая нос об нос).

___Ученики, что в билетиках написано, изобразили, все похихикали. Вот учитель и счастлив: как, дескать, весело и нестандартно урок прошел.

___А вот если бы учительница была ориентирована не на развлекательный примитив (к которому многие педагоги частенько сводят суть использования игровых приемов обучения), а, например, на непредсказуемость ученических поисков, да еще к тому же в своих собственных семьях, то, возможно, она поступила бы так. На предыдущем уроке в качестве домашнего задания попросила бы узнать у кого-то из домашних (у мамы или папы, бабушки или дедушки, брата или сестры — у кого кому удобно) минимум две разные истории про то, как этот человек с кем-то при встрече приветствием обменивался — рукопожатием ли, кивком ли головы или как-то еще. Разумеется, сами способы приветствия в этих историях должны не повторяться.

Ежедневные приплюсовывания *

___Даже навскидку сразу ясно, что ученики могут довольно много способов насобирать. Ведь взрослые приветствуют друг друга не только рукопожатием. Варианты разные бывают. Кто при встрече с женщиной руку ей целует, а кто просто головой кивает. А в армии принято ладонь к козырьку прикладывать. С одними друзьями кто-то предпочитает обниматься, а с другими поцелуями обмениваться (кто в щечку, кто в губки, а кто в макушку). Одним словом, ученикам есть, о чем поузнавать у своих домашних. И истории, которые они из дому принесут, наверняка будут весьма разными.

___То, как эти истории потом на уроке у доски будут пересказываться, наверняка будет сильно отличаться от формальных пересказов очередного параграфа из учебника. И эмоциональность, и увлекательность этих пересказов, скорее всего, у всех одноклассников вызовут неподдельное любопытство и непроизвольное внимание.

___А ведь по первой и второй стратегии нам как раз это и нужно. Пусть шажок небольшой, пусть лепта в дело налаживания преемственности поколений, казалось бы, пустяковая, но тем не менее — вклад. Москва ведь не сразу строилась. Вот и в воспитании у подрастающего поколения этнического самосознания, да и в реанимации процесса преемственности поколений, любые пустячки — в дело.

___Более того, чем тактика мельче, пустяшнее, тем лучше. Лишь бы таких тактических приемчиков побольше и чтоб вся эта мелочевка ежедневно друг к дугу приплюсовываться не переставала.

Любопытство «по алфавиту»

___В качестве подсказок для создания на уроках ситуаций, связанных с непредсказуемостью, учителям вполне может служить литература по социо-игровой педагогике (смотри, например, «Хрестоматию игровых приемов обучения» издательства «Первое сентября» или одно из трех изданий «Режиссуры урока», выпущенных в МПСИ). Много интересного отыщут учителя, если доведется познакомиться с традиционным арсеналом упражнений театральной педагогики.

___Взять к примеру одно из наиболее известных и универсальных упражнений: построение (на скорость!) по какому-нибудь принципу — то по номерам квартир (или домов, или по этажности проживания), то по алфавиту (и не просто по фамилии, а, например, по третьей букве отчества или по предпоследней букве полного имени), то по количеству форточек (или дверей) у каждого ученика дома.

___Разные основания для построения на скорость каждый раз заново активизируют любопытство учеников друг к дружке. И поэтому даже в хрестоматийном варианте подобные построения комплексно работают на укрепление и чувства сверстничества, а, стало быть, в конечном итоге и на профилактику этнической неприязни.

___Заметим, что в подобных построениях можно и тему этнической принадлежности задействовать. Попросить класс построиться, например, по третьей букве своей национальности. Любопытства и каких-то своих подростковых открытий это задание вызовет предостаточно.

___При этом подчеркну, что ученикам просто строиться в линеечку по алфавиту своих национальностей не очень-то хорошо. А вот по третьей букве — как-то и безобиднее, и всем интереснее. Путаница, конечно, начнется еще та! Зато если на этот раз представители какой-то национальности окажутся впереди, то все понимают, что в следующем построении по какому-то новому неожиданному принципу (например, по букве, но уже по четвертой!) всё поменяется и впереди окажутся представители какой-то другой национальности.

___(В скобках замечу, если в своей национальности ученик по той или иной причине почему-то не уверен, то в следующий кон — на другую букву — он иной вариант своего решения может на себя примерить.)

Перебор возможных решений

___Почему же учителя подобных — не ахти уж и каких хитрых заданий, — по сути дела, избегают? А все потому, что интуиция им нашептывает, что проблемы могут возникнуть. Например, у ученика мама — украинка, отец — русский (или наоборот), и он искренне не знает, к какой национальности ему себя отнести? А с родителями он тему эту еще на обсуждал (такое часто случается).

___Вот он за помощью к учителю и обратится. А тот и сам не знает, как в такой ситуации поступить. А потому считает, что лучше подобные эпизоды за три версты обходить, от греха подальше — оно спокойнее будет.

___Учителю-то спокойнее, а вот ученику, когда он на пороге юности окажется, подобное спокойствие взрослых (и родителей, и учителей) может не раз аукнуться противным зудом то того, то другого этнического «комплекса неполноценности».

___Ведь рано или поздно, но каждому ученику национальные вопросы решать-то придется. У кого-то возникнут проблемы с выбором своей национальной принадлежности, а у кого-то проблемы будут совсем в другом — например, связанные с отсутствием ощущения своей личной причастности к собственному народу.

___Поэтому чем раньше ученики наброски своих возможных решений начнут перебирать, тем лучше. И чем в более легкой, игровой форме они эти свои варианты будут к себе то так, то эдак прикладывать, тем опять же полезнее. Так почему бы эти примерки хоть изредка не устраивать на школьных уроках? Так видите ли, учитель опасается, что в затруднительной ситуации он своему ученику подсказать ничего не сможет.

Полезная наглядность

___Представим себе такую «ужасную» ситуацию. Ученик определиться не может. И учитель тоже в растерянности. И это на глазах у всего класса!

___Казалось бы, что может быть ужаснее? Или наоборот, что может быть для каждого присутствующего при этой ситуации полезнее? Полезнее для начала движения по тому пути, который приведет каждого из учеников к определенному и (будем надеяться) вполне позитивному решению.

___Возможно, что путь этот для кого-то будет долгим или тернистым. Но никому его не избежать. Поэтому первые свои шаги на этом пути лучше делать налегке, без вериг заскорузлых комплексов. И растерянность учителя для кого-то, может, станет той первой вешкой, оповещающей личность о серьезности будущих проблем. И, возможно, для кого-то окажется весьма полезной (знаковой) «немой лекцией» о сложностях этнических переплетений в окружающей жизни.

___Но это — в худшем случае, вероятность которого  достаточно мала. Ведь любой взрослый (родители сейчас не в счет) может рассказать, что обычно считается, что фамилия передается, как правило, по отцу, а национальность — по матери. Исключений, конечно же, полно. Так что есть над чем подростку поломать голову и о чем с родителями дома разговоры затеять.

___Если ученик после урока географии, алгебры, иностранного языка (ведь по алфавиту третьей буквы на любом из этих предметов можно строиться) придет домой и будет интересоваться мнением и отца, и матери (дедушки-бабушки или брата-сестры), то рано или поздно это наверняка благоприятно скажется на профилактике возможных издержек в его этническом самосознании.

Повод проявить свой профессионализм

___Следует заметить, что при использовании социоигровых технологий довольно часто возникают ситуации, требующие от учителя не просто смекалки, а вполне ощутимых затрат своих сил (не только моральных, но и физических). И это, по-моему, замечательно. Ведь хороший учитель не тот, которому удается вокруг себя никаких особых проблем не замечать и потому ничего не делать. А тот, который вокруг себя неустанно какие-то проблемы то и дело не только обнаруживает, но и засучив рукава к их разрешению немедленно приступать не боится.

___Вот чуть ранее мы, например, разбирали ситуацию, когда домашнее задание было связано с расспросами родителей, как кто кого приветствует. Но ведь у кого-то из учеников семья может быть не только неполной (без отца), но и неблагополучной (мать-алкоголичка). Так что неизвестно, какое у родительницы настроение будет — то ли она действительно с удовольствием и повспоминает, и в деталях расскажет о двух-трех (а то и всех четырех!) занятных или поучительных случаях, то ли отмахнется, отгрызнется, послав своего сынка на все четыре стороны (или куда подальше).

___И вот этот ученик приходит на урок с невыполненным домашним заданием. Как ему оправдываться? Говорить, что забыл? Или рассказать, как оно на самом деле было, что мать с ним разговаривать не захотела. Если учитель нечуток, то он тут может дать промашку. Зато если он прирожденный психолог и гуманист, то вот вам и предлог для того, чтобы свои душевные качества в деле проявить, вовремя озадачившись, как бы этому горемыке соломки подстелить.

___Ведь иной учитель, задав такое домашнее задание, может заранее прикинуть, что реакция неблагополучной мамашки, возможно, будет нелицеприятной. А посему либо позвонить ей по телефону (сейчас местная телефонная связь даже во многих селах существует). А то к ней домой и самому заглянуть, чтобы с ней пообщаться, узнать, как она поживает, какие проблемы ее одолевают, сынка похвалить, а заодно (в конце разговора) и упомянуть, что тут вот весь класс на дом особое задание получил — родителей порасспрашивать. Так вот пусть, дескать, она уж своего сынка не подведет и всё, что ему надо, вспомнит, и всё, что надо, расскажет. Чтобы ему было потом чем перед сверстниками у доски блеснуть. Больше чем уверен, что мамашка та хотя бы наполовину, но пожелание классного руководителя выполнит.

___Вот вам и «работа с родителями». Вот вам и прекрасный повод свой учительский профессионализм классного руководителя на деле проявить. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Это я всё о том, что социо-игровые упражнения — дело, конечно, хлопотное. Но хлопоты эти сторицей обернуться могут.

Здесь и сейчас

___А теперь о дидактической тактике во внеурочных мероприятиях. Ведь у нас, как правило, различные школьные праздники построены на делении всех присутствующих на две части: одна часть — пассивные зрители, другая часть — исполнители.

___Подходит, например, время Масленицы. Классный руководитель заранее ищет сценарий, раздает кому-то из учеников текст выучить, кому-то поручает куклу изготовить. И в результате большинство учеников на том мероприятии уже запрограммированы быть пассивными наблюдателями.

___Скучающие зрители пялятся на избранных-ряженых, мимо ушей пропускают какой-то, как правило, невнятный, непонятный и им неинтересный текст, скептически косятся на вынесенную масленичную куклу. Скукотища, одним словом.

___И отголосок этого чувства скуки потом будет не раз аукаться в юношеском возрасте, когда школьник то в одной ситуации, то в другой то и дело будет обнаруживать в себе опустошающее чувство, что он никто, что он свою связь с родным народом никак не ощущает и законным представителем его как бы вовсе не является…

___И другое дело, если ту же самую Масленицу проводить без каких-то особых сценариев, выученных текстов и эстрадных костюмов — без всей этой советской мишуры в стиле а-ля «ярмарочный скоморох». А как-то по-простому, без разделения присутствующих на зрителей и исполнителей. Ведь раньше праздники в народе на самом деле отмечали — «здесь и сейчас».

Были безумно счастливы

___Тут вспоминается, что как-то (лет семь назад) обратилась ко мне администрация одного детского садика подмосковного городка Лыткарино с просьбой помочь им организовать Масленицу, но не формальную, а живую.

___Первым делом мы выкинули все сценарии. Одна воспитательница попыталась возразить:

___— Без текста я не могу. Если я выйду, то ничего, кроме «Отведайте-ка блинчиков, как на Руси было принято», придумать не смогу. Я ведь больше никаких слов не знаю.

___Но ответ был таков:

___— Вот и замечательно! Вот что можете, то и говорите. И ничего больше. Главное, чтобы блины были.

___На том и порешили. А вдобавок придумали протянуть на улицу из окна кухни толстый кабель, подключить электроплитку, а пришедшие на праздник родители (праздник был днем, в середине рабочей недели, поэтому пришли в основном не мамы с папами, а бабушки) начнут на этой плитке блины печь. Все будут угощаться и сравнивать, у кого какие блины получаются. И у детей будет прекрасная возможность посмотреть, кто из взрослых как печет (вот вам и комплексное приобщение и к трудовой деятельности, и к самообслуживанию).

___Надо сказать, что задумка с плиткой осуществлена не была (то ли с пожарниками связываться не захотелось, то ли руки не дошли нужный кабель заранее припасти), и уже готовые блины просто выносили из кухни. Зато было организовано катание на настоящей лошади.

___Накануне заведующая детским садом вовремя сообразила, что раз из соседнего коровника им молоко на подводе возят, то можно с администрацией коровника заранее договориться, чтобы лошадь с телегой к детскому садику к одиннадцати часам (и без бидонов) прислали. Так оно и вышло. Всех детей усадили в телегу и вокруг детского садика совершили «круг почета». Счастливы дети были безумно.

Как по традиции положено!

___А потом родители и дети вперемешку лепили снежную крепость. Откуда эта идея взялась?

___За неделю до праздника кто-то из воспитателей при обсуждении вспомнил картину Сурикова «Взятие снежного городка». А что к чему — никто не знает (ведь в обычных сценариях, которыми пестрила методическая литература, об этом ничего не было). Вот и решили — как получится. В конце концов, разве сами воспитатели народом, вернее, его современными представителями не являются? А раз являются, то как сделаем, так оно и верно будет.

___В итоге договорились, что дети с воспитателями будут крепость защищать, а пришедшие родители «брать ее с боем».

___Заведующая попросила дворника за пару дней до масленичной недели заготовить штук десять больших комков снега (было тепло, и снегу было мало, поэтому комья загодя решено было скатать). А в день мероприятия с утра всё ж таки выпал небольшой снежок. Вот все участники Масленицы по этому свежему снежку заранее заготовленные дворником комья покатали, от чего те и белее стали и объемистее. И, посовещавшись, из этих комьев крепость всем миром и сложили.

___А потом (как и было запланировано) дети с воспитателями защищали крепость, а родители (в основном бабушки лет под 60, но очень веселые и шустрые) ее с боем брали. Дети, вообще-то, крепость очень хорошо защищали. Я уж думал, что они явно победят. Но «родители» так разошлись, что во что бы то ни стало решили крепость взять (всё, как по традиции положено!).

___А у детей и воспитателей уже снежки закончились. И тут дети стали снег из стен своей крепости выковыривать, чтобы снаряды лепить и от противника отбиваться. И в один комок, видимо, попала внутрь ледышка. И ребенок этот снежок в самую ретивую бабульку, которая, несмотря на свой вполне интеллигентный вид, первой на стену крепости почти что взобралась, и запустил. У той — огромный синяк под глазом засиял.

___Я думал, что будет скандал. А ничего. Бабулька, счастливая и довольная, только пятачок попросила, чтобы к синяку приложить. А другая ей подсказала к этому пятачку еще и льдинку для холода приставить. И все это с хохотом, и все с явным удовольствием.

___И тогда я подумал: вот вам и естественное народное воспитание. Детишки на конкретном примере видят, как по-деловому можно относиться ко всяким синякам и ссадинам, которые в игровом азарте нет-нет да и, глядишь, появляются…

Всем миром — и дети, и взрослые

___А потом масленичную куклу сжигали. Зрелище сильное и впечатление не только весьма неординарное, но и неоднозначное. Я потом много раз к этим воспоминаниям мысленно возвращался. Для меня многие нюансы народных обрядовых традиций тогда в каком-то новом ракурсе открылись.

___Возможно, что нечто подобное и некоторые из присутствующих испытали. Но явно не все. Кто-то стоял и спокойно смотрел, как будто чуть ли не каждый день прощаться с Масленицей ему приводится. И это тоже нормально.

___Народ на то и народ, чтобы разным быть. И несмотря на эту разницу свою общность чувствовать и как-то общий язык находить. (Л.Н.Гумилев отмечал, что без опыта подобной личностной притирки друг к другу в рамках своего родного этноса полноценных контактов с другими этносами у человека может не возникнуть.)

___А масленичную куклу делали тоже всем миром. Это было перед катанием на лошади. Дворник принес крестовину, охапку соломы, старые тряпки и шпагат. И взрослые на глазах у детей стали это чучело сооружать. Солому подвязывать (как потом оказалось — зря: она слишком быстро горит и от этого много горящего пепла в воздух поднимается), ветошью укутывать, и что к чему — тут же на месте между собой решать. Дети на всю эту картину делового сотрудничества смотрели как завороженные…

___Во многих школах как обычно делали? Вынесут расписную здоровенную куклу-Масленицу, постоит она в центре зала или — если праздник на улице — в уголочке школьного двора, а потом ее до следующего года в чулан уносят. А говорят, что, дескать, понесли сжигать. Вот и получается, что детям очередная порция вранья на блюдечке преподносится.

___Карл Юнг как-то в лекции для учителей заметил, что взрослым лучше не забывать о том, что рано или поздно ребенок начнет делать не то, о чем они ему постоянно твердят, а то, что они себе постоянно позволяют (что ребенок почти ежедневно своими глазами то и дело видит).

Главное, с удовольствием

___К рассказу добавлю, что на Масленицу обычно катания с горок устраивались. И многие учителя кивают, что да, про такое мы слышали, а вот как сделать, не представляем. А что тут представлять? Какой сценарий? Катайся и катайся, лишь бы горка — хоть ледяная, хоть деревянная, хоть какая — была.

___Правда, можно сообразить и для разнообразия, например, какие-нибудь вешки поставить. Докатился с горки до первой вешки — получай один блин, до второй — два блина и так далее. Кто больше блинов заработает? (А захочется шутовскую медаль «Почетного обжоры» победителю вручить — пожалуйста. Если самим кажется уместным, то и нормально. Ведь у нас не археологическая реконструкция какого-то мифически-народного обряда, а живое, веселое гуляние наших современников должно получиться.)

___И в качестве заключения повторю. Если у ведущего, например классного руководителя, язык не очень хорошо подвешен и он, кроме как «отведайте-ка блинков», ничего путного сказать не может, то пусть так и говорит.

___А вот если ведущий оказался хорошим импровизатором, если он любит и умеет рифмовать, а потому публику стихами зазывает, как заправский скоморох на ярмарке, то тоже пожалуйста, и специально принуждать его к косноязычию не надо. Ведь балагурить он будет с удовольствием. А раз так, то это как раз и будет по народной традиции (как и неподдельное косноязычие, главное — с удовольствием).

___Естественность всегда вызывает впечатление более живое, нежели отрепетированная театральность, когда ведущему приходится, то и дело заглядывая в свою тетрадку-шпаргалку, озвучивать чужой и никому не нужный сценарий.

___Итак, если какое-нибудь общешкольное мероприятие, например Масленицу, по-живому провести, то нестрашно, если в результате что-то получится не очень хорошо. Даже неудачи, на самом деле, с педагогической точки зрения (вернее, с точки зрения народной педагогики) на пользу пойдут. Потому что у некоторых учеников они неизбежно вызовут бесконечные разговоры и обсуждения. И между собой, и дома с родителями. А как было у них? А как было раньше? Кто что помнит, знает, думает? И в этих разговорах весь личный опыт востребованным окажется: где кто и что видел в кино, на телевидении, в других городах или селах?

___Все подобные разговоры и обсуждения как раз и работают на то, чтобы ученики начинали чувствовать себя подлинными представителями собственного народа и вполне законными носителями своей национальной культуры. Тогда, глядишь, и популярность скинхедов среди части нашей молодежи на убыль пойдет.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАВВЕДЕНИЕ в социо-игровую стилистику «режиссуры урока» Культурологические ОБОСНОВАНИЯ социо-игровой дидактикиПроблемы этнической самоидентификации и повседневность образовательного пространства

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика