меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Наполнять учебную деятельность ЖИЗНЬЮ

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДИСЦИПЛИНА на уроке и режиссура ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

_________________________________________________________________________

Реутский С.В. Физкультурные комплексы, растущие вместе с детьми дома,  в детском саду и начальной школе. — СПб: Образовательные проекты; М: НИИ Школьных технологий,  2009. —  160 с. // заказать эту книгу можно в интернет-магазине razvivalki.ru или в интернет-магазине — http://www.montessoriworld.ru/ . Или прямо у издателей (если несколько книжек – будет подешевле): http://win.mail.ru/cgi-bin/sentmsg?compose&To=osvita%2dspb@narod.ru (про доставку книг// для Нинель Бережной)

о

Наполнять учебную деятельность ЖИЗНЬЮ

о

___В игре задаются, складываются и формируются эталоны жизни и, в том числе, эталоны учёбы. И очень важно, чтобы каждый ребёнок регулярно прикасался к этим нормам. Как и где? Я уверен, что в каждом занятии, в каждом уроке должен быть игровой двигательный компонент — игра-движение.

___По-хорошему надо бы в педвузах учить будущих педагогов, как им свои занятия строить таким образом, чтобы в каждом из них был непременный компонент — игра и обязательный компонент — движение.

___А вот дальше может открываться чудная вещь. Если педагоги в жизни с детьми смогут соединить и физическую, и психическую, и социальную, и нравственную стороны учебной деятельности, то вдруг окажется, что дети могут образовываться и вне урока, вне занятий. И им, и нам вовсе не очередная учебная тема и не очередная оценка будут важны, а совсем другие вещи.

___Например, три урока подряд мы что-то делаем: лобзиком выпиливаем, в лес пошли или чаепитие заладили — неважно. Вводим те или иные правила-ограничения — и вот уже у детей зубки чешутся: сумеют они это сделать или нет.

___В этом смысле вообще всё педагогическое образование явно имеет смысл перестраивать.

Миры людей и фабрики марионеток

___Есть такая книжка — «Фабрика марионеток» известного американского педагога Гато. Он говорит, что никогда школа не будет той нормальной школой, о которой мы с вами сейчас говорим. Гато утверждает, что государству невыгодно воспитывать думающих, творческих, умеющих принимать самостоятельные решения граждан. Государству нужна именно школа, как она есть — воспитывающая функционеров. И педагогическое образование не будет нацелено на то, чтобы выпускать педагогов, которые «делают наоборот».

___Не получается ли, что наши цели и заботы — утопия?

___А с другой стороны — есть наш личный опыт и опыт конкретных людей.

___У меня, например, был в институте любимый педагог — и он… вёл семинары по марксистко-ленинской философии. Казалось бы! А я его, между тем, своим наставником считаю. Мы на семинарах вели с ним философские разговоры. А несчастный марксизм-ленинизм оказывался удобным поводом!

___Так у какого-то «странного» педагога, не захотевшего вписываться в общепринятый формат, вдруг получается и «странный» студент.

___На личностях стоит вся культура. И каждый решает за себя, каким ему быть и что делать.

___Да, идеального не получится. Однако всё равно надо стараться на своём месте, насколько это возможно, воплотить идеальное. И это непременно связано с жертвой. Надо отдать свою кровь — реальную, эмоциональную, интеллектуальную — иначе ничего хорошего не получится. В педагогике — тем более. Без жертвы вообще ничего серьёзного не бывает — это моя глубокая уверенность. И сколько ты готов пожертвовать, сколько положить — столько, в конце концов, и получишь.

___Однако урожай этот ты можешь собрать только через много-много лет. Он вдруг свалится тебе на голову, когда, казалось бы, уже нет надежды, всё попрано и осталась одна усталость…

___Ну а если отдавать свою кровь в расчете на дивиденды, то это уже не жертва. Это расчёт. А там другая нравственность.

Символы и синонимы

___Я бы вообще все проверял церковными принципами. Вот, например, ты как добрый христианин должен отдавать церкви десятину от своих прибытков. В педагогике то же. Если ты настоящий педагог, ты должен обязательно что-то делать «сверх того», бескорыстно. Да иначе и не получится ничего. У меня, например, самые успешные дела были бесплатные.

___Сейчас, правда, многие педагоги скажут: «Наша зарплата настолько символическая, что можно считать, что мы и так бесплатно работаем». Кто так скажет — ну и отлично. Значит, у них всё в порядке с душой. Им не платят — а они от детей не уходят на более сытное место, работают. И многие — на совесть, с любовью, интересно, с выдумкой.

___А вот когда ты вдруг начинаешь роптать, что тебе мало платят, когда ты всё время озабочен тем, чтобы тебе платили побольше, когда твои мысли заняты тем, как бы этого добиться, и ты начинаешь предпринимать какие-то шаги в этом направлении, — то Бог берёт и перекрывает тебе краник с идеями. И твоя креативность, твоё вдохновение начинают куда-то улетучиваться. А вместе с ними — и радость, и смыслы, и сама жизнь. Это как закон природы. Это я на собственном опыте знаю точно.

___…Игра, поскольку это элемент жизни, имеет динамику развития. Она не может остановиться в развитии, потому что сразу начнёт умирать. Это уже и не игра тогда будет, а голая дидактика.

___Поэтому первая задача педагога — любую деятельность наполнять жизнью. А значит — игрой. Для меня это синонимы. Настоящая игра похожа на жизнь, а настоящая жизнь — огромный кусок игры. Если, конечно, это целостная жизнь. Когда в жизни есть полнота, то всегда есть и какой-то элемент игры, непредсказуемости, творчества, радости, тайны. Без преодоления, без открытия наша радость тоже будет неполна. И в этом отношении игра — некий аналог жизни. К сожалению, у взрослых мало игры и мало жизни.

___Жизнь много богаче любой дидактики. Её ответы и вызовы происходят здесь и сейчас, сплошным потоком. И когда ты отвечаешь на вызов, ты и ощущаешь, что живёшь, что ты в потоке, в правде. Или движешься к правде.

___Поэтому в игре надо учиться жить.

Сергей Реутский

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДИСЦИПЛИНА на уроке и режиссура ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика