меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

УЧИТЕЛЬ и УЧЕНИКИ: послушная любовь или деловое уважение?

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДИСЦИПЛИНА на уроке и режиссура ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯА.Ершова, В.Букатов. Дружественные и деловые характеристики ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

_____________________________________________________________________________

Александра Ершова, Вячеслав Букатов

Дружественные и деловые характеристики поведения учителя

УЧИТЕЛЬ и УЧЕНИКИ: послушная любовь или деловое уважение?

Позиционные цели // «Труженики» и «лежебоки» // Дидактический ритуал // Позиционность и профессионализм // Диапазон стилей // Исключительность взрыва // Страховка от притязаний // Сохраняй дистанцию // Кокетство как стиль // Опасность позиционности // Ищи конкретную причину // Каверзные аспекты учительского профессионализма

.

___Когда по ходу урока или классного часа учитель начинает от учеников чего-то добиваться, то в его поведении всегда можно различить склонность либо к деловому стилю ведения работы, либо к позиционному, то есть связанному с притязанием на некое особое к себе отношение(например, более уважительное или хотя бы более внимательное) со стороны учеников(см. 2 главу в кн.: Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. — М., 1972.).

___И в том, и в другом случае учитель может быть как дружественным, так и враждебным. Одно не исключает другого, что и позволило в «теории действий» наряду с параметром «силы-слабости», «инициативности-оборонительности», «дружественности-враждебности» выделить в качестве самостоятельного и такой параметр поведения, как «деловитость-позиционность», весьма ярко и причудливо отражающийся в особенностях общения людей друг с другом.

Позиционные цели

___В книге «Режиссура как практическая психология» П.М.Ершов подчеркивает, что одна и та же фраза (даже самая простая) может быть использована как с деловым, так и с позиционным подтекстом. «Приходите завтра», «Дайте мне стакан чаю», «Я слушаю вас», «Я сделаю все, о чем вы просили» и т.д. — произнесение любой из этих фраз может быть продиктовано и вполне деловой целью, например, одернуть партнера или, наоборот, более или менее кокетливо дать ему понять о своем к нему расположении. То есть открыто предложить (или принудить его) переменить занимаемую им «неверную» позицию в сторону увеличения дистанции во взаимоотношениях или, наоборот, некого сближения.

___По режиссерской «теории действий», позиционные цели общающихся могут быть направлены как на сближение (улучшение) отношений, так и, наоборот, на их ухудшение. В первом случае общающийся стремится сократить дистанцию в отношениях между собой и собеседником. Это разного рода лесть, кокетство и заискивание, более или менее прикрытые. Человек с целью сближения стремится доставить партнеру удовольствие или своим пониманием его исключительных достоинств, или же предвосхищением любых его суждений, которые тут же демонстративно преподносятся как собственные категорические убеждения.

___Во втором случае человек стремится увеличить дистанцию между собой и партнером, потому что тот ведет себя не так, как следовало бы, позволяя себе претендовать на то, на что он претендовать не может, не должен и права не имеет. То есть его необходимо поставить на место, каким-то образом унизив в более или менее открытой форме.

___В повседневном обиходе предъявления претензий выглядят как более или менее кратковременные стычки (типа одернуть, поставить на место), во время которых речь идет не столько о деле, сколько о характере его выполнения.

«Труженики» и«лежебоки»

___Чтобы понять специфику режиссерского параметра «дело-позиция», сначала совершим экскурс по параметру «инициативность-оборонительность». Дело в том, что в общении с окружающими человек всегда выбирает одну из двух стратегий. Он либо инициативен, настойчив, то есть, как сказал бы режиссер, ведет в данной ситуации общения линию наступления за реализацию своих целей. Либо, когда подобной реализацией каких-то своих целей занят его собеседник, проявляет по отношению к ней некую оборонительную позицию (при этом, оставаясь достаточно внимательным собеседником, он не будет разделять озабоченности своего партнера, а в крайнем случае — случае глухой обороны — он даже и слушать ничего не захочет).

___Одни учителя склонны свои уроки вести в инициативном, наступательном стиле, затрачивая на проведение урока много сил и особо не заботясь об их экономии, о бережном их расходовании. Условно назовем их «труженики». И в их число попадут как те, у кого уроки проходят почти всегда успешно, так и те, уроками которых ни дети, ни сам учитель почти никогда не бывают довольны. Объединять их будет сама установка «работая, работаю» без учета результативности и профессионализма.

___В другую же группу попадут учителя, склонные свою психическую и физическую энергию почти в любых ситуациях урока всячески беречь и экономить. Поведение их во время урока режиссер определил бы так — с прохладцей. И хотя в их число войдут и те, кто у школьной администрации на хорошем счету и уроки которых вполне результативны (так что их даже обычно и выставляют перед всякими проверяющими комиссиями в качестве образцовых), тем не менее обозначим эту группу как «лежебоки».

___Из-за своего стремления занять удобную, нехлопотную оборонительную позицию уроки у таких «лежебок» получаются какими-то безжизненными. Дети на них — какие-то вялые, вареные (а в некоторых случаях даже запуганные). А все потому, что сам учитель на уроке, как в сказке Пушкина, «царствует, лежа на боку». А уж если он что и начнет делать (свою энергию тратить), то в свое собственное удовольствие, а не в удовольствие учеников, сидящих перед ним на уроке (включая гиперактивных и заторможенных, успевающих и отстающих, послушных и хулиганистых).

Дидактический ритуал

___Учителя, занимающие спокойную позицию «лежебок», убеждены, что их обязанности всего-то лишь в том, чтобы задать и проконтролировать исполнение. Именно эта убежденность позволяет им обороняться от любых ученических инициатив, желаний, непониманий и проблем в классе. А поскольку ученики — живые люди, то эти желания, непонимания и проблемы будут во время урока обязательно появляться, то и дело вызывая постоянное глубокое недовольство учителя, что придаст его поведению враждебный оттенок.

___Когда у учителя то и дело возникают к ученикам претензии, вызванные тем, что они много себе позволяют, мешая запланированному (то есть наименее затратному) ходу урока, то его поведение становится не только враждебным, но и по режиссерской терминологии позиционным. Так как учителя не будет устраивать сама такая позиция его учеников. И это начнет читаться в каждой мелочи его поведения.

___Позиционная оборона учителей- «лежебок» обычно направлена на увеличение дистанции, то есть на отдаление учеников от себя, чтобы они знали свое место и не мешали учителю спокойно совершать дидактический ритуал.

Позиционность и профессионализм

___Но вот перед нами разношерстная группа учителей- «тружеников». Остановимся на том из них, кто заинтересованно переживает каждый свой урок, кто стремится, чтобы все ученики у него на уроке работали и были самостоятельны. При этом возникающий на уроке рабочий шум его нисколечко не смущает и он не пускается во враждебно-позиционные разборки с нарушителями порядка. Присмотримся-ка к его поведению — деловой или позиционной борьбой (целью) он занят?

___Если педагог по ходу урока возвышает, то кого — себя или учеников? А если он ставит на место — то опять-таки себя или тех, кто находится перед ним? Он обслуживает свои интересы и желания или интересы и желания учеников, работая над их недостатками?

___Или же он стремится к тому, чтобы занять как можно более лестное место в сердцах учеников, желая быть любимым учителем? (То есть хлопочет о каком-то для себя выгодном уменьшении дистанции между собой и ними?)

___Или, наоборот, он стремится завоевать как можно больший авторитет? (То есть во все тех же небескорыстных интересах хлопочет об определенном увеличении дистанции?)

___Конечно, для традиционных педагогических размышлений в безобидных обычных уроках учителей-предметников и учителей начальных классов видеть реализацию позиционных целей (то есть целей, направленных на сближение-увеличение дистанции) и прогнозировать их последствия — весьма непривычно. Тогда как режиссерский параметр «дело — позиция» заостряет наше внимание именно на них.

___Все варианты позиционных целей учителя (вне зависимости, осознаются они им или нет) оказываются накрепко связанными с его профессиональными представлениями о своих правах и обязанностях. Именно они ежедневно заставляют современного учителя на своем уроке или трудиться засучив рукава над тем человеческим материалом, который перед ним, или стонать и сетовать, какие, дескать, негодные ему достались ученики.

Диапазон стилей

___Каждый учитель, приступая к уроку, невольно руководствуется своими личными представлениями о том, что может и должно произойти на уроке, а что — нет. Что он обязан будет делать, а что не обязан, так как это обязаны делать его ученики.

___Ну, например, одни учителя считают, что дети обязаныслушать их, поэтому они — учителя — не обязаны десять раз повторять свое объяснение. Другие — что yчителя обязанызаинтересовывать учеников. Третьи считают, что yчителя обязаныв своей работе учитывать присущую некоторым детям забывчивость, неусидчивость и невнимательность. И так далее. Именно эти личные представления учителей о своих профессиональных правах и обязанностях и сказываются на стиле ведения урока. У одних учителей он мажорно-деловой, у других — пассивно-терпеливый, у третьих — истерически-взвинченный либо хлопотливо-беспомощный.

___Одни учителя все время ставят на место учеников, одергивая и распекая их. Другие используют урок для возвышения себя, занимаясь саморекламой и самоутверждением. Третьи — то и дело стремятся выйти на контакт с учениками (уменьшить дистанцию во взаимоотношениях) покровительственным понуканием, уступчивостью или даже заискиванием (пусть и замаскированным).

___Когда учитель на уроке берет инициативу в свои руки, то режиссера прежде всего заинтересует, для чего эта инициатива ему нужна. Для делового наступления или же для позиционного? А если на уроке учитель, допустим, ушел в оборону, то попытается понять — в деловую или позиционную?

___Если мы видим, что поведение учителя на уроке позиционное, то какого именно типа? Чем он занят? Ставит своих учеников на место (пусть даже и вполне дружественно), то есть по-отечески одергивает и распекает их? Или же он возвышает себя, занимаясь саморекламой и самоутверждением (опять же таки вполне оставаясь в рамках дружественности)?

___Или учитель, стремясь установить контакт с учениками (уменьшить дистанцию в отношениях), заискивает и слишком уступчив? Или, наоборот, злоупотребляет покровительственным понуканием?

___Находить на эти режиссерские вопросы конкретные ответы, вытекающие из поведения того или иного учителя, и призван параметр «дело — позиция».

Исключительность взрыва

___От педагога, встретившего в поведении ученика проявление совсем уж недопустимой позиции, можно ожидать не типичной реакции (выяснение отношений, выговор и пр.), а использования каких-то особых средств педагогического воздействия.

___Однако очень редко прямое позиционное наступление можно назвать единственно верным и возможным средством педагогического воздействия. Такое наступление А.С. Макаренко называл взрывом. Только в случае абсолютного доверия учеников и учителя друг к другу и полной ясности в их предшествующих отношениях возможен взрыв. Именно угроза для установившейся ясности и доверия вызывает бурю, желание взорвать возникший рецидив недоверия.

___Правда, одиночный позиционный взрыв может быть уместен не только в случаях работы с самыми дорогими и любимыми классами, но и как крайняя мера и последнее средство в поисках контакта с классом, упорно и глухо обороняющимся от учителя или ярко враждебно настроенным к нему (подобная ситуация и была описана А.С. Макаренко в «Педагогической поэме»). Отметим, что в последнем случае успех вовсе не гарантирован и зависит от безукоризненно дружественной заинтересованности учителя, его искренности и уверенности в конечном успехе своих усилий.

Страховка от притязаний

___Все, с чем учитель сталкивается в своей работе, может быть поводом для делового подхода, деловой борьбы. Так происходит, когда свою основную обязанность учитель видит в том, чтобы найти и осуществить столько разных дел и работ с детьми, чтобы в процессе их выполнения ученики обучались, воспитывались и развивались.

___Все недостатки обучения, воспитания и развития детей для хорошего учителя — исключительно деловые объекты. Можно легко заметить, что именно деловой стиль работы требует от учителя настойчивости, изобретательности, оптимизма, то есть всесторонней подготовки и как предметника, и как психолога, и как педагога. И именно соблазн встать в сложных педагогических ситуациях на легкий путь банальной позиционной борьбы — самая большая опасность для начинающего энергичного учителя.

___Например, какую деловую цель поставит перед собой опытный учитель, если класс шумит и не слушает его объяснений? Может быть, разделит класс на группы, которым даст либо одно общее, либо разные задания. Может быть, превратит свое объяснение в интересные и неожиданные вопросы для учеников, которые увлекутся самостоятельным поиском ответов. Может быть, учитель, сориентировавшись на ходу, вместо рассказа начнет что-то демонстрировать, параллельно давая такие комментарии, которые будут интересны и не очень сложны для понимания расшумевшихся детей. И лишь по мере укрепления в классе рабочего настроения начнет увеличивать уровень сложности.

___Выходов может быть множество, главное — не переходить к позиционной борьбе восклицая: «Какое вы имеете право?», «Как вы ко мне относитесь!», «Что вы о себе думаете?!», «Как вам не стыдно!», «Я же для вас стараюсь, а вы!..» и т.д.

___Учителю лучше всего постоянно исходить из предположения, что в его взаимоотношениях с детьми в классе — полная и абсолютная ясность. Если эта ясность строится на реальном (а не на декларируемом) признании учителем своих обязанностей помогать всем и каждому из детей быть деловым, сообразительным и покладистым человеком, то он застрахован от позиционных притязаний. Они исчезают при установке на то, что дети в классе такие, какие они есть, и именно он — учитель — должен организовать и обеспечить для них интересную и полезную деятельность.

Ловушки самоуважения

___Представление учителя о том, что он такой умный, хороший, благородный, порядочный, образованный и красивый (или даже неотразимый), обычно приводит его к позиции человека, претендующего не только на уважение, но и обязательную любовь со стороны учеников.

___Лермонтов писал, что в любви подставляет для поцелуя щеку первым тот, кто себя больше уважает. Нередко самоуважение учителя гипнотизирует окружающих, и они предпринимают разного рода усилия, чтобы попасть к нему в доверие и поцеловать «подставленную щеку».

___Некоторые ученики, ценя подобно фанатичным влюбленным оказанное им доверие, изо всех сил стремятся и выполнять все поручения своего кумира, и предугадывать его желания. Свои взрослые и благородные интересы этот учитель держит как планку, достичь которой так жаждут завороженные ученики.

___Можно ли сказать, что встреча с такими учителями идет детям на пользу? Да. Но трудно сказать, что в этих ситуациях интересы детей главенствовали. Дети только подчиняли — добровольно — свои детские интересы интересам любимого и уважаемого взрослого. Каждый из них был занят не поиском своей тропинки, ведущей к своему пути, а старательным продвижением по стопам своего кумира «след в след». (К тому же при таком стиле работы учителя часть детей в классе — самых слабых, неуверенных, скромных и с трудом выходящих на контакт — всегда остаются без внимания.)

Сохраняй дистанцию

___Если учитель настроен встретить в учениках послушание и покладистость либо признательность и обожание, то, не обнаружив на уроке ожидаемого, он неминуемо подвергается либо искусу начать позиционные разборки, либо в той или иной форме обидеться (то есть заняться увеличением дистанции во взаимоотношениях с учениками), либо начать более или менее явно набиваться в друзья или в любимые учителя (то есть начать сближение с учениками). При стремлении учителя к сокращению дистанции в педагогическом процессе возникает любовно-позиционный стиль.

___Взаимная любовь — вещь тонкая, возникающая как заслуженный результат, но далеко не всегда. Другими словами, она является всего лишь одним (и не самым главным) из раскрывшихся бутонов цветка, окрепшего под действием света, тепла и ухода. Тогда как деловые отношения, не препятствующие зарождению симпатии, но сохраняющиеся и без нее, более чисты, свободны, нравственны.

___Каждый из учеников, занимаясь реальными делами, обогащает себя, если дела эти выполнялись им по-своему. Поэтому деловой подход надежнее обеспечивает проявление и развитие неповторимых индивидуальных черт, нежели слепое копирование учениками повадок любимого учителя.

___Разумеется, любя учителя, школьники работают лучше, интереснее, эффективнее. Да и какой учитель не хочет, чтобы его любили! Но школьная жизнь имеет свои практические, деловые показатели развития ученической личности. Влюбленность же в учителя оказывается вне этих показателей, ограничиваясь пребыванием в одном и том же состоянии. Ведь трудно представить развитие любви ученика к учителю на протяжении, например, пяти лет… Отношение учеников, обычно называемое любовью к учителю, имеет педагогический смысл, если возникает и удерживается в классе только как побочный результат профессиональных усилий учителя, но не как самоцель.

___Хорошо, когда любовь детей к учителю вырастает из взаимного уважения, сохраняющего между ними определенную дистанцию. И хорошо, когда эта любовь не приобретает форм оперной восторженности, маниакального фанатизма или слепого копирования повадок любимого учителя. Давно известно, что не всякая любовь возвышает человека (и ее испытывающего, и ее принимающего) — истина, учителями иногда забываемая.

Кокетство как стиль

___Если представить себе реально класс и взрослого человека, стоящего перед двадцатью пятью парами глаз, то не таким уж и праздным покажется желание учителя- «труженика» воспользоваться не только деловым стилем общения. Основой позиционно-любовного стиля является кокетство взрослого с классом — специфическое сочетание предоставления ученикам инициативы с последующей либо учительскойобороной (когда ученики не так пользуются предоставленной им свободой действий), либо учительским наступлением (когда ученики отказываются использовать якобы предоставленную им свободу).

___Поначалу кокетство оказывается результативным, потому и закрепляется в личном опыте многих учителей. Но есть немало чутких учителей, которые, своевременно почувствовав возможные побочные эффекты, используют все свое педагогическое мастерство, чтобы даже малейшие проявления кокетства трансформировать в целеустремленный деловой стиль работы.

___Если же кокетство затянулось, то оно неизбежно тянет педагогов к позиционным трясинам во взаимоотношениях: на уроках — к хроническому многословию, а при индивидуальных встречах с кем-то из учеников — к взаимному излиянию души.

Опасность позиционности

___Чем меньше у учителя устремлений деловых, тем чаще он занят позиционными. Самовосхваление, разносы, лесть или кокетливое самоуничижение могут виртуозно чередоваться в поведении учителя, когда он занят позиционной (пусть даже неосознаваемой) установкой, суть которой можно выразить так: «Мне хочется, чтобы они меня любили». Деловые же устремления как бы освобождают учителя от собственных позиционных забот и претензий к детям, и он перестает бросаться из одной крайности в другую.

___Когда деловое стремление учителя к осуществлению каких-то намеченных на уроке дел (слушать, писать, считать, отвечать, следить и т.д.) встречает сопротивление, то позиционный отход от дела одни учителя совершают слишком легко, тогда как другие умеют сохранять свой деловой настрой. И им это удается даже при самом упорном сопротивлении учеников, при самых неприятных и даже экстравагантных выходках кого-то из них.

___Если же возникшая на уроке ситуация, наоборот, приятна учителю, то для него опять-таки возникает опасность перейти на личные позиции, так или иначе подчеркивая наметившееся уменьшение дистанции (хотя бы в знак благодарности).

Ищи конкретную причину

___Какие советы можно дать учителям, чтобы они не выходили за рамки делового стиля общения в трудных для себя ситуациях?

___Во-первых, увидев любое сопротивление (отказ, невыполнение — короче, не то, что ожидал увидеть и что сразу же не понравилось), поищите конкретные (деловые) причины случившегося (это не всегда легко сделать и требует активного, изобретательного мышления). Искать или предполагать следует такую причину, которая поддается деловому изменению и конкретному выполнению. Все возможные ошибки учеников — от лишней запятой до ошибочной точки зрения или тревожных мировоззренческих утверждений — предмет делового исправления.

___Смешон был бы тот врач, который, обнаружив симптомы болезни, стал бы возмущаться и делать выговор больному за то, что тот все еще нездоров. Это дело врача — подыскивать такую микстуру, такую процедуру, такой совет, чтобы пациент выздоровел. Вот и учителю нужно найти такое дело-задание для трудного (непослушного или невнимательного) ученика, выполняя которое он наконец-то начнет плодотворно обучаться, развиваться и воспитываться.

___Во-вторых, деловая позиция учителя укрепляется при уважении к ученику, признании учителем высокой ценности неповторимой личности ученика, на которого нельзя (да и что толку!) давить, но с которым нужно вместе работать. Уважение друг к другу тормозит и сдерживает позиционные соблазны (направленные как на увеличение, так и на сокращение дистанции) во всех школьных ситуациях.

___Уважение заставляет нас признавать право человека на ошибку и не отказывать ему в праве эту ошибку самостоятельно обнаружить и исправить. А еще помогает удерживаться от злорадства и не терять достоинства.

___Уважение к ученику не позволяет учителю заниматься на уроке самолюбованием и самоутверждением. Вместо этого ему открывается возможность учиться у детей и с их помощью приобретать новые запасы сил, знаний, радости.

___В-третьих, учителю, планирующему урок, нужно быть готовым к тому, что какое-то из запланированных заданий на уроке может дать сбой и «не пойти» (а такое порой случается даже с, казалось бы, самым безотказным заданием, которое в других классах проходит на ура). И тогда ему необходимо будет принимать срочные меры делового характера.

___Если учитель приходит на урок с установкой на непогрешимость разработанного конспекта или исповедуемой методики, то любая неудача потянет его к желанию списать случившееся либо на «неразвитых» и «невоспитанных» учеников, либо на свое тотальное неумение. И первое, и второе приводят к унынию.

___Установка же на принятие срочных деловых мер поможет учителю вовремя сориентироваться и извлечь из своего педагогического загашника такое задание, которое «здесь и сейчас» вызовет у учеников неподдельный интерес. А следовательно, и обеспечит аванс ученического доверия к заданию следующему, уже более сложному и приближающемуся к тому самому, что на данном уроке по какой-то причине дало сбой.

___Подчеркнем, что с приобретением опыта учитель накапливает знания о том, что и кому из учеников дается трудно, где они обычно спотыкаются, где им надо помочь. Деловой подход к своим профессиональным обязанностям делает этот путь накопления бесконечным, так как индивидуальности учеников неисчислимы, как и все их личные открытия, их способности и все возникающие по ходу дела проблемы.

Каверзные аспекты учительского профессионализма

___Учителям нужно забыть формулировку «ученики должны усвоить, запомнить, выполнить…». Единственная возможность — организовать такую ученическую работу, в результате которой то, что было намечено учителем, они и усвоят, и запомнят, и выполнят. Конечно, организовать работу гораздо сложнее, чем просто рассказать, просто дать задание, поставить вопросы и… в конце концов отругать за невыполнение.

___Планирование того, что дети должны, провоцирует учителя на позиционное общение с классом. И учитель становится беспомощным перед основным содержанием своей профессии — переделать плохое в ученике в хорошее, минусы в плюсы. Для такой работы по переделке-переплавке нужен и разнообразный материал, и многообразные формы коллективной работы, и многообразные критерии и способы контроля за ходом работы, которыми могли бы пользоваться сами ученики.

___Если на уроке один только учитель видит и знает, что «верно» — что «неверно», «хорошо» — «плохо», «интересно» или нет, то у учеников, привыкших ориентироваться лишь на учительское мнение-разумение, начинает атрофироваться умение контролировать себя. Кстати, именно из-за этого так непомерно раздувается для некоторых учеников значение хороших или плохих взаимоотношений с учителем. Повышенное же внимание к подобным проблемам может потом привести некоторых учеников в непролазную чащу пожизненных позиционных разборок, амбиций, иллюзий и тотальной неудовлетворенности.

___Сравнивая записанный в учительской тетради план (или конспект) урока с тем, что произошло на самом деле, любой учитель может определить уровень своей деловой подготовки: насколько прошедший урок был формальным или творческим.

___Все наши режиссерские советы идут вразрез с ожиданиями тех учителей, которые предпочитают вести уроки по конспектам (своим или даже взятым из каких-то популярных методичек). Какая роль в реализации намеченных задач и целей обычно отводится ученикам (таким разным и непредсказуемым!) в плане, конспекте или, как сейчас многие стали называть, «сценарии урока»? Если там записано, что должны ответить ученики, то это не план школьного урока, а какая-то пьеса для театра абсурда.

___Даже если в плане записаны формулировки, которые должен произнести только учитель (рассказать, задать, спросить), то режиссер не применит поинтересоваться, а где же здесь обратная связь, то есть деятельность учеников? Некоторые из читателей поспешат возразить, что это именно для их обучения и приготовлены все вопросы и задания. «Но будут ли дети, — продолжит театральный режиссер, — эти задания выполнять?» «Обязаны!» — возможно, подумает иной читатель. А это значит, что при малейшем нежелании учеников выполнять то или иное заданное их ждет учительское осуждение (диапазон которого огромен: от косого и украдкой брошенного взгляда до громогласного и нескончаемого пропесочивания). Если же класс послушно склонился над тетрадями, то театральный режиссер не применит поинтересоваться у учителя: а каковы, на его взгляд, мотивы каждого из приступивших к выполнению этого задания?

___Подобные каверзные вопросы высвечивают те проблемы-парадоксы нелегкого учительского труда, о которых в учебниках по педагогике обычно умалчивается, а вместо них предъявляется весьма упрощенная модель педагогического процесса. А ведь именно характер реальных целей и определяемое ими ученическое и учительское поведение в конечном счете высвечивают истинную ценность урока, а соответственно и уровень подготовленности к нему школьного учителя.

.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДИСЦИПЛИНА на уроке и режиссура ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯА.Ершова, В.Букатов. Дружественные и деловые характеристики ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

.

.

_____________________________________________________________________________

2 comments to УЧИТЕЛЬ и УЧЕНИКИ: послушная любовь или деловое уважение?

  • Да, действительно, интересно.
    Наводит на размышления…

  • Натали

    Супер статья! Столько подводных камней, о которых я даже и не задумывалась! Спасибо! Буду деловой!

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика