Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Дисципл/Бук.: XIII-XIV

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДИСЦИПЛИНА на уроке и режиссура ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯВ.М.Букатов. ДИСЦИПЛИНА и игровые приемы обучения на уроке

_________________________________________________________________________

В.М.Букатов, доктор педагогических наук, профессор МПСИ, научный руководитель экспериментальных площадок по социо-игровой педагогике

Дисциплина и игровые приемы обучения на школьных уроках (По материалам III части кн.: В.М.Букатов. Педагогические таинства дидактических игр. — 2-е изд., испр. и доп.- М., 2003.)

XIII. Все выше и выше

Второй рычаг, часто составляющий личный секрет педагогической настойчивости, заключается в ПОВЫШЕНИИ И УСИЛЕНИИ ГОЛОСА в начале каждой последующей фразы по сравнению с предыдущей.

Представим ситуацию схожую с вышеприведенной: в расшумевшийся класс послали студентку-практикантку и ее попытки утихомирить ребят оказались неудачными. Подумаем, почему? Во-первых, она пересекла порог класса, скорее всего будучи телесно демобилизованной. Потом спохватилась и, впопыхах (!) собравшись, прикрикнула на класс. Тот, заинтригованный новизной, на какое-то время притих. Студентка, чувствуя, что ее возможности иссякают, раз-другой повторила окрики, обеспечивая себе тем самым полное поражение.

В результате  вместо желаемой настойчивости она почувствовала бессилие. И кричала она вроде бы громко, даже громче, чем опытная учительница, а результат совершенно иной.

В быту при общении, привлекая к себе внимание, отбирая инициативу и удерживая ее, люди обычно повышают и усиливают голос (П.М. Ершов в книге «Режиссура как практическая психология» отмечает, что борьба за инициативу частенько выражается в стремлении партнеров перекричать друг друга, поэтому в спорах по неотложным делам люди легко переходят на крик, отчего цели общающихся как правило страдают, что характерно для многих ситуаций и в магазинах, и на предприятиях, и в школах). При этом громкость сама по себе — не главное, важнее ее «прирост». Фразы могут произноситься и не очень громко, но так, чтобы каждая последующая звучала сильнее предыдущей.

Когда практикантка всю энергию вложила в первые слова, то произносить громче остальные фразы она уже не могла. Здесь громкость вместо того, чтобы создать эффект настойчивости, оборачивается бессилием, неубедительностью и растущей раздражительностью (часто ведущих учителя именно к авторитарному стилю поведения).

Для того, чтобы увеличивать эффект от каждой последующей фразы, используется не только громкость, но и повышение звука. Получается своеобразная комбинация: впечатление прироста силы произношения возникает благодаря то повышению голоса, то его усилению.

XIV. Контрастный душ

В неприглядном умении напористо и продолжительно «распекать», отчитывать провинившихся используется еще один рычаг, который сам по себе неприглядным, конечно же, не является. Рычаг этот обеспечивает нескончаемость подобного учительского воздействия и заключается в МАНИПУЛИРОВАНИИ КОНТРАСТАМИ, возникающими как между разновидностями одного рычага, так и между разными рычагами. (Правда, во время учительского назидательного крика смены рычагов чаще не происходит, да и из пяти основных мы обговорили пока всего только два, поэтому через режиссерский «мелкоскоп» рассмотрим ту ловкость, с которой некоторые педагоги манипулируют контрастами в пределах рычага, связанного с нарастанием силы и высоты звучания).

После того как во время «шумного назидания» голос педагога добирается, например, до своих предельных верхних нот звучания,  как было отмечено, на помощь приходит нарастание громкости. Но вот и запас громкости исчерпан. И тогда голос как бы прыгает назад, на исходные позиции, и следующая фраза произносится «на басах» и достаточно тихо. Это ярко контрастирует с высоким и громким произнесением предыдущей фразы, и у учителя опять появляется возможность добиваться прироста настойчивости и демонстрировать ее неиссякаемость.

Такие контрастные прыжки (после визгливых верхних нот — бархатные, вальяжные «низы», а после предельной громкости — оглушающе-враждебная тихая речь) позволяют добиваться впечатления неудержимо усиливающейся и все на своем пути сметающей лавины.

Контрасты в силе и высоте звучащего голоса (а у виртуозов они то попеременные, то опоясывающие, то парные и т.п.) часто успешно маскируют у некоторых учителей отсутствие изобретательности в подборе аргументов или даже восполняют это отсутствие. Контрастный поворот рычага или смена одного рычага другим создают впечатление смены аргументации, и тогда уже высказанные претензии начинают выглядеть как новые, хотя таковыми и не являются.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДИСЦИПЛИНА на уроке и режиссура ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯВ.М.Букатов. ДИСЦИПЛИНА и игровые приемы обучения на уроке

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика