меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

С.Фрига: О родных ЛАБИРИНТАХ семейного воспитания

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаКафетерий «РАЗГОВОРЫ ЗАПРОСТО»

_____________________________________________

Светлана ФРИГА

О родных ЛАБИРИНТАХ семейного воспитания

(и не только об этом)

Размышления, записанные набегу и по скайпу присланные из Праги мамой шестилетней дочки и двенадцатилетнего сына

.

1. Пролог: Жажда знаний

___У меня новость, Варю приняли в государственную спецшколу (это языковая школа).

___Когда я пошла ее записывать, то не знала, что будут вступительные тесты и пришла вообще без ребенка. Оказывается, в школу записывают только 2 дня и это был второй день. И на сайте не было написано, что будут тесты.

___Я срочно привела Варю. И разумеется мы ни к чему не готовились.

___С Гошей я занималась всем, чем только можно, чуть ли не с 4 лет. И на мой взгляд это не правильно (я имею в виду  обучение чтению, письму, языкам, логике, математике и пр.).  По-моему у него совсем не осталось никакой жажды к познаниям.

___А Варя училась читать сама. И пристает научить ее счёту и в обратном порядке, и на всех языках. Она устно и складывает и отнимает.

___Когда Варю экзаменовали в школу, то их метод мне сильно напомнил некоторые советы по «режиссуре урока». Например, тестирование проходило это не в одном месте, а в 2 комнатах! С разной обстановкой (вот вам и «смена мизансцен»)!

___Учитель «брал» ребенка и предлагал ему выбирать: и место для собеседования и игрушки(!). Посидев и пообщавшись за одним столом, они встали, забирали свои игрушки и переходили за другой стол, где до этого сидели другая пара «учитель-ребенок».

___Поработали там и пара опять уходит за другой стол. А за этот подсаживается новенькая парочка.

___За соседними столиками дети иногда при смене соседей, начинали смотреть на вновь прибывших, забывая про своё задание. И учителей это нисколечко из себя не выводило…

___Потом всем детям вручили памятные подарочки. В независимости от того, кого взяли, а кого нет.

___Наблюдать за таким тестированием было очень интересно. Всем родителям можно было выбирать: остаться и смотреть, как их ребёнок будет себя вести на тестировании, или ждать в коридоре. Я осталась. И конечно не пожалела.

___После всех этапов тестирования мне учительница сказала, что за последние несколько часов это лучший результат, и они будут очень надеяться, что она придет учиться в их школу.

___Моей Варе, конечно, очень хочется в школу, а после такого тестирования уже и я сама захотела водить её только туда.

2. Розги школьного кумира

___А сына моего заинтересовать при обучении может только личность. Есть у него учитель один, он свободный и интересный, так вот он для Гоши просто кумир. Он про него с удовольствием рассказывает, цитирует и всегда к его урокам старается подготовиться получше.

___Этот учитель завел розги и сказал ученикам, чтоб они принесли разрешения от своих родителей на порку. Мы с папой посмеялись от души и разрешение дали (правда, устное).

___Вообще все в школе (да и сам Гоша) говорят, что это самый строгий учитель. Но всё самое радостное и интересное в школе оказывается связано с ним.

___Ученики его очень уважают. Параллельно чешскому, литературе и немецкому он их еще многому учит. В плане жизненного опыта – его взгляды очень схожи с моими.

___Времени в обрез, мне уже нужно бежать. У папы с Гошей сегодня шести(!) часовая тренировка: приехал чемпион мира по бразильскому джиу-джитсу. Он два дня подряд проводит мастер-классы. Интересно очень.

___Гоша в борьбе очень успешен. Средство от агрессии! Но это еще и чешский менталитет, конечно, его подталкивает.

3. Нравится или нет?

___На семинаре по борьбе было довольно много детей (примерно 15). И только две родительские пары. Со мной, помимо нашей дочери, была 9-ти летняя дочка подруги. И ей, глядя на тренировку, высидеть было тяжело даже два часа (не говоря уже о пяти часах). Вот она меня всё время и просила, то поиграть с ней, то поехать домой. А мне хотелось только и делать, что смотреть за тем, что и как делает сын (и муж, конечно, но сын – в первую очередь).

___Мы досидели до конца тренировки. Потом по дороге домой бурно обсуждали многие моменты. И потом дома еще пересматривали всё, что я наснимала. И про отца и про сына. И опять все и всё комментировали, приправляя шутками и историями из жизни.


___Младшая дочь, если не участвовала в обсуждениях, то просто валялась на паласе рядом, пела песенки и рисовала, а иногда присоединялась к нам и пробовала тоже сделать или повторить какие-либо приемы джиу-джитсу.

___Так что субботу мы провели просто чудесную. На фоне таких замечательных эмоций вечером мне закралась мысль, а где же были родители остальных детей? Что же они всю субботу делали, пока их ребенок был на тренировке? Стирали, убирали, готовили, валялись на диване, смотрели ТВ или что? Какие такие дела могли
их больше занять, чем любование собственным чадом?

___Стала размышлять на эту тему. Спросила детей, может им хотелось бы больше самостоятельности? И что может быть не очень хорошо следовать из собственного любопытства за ними по пятам. Гоша сказал, что ему очень нравиться, когда мы смотрим, ему не нравиться только, если мы начинаем ему комментировать. Или советовать. Когда для всех остальных есть только тренер.

___Гоша даже, когда один из нас не пришёл смотреть на него, уже начинает расстраиваться. А когда мы однажды опоздали на какое-то мероприятие в гимназии (по уважительной, разумеется, причине), он все равно нас как родителей упрекнул .

___Вот я и не знаю, хорошо это или не очень, собственному материнскому любопытству потакать?

4. Разными тропами

___Ну, нет у меня таких дел, для которых нужно выкраивать время, чтобы сделать их без детей. Тем более часть самих дел можно им же и поручить. Они же и так по полдня проводят в своих школах и садах. Поэтому в выходные мне хочется просто к ним прилипнуть и не отходить.

___Дочь, когда я не отводила ее в сад и мы сидели дома, через несколько дней, сказала, что сидеть дома больше не хочет, чтобы завтра я её обязательно отвела в сад. И сын, когда гуляет с друзьями, просит меня с отцом обходить стороной те места, где он мог бы находиться. Так что на улицах мы передвигаемся разными «тропами».

___Или, когда мы куда-то собираемся, а им не хочется, то они ни за что с нами не поедут, а останутся вдвоем. Чтоб поиграть и пошалить без нас.

___Они сами от нас стремятся почаще избавляться. И то и дело ищут самостоятельности.

___Я это все к тому, что у детей страшно интересная жизнь. И сами они не всегда добровольно с ней делятся.

___А ещё они и сами то и дело уходят от удовольствия наблюдать за ними. Правда, не все. Я встречала семьи, в которых  дети цитируют взрослых, задают взрослые вопросы, стараются вклиниваться во взрослые разговоры. Особенно режет слух, когда ребенок вставляет, явно взрослые комментарии к каким-то обычным событиям. Страшновато становиться, когда они начинают комментировать большую политику. И мне не понятно, чем может быть заинтересован ребёнок, который смотрит НОВОСТИ со взрослыми.

___Когда ребенок старается привлечь к себе внимание не своими «глупостями» или какими-то «детскими интересами», а наоборот тем, что заискивает перед старшим, проявляя не свои «взрослые интересы», то это производит отталкивающее впечатление. Неужели тот, кому ребёнок хочет понравиться, не понимает, что настоящие интересы ребенка начинают стремительно обедняться. Как правило такие дети не могут сами себя развлечь, не могут найти себе занятие. Они нуждаются в постоянном подтверждении своего существования посторонними. В отражении любых своих действий через эмоциональное реагирование (позитивное или негативное) кого-либо из взрослых…

___Я не считаю, что ребенок НЕ ДОЛЖЕН проявлять любопытство ко взрослому, наоборот – проявлять должен обязательно, но не вместо своих интересов и своей личной жизни, а как дополнение ко всему тому, что у него есть.

___А иначе детская естественность начинает как-то искажаться…

___К счастью, пока моих детей повседневный быт и вся взрослая банальность совсем не интересует. И если по примеру их тоже про повседневную текучку и бытовую ответственность забывать, то можно даже очень неплохо расслабиться. И сразу всё таким беззаботным становиться.

___А уж после подобных выходных все дела кажутся легче. И прозрачнее. Всё как бы между прочим и само собой получается.

5. Эпилог: Баррикада в виде ракеты

(родительское пояснение к любительской фотографии)

___Гоша и Варя вечно в кого-нибудь наряжаются.

___С тех пор, как Гошу средневековые времена увлекли, он всё время норовит в воинов тех времён поперевоплощаться. А Варя помешана на космосе и инопланетянах.

___А так как играть-то им охота вместе (но каждому в своем направлении!), то приходится искать консенсус. Например, в эти выходные была построена баррикада(!) в виде ракеты(!!).

___Гоша настаивал на том, что эта ракета – «машина времени». И что они летят в средневековье. А Варя в этой же ракете летела… на другую планету.

___В общем, рядились, стоили и городили свою баррикаду – без малого пару часов. Но в конце концов прилетели они в средневековье. Гоша стал (кто бы мог только подумать) средневековым самураем(!?), а Варя лесным войном (!?), но с элементами инопланетянки

___А всё для того, чтобы потом они самозабвенно начали сражаться … на ложках для обуви!

___Класс!

.

.

.

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаКафетерий «РАЗГОВОРЫ ЗАПРОСТО»

.

.


4 comments to С.Фрига: О родных ЛАБИРИНТАХ семейного воспитания

  • Неожиданно все это увидеть со стороны.
    Немного непривычно, но очень интересно.

  • Sergey Plakhotnikov

    Я частенько встречаю маленьких взрослых, хотя и ходим мы с ними разными тропами. По моим наблюдениям эти дети вырастают в тех семьях, где не поддерживаются их интересы. Если взрослый не поддерживает детские интересы, дети начинают поддерживать интересы взрослых. Малыши встраиваются во взрослые разборки и разговоры, пытаясь получить одобрение взрослых, а взрослые улыбаются в ответ и разнообразно умиляются «детской непосредственности»: «Представляешь, она вчера надела мои туфли и сказала, что у нее дефиле»… Жутковато.
    Тут еще одна интересная вещь — куда развернут родитель, туда постепенно разворачивается и ребенок: к трюмо ли, к плите ли, к телевизору ли… Если родитель развернут к ребенку, то малыш легко обнаруживает в себе силы преодолевать различные препятствия.
    Одна моя коллега, специалист по бытоустройству, проектирует кухни, в которых кухонный стол стоит так, что мама не утыкается лицом в кафель, когда разделывает селедку, а видит своего ребенка играющим тут же на полу. Думаю, это очень разумно.

  • Людмила Петровна

    Светлана! Спасибо за подробный и интересный рассказ. Как сейчас многим родителям «не хватает» времени, чтобы в выходной день побыть с детьми. Причин для оправданий сколько угодно: устал на работе, плохое настроение, домашняя работа… А потом будут удивляться, что не могут найти общего языка со своими чадами.
    Работая много лет в детском саду, я наблюдала за тем, как родители посещают родительские собрания и детские утренники. У тех, кто посещает различные мероприятия часто, дети в основном благополучны во всех отношениях. А проблемные дети на праздниках во время выступлений всегда с грустью всматриваются в лица родителей своих товарищей и, к сожалению, редко находят среди зрителей своих мам и пап.
    Еще раз спасибо, что рассказали, как важно чаще общаться с ребенком, находить совместные занятия дома, поддерживать их творческие замыслы.
    Желаю дальнейшего взаимопонимания в Вашей счастливой дружной семье!

  • freega

    Мне очень понравился рассказ на Вашем сайте, спасибо!

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика