меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Карелия–2006: Пролог и I этап

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокТеатрально-педагогические МАСТЕРСКИЕ Из ПРАКТИКИ современного театрального образования Театральные смены в ЛЕТНЕМ лагере

_______________________________________________________________________

Е.А. Аккуратова: Опыт постановки с детьми мегаСПЕКТАКЛЯ на тему архивных писем «из культурного наследия»

.

I. Пролог [Участники театральной смены] // Этап первый – разминочный

День первый [Письма режиссеров к участникам лагеря, написанные по дороге в Петрозаводск] / Вечер первого дня [Отрывки из  коллективных писем-ответов]/ День второй / День третий (утро)/ День третий (вечер)[Тезисы предварительных обсуждений и раздумий (протокол)]

[театрально-педагогические мастерские А.П.Ершовой]

Пролог

И снова мы едем в театральный лагерь, который теперь переименован в Карельскую Театральную Академию. … Вот уже третий раз мы собираемся летом, чтобы под руководством А.П.Ершовой поучаствовать в постановке очередного спектакля.

И каждый раз, как только заканчивается лагерь очередной, мы начинаем ждать нового, мечтать о нём и готовиться к нему целый год.

Вместе со мной вот уже третий раз едут мои друзья и юные артисты петрозаводского детского «Театра трёх муз » Кристина Орлова, Лена Денисенко, Алёна Голубева, Оксана Ватанина, Екатерина Пономарёва, Анастасия Миронова. В лагере они уже не мои подопечные, точнее не только они мои подопечные. Но девчонки не обижаются, потому что понимают – мы все работаем на одну идею – сделать вместе задуманное.

Почему всех нас так тянет туда? Потому что знаем – впереди увлекательное, непредсказуемое путешествие, полное открытий. Каждый год состав Академии обновляется (в 2006 году «старичков» насчитали всего 8 человек), в театрах (постоянных участниках) подрастает молодняк, который необходимо обучать, приезжают новые театральные коллективы, примыкают театрально неогранизованные участники – просто из любопытства.

Подготовка к лагерю обычно начинается ещё зимой. Когда мне случается быть в Москве, собираемся вместе с режиссерами спектакля (актерами театра «Московская драматическая группа») Аленой Бродягиной и Владиславом Костюк у Александры Петровны Ершовой (художественный руководитель и режиссёр театра «Московская драматическая группа»), нашего педагогического стратега, режиссёра-постановщика и обсуждаем разные варианты. Главный вопрос: что ставить. Все за и против. Александра Петровна предлагает, думает, ищет, мы критикуем, поддерживаем, предлагаем что-то своё. Влад, например, давно носится с идеей «Конька-горбунка». В результате наших подготовительных встреч у меня родилось такое наблюдение. Выбор всегда падает на произведение, которое никто из нас не знает, как ставить, особенно с детьми в количестве 60-70-80 человек, да ещё в условиях летнего лагеря, за 12 дней. Чем невозможней и интересней эта вершина – тем больше шансов, что именно на неё мы и полезем, потому что непонятно и интересно.

В этом году я звонила Александре Петровне в Москву, (когда уже всё было решено, почти выбрано и подготовлено) и признавалась в своих опасениях – не просто опасениях, я дико боялась, что ничего не получится –  «ставить письма» ещё никто не пробовал. Александра Петровна, утешая меня по телефону, тоже признавалась, что ей страшно, но она надеется на детей – они обязательно, что-то придумают интересное. И как всегда, она не ошиблась

Хотя,  сама Александра Петровна в последней смене не часто брала в свои руки ведение занятий, (но всегда помогала, если мы что-то делали не так) обычно придумывая и обговаривая  план их проведения накануне и перед конкретным занятием со всеми нами и с тем, кто должен был это занятие вести (Это Алена, Влад, Лена), но все дети понимали, кто у нас главнокомандующий. Именно они придумали такое звание Александре Петровне на одной из страничек лагерного дневника. Про себя могу сказать: Когда рядом находится такой «Главнокомандующий» работается легко.

Участники театральной смены:

1.  Подростки и молодёжь от 12 до 20 лет, участники детских театральных коллективов – придумывают и играют спектакль. Премьера назначается накануне последнего дня смены. Зрители – это родители и друзья, которых специальный автобус привозит из города.

2.  Стажёры – педагоги-руководители детских театральных коллективов – они приезжают учиться, наблюдая за процессом работы над спектаклем. В первом лагере не было организовано подобной творческой лаборатории. Организаторы (Министерство Образования и по делам молодёжи Республики Карелия) решили, что это непозволительная роскошь дарить работу в лагере только детям и скрывать уникальную методику, современное педагогическое ноу-хау, от педагогов. Потому теперь лагерь торжественно именуется  летней Театральной Академией и доступ к нему открыт не только детям, но и взрослым.

Педагоги, которые приехали с участниками своего коллектива освобождаются от заботы о своих подопечных, за детей отвечают вожатые. Работа стажёров в лагере идёт по особой схеме: самостоятельное наблюдение за процессом работы детей, при обязательном соблюдении невмешательства в их творческую работу. На общих занятиях педагоги выполняют своей группой некоторые задания, одновременно с детьми или получают специальные поручения по наблюдению за подготовкой детей, например – считать через определённые промежутки времени и записывать – сколько бездельников в каждой группе. Кроме того, со стажёрами проводятся теоретические и практические занятия по овладению социо-игровыми методами работы в детском театральном коллективе. Занятия проводит Александра Петровна Ершова.

3.  Отряд вожатых – обеспечивает бытовую жизнь детей. На определённом репетиционном этапе вожатые помогают делать спектакль, могут участвовать в представлении. В спектакле «Я ВАМ ПИШУ» вожатые делали слайд-инсталляцию, обеспечивали музыкальное сопровождение и помощь за кулисами. В спектаклях «Цыплёнок Солнышко и «Онежский Онегин» вожатые назначались кураторами творческих групп и отвечали за репетиционный процесс на этапе первоначального улучшения эскизов придуманных группами детей.

4.  Руководители и режиссеры – отвечают за выбор материала к постановке и обеспечивают организацию  художественно-творческой работы над художественным образом. Предлагают и осуществляют постановочное решение спектакля и придумывают цепочку заданий-препятствий для его реализации. Ежедневно составляют и корректируют план занятий, ориентируясь на конкретные обстоятельства, возникающие в ходе работы над спектаклем. Ведут подготовительные занятия, репетиции, мастер-классы, на последнем этапе (организации спектакля в единое целое) проводят монтировочные и генеральные репетиции.

Разминочный этап

День первый

Описать первые три дня в лагере сложно, но можно. В первый день круговерть, связанная с расселением и составлением списков прибывших, мешала сосредоточиться на творческой работе, но всё же первое занятие осталось в памяти очень весёлым и солнечным. Погода нас пока баловала тёплыми лучами.

На центральной площадке собрались все 93 участника лагеря (как мы тогда думали, что все): это группа педагогов, руководителей детских театральных коллективов Республики Карелия: Инна Сергеевна Капустина (театральная студия «Сказкины дети», Медвежьегорский р-он, п.Пиндуши,), Людмила Алексеевна Кириллова (театр «Чудодей» г. Олонец), Елена Болеславовна Михайлова (театр«Резонанс», Лоухи,) Галина Ивановна Волченкова (Питкяранский р-н, д. Ряймяля), Наталья Ярославовна Леончик, Екатерина Леонидовна Максимова (Школа искусств, Сегежа),  Людмила Николаевна Семченко (Питкяранта), Елена Владимировна Титова (Ансамбль «Воробьишки», Петрозаводск) Наталья Борисовна Ширякина (детский муз. театр «Радуга» Музыкальная школа №1, Петрозаводск).

Это – группа вожатых, состоящая из бессменных участников трёх лагерей, Евгения Робозёрова, Константина Логинова (актеры петрозаводского любительского театра «Монтес»), Анны Коноплёвой (два лагеря, «Театр трёх муз», выпускница Санкт-Петербургской Академии Культуры), актера театра «Московская драматическая группа» Алексея Андреева-Чадаева (первый раз в лагере), группы студентов Карельского Училища Культуры (первый раз в лагере) Елены Вакулаевой, Ольги Громогласовой, Марьяны Кушнир, Анны Мальбек. А так же 71 ребёнок от 11 лет до 17 и режиссёры –  художественный руководитель арт-проекта и режиссер-постановщик будущего спектакля Александра Петровна Ершова и ее помощники: Елена Аккуратова, Алена Бродягина, Влад Костюк.

Добавим, что первый сбор был назначен после обеда, а на обед в столовую каждый должен был прийти с конвертом, на котором написано его имя и фамилия. Педагоги, по заданию Александры Петровны, разложили эти конверты по алфавиту имён или фамилий не помню. И вложили в каждый конверт одно из   писем, которые были написаны по дороге в Петрозаводск москвичами – Владом, Алёной, Алешей и Александрой Петровной, адресованные детям подросткам – участникам театральной смены (каждое письмо было «отксерено» несколько раз т.е. существовало в нескольких экземплярах, и это было сделано специально для того, чтобы на занятии сформировать первые смешанные группы участников). Александра Петровна написала несколько  разных писем. Не все письма пошли в работу, но я сохранила почти все черновики.

Письма режиссеров к участникам лагеря, написанные по дороге в Петрозаводск

«Здравствуй! Вот приехали мы с тобой в этот театральный лагерь. Я-то к нему долго готовилась, вот и письмо тебе пишу,…а ты? Ты знаешь, как обычно у нас в этом лагере живут и работают? Или ничего не знаешь? Очень мне интересно, всё происходящее будет для тебя так же неожиданно, ново, как для меня? Сейчас желаю тебе здоровья и веры в себя, а также любопытства к тем, кто рядом. А.П. Ершова».

«Здравствуй! Готовясь к нашей театральной работе в этом лагере, я перечитала много интереснейших книг. Я читала письма великих людей. А ты когда-нибудь читал(читала) книги, сделанные из писем? Или хотя бы книги, где герои пишут друг другу письма? Я часто даже плачу над такими книгами. Правда, телевизор я совсем не смотрю. Желаю тебе узнать хоть что-нибудь для себя интересное в этом лагере. А. Ершова»

«Здравствуй, дорогой или дорогая участник этого театрального лагеря. Было бы здорово, если именно ты уже бывал в наших театральных лагерях – летом 2002, 2003 – или, хотя кто-нибудь из твоей группы. Тогда всем вам будет понятно, куда и зачем мы все здесь собрались. А пока желаю тебе успешной работы здесь и сейчас. Александра Петровна Ершова»

«Здравствуй! Вот и встретились мы с тобой в этом театральном лагере. Может быть ты, так же как и я, любишь не только смотреть, но и делать театральные спектакли?! Интересно, был (была) ли ты в настоящем государственном театре? Я-то, можно сказать в нём выросла. Но не всё в нём мне нравится. У нас в лагере не должно быть ни театрального самохвальства, ни презрения к зрителям. Желаю тебе здоровья и успеха. А. Ершова»

«Здравствуй! Давай познакомимся! Я – Александра Петровна, уже очень давно занимаюсь тем, что «любуюсь» на театральное творчество школьников. Правда, иногда очень огорчаюсь и даже гневаюсь, глядя на него. Согласись, что не всегда на него смотреть приятно и интересно. Хотя, конечно, каждому интересно что-то соё. Так вот, мне интересно, что школьники думают, чувствуют, хотят… не понарошке, а честно. Желаю тебе успеха! А Ершова»

«Здравствуй! Один учебный год закончился и уже скоро начнётся следующий… А посередине – наш лагерь. Что важное произошло у тебя за прошедший? У меня – созрело решение уходить на пенсию, дать дорогу молодым. А чего ты ждёшь от будущего учебного года? К чему надо было бы подготовить себя? Я буду стараться достойно завершить всё начатое раньше – статьи, спектакли, обучение учителей. Желаю тебе здоровья и успеха! А. Ершова»

«Здравствуй! Это наверное, первое письмо, которое ты читаешь в нашем лагере. Уверяю тебя, ты будешь читать и писать их, пока мы будем делать гашу театральную постановку. Ведь наш театрпльный проект можно назвать  «Я Вам пишу…» Ты знаешь, откуда эти слова? Те, кто был в нашем лагере в 2оо4 году, наверняка знают, можешь спросить у них сейчас или завтра.

Желаю тебе интересной и радостной жизни! А Ершова»

«Здравствуй Многоуважаемый человек. Верю в тебя. И считаю, что все свершения сделанные тобой, пусть даже маленькие, приведут тебя к замечательному будущему.

Будущее понятие странное – оно может наступить лет через десять, а может и через мгновение.

Иногда кажется, что именно вот этот миг, картинка или человек запомнится на всю жизнь, и вот стараешься, запоминаешь, но уже через месяц всё стёрлось, как будто выключили компьютер, а сохранить, только что написанный текст, забыли. Желаю тебе весёлых и ярких впечатлений. Алёна»

«Дорогой неизвестный мне пока ещё новый  друг. Спешу прежде нашей встречи, послать тебе искренний привет и пожелание радости и великого благополучия! Надеюсь, что ты сможешь щедро поделиться ими с другими новыми друзьями во время нашего летнего отдыха. Ну а если, вдруг, настанет печальная или грустная минута, и тебе покажется, что ты сам остался в одиночестве и твои чувства и желания непонятны окружающим, пусть всегда найдутся в тебе силы преодолеть это временное уныние и самому пойти навстречу другим.

Тогда обязательно встретишь, хоть и не сразу, человека, который поймёт тебя. Желаю тебе всех благ! Владислав Костюк»

В первый день смены не только я, но и  вожатые бегали, высунув языки, озабоченные составлением и сверкой списков, на работу детей они внимания особо не обращали, и на этом первом общем сборе произошел интересный эпизод. Одну из девочек вожатые случайно закрыли в корпусе. А в это время все собрались на центральной площадке на первое занятие. Интересно то, как именно обнаружилось отсутствие одного участника. Ведь в тот момент даже вожатые толком не знали всех своих детей в лицо.

Строим круг. Сначала по алфавиту первых букв имён, затем по второй  букве фамилии. Конечно, как всегда, в первый раз  построение круга происходит очень шумно и тратится на эту работу куча времени 7-10 минут. Кто-то орет: «У меня А», кто-то стоит и вообще не понимает, что происходит и что лично ему здесь нужно предпринять, чтобы выполнить задание. Мы готовы к «непонимающим», они для нас главные. Их необходимо включить в самостоятельный поиск своего места в круге. Просто помочь, т.е. не искать за него, а спросить, например: «тебя как зовут? Вова? А меня Елена? «В» в алфавите перед «Е» или после? Серёжа? А Буква «С» до буквы «Р» или после, а ты нашел, кого зовут на букву «Р»? и только в крайнем случае: «пойдём вместе поищем»,  «ты можешь сам спросить у этой девочки (мальчика) как её зовут, и понять ты стоишь до неё или после»?

Особо внимательными и сдержанными в осуществлении этого задания следует быть руководителям коллективов, которые приехали с детьми. Они очень переживают, как бы их подопечные не опозорились и сами начинают иногда их расставлять по местам, что в корне противоречит одному из правил жизни нашего лагеря: «не считать других дураками». Пусть медленно, но сам додумается. Многие долго думают только потому, что не привыкли думать сами – ждут, когда за них кто-то решит. Или не поняли задание или ещё что-то. Но по опыту работы ясно, что эти заминки легко преодолеваются, если не вмешиваться, с самого первого момента не давить на ребёнка и предоставить ему самостоятельность.

Когда построили круг третий раз и взрослые вышли из него, каждый ребенок получил письмо. Одно письмо осталось неполученным. Это значит – человек был на обеде, принёс подписанный конверт, а теперь куда-то исчез???!!! Но «пропажа», запертая в корпусе, быстро обнаружилась и включилась в работу.

А тем временем те, кто получил одинаковые письма, искали друг друга по всему полю. Вскоре то там, то здесь раздавались голоса «Мы готовы». Причем эти слова надо было сказать громко и обязательно всей группой. И Влад (он проводил это занятие) объявил новое задание образовавшимся кампаниям: выразить смысл письма одним словом или словосочетанием и написать это слово по буквам как пишут, например, SMS сообщения по телефону. Конечно, были такие, кто тут же побежал к нам с вопросами и нытьём: мы не понимаем, не можем это придумать. А мы опять готовы  к «непонимающим». Только здесь подсказывать совсем нельзя, а только убеждать, что всё, что они сами придумали – правильно и хорошо.

Здесь необходимо добавить – в этой смене, как и когда мы ставили «Цыплёнка», в лагерь были приняты (около 10 человек) «нетеатральных» детей –  что, конечно усложняло работу групп, так как включить таких детей в театрально исполнительскую работу гораздо труднее, чем участников любительских театров. Но, несмотря на определённое сопротивление, на которое мы учимся просто не обращать внимания или поворачивать неадекватное поведение ребёнка положительной стороной, многие «нетеатральные» дети, получив грамотные театральные советы от театральных детей и педагогов, проявляли себя с самой лучшей стороны как исполнители.

И вскоре работа пошла даже у начинающих, т.е. у тех кто впервые столкнулся с таким заданием. А ведь работающие группы сразу видны – они перестают стоять, не глядя друг на друга, а начинают двигаться, общаться, предлагать, отвергать и даже репетировать. Другие, глядя на них, тоже начинают «ворочать» мозгами. Тех, кто вначале думал, что ничего не понимает и не может активная деятельность соседней группы подталкивает к принятию решений и поиску своих путей к ответу от этой задачки.

И ни одна группа уже в выполнении первого задания не повторилась, каждая выдумала, что-то своё. Если мы слышали, что какая-то кампания кричит хором «мы готовы» – тут же бежали к ней и говорили – «ищите другую команду, которая готова, покажите друг другу и нам свои сообщения и расшифруйте их друг у друга». Так все посмотрели и узнали, кто, что и как придумал написать. Некоторые вставали в такие фигуры похожие на буквы, где каждый человек буква. Другие писали одну часть слова, потом перебегали в другое место и, превращаясь в другую букву, дописывали другую часть слова.

К вечерней встрече в клубе каждой сформированной днём группе было дано задание написать коллективный ответ на полученное письмо.

Вечер первого дня

Вечерняя встреча первого дня началась с того, что каждая группа придумывала какое-то танцевальное движение и показывала, как все участники команды могут одновременно его выполнить. Если группа справлялась с заданием, (одновременностью) ей присваивался порядковый номер выступления, если группа не справлялась с заданием, её работу смотрели еще раз после всех  и только затем присваивали номер.

Отрывки из  коллективных писем-ответов:

«…Перед поездкой в лагерь мы долго размышляли, какая же книга станет основой нашей театральной деятельности этим летом…»

«Здравствуйте! Полученное от Вас письмо заставило нас задуматься над своими желаниями и мыслями. Мы ждём начала работы над спектаклем. Мы надеемся, что к концу смены станем единым целым и наши мечты обязательно сбудутся, потому что мы любим трудиться и выступать. Мы верим, что наши зрители помогут и поддержат нас. Но в любом случае опыт, полученный нами здесь, останется с нами на всю жизнь!»

«Здравствуйте Уважаемая Александра Петровна! Нам нравится ставить театральные постановки, а так же смотреть их. Вы спрашиваете в своём письме, были ли мы в государственном театре. К сожалению, мы там не бывали, но в нашем лагере будет лучший театр, без театральных самохвальств и презрения к зрителям, так как мы одна семья и единое целое.»

«…Спасибо Вам, что напомнили нам про конверты, про ручки. Мы осознаём, что они пригодятся нам. Спасибо за заботу, но проблема в том, что некоторые из нас всё равно их забыли. Мы искренне надеемся на Ваше терпение высочайших размеров, зверскую доброту и желание работать с нашими ангельскими детскими сердцами. Мы обещаем быть тихими и спокойными, по крайней мере, когда спим»

«Дорогой Влад Костюк!

Так вот мой друг, с тобой и с новыми друзьями,

Отправимся в поход за новыми мечтами

На это путешествие всего есть десять дней»

«…Первое впечатление о лагере «не очень», но может быть на дискотеке нам понравится»

«Каждый раз это ново на столько, что я верю в себя и в своё здоровье ещё больше. И уже сейчас я надеюсь в будущем не пропускать это летнее чудо».

«…К сожалению, мы не были в предыдущем лагере, но мы постараемся понять, зачем мы здесь собрались…»

Итак,  команды написали коллективный ответ. Какие были формы исполнения? Некоторые  ограничились тем, что прочитали сочинённое письмо каждый по строчке, а другие попытались превратиться в «мысли» или сочинять его тут же на ходу – один записывает, другие придумывают. А, для того, чтобы помочь зрителю внимательней смотреть, и слушать – им было дано специальное задание: после показа письма каждая команда хором повторяет любую строчку из только что «услышанного- увиденного».

Следующая работа, предложенная командам, была такая. Сделать две «фотографии» на тему «Как вы ехали в лагерь». Затем зрители в течении 5 секунд смотрят эту «фотографию» и своей командой её копируют, а авторы фотографии бегают по залу и поправляют неверные копии. Когда половина команд показала свои фотографии, задание поменялось: Показать, что было за секунду до фотографии и после.

Трудно забыть те волнующие мгновения разных дней, когда зрительный зал замирал в полнейшем внимании, если исполнители как-то интересно и импровизировали на сцене. Это «замирание» и так было очень замечательным, но мы еще соли подсыпали – задавали после показов делать копирования «показанного», давать друг другу советы или задавать зрителям или исполнителям вопросы, или показывать моментальные фотографии увиденного.

К сожалению,  повторить удачные исполнительские находки юные артисты не всегда могут, и именно над этим шла работа в последние три дня при подготовке спектакля. Какие дать задания, как закрепить найденное, не закрепляя и оставляя простор для исполнительской импровизации – эти проблемы ставила перед нами Александра Петровна, когда мы репетировали письма, из которых составился будущий спектакль.

День второй

Задания усложняются. В этот день строились в круг по порядку дней рождений.

И тут сразу выяснилось, что вскоре в лагере будет 4 именинника. Каждый из них затем, в день рождения,  вызывался в центр утреннего круга ему громко аплодировали, кричали «поздравляем» и Александра Петровна придумала, чтоб затем имениннику задавали разные вопросы (ведь каждому человеку приятно, когда им интересуются): например, есть ли у тебя брат и сестра?  какую музыку ты любишь? и т.д.

Вновь сформированные группы (11 групп по 6-7 человек) получили письма (их копии) написанные рукой учеников сельской учительницы Александры Алексеевны Штевен 1901- 10 гг. (письма из архива А.А. Штевен, хранятся  у А.П. Ершовой – её внучки). Уже во взрослом возрасте они писали ей о своей жизни, о работе, благодарили за годы своего ученичества.

И опять дети порадовали нас. Группы разошлись работать – читать письма, кто в беседку, кто занял теннисный стол, кто расположился под соснами – все в зоне видимости. А некоторые через минуту прибежали: «Мы почерк разобрать не можем. Ничего не понятно», всего таких групп было две или три из одиннадцати. Александра Петровна тут же соглашалась с тем, что прочитать и разобрать почерк автора трудно и предлагала дать задание полегче (т.е письма написанные детскими большими буквами –). Подумав, посыльный от группы оказывался от предложения и больше уже жаловаться не приходил. Ни одна группа, из «прибежавших жаловаться», не захотела взять задание полегче.

Когда какая-либо группа была готова, она звала кого-то из режиссеров и мы старались задать участникам каверзные вопросы о том, как они поняли текст письма. Например: в каком году написано письмо? Кем работает автор письма, сколько ему лет, это мужчина или женщина? Кому он пишет, и в каких взаимоотношениях они находятся друг с другом? Например, брат и сестра или мать и отец? Случались, конечно, смешные ответы, когда группа, не очень внимательно прочитав письмо, утверждала, что оно о любви или от сына к матери, но и эти группы, снова вернувшись к тексту, отвечали правильно на наши не такие уж лёгкие вопросы. А в основном отвечали правильно, обсуждали подробности жизни начала XX века, всплывшие в письме. А тем, кто быстро справился с работой – «на сладкое» предлагали «лёгкое задание» – письма маленького Пети Ершова написанные крупным детским почерком.

Новое задание – написать группой на листке список адресатов – кому можно вообще написать письма.  Времени на выполнение задания даётся две минуты и это важно, чтобы группы сразу начинали работать мобилизовано, не теряли ни секунды.

Здесь необходимо добавить, что при подготовке к занятию нами был заготовлен так называемый «джентльменский набор» тех адресатов, письма к кому мы хотели бы задать как следующее задание. Это – самому себе через 10 лет, директору, в редакцию газеты, учителю, стукачу, ябеде, кинозвезде, другу, предателю, заключённому, Деду Морозу, имениннику, попавшему в несчастье и т.д. Кроме того, было решено, если у детей возникнут интересные адресаты, нужно их дописать и положить в наши заготовки.

В оглашаемых списках почти у всех групп были, конечно, перечисления родственников и любимых, но имелись и оригинальные варианты.   Участники считают, что можно писать: по адресу, найденному в газете, президенту, в тюрьму, предсмертные письма, Богу, Деду Морозу, начальнику, в газету, бывшей жене,  врачу, самому себе, кумиру, негритянским детям, сотрудникам по работе, солдатам на фронт, в бюро знакомств, в свадебное бюро, жертве, врагу, в милицию, в фонд защиты животных, человеку, к которому ты неравнодушен, на телевидение и др.


Из возникших у детей вариантов, которые они зачитали, а Влад быстро записывал оригинальные – каждый на отдельных бумажках, плюс несколько заготовленных нами заранее, представитель от каждой группы вытянул себе задание на вечер, состоящее из двух адресов. Итак, все узнали письма к кому они сочиняют и, что  показывают вечером этюд –  «письмо и как его писали». А так как уже в первый день выяснилось, что театрально показать лучше, чем просто прочитать мы были уверены, что вечером увидим нечто интересное.

На дневном занятии организация в группы происходила по фамилиям писателей. Рассчитываемся, а вместо номера каждый первый говорит, например, Цветаева, каждый второй – Ахматова и так далее всего одинадцать писателей, потом снова Цветаева Ахматова, в том же порядке. Так получились группы имени Барто, Шекспира, Пастернака, Маршака, Чуковского, Гомера.

Вечером того же дня, когда группы собрались в клубе, им необходимо было  научиться произносить  хором   строчку из стихов своего автора – сказали фразу, значит – готовы выступать. Причем это задание давалось только тем кампаниям, которые собрались целиком.  Те, кто   ничего не  вспомнили, могли обратиться за помощью к любому из нас. Бумажки с адресатами команды положили в одно место и снова оттуда же вытянули другие адреса – это было новое задание – теперь авторы становились адресатом. Например, смотрим письмо, адресованное африканским детям.  Какая-то из групп-зрителей вытянула вечером это же задание, и она понимает, что это письмо, адресовано ей, значит – она сочиняет на него ответ и так далее остальные группы. Группа выступает, а Влад в конце спрашивает: «Кто понял, что это вам письмо?» –  команда встаёт.

Накануне при подготовке. Мы озадачивались: – А вдруг кто-то не поймёт, что это письмо именно им? но Александра Петровна нас успокаивала: – Всякое непонимание полезно. Когда ученик попадает в ситуацию непонимания, он может выпрыгнуть в творчество. И тут нужно быть готовым помогать.

Так выяснили, что каждое письмо нашло своего адресата.

Порядок показа устанавливался так – посыльные от группы встают по алфавиту первой буквы, с которой начиналась их строчка. Когда показали  письма, было дано время на подготовку ответов и – просмотр «ответов».

В этот вечер писали письма и получали ответы от самого себя, через 10 лет, негритянских детей, директора магазина (писал ему человек, отравившийся шпротами), кумира-футболиста, зелёных человечков, бывшей жены, команды «Зенит», администрации психбольницы, ведущего театра Российской Федерации, мамы, Деда Мороза.

Вечером того же дня мы провели педсовет на тему «Что делать с опаздывающими? Как наказывать?» Было решено не только устраивать  им «ручеёк», но и давать им всякие задания, которые они выполняют стоя внутри круга. Однажды группа «опоздавших» проводила с остальными гимнастику.

День третий, утро

Утром, подбежавши к каждому столу в столовой, я оповестила всех, что на занятие нужно принести текст рассказа А.П. Чехова «Ванька» (который все участники должны были привезти с собой из дома).

Кстати, если заранее, на предыдущем занятии не сделано нужного объявления, можно сделать это в столовой, где все собираются вместе. Было замечено, когда кричишь  – «послушайте все, я сейчас скажу..» – половина пропускает эти объявления мимо ушей, а  если подойти к каждому столу и тихонечко передать необходимую информацию можно быть уверенным – услышат и поймут все, а соседние столы даже будут специально прислушиваться.

Погода не радовала, становилось всё холоднее, дети собрались хмурые, и задуманный ранее порядок круга А.П. быстро перепридумала заменить на песенный. Это была хорошая идея. Например, семь человек решили спеть «в лесу родилась елочка», «Театр трёх муз» пел песню Земфиры «эти серые лица не внушают доверия, а я знаю кому поет певица Валерия». Один мальчик очень тихо запел строчку из песни группы из «Фактор-2» «Война. Бесконечная стрельба над головой..» , и его тут же подхватил весь лагерь.  И так все песни кто-то начинал, а заканчивали хором. Мы с Аней Коноплевой затянули: «Я свободен…»

В процессе исполнения песен настроение у всех улучшилось и за следующую предложенную работу схватились весело. Для образования групп использовали игру «молекулы». Сколько звучит хлопков – столько человек и должны схватиться за руки. Если снова раздались хлопки, нужно бросить своих теперешних партнёров и искать новых, так пока со всеми не постоишь, схватившись за руки. А мы бегали и говорили: «эта группа готова выходите за круг». Оставшиеся продолжали меняться в тройках в двойках. Наконец группы сложились.

Главные правила, которые необходимо было соблюдать в этот день к организации в группы, были такие: в кампании из трёх человек не должны оказаться друзья и подружки, вместе приехавшие в лагерь (замечено, что тогда творческая продуктивность часто снижается – они или болтают о постороннем, или забивают вдвоём своей активностью всех остальных членов группы), лучше – если в группе есть один два мальчика и хорошо если возраст участников разный.

Первое задание – прочитать рассказ. Второе, для тех, кто прочитал: показать три причины написания Ванькой письма. Те, кто готовы зовут режиссеров, показывают им, и какой-то другой группе, получают замечания по улучшению замысла. Причем исполнители могли сами решить, кому они хотят показать Владу Алёне, Елене Анатольевне или Александре Петровне и чью помощь хотят получить. Затем эти рядом работающие группы были объединены и они уже показывали и советовали друг другу сами.

Надо сказать, в нашей Академии вся работа происходит всегда на одной площадке, или в одной аудитории. Можно разойтись в разные её углы, но нельзя удаляться уединяться и т.п. Александра Петровна говорит, что это очень важно работать в одном помещении, в одном месте, так как это энергетически влияет на положительную эмоциональную сферу коллектива и помогает в творчестве – ты заряжаешься от работающих рядом людей созидательной энергией.

Когда все нарепетировались, тройки показали друг другу этюды и дали советы, начался показ, черновая работа шла на баскетбольном поле, а для показа все сместились на волейбольную площадку. И понеслось. Неожиданные находки, интереснейшие актёрские работы. Одна группа встала, взявшись за руки, а в центре сел мальчик, он был селедка в банке. Подходит Ванька и опускает руку в банку, выбирает селёдку, выбрал – схватил её за голову (партнера игравшего селёдку схватил за волосы) и вытащил, а селедка как выпрыгнет из банки (а банка предварительно присела), положила ноги на плечи Ваньки, а тот давай её чистить. А одна девочка так показала издевательства хозяйки над слугой – она бросала шишки, кричала: – Почему не убрано?! –   Ванька эти шишки собирал, а она опять ему подкидывала и кричала. В другой сцене ребята и девчонки гениально сыграли выпивающих мужиков, которые посылают Ваньку воровать огурцы и покупать водку – это было и смешно, и страшно.

В конце утренней встречи, тройки, объединившиеся в шестерки, получили два задания. Каждая команда вытянула для работы одно из   писем таких авторов – Пушкина, Гоголя, Станиславского, Чехова и д.р. К вечеру приготовить: первое – сообщение об авторе письма, второе– показать причины написания этого письма и.

У каждой группы одно письмо, один автор. В нашей подготовительной работе это называлось «рабочие письма» что означало – они не войдут в спектакль – мы на них разминаемся, пробуем разные варианты, учимся овладевать этой литературной формой, пытаемся выразить её сценическим языком. Специальное задание подготовить сообщение об авторе, было дано потому, что мы не были уверены в том, что все дети знают, кто такой К.С. Станиславский, или О.Л. Книппер – Чехова, М.П. Лилина. Но если бы им понадобилась  информация  об авторе, мы были готовы её предоставить. Хотя все справились без помощи педагогов.

День третий, вечер

Совершенно неожиданно некоторые группы сделали рассказ об авторе не менее интересным, чем сцену причины написания писем. Одна группа показала, как работает мозг – девочки в покрывалах были серое вещество, мальчик – центр мозга.

Была группа, которая придумала светский вечер у Императрицы. Один гонец с письмом рвался к Екатерине – его всячески не пускали. Рассказ о Чехове прошёл в форме суда над ним. У Гоголя в доме совершалась уборка.

Здесь уместно вспомнить, сколько и какие идеи обсуждались нами в период подготовки к спектаклю в январе 2006 года.

Тезисы предварительных обсуждений и раздумий (протокол)

Письма Карамзина. Романы в письмах. Военные письма. Иван Грозный и письма к нему. Письма к А.А. Штевен. Письма Флоренского из тюрьмы к семье.

Историческое событие и письма с ним связанные. Главный смысл – культура письма.

Письмо в газету, в редакцию, на радио, на телевидение. Правительству. Письма писателей. Письма обычных людей (поклонников) к писателям.

Письма великих писателей про любовь. Письма как явление культуры.

Организуем в лагере кампании по жанру письма: интеллектуальные (умные) письма, интимные, начальнику или в правительство, шутливые, ученики к учителю, любовные, жалобные

Короткий диалог. И.С. Называть это сообщением в разных формах.

А.П. Нужно познакомить с письмом на бумаге. Подарить им понятие письма, но начнём мы с сообщений.

И.С.За «сообщения» платить надо.

А.П. Строим из себя буквы вот вам и сообщение без денег. Первый день – сообщение из букв строит каждая группа. Второй день – читаем письма, разбиваем на 5 -7 кампаний. Третий день – пишут письма друг другу. Результат – письма всем, кто приедет на премьеру.

А. Историю будем делать?

Одно событие и письма про него? Сахаров. Солженицын – письма в правительство. Пресс-конференция как форма обсуждения письма.

Зарывать письма в песок и потом показывать друг другу эти тайные места, где зарыты письма – «секретики».

Человека забрали в армию. Он уехал из родного города в другой. Ему пишут одноклассники, родители, любимая девушка и т.д.

Письмо как в книжке про Простоквашино. Когда начинает писать один персонаж от своего имени продолжает другой, не называя своего имени, затем третий и получается весёлая путаница. Писать на большой белой бумаге фломастером. Импровизация.

Письма делим не по адресату, а по жанру: жалобное, философское, благодарственное, шуточное, скандальное, умное, любовное и т.д. Группы делим по адресату. Например, все пишут жалобные письма о любви или к учителю. А на спектакле всё повернуть. Учитель читает письма в разных жанрах. На сеновале мальчишки читают любовные записки. Каждый зритель получает своё письмо.

Фрейнберг, прочитав «Доктор Живаго» пишет письмо. Её кто-то озвучивает. Аля Эфрон к Пастернаку.

Ставим письма великих людей!

Задание на зиму для режиссеров: Влад читает письма Пушкина, Островского, Екатерины II, Алена – Ф.М. Достоевского, А.Г. Достоевской, Л.Н. Толстого, С. А. Толстой; Лена – К.С. Станиславского,  М.П. Лилиной, А.П. Чехова, О.Л. Книппер-Чеховой.

Задание – Отбирать сюжетные письма. Не забывать про образовательный момент при выборе.

Я пишу письмо после чего-то, что можно разыграть

Я читаю чьё-то письмо. Лилина читает письмо Станиславского. Я сочиняю в данный момент письмо, отложив книгу.

Четыре сюжета. Итак, «я пишу»; «я читаю»; «повод, по которому сочинялось письмо»; «мои действия после письма». Найти письмо, которое вынуждает действовать.

Играем каждый сюжет на разной площадке.

Читая письма великих людей выбирать 4 письма на спектакль от каждого автора, и по 2 письма для предварительной работы.

Домашнее музицирование – стаканы, бутылки, примитивные инструменты.

«Ванька Жуков» А.П. Чехова годится для всех четырёх сюжетов.

Название: «Эпистолярная культура России» или «Отечественная эпистолярная культура 18-19 в.в.» – тема лагеря.

Комментарии к протоколу планирования: Играли не четыре этюда, а три (которых было более чем достаточно): «до письма», «пишу», «получение». Авторы писем, которые были взяты в работу, будут перечислены в рассказе о II этапе.

.

.

.

перейти к перечню материалов блока: Театральные смены в ЛЕТНЕМ лагере

.

Открыть продолжение в новом окне: I(бис): ФОТОматериалы

.

Открыть в новом окне: II. Этап второй – репетиционный

.

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокТеатрально-педагогические МАСТЕРСКИЕИз ПРАКТИКИ современного театрального образования Театральные смены в ЛЕТНЕМ лагере

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика