Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Конструирование по схемам (метод.рек.)

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокЭксп.пл. по пространственному МОДЕЛИРОВАНИЮ

______________________________________________________________________

С. Плахотников

Конструирование по схемам

Методические рекомендации по проведению пробных занятий

! ссылка для скачивания иллюстр.материала

Уважаемые коллеги, участники эксперимента, предлагаемые нами 10 схем элементов построек, носят опытный характер, поэтому использовать их в занятиях вы можете в любом порядке и на свое усмотрение. Предварительные занятия, проводимые в садах второго года эксперимента, показали, что дети испытывают трудности не столько в строительстве по схеме, сколько в объяснении ровесникам этой самой схемы. Поэтому нам важно сейчас обратить внимание на то, как строительство по схеме организовано. Предварительный опыт показал, что ребятам сложно доносить смысл схемы до своих ровесников, при отсутствии опыта совместного ее обсуждения. В ряде детских садов мы попробовали предложить командам детей строить с посыльными: посыльный выбегает за дверь, смотрит на первый листочек схемы и бежит в группу, чтобы объяснить команде, как строить, исходя из того, что понял и запомнил. Большинство воспитателей отмечают, что у детей не хватает словарного запаса для описания расположения детали в пространстве, что, на наш взгляд, связано с отсутствием опыта совместного строительства по схемам, так как мы видели, что при строительстве по представлениям речь детей связна, описательна и вполне носит объяснительный (деловой) характер, предполагающий обратную связь и взаимопонимание.

На наш взгляд, опыт строительства по схемам даст детям возможность:

– чётче выделять и описывать элементы своих построек;

– большей вариативности в конструктивных решениях;

– использовать формальные и образные признаки описания пространственных моделей в активной речи, тем самым – чётче описывать конструктивные решения, способы и приемы строительства.


Мы предлагаем проводить строительство по схемам в 2 этапа: строительство по схеме и достраивание до целого (узнаваемого или задуманного).


Первый этап занятия: строительство по схеме.

При строительстве по схеме работа должна проводиться в малых группах по 3-6 человек, благо, что дети получили положительный опыт совместного строительства на этапе конструирования по представлениям.

Вариантов предъявления схемы мы видим, как минимум, три:

– вся схема выкладывается на столе команды, и команда строит в своем индивидуальном темпе;

– посыльные бегают в условленное место, принося всякий раз новый элемент схемы;

– посыльные выбегают за дверь, чтобы, рассмотрев и запомнив, что на схеме нарисовано, рассказать об этом группе.


Первый вариант интересен тем, что дети строят обсуждение схемы и конструируют в удобном для них темпе, они могут рассматривать как весь элемент постройки целиком, так и в динамике – от первого листка схемы до последнего, они могут точно прикинуть количество необходимых деталей и их расположение. Схема становится своего рода мерилом целесообразности тех или иных действий участников команды, замиряя эти разногласия словами: «так» или «не так». В такой ситуации у детей есть возможность ткнуть пальцем в схему, отмечая значимый узел. Т.к. схема разбита на 5-7 листов, дети так же имеют возможность разложить эти листы по порядку или разобрать их по рукам, ища при этом удобный для группы способ чтения («У кого следующий?» или «Кто следующий?»)

В конце первого этапа важно, как и при конструировании по представлениям, походить по группе, посмотреть, у кого как получилось. Своего рода взаимопроверка: «точно» или неточно». Не следует возбранять детям возвращаться к своей постройке, исправляя свои неточности.


Второй вариант, в отличие от первого, не дает детям возможности сразу увидеть тот элемент, который они строят. Они получают каждый новый листок и строят в соответствии с тем, что на нем видят. Если воспитатель звонит в звоночек, вызывая посыльных за новым листочком, то работа в группе становится ритмичнее, дети начинают ориентироваться не только на возможности своей группы, но и на желание воспитателя сделать работу ритмичнее или на требование общих правил (скажем, колокольчик звенит через каждые 33 секунды). Хотя, можно предоставить группе самой решать, когда отправлять следующего посыльного, тогда общий ритм работы складывается стихийно и возникает стремление учитывать темп работы других групп. В подобной варианте нет спорта («спора»), но дух соревновательности присутствует, он не должен подогреваться педагогом, дети сами начинают обращать внимание на время и объем совершенной ими работы.


В третьем варианте посыльные бегают за дверь или в другой угол группы, чтобы рассмотреть очередной шаг схемы. Схема, соответственно, в группу не дается. Что посыльный расскажет, то и строят. Важно, чтобы дети рассказывали в группе, что строить, поэтому можно ввести ограничение, к примеру, кто только что бегал, тот кирпичи не трогает, пока не побежал следующий.

После того, как построили и крикнули: «мы готовы», нужно походить в гости и посравнивать: «так или не так», при этом схемы пока не давать.

После того, как пообсуждали, посмотрели, можно выложить в группе схемы на стол, чтобы сделать «работу над неточностями» и обсудить возникшие трудности.


Второй этап занятия: достраивание до целого.

Когда элемент по схеме достроен, наступает этап встраивания его в нечто целое. Группа должна решить, частью чего этот элемент является.

Тут Вам полная свобода:

– хотите, стройте по теме;

– хотите, предложите детям маленькие игрушки, чтобы задать сюжет;

– хотите, пусть достроят, а другие угадают, что это такое и т.д.

Здесь мы рассчитываем на Ваш опыт конструирования по представлениям.

А можете еще, что-нибудь придумать… Главное, чтобы построенное детьми по схеме стало частью общей постройки.


Почему по схеме мы строим только элемент, а не всю постройку?

Мы занимаемся творческим конструированием, в результате которого дети могут свободно создавать разного вида пространства: простые и сложные, открытые и закрытые. Поэтому схема для нас это возможность (или повод) поговорить с детьми о том, как они уже строят, а не дать указание – как это надо делать. Долженствование появляется из необходимости, а необходимость диктуется теми задачами, которые дети уже успешно решают.


С. Плахотников

.

.

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадок Эксп.пл. по пространственному МОДЕЛИРОВАНИЮ

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика