меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Ситуация экзамена: ЧТО ДЕЛАТЬ, если…

Сам себе РЕЖИССЁРКЛАССНЫЙ ЧАСyчительская ПОДСОБКА

_________________________________________________________________________


А. Дюрер. Кролик. 1507 .

.

.

Классный час на тему: «Ситуация экзамена: что делать, если…»

Создание аптечки «скорой психологической помощи» для выпускников

.

Задание для малых групп: составить ПАМЯТКУ на случай, если…

.

__Предлагаемый событийный ряд. Учитель излагает «рабочим командам» (малым группкам) 2-3 позиции, н-р:

[1] …экзаменатор вас не слушает…

[2] …вы ошиблись…

[3] …вы вообще ничего не знаете…

__Группки пишут ключевые слова «рецептов». Меняются местами, читают списки и добавляют  свои ключевые слова.

__Потом посыльные берут у учителя «Тексты для справки». Сличают со списком ключевых слов у соседей. Сообщают «авторам» в чём они были правы (обязательная позиция!), и дописывают недостающие ключевые слова.

__После такого УГЛУБЛЕНИЯ в избранные 2-3 позиции учитель может с помощью одного из игровых приёмов поменять состав «малых групп», после чего – раздать оставшиеся позиции (в приведённом нами перечне их восемь). Ученики их прорабатывают (передавая из команды в команду) и конспектируют у себя в тетрадях. (Потом исходные тексты можно будет повесить на стенде в классе.)

__Не следует относиться к текстам для справки как к единственно правильному рецепту. Это всего лишь повод для того, чтобы ученику задуматься над тем, а что является «палочкой-выручалочкой» лично для него.

Вячеслав Букатов


Перечень ситуаций-позиций:

…вдруг обнаружилось, что вам попался вопрос, по которому вы можете сказать очень немного…


Текст для справки: Не впадайте в панику, а сразу начинайте записывать все, что когда-либо слышали по этому поводу: из телепередачи ли, из фильма, из разговора с родителями, из энциклопедии. В процессе написания вы, возможно, вспомните и что-нибудь из учебного материала.

А можно сделать и так. Разделите лист бумаги на две части. На левой напишите, например: “Что я знаю” (или просто поставьте “+”), на правой – “Что мне неизвестно” (или “–”). Смелее пишите в левой части все, что вам приходит в голову по поводу ответа: правила, примеры, отдельные положения и др. Ничего, если все это будет беспорядочно.

На правой записывайте вопросы, “дыры”, пункты, про которые, как вам кажется, вы ничего не можете сказать. Время от времени просматривайте правую часть и вычеркивайте то, что вспомнили.

В конце подготовки не забудьте минусы в первой части переправить на плюсы (чтобы не получилось компромата на самого себя, поскольку все черновики сдаются).

Обязательно составьте план ответа. Лучше изложить четко и логично то, что знаешь, чем вроде бы сказать все, но делать это хаотично: говорить об одном, потом вдруг перейти к другому, возвращаясь к тому, что забыл, и т.п.

______________________________________________


…вы вообще ничего не знаете…


Текст для справки: Не говорите об этом экзаменатору, а несите ахинею типа: “Прежде, чем рассказать о творчестве Пушкина, надо поговорить о принципах поэтического творчества вообще…” Хотя конечно же лучше играть по правилам.

______________________________________________


…на полуслове забыли, о чем надо говорить…


Текст для справки: Прежде всего не теряйте голову. Сохраните спокойствие, хотя бы внешнее – такое может случиться с каждым! Повторите последнюю фразу, сначала так же, как раньше, а потом, если сможете, другими словами. За это время вспомните план ответа: что вы уже рассказали? к чему эта фраза может относиться? В большинстве случаев это помогает. Если нет –начинайте говорить по следующему пункту плана ответа. Потом в конце ответа всегда можно вернуться к тому, что пропустил.

______________________________________________


…вы уже почти закончили отвечать и тут наконец вспомнили, о чем забыли сказать…


Текст для справки: Закончите говорить то, о чем говорили, а затем скажите то, что пропустили. Ни в коем случае не прерывайте ответа ради того, о чем вспомнили. Не говорите: “Да, я еще забыл сказать о…” Говорите, например, так: “Вернемся к (название пункта плана). Я хотел бы добавить…”. Или так: “Кроме того, надо сказать, что…”, “Следует подчеркнуть”.

______________________________________________


…экзаменатор вас не слушает…


Текст для справки: Не воспринимайте это как личное оскорбление, не относите на свой счет. Продолжайте ответ, как если бы вы этого не заметили.

______________________________________________


…экзаменатор в резкой и неприятной форме перебивает вас, требует что-то уточнить (или еще хуже: отпускает язвительные реплики)…


Текст для справки: От вас требуется мужество и собранность, умение не показывать обиду. Сконцентрируйте внимание на ответе. Отвечайте четко и коротко. Только так вы сможете доказать, что к вам относятся несправедливо. Ни в коем случае не показывайте, что разозлились, и не старайтесь вызвать жалость к себе. Ни в коем случае не спорьте с экзаменатором! Самое эффективное – держаться с достоинством.

______________________________________________


…вы оговорились и все стали смеяться…


Текст для справки: Не переживайте. Это может случиться с каждым. Оговариваются даже профессионалы – дикторы радио и телевидения. Посмейтесь вместе со всеми!

______________________________________________


…вы ошиблись…


Текст для справки: Ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы заметили ошибку и знаете, как ее исправить, сделайте это. Если же не уверены, правилен ваш ответ или нет, продолжайте отвечать, как будто ничего не произошло. Если вам укажут на ошибку, поблагодарите.

.

Справочные тексты по материалам книги “Практическая психология образования” (М., 1997)

и газеты «Классное руководство и воспитание школьников» №9/2007

.

.

Сам себе РЕЖИССЁРКЛАССНЫЙ ЧАСyчительская ПОДСОБКА

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика