Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

«Синдром отличника»: предЭКЗАМЕНационные страхи

Сам себе РЕЖИССЁРРОДИТЕЛЬСКОЕ собраниеучительская ПОДСОБКА

_________________________________________________

Материалы для бесед с родителями

/По страницам журнала “На стороне подростка” № 1, 2005/

Ирина ХОМЕНКО, кандидат педагогических наук,

преподаватель кафедры педагогики РГПУ им. А. Герцена

«Синдром отличника»: предэкзаменационные страхи

Чем родители могут перед экзаменом помочь своему гиперответственному ребенку – подсказки для классных руководителей

Когда ребенок поймет, что родительское к нему отношение не зависит от его успеваемости, большая часть психологических проблем исчезнет. Ведь наши дети не перестают любить нас оттого, что мы понижены в должности.

Для начала давайте разграничим два принципиально разных случая: когда ребенок знает и плохо сдает и когда он плохо знает (не учит) и потому волнуется. Если ребенок относится к старательным деткам, то ситуация гораздо сложнее, чем во втором случае, так как здесь у ребенка срабатывает “синдром отличника” – все надо довести до совершенства, а плохая оценка превращается в трагедию.

Смените свои установки

Родителей необходимо как-то тактично подвести к той мысли, что во многом страхи их детей перед экзаменами провоцируются ими самими. Именно наше родительское преувеличенное внимание к обычной проверке знаний добавляет детям лишний стресс.

Мы постоянно напоминаем им (с начала учебного года) о том, что вот в мае (июне) им предстоит… О том, что все вокруг учат уроки… Что если человек неуч… Что сейчас поступить в институт без денег… И т.д. и т.п.

Бедный наш ответственный ребенок живет под дамокловым мечом наших надежд и делает учебу смыслом жизни. Помните основной лейтмотив педагогических установок? “Твоя главная задача – хорошо учиться”. Но это же не так!

Поэтому неплохо, если родители таких детей ясно поймут две вещи (ну хотя бы примирятся с ними!): во-первых, учеба – это часть жизни; во-вторых, учеба – это важная, но не главная часть жизни.

Не сравнивайте с другими

Следующий принцип, которым следует руководствоваться родителям при создании нужного настроя на экзамен – никогда не ориентировать ребенка быть лучше других в классе. Дети тяжело переживают свое поражение в глупом соперничестве с другими. У других детей другие способности, возможности, ценности.

Родителям нужно объяснить, что им следует быть довольными любым результатом экзамена. То есть рассматривать его в категории “сдал – не сдал”, а не “сдал хорошо – сдал плохо”.

Так что главная задача мам и пап – снять значимость этой процедуры и не напрягать ребенка понапрасну. Ни одна пятерка не стоит загубленного здоровья. В конце концов, любой экзамен можно пересдать!

От чего-то оградите, в чем-то ограничьте

Обратите внимание родителей на прессинг со стороны родственников (помните, как все любят интересоваться успехами детей в школе?) Пусть они оградят ребенка хоть на предэкзаменационное время от этого давления на больную мозоль.

И, конечно, пусть постараются освободить ребенка от “лишних” домашних дел, но не говорят ему об этом, так как тем самым лишь подчеркнут исключительность его положения.

Пусть не ограничивают существенно время прогулок. А вот компьютер им придется запретить и довольно жестко.

Поиграйте в экзамен

Пусть родители устроят тренинг, порепетируют саму ситуацию. Хорошо, если к этому подключится и кто-то еще – но обязательно с юмором, иначе можно загубить дело.

На худой конец, пусть в экзаменационной комиссии сидит кот или собака. Уж эти-то экзаменаторы самые лояльные.

По результатам такого экзамена ребенок должен получить только пятерку! При плохом ответе – тоже “5”! Это придаст уверенности.

Дарите подарки до, а не после

Посоветуйте родителям в последний день перед экзаменом обязательно развлечься чем-то, сходить куда-нибудь вместе. Ребенок должен понять, что помимо экзамена в жизни есть много других интересных вещей.

Если есть возможность, пусть родители покупают и дарят подарки до экзамена, а никак не после! Нельзя удваивать стресс обещаниями типа: “Вот сдашь хорошо химию купим тебе то-то или то-то…” (Жаль, что я сама поздно додумалась до этого, испортила столько нервов собственному ребенку.)

Родители должны понять, что ребенок никак не сможет выжать из себя больше, чем он на самом деле способен. Что ж заставлять его проявлять героизм, не спать, ставить на карту все, что у него есть?

Подкиньте здравые мысли

Дальше подходим к самому страшному: как не бояться на экзаменах?

Как правило, проблема решается двумя путями (лучше одновременно): снижением значимости события и принижением значимости экзаменатора.

В первом случае помогают примерно такие идеи (посоветуйте родителям подкинуть их своему ребенку):

– через пару часов все это кончится;

– в мире есть много другого, более важного, чем эта процедура;

– любые экзамены рано или поздно сдаются;

– в моей жизни ничего не изменится и не станет необратимым, если я сдам экзамен хуже, чем хотелось бы.

Во втором случае надо представить экзаменаторов в каком-то убогом или обыденном виде: маленьким мальчиком в пижаме; ссорящимся с женой, а еще лучше – с тещей или свекровью; с позором провалившим экзамен в то время, когда он сам был студентом и трясся так, как сейчас ты, и т.д.

Хороший способ не бояться большой аудитории – представить, что все присутствующие – голые. Или что перед тобой – капустные кочаны. Помогает здорово.

Чем беззаботнее настрой, тем более открыты каналы, по которым можно выудить имеющиеся в голове знания.

Лично я…

Лично я никогда и ничего не учила от и до, у меня на это просто времени не было. Обычно перед экзаменом я пробовала систематизировать свои скудные знания и добирала недостающие элементы уже перед аудиторией, где проходили экзамены. Ведь не все предметы были одинаково интересны и полезны в дальнейшем. А то, что было мне интересно, усваивалось само собой и проблемы не составляло.

Одноклассники и однокурсники удивлялись: как это так, ты ничего не учишь, не синеешь перед экзаменами, а все сдаешь хорошо – и частенько подозревали, что я их обманываю. Но ведь нет! У меня всегда была стойкая философия: “В крайнем случае пересдам”. Помогало очень.

С экзаменатором я вела себя честно. Самым строгим монстрам говорила сразу: “Я вас очень боюсь”. Ну какой человек захочет быть в глазах бедной девушки чудовищем? Как правило, мне становилось значительно легче от такого признания – ведь любая ошибка была теперь объяснима. Экзаменатор тоже смягчался и начинал успокаивать меня.

Во время экзамена я постоянно помогала другим – это здорово отвлекает от собственных проблем, снимает напряжение. И для себя есть оправдание: не успел подготовиться из-за благородства души.

Кстати, когда помогаешь другим, каналы твои тоже открываются, ведь как бы не на своем зациклен. (Вот почему я не советую родителям настраивать детей “Не отвлекайся!”. Наоборот, пусть отвлекается почаще.)

/По материалам журнала “На стороне подростка / Журнал для умных родителей и заботливых педагогов” № 1, 2005/

.

.

Сам себе РЕЖИССЁРРОДИТЕЛЬСКОЕ собраниеучительская ПОДСОБКА

.

Яндекс.Метрика