Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Вполне законные недоумения (1а; 1б)

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАПСИХОЛОГИЯ игры и игровой дидактики«Не стоит забывать и о самом ПРЕПОДАВАТЕЛЕ»

[2] Разбор ПОЛЁТОВИностранный язык «Не стоит забывать и о самом ПРЕПОДАВАТЕЛЕ»

_______________________________________________________

«Не стоит забывать и о самом ПРЕПОДАВАТЕЛЕ»

Часть первая:ЭССЕ-отчётА.Белогиной

Часть вторая:КОММЕНТАРИИВ.Букатова

____Ч А С Т Ь__В Т О Р А Я___

 

Вполне законные недоумения // В.М. Букатов: Репл.-комм.1 к эссе-отчёту А.Белогиной о том, что в социо-игровой методике следует модифицировать, а что – исключать

(1а) Кто ДОВОЛЕН: обучающий или обучаемые?// (1б) Можно ли обучаемому зевнуть, ЕСЛИ ХОЧЕТСЯ?

.

Хорошо, когда человек, познакомившись с содержанием курса, открыто заявляет: все ваши приёмчики, о которых вы нам на занятиях толкуете и которые в своих книжках и на сайте пропагандируете, гроша ломаного стоить не будут, если их как следует не переделать. (Согласитесь, было бы гораздо хуже, если б эту свою позицию слушатель курса вздумал скрывать.)

И вот когда, мол, эти исходные «малопродуктивные» приёмчики преподаватель видоизменит «под себя», подстроит под свой стиль преподавания, то тогда в конце концов на его занятиях и начнёт появляться результативность. Да не абы какая, а та самая, которая преподавателя этого вполне устроит. Более того – будет приносить ему истинное удовольствие.

(1а) Кто ДОВОЛЕН: обучающий или обучаемые?

Конечно, хорошо, когда преподаватель доволен проведённым уроком. Да вот только возникает вполне законный вопрос: а довольны ли были обучаемые (в данном случае студенты)? Тому, что сам автор письма был доволен, я вполне верю. Подтверждение я вижу и в содержании, и в самом стиле изложения. А вот были ли довольны прошедшим занятием сами студенты? Пошла ли им на пользу эта самая  учительская переделка исходных социо-игровых приёмов? Что-то я сильно сомневаюсь.

Автор пишет: «Я не могу тратить время урока на перестановку мебели – не за это мне платят». Согласен, что учителю в буквальном смысле платят не за это. Но если лучшему усвоению учебного материала способствует задание начать урок с того, чтобы, договорившись с соседями, студенты своими руками передвинули парты, – то, значит, такое задание не то что стоит, а обязательно делать нужно! Раз это обучаемым помогает…

Ан нет, преподаватель сразу «в кусты». Он сразу не о студентах, а о себе любимом хлопотать начинает: мол, для меня лично это абсолютно неприемлемо…

Возникает довольно щекотливая для многих учителей тема: кто же на кого должен «пахать»? Ученики – на учителя? Чтобы его план-конспект выполненным оказался. Или учитель – на детей? Чтобы они не только запомнили, но и поняли. Не только разобрались, но и, заинтересовавшись, зажглись, увлеклись и углубились.

(1б) Можно ли обучаемому зевнуть, если хочется?

Неслучайно преподавательница с наиострейшей темы – кто на кого работать должен – спешит побыстрее вернуться к теме самооправдания: почему она не отважилась на передвижение студентами своих учебных парт? То есть почему она отказалась от двигательной активности учеников на занятии? Теперь мы находим новый ответ, данный в довольно неожиданном ракурсе.

Оказывается, в аудитории, где проходят занятия, все парты стоят по кругу. Спиной, дескать, к другим никто не сидит и все могут свободно общаться друг с другом. Кто с кем пожелает. Что и позволяет преподавательнице выдать замечательную формулировку: «Грубо говоря, обстановка свободы уже создана для наших студентов».

Надо отдать должное авторскому чувству юмора. Словосочетание «грубо говоря» – ничего не скажешь – выстреливает и со свистом проносится не хуже петарды-шутихи, моментальное ослепление от которой как бы навечно запечатлевает ту обстановку свободы, которая до всяких занятий уже была заботливо создана для предполагаемых учеников.

Итак, преподавательница в своих рассуждениях сама заводит речь о свободе. И даже поясняет: «…все могут свободно общаться с кем пожелают». Поэтому-то надобность и в смене мизансцен, и в двигательной активности студентов, и в передвижении ими учебных столов и стульев отпадает! На первый взгляд, звучит убедительно. Поэтому я позволю себе роскошь пофантазировать о том, как студенты ещё на перемене заполняют эту кем-то и когда-то созданную обстановку свободы. А потом звучит ЗВОНОК, появляется преподаватель. И начинается занятие…

Но вот «кто-то тихо начинает зевать». А двое между собой начинают обсуждать «девушку, подмигивающую им». (Это я эссе-отчёт вспоминаю.) Казалось бы, в свободной-то обстановке чего бы не зевнуть (если хочется) или с соседом не перемолвиться (если есть о чём). Ведь на то и свобода, чтобы все могли «общаться с кем пожелают». А вот и нет! Преподавательница тут же устраивает провинившимся самую настоящую экзекуцию. И не абы какую, а в виде – кто бы мог подумать! – социо-игрового упражнения…

Вячеслав Букатов

.

перейти ко ВТОРОМУ блоку репл.-комм. Вяч.Букатова

= вернуться к перечню материалов =

.

 

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАПСИХОЛОГИЯ игры и игровой дидактики«Не стоит забывать и о самом ПРЕПОДАВАТЕЛЕ»

[2] Разбор ПОЛЁТОВИностранный язык «Не стоит забывать и о самом ПРЕПОДАВАТЕЛЕ»

.

Яндекс.Метрика