Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

О ДИХОТОМИИ, открывающей профессионалам новые горизонты

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАМастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игр

_________________________________________________________________________

Вячеслав Михайлович БУКАТОВ, доктор педагогических наукБук-круг-оборот-ср

О дихотомии,

открывающей профессионалам

новые горизонты

.

___Жизнь целостна и объемна. Научные же термины — дискретны и линейны. Ими, конечно, можно описывать жизнь, но — в педагогике (как и в искусстве) это достаточно очевидно — весьма условно.

___Путь терминологического описания урока до поры до времени явно помогает нам овладевать секретами учительского мастерства. Такой путь — всего лишь один из возможных и потому правильных. Проблемы же начнут возникать со временем — когда мы вместо того, чтобы продвигаться к заветной цели, начнем довольствоваться тем, что всего лишь стоим на правильном пути. Тогда-то, казалось бы, надежная терминология вдруг начинает подводить: искры творчества гаснут, костер интуиции не разгорается, сумерки равнодушия и автоматизма незаметно сгущаются.

___Избегать подобной напасти путникам помогает драмогерменевтика — своими театрально-режиссерскими и герменевтическими процедурами.

___В ботанике разделение ствола растения на две одинаково развитые ветви называется дихотомией (от греч. dichotomia — разделяю на две части). Образ дихотомического ветвления растений оказался для многих учителей одним из стабильно живительных. Уверенность учителя в том, что всегда можно найти дихотомическую (ветвящуюся) равновозможность, помогает ему обезвреживать неизбежный профессиональный технократизм.

___Дихотомия делает явственной условность любого, казалось бы, вполне однозначного термина, возвращая нас к целостности и многомерной объемности текущей вокруг нас жизни. Поясним это на всем хорошо знакомом терминологическом выражении «актуализация знаний учащихся».

___Дихотомических пар к этому выражению может быть минимум три — по числу слов. И каждый вариант вносит свой ракурс сути происходящего на уроке.

___Начнем со слова, находящегося по центру. К существительному «знания» подберем дихотомическую пару (не антоним, а любую противоположность). Первое, что приходит на ум — незнания. Слово не совсем удачное из-за своей многозначности, но тем не менее подставим его в наше терминологическое выражение. Получается «актуализация НЕЗНАНИЙ учащихся».

___Забавно и очень похоже на правду!

___На наш взгляд, такой формулировкой можно достаточно метко описывать многие удачные моменты урока. В том числе и того открытого, который Елена Федоровна Кадужина показывала читинским учителям.

___Подберем теперь дихотомическую пару к слову актуализация (от лат. actualis — деятельный, т.е. важный для текущего момента). Это вполне может быть слово отодвигание. Что получилось? «ОТОДВИГАНИЕ знаний учащихся».

___Ну что ж! И такая формулировка явно имеет свой резон. Опять-таки, вспомним открытый урок в Читинском районе. Все стало на свои места и пришло в норму, когда прозвучала команда «поднять паруса!» и «подмигнуть глазом!». Уместно ли подобную живость именовать «актуализацией химических знаний»? Как раз химические-то знания и были отодвинуты в сторону, что оказалось и для учительницы, и для учеников первой ступенькой к успеху.

___При такой непривычной формулировке парадоксальность приема оказывается высвеченной объемнее.

___Ну а в пару к последнему слову в облюбованном выражении — учащихся — проще всего выбрать учителя. Соответственно получаем: «актуализация знаний УЧИТЕЛЯ».

___Опять же довольно-таки метко!

___Второй виток дихотомии (а их может быть столько, сколько потребуется для объемности вашего понимания) переплетает полученные варианты между собой. К ним могут добавиться, например, такие: актуализация НЕЗНАНИЙ УЧИТЕЛЯ

___Отодвигание знаний УЧИТЕЛЯ

___И каждая из них (сама по себе и уж тем более в совокупности) все точнее и тоньше начинает раскрывать нам смысл произошедшего, углубляя наше профессиональное понимание, порождая новые искры творчества и всполохи учительской интуиции. А это обеспечивает нам дальнейшее продвижение к заветной цели — животворному мастерству.

___Дихотомическая процедура применима к любому профессиональному термину, так же как и к любому решению учителя. Даже к такому традиционному, как опрос учеников.

___Например, с помощью дихотомии к привычному вопрошанию учителем класса могут добавиться такие, несколько необычные, варианты:

— ученика (новый вариант: самого учителя!) вопрошает ученик (другой вариант: команды учеников);

— учитель (или ученик) отвечает, а ученик (или учитель) по ответу формулирует вопрос.

___А несколько витков дихотомии могут привести к совсем неожиданным, но заманчивым, несмотря на свою диковинность, вариантам:

— ученик с завязанными глазами оценивает на слух знания другого ученика: не подглядывает ли он в учебник, не пользуется ли он подсказкой, например, учителя (!) или других учеников;

— учитель под диктовку двух-трех суфлеров (которые без учебников усажены под учительский стол) отвечает на вопросы в конце параграфа по выбору класса.

___Продолжать мы, пожалуй, не будем, предоставив возможность читателям самим поразмять свои профессиональные представления и поделиться с учителями самыми интересными находками и открытиями.

___О дихотомии и драмогерменевтике можно узнать, например, в книге «Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя» (П.Ершов, А.Ершова, В.Букатов. М.,1998)

___Или на данном сайте в статье «Основные составляющие ДРАМОГЕРМЕНЕВТИКИ» (открыть в новом окне)

.

перейти к перечню материалов блока

.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАМастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игр

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика