Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

О принципиальных тонкостях игровых технологий (работа в ТРОЙКАХ: 4а;4б;4в;4г;4д)

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАПСИХОЛОГИЯ игры и игровой дидактики«Не стоит забывать и о самом ПРЕПОДАВАТЕЛЕ»

[2] Разбор ПОЛЁТОВИностранный язык«Не стоит забывать и о самом ПРЕПОДАВАТЕЛЕ»

_______________________________________________________

«Не стоит забывать и о самом ПРЕПОДАВАТЕЛЕ»

Часть первая: ЭССЕ-отчёт А.Белогиной

Часть вторая: КОММЕНТАРИИ В.Букатова

____Ч А С Т Ь__В Т О Р А Я___

О принципиальных тонкостях игровых технологий (работа в ТРОЙКАХ – гр.№2) // В.М. Букатов: Репл.-комм.4 к эссе-отчёту А.Белогиной о том, что в социо-игровой методике следует модифицировать, а что – исключать

(4а) Главное средство СОЦИАЛИЗАЦИИ ребёнка // (4б) Так кому же эмоционально-гигиеническая  встряска НУЖНЕЕ? // (4в) За «двумя» ИЛИ «133 зайцами»? // (4г) Счастливое сопряжение ТРЁХ ограничений // (4д) Не повод для превращения в БУЛЫЖНИК

А теперь присмотримся к рассказу о занятии со второй группой. По отчёту получается, что в ней специально для сравнения были организованы тройки, из работы которых ничего хорошего не вышло, и таким образом экспериментально подтвердился исходный скепсис вузовской преподавательницы.

(4а) Главное средство СОЦИАЛИЗАЦИИ ребенка

Обнаружив, что на занятии групповая работа получалась «с трудом», преподавательница делится своим «проверенным на практике» выводом: для взрослой аудитории подобный вид работы оказывается неинтересным.

При этом она считает, что причина затруднений заключалась в том, что мотивация у студентов была недостаточной. И опять же специально подчёркивает, что мотивация эта проснулась только после особых ухищрений и поправок, внесённых ею в исходный вариант.

Попробуем не спеша разобраться, в чём же там было дело.

Итак, студенты разбиты на тройки. И хотя: «Мы [преподаватели] не имеем права устраивать прессинг, стрессы и давить психологически на студентов, ведь это ещё больше ограничивает их в изучении языка», – тем не менее: «Если с самого начала приучать их [обучаемых] к трудностям, которые они должны решать, хотят того или нет, им в будущем становится проще работать с языком (уже самостоятельно)».

Напомню, что в «Хрестоматии игровых приёмов обучения» (В.Букатов, А.Ершова. М., 2000 и 2002) мы особо подчёркивали, что когда педагог формирует состав временных команд по своему усмотрению, то многие ученики к этому относятся как к навязыванию чужой воли. И тогда работа в такой назначенной «свыше» компании тоже начинает восприниматься ими негативно.

Чтобы избежать этого, лучше всего пользоваться разными вариантами жеребьёвок или считалок, из тех, которыми дети обычно пользуются во время своих игр во дворе. Различные считалочки позволяют детям «без споров» – то есть «по справедливости» – выбрать того, кто будет водить, или определить игровую очередность. «Ребят тешит ожидание решения не от разумного расчёта, а от случая, от воли судьбы», – метко подметил еще в 1930 г. выдающийся фольклорист Г.С. Виноградов. В разрешении затруднений случаем он усматривал гениальный психотерапевтический приём народной педагогики.

Напомню, что особое значение детским жеребьёвкам придавал и известный фольклорист В.П. Аникин. Он считал, что именно они в условиях игрового пространства заставляют детей в равной степени подчиняться общей воле, являясь главным средством социализации ребёнка, средством приобщения его к соблюдению этических норм, правил общежития.

Все эти предостережения вузовская преподавательница посчитала уместным заменить на сентенцию собственного пошива: раз «жизнь очень несправедлива», то пусть в жизни обучаемых «самым несправедливым человеком буду я», тогда им в будущем станет якобы «проще работать самостоятельно», – житейскую подоплёку которой читатели пусть оценивают сами…

(4б) Так кому же эмоционально-гигиеническая встряска НУЖНЕЕ?

Хорошо, что после того, как преподавательница разбила студентов на тройки, она побеспокоилась о наличии у каждой тройки чистого листа. Но вот то, что своим тройкам эти самые чистые листы она раздавала сама – уже не очень хорошо.

Чистые листы лучше не преподавателю раздавать, а получать самим студентам. Потому что, напомню, двигательная активность обычно стимулирует умственную работу.

Может быть, неслучайно преподаватели предпочитают листочки (карточки с заданиями, наглядные пособия и т.д.) раздавать обучаемым сами? Ведь им же тоже нужно как-то стимулировать свою умственную деятельность – вот они и не упускают возможности лишний раз на занятии, как говорится, свою «задницу от стула оторвать» и, пройдясь по рядам или по группкам, размяться, раздавая листочки для работы. (Иначе откуда же эта непроизвольная склонность приберегать для себя что повкуснее!)

Бытует стандартное объяснение: дескать, так время урока экономится. Но это лукавство. На самом деле этими раздачами преподаватели сами себе устраивают эмоционально-гигиеническую встряску: ведь они же на работе, а вот ученики, которые, по представлениям некоторых преподавателей, большей частью лоботрясы, пусть сидят себе на уроке сиднем да усердно, то бишь не двигаясь, учатся.

Но если преподаватели, вдохновившись социо-игровой режиссурой урока, начинают в пользу обучаемых отказывать себе в столь приятной пустяковине, то они поступают, например, так:

– От каждой тройки – по одному посыльному к моему столу.

А когда посыльные от каждой команды собираются у стола, то они им тихонько сообщают:

– Возьмите для своей команды из стопки по одному чистому листу (либо тексту, либо учебнику, либо пособию и т.д.).

Если в привычном (авторитарном) варианте дивиденды от встряски получал только один человек (и им был обязательно преподаватель), то в социо-игровом варианте из девяти студентов уже трое получают некий, пусть и крохотный, но уместный и столь необходимый двигательный «допинг».

Обратите внимание: когда работы троек были прорецензированы и возвращены студентам, преподавательница – как она о том пишет в своём эссе – «чтобы выйти из положения, взяла и собрала работы», а потом на доске лично(!) нарисовала три небольшие таблички.

Очевидно, что если бы её режиссура доверила бы выполнение этих действий самим студентам, то уже от одного этого в них бы стала просыпаться «мотивация к более усердной работе», о которой так печётся преподавательница в своём эссе-отчёте.

(4в) За «двумя» ИЛИ «133 зайцами»?

Потом тройки придумывали своим командам названия на английском языке. Это хорошо. Правда, преподаватель пишет, что она поставила ограничение: выбирать только из той лексики, которая была на предыдущих уроках.

Тут опять мне впору руками развести. Нет бы, использовать эту ситуацию для расширения словарного запаса. Например, сначала команды смотрят по сторонам и из того, что бросается в глаза, выбирают слова для названий своих команд. При необходимости достают словари (или открывают Интернет) и переводят свои слова-названия на английский язык.

Ну, например, в тройке договорились, что их команда будет называться «Плинтус». А вот как по-английски «плинтус», они понятия не имеют (мало того, я думаю, что и их преподаватель вполне этого может не знать или не сообразить сразу; для справки, по Оксфордскому словарю «плинтус» – plinth; skirting-board). Зато у учеников появляется желание залезть, например, в онлайн «Яндекс. Словари». Вот вам и непредсказуемое расширение лексики в игровой ситуации, да к тому же обрамлённое очередной тренировкой ученической ловкости в словарном поиске. К чему, собственно, вся социо-игровая педагогика (а по-научному – драмогерменевтика) неустанно стремится и к чему призывает стремиться всех своих последователей.

Преподавательница же пошла по стоеросовому пути. Она погналась «за двумя зайцами»: дескать, параллельно выбору названий устрою-ка я повторение лексики, пройденной на предыдущем занятии. Тогда как по-социо-игровому преподавателям на своих занятиях следует устремляться не за двумя, а за 133-мя зайцами. А ведь автор эссе-отчёта предварительно целый курс по социо-игровой режиссуре выслушала, да и в материалах на сайте «Открытый урок» она, наверняка, неоднократно встречала о том разъяснения.

(4г) Счастливое сопряжение ТРЁХ ограничений

Смысл следующего задания заключался в том, чтобы найти и выписать самые часто повторяющиеся глаголы. По своему характеру это задание почти социо-игровое, потому что, с герменевтической точки зрения (а герменевтика – это наука об искусстве понимания), оно очень правильное. Ведь обучаемым в заданном тексте надо все глаголы обнаружить, все их пересмотреть, пересчитать и решить, какие из них те самые пять, что наиболее часто повторяются.

Но давайте возьмём любую страничку из какого-нибудь романа на нашем родном языке. Романа либо классического (как «Война и мир» Л.Толстого), либо современного (из тех, что продаются на бульварных развалах). Так вот, очевидно, что даже на родном языке найти на одной страничке романа пять самых повторяющихся глаголов будет нелегко. Так что тут явный перебор.

Уместнее было бы искать не пять глаголов, а три (или даже два! – всё зависит от реального материала). Но не абы каких, а именно самых часто повторяющихся. А чтобы работа по инвентаризации всех глаголов проходила бы интенсивно, командам стоит ограничить, во-первых, время – скажем, дать одну (или полторы) минутки. И во-вторых, ограничить объём – скажем, дать не страницу, а полстраницы. Сопряжение этих трёх ограничений позволяет возникать особой игровой соревновательности (кто больше успеет, кто меньше пропустит, кто быстрее сообразит и т.д.).

Из рассказа мы узнаём, что у преподавательницы тоже были ограничения. Но без учёта реальных человеческих ресурсов, то есть без прикидки интересов, возможностей и естественного любопытства обучаемых. Поэтому между собой эти ограничения не сопрягались, делая саму учебную ситуацию формальной, некомфортной, стоеросовой.

Мало того, что были заданы пять самых повторяющихся глаголов, так ещё и искать их нужно было на странице 6–8, то есть на трёх(!) страницах. А так как объём заданной работы был явно велик, то ученики на глазок какие-то глаголы выписывали, не выискивая те, что на самом деле в тексте были употреблены чаще других (скорее всего, преподавательницу такой поворот дела вполне устроил: ведь число употреблений никто не фиксировал, не называл, не сравнивал).

Из этого анализа можно сделать вывод: называть подобное задание игровым вообще-то неуместно. Вместо игры ума, игры воображения, мы явно обнаруживаем в нём всего лишь «учебный труд»: кропотливый, занудный, тяжкий и подневольный. Что называется, до седьмого пота. К тому же потели студенты над выполнением задания аж 15 минут(!). Ползали, бедные, по трём страницам учебника 15 минут (хорошо ещё, что не 20, как в первой группе). Неудивительно, что преподавательнице подобный вид работы был неинтересен. Только виноваты в том не «тройки» и не «вид работы»!

Всё дело в самой учительнице, которая умудрилась игровой приём так «подмять» под свой привычный стиль, что от былой продуктивности, эффективности и игривости только «рожки да ножки» остались.

(4д) Не повод для превращения в БУЛЫЖНИК

И, в заключение, ещё раз остановимся на одном из весьма примечательных замечаний автора письма-отчёта. Напомню её слова: «Жизнь очень несправедлива, а в вашей жизни самый несправедливый человек – это я». Если с первым утверждением я соглашусь скорее всего нехотя, то вот со вторым – буду соглашаться не только энергично, но и с готовностью.

Читаем дальше и видим, что преподавательница задаётся вопросом: имеет ли она право себя в такую позицию ставить? И отвечает, что имеет.

Я же предлагаю читателям примерить на себя смысловое содержание несколько иного логического хода: раз жизнь бывает несправедливой, так давайте, дорогие преподаватели и учителя, начнём и на уроках наших «страдать» от этой несправедливости. То есть, не быть проводниками «несправедливости для других», а чтобы нам самим эту несправедливость расхлёбывать, освобождая других от её гнёта. (И пусть всего лишь на своих занятиях! Казалось бы, капля в море, но ведь капля камень точит. Да если и не точит, то это ещё не повод для добровольного превращения себя в некий бездушный булыжник). Чтобы нам не настраиваться на постоянную раздачу распоряжений на своём занятии, то и дело доминируя над учениками. Чтобы интересы, успехи либо трудности обучаемых (студентов или школьников) заставляли бы нас по ходу занятия изменять своё поведение в ту или иную сторону…

Ведь с чем связана несправедливость в учительской профессии? Проведу параллель с театральным искусством.

В театре существует и работа режиссёра, и работа актёра. Актёр выходит на сцену, и его работу зрители видят непосредственно. А режиссёр во время спектакля на сцену не выходит (если зрители его видят, то только на премьере, когда в конце спектакля всех вызывают на поклон). При этом есть такие режиссёры, которые на репетициях умудряются так работать с актёрами, так коверкать их работу, что потом зрители в спектакле только и видят что прихоти этих режиссёров. (Надо сказать, что многие актёры таких режиссёров не очень-то любят.)

А есть другой тип режиссёров. Про них говорят, что они «умирают в актёре». Они работают с актёром так, что их вклад не виден. И зрителям кажется, что всё, что происходит на сцене, – заслуга актёра, что это он такой умный, такой талантливый, что это он все нюансы тонко прочувствовал и доступно всё изобразил. Замечу, что такая дилетантская оценка для режиссёров этого типа частенько оказывается несправедливой. И порой кому-то из них приходится поставить не один замечательный спектакль, прежде чем зрители в конце концов по заслугам начинают ценить его бесценный закулисный вклад.

Режиссёры-постановщики первого типа предпочитают более эффектный путь (не путать с эффективностью!), где результат сразу налицо. Работать с актёрами они предпочитают так вычурно, чтобы зрители сразу увидели режиссёрский замысел (который, по образному выражению Ю.Юзовского, торчит как кость в горле), чтобы возникла сенсация или хотя бы скандал…

Вот и в педагогике есть деятели, которые стремятся сверкать не хуже короля-солнце Людовика XIV. По сути дела, они претендуют на то, чтобы ученики, глядя ему в рот, копировали бы его, стараясь быть на него похожими. И такие претензии, действительно, заставляют некоторых из учеников «что есть силы» тянуться вверх, «работать» под идеал.

Тогда как педагоги другого типа предпочитают оставаться как бы в тени и не маячить перед растущим человеком. Вместо того чтобы «звездить», такой педагог скромно старается разобраться, кому, когда, в чём и чем можно помочь росту ребёнка: когда землю взрыхлить, когда лишний раз сорняки прополоть, когда водичкой напоить…

Такой педагог вокруг себя не клонов плодит. Наоборот, каждый из учеников вырастает тем, кем ему на роду написано быть: морковка – морковкой, свёкла – свёклой, пастернак – пастернаком, а розочка – розочкой.

В то время как блестящие педагоги любят выставлять себя напоказ как образец для подражания. Ну, например, если педагог считает себя замечательнейшей «морковкой», то предполагается, что все его ученики, которые по определению от одного его вида уже должны млеть и стремиться все повадки, внешний вид и манеры его перенимать, обязаны «кровь из носу» такой же морковкой, как и их любимый учитель, казаться.

Но уж если педагогике и суждено чем-то походить на садово-огородное хозяйство, то произрастать в этом хозяйстве правильнее будет совершенно различным растениям…

][x][x][o][o][o][x][x][

Думается, что терпение предполагаемых читателей уже на пределе и этот блок комментариев мне следует завершать. Однако два момента того занятия, на котором работа велась тройками, оказались-таки незатронутыми. А именно: предъявление на занятии списка поэтапных заданий (из четырёх пунктов) и пробуждении у обучаемых мотивации к более усердной работе с помощью самой преподавательницей на доске нарисованных трёх небольших табличек.

Обозначенные моменты я планирую рассмотреть в особой – третьей части – блоке реплик-комментариев, который будет называться «Эффект дырки от бублика» и который – надо надеяться – появится в самом недалёком будущем.

Вячеслав Букатов

.

.

= вернуться к перечню материалов =

.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАПСИХОЛОГИЯ игры и игровой дидактики«Не стоит забывать и о самом ПРЕПОДАВАТЕЛЕ»

[2] Разбор ПОЛЁТОВИностранный язык «Не стоит забывать и о самом ПРЕПОДАВАТЕЛЕ»

.

.

Яндекс.Метрика