Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Рассказ второй. Диктант длиной в одно предложение

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА Мастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игр«ДИКТАНТ на ДРУЖБУ», или Нешуточные результаты понарошечной режиссуры

_______________________________________________________

«ДИКТАНТ на ДРУЖБУ», или Нешуточные результаты понарошечной режиссуры/Два рассказа доктора педагогических наук В.БУКАТОВА о«Диктанте на дружбу»(с учителями на семинаре и со второклассниками на уроке) и его же реплики-комментарии к письмам-отчетам школьных учителей

Вячеслав БУКАТОВ

Рассказ второй. Диктант длиной в одно предложение

.

Шум-гам-тарарам во втором классе

___Лет двадцать назад в школе Тубельского меня попросили прийти во второй класс и показать, что такое «живое общение детей» на уроке и как его можно организовать. «А то учительница жалуется, что класс ей достался вялый и безынициативный. И играть-де они не любят, и в командах работать не хотят».

___Ну я и пришел с «диктантом на дружбу». Кроме хозяйки класса, на последней парте сидела ее подружка — учительница третьего класса (у нее было «окно»).

___Я был предупрежден, что класс, якобы, пассивный, поэтому начал со «сПАРТАнского» воспитания – то есть перестановки учениками парт. Все парты сдвигались по две для работы четвёрками, причем одна из них переворачивалась на 180 градусов, чтобы сидеть было удобно (иначе фронтальные планки мешают ногам и сидящим неудобно писать). Молниеносно возник шум-гам-татарам.

___Молоденькие учительницы попытались было помочь дяде справиться с дисциплиной, но мне удалось бросить в их сторону столь выразительный взгляд, что они прикусили язычки и, как мышки, притаились за последней партой.

___Наконец детишки расселись и слегка утихомирились. Но ненадолго. Просьба приготовить для диктанта тетради привела их в прежнюю активность. Впопыхах они даже не успели испугаться этого самого диктанта. Большая часть с любопытством глазела на одноклассников — они так привыкли видеть затылки друг друга, что фронтальный вид сидящих соседей уже поверг их в некое гипнотическое созерцание друг друга.

___И видя, что кто-то уже стал что-то писать у себя в тетрадях, тормозившие сообразили, что написать надо слово Диктант, а на следующей строчке: Один за всех и все за одного. С грехом пополам большая часть класса с подобной каверзой справилась.

Про Лавра и Фрола

___Потом, если мне не изменяет память (а она всё чаще изменяет!), я использовал приемчик «Кто меня слышит». Тихонько (под нос) говорю, чтобы те, кто меня слышит подняли, например, правую руку и мне помахали. Кто меня услышал, помахали ручкой. Потом, кто меня услышал, хлопнули в ладоши (привлекая внимание зазевавшихся), глянули на потолок и в заключение все как один уставились на меня.

___Пользуясь возникшей тишиной и вниманием, я сообщил что диктант будет очень легким — всего-то одно-единственное предложение. И диктовать его я буду не по словам, и не двадцать раз подряд, а всего один раз. И дальше поинтересовался: «Вам перед началом диктанта текст полностью читают?» И получив утвердительный ответ, пулеметной очередью протараторил изумленным второклассникам скороговорку: Была у Фрола, Фролу про Лавра наврала, пойду к Лавру, про Фрола Лавру навру.

___Эту скороговорку я научился тараторить еще в школьные годы, когда ходил в театральную студию. Без тренировки такое даже медленно сказать трудно. А уж когда скороговоркой… Это даже смешно: все вроде бы по-русски и понятно, а повторить невозможно.

___Продолжаю: «Я сейчас текст вам сказал, но это для ознакомления, это не в счет. Конечно, самому его запомнить трудно. Но вас же много: один одно запомнил, другой — другое. Если все вместе собрать — с миру по нитке — вот и получится диктант. Главное, о товарищах не забывать – то им вовремя подсказать, то у них вовремя спросить. Ну, — говорю, — запоминайте, диктую последний раз».

___И как ни в чем не бывало выпаливаю с прежней скоростью предложение от начала до конца без единого сучка и задоринки.

Кто – «на ус», кто – «мимо ушей»

___Некоторые тут же бросились писать. Понятное дело — пока не забыли. К ним стали присоединяться соседи. И началось:

___— У тебя же флала написано!

___— Так и надо флала!

___— Так с большой же буквы надо! Имя!!!

___— Имя флала не бывает! – и, поворачиваясь к соседнему гнездышку, спрашивают: – Что такое флала?

___А те заняты опросом, какое кто слово запомнил, чтобы фразу правдоподобнее слепить.

___А вон в той команде идет дискуссия о том, как пишется у Фрола имя: через о или через а. А другая выясняет о или а пишется в слове наврала

___А я, курсируя между гнездами, так и сыплю подсказки-намеки направо и налево… Кто-то услыхал, что есть такие старинные имена – Фрол и Лавр. Кто-то – что сочетание звуков про Лавра очень каверзно и его трудно произносить нетренированному языку. Кто-то – что какой-то человек наврал сначала одному про знакомого, а потом собрался к этому самому знакомому прийти, чтобы «с три короба» наврать ему про первого.

___Кто «на ус мотает», а кто «мимо ушей пропускает», потому как делом занят. Занятого делом нужно уважать. Я и уважаю – иду мимо, не мешаю-не трогаю. Пусть человек работает. Надо же ему вдоволь наошибаться, прежде чем он свои ошибки за километр начнет чувствовать!

___До кого мои подсказки доходили, тут же начинали, вытаращив глазенки, делиться своими филологическими соображениями с другими. Те слушали разинув рот, время от времени выдвигая свои собственные версии.

Сколько у тебя правильностей?

___Спорили друг с другом долго. Наспорились на неделю, а текста в тетрадях появилось мало. Да и то — все больше каракули и исправления.

___За двадцать минут до конца урока я утрированно грозно скомандовал: «Стоп! Что есть — то и есть! Все поставили точку и провели черту под написанным. Теперь сложили тетради в открытом виде стопочкой».

___Начался этап проверки. Проверять было особо нечего. А потому все проверяльщики принялись под мою диктовку украшать чужие тетради образцовыми шедеврами про Лавра и Фрола. Ну а я, в свою очередь, постарался и вовремя подсказать, когда с большой буквы надо писать, и о проверочном слове напомнить. Ведь образец должен быть образцом.

___Постарались второклашки на славу! А потом судьи стали сверять образцы с написанным. Но выискивали они вовсе не ошибки, а ПРАВИЛЬНОСТИ, то есть то, что автору диктанта удалось-таки написать правильно.

___Сами понимаете, некоторых тут ждали весьма приятные неожиданности…

На всех не угодишь

___В результате урок получился, что называется, чумовой! Наговорились детишки досыта. Многие даже раскраснелись. Многие даже устали. Разумеется, не все. Были и те, кто сновал из коридора в класс и обратно, демонстрируя свою неуемную жажду деятельности. Но и те, и другие были явно довольны. Не звонком, не переменой, а собой, своей командой, своим классом, своей жизнью.

___Да и хозяйка выглядела довольной. Она улыбалась, контрастируя с озабоченным видом своей подружки. Мы втроем переворачивали столы, возвращая их в традиционные ряды. (На уроке я сделать это не то чтобы не успел — не захотел: интуиция подсказала, что для первого раза достаточно. Не ломать же руками детей ту мизансцену, которую они выстроили и которая им явно стала дорогой. Поэтому мне показалось, что правильнее будет, если столы расставят по местам взрослые).

___И вот подружка, которая, заглянув во время «окна» к соседке в класс, стала невольной свидетельницей нашего социо-игрового авангарда, начала подчеркнуто сухо (видимо, сдерживая раздражение от снующих под ногами детишек) выговаривать мне, что, во-первых, на уроке было очень шумно и все уроки проводить так нельзя — дети переутомятся.

___Во-вторых, она сомневается, что в таком бедламе дети когда-нибудь смогут научиться писать не только что грамотно, но хотя бы чисто.

___— Вы посмотрите, какую они грязь в тетрадях развели! — округлив глаза, почти стонала она. – Ну а уж заставлять детей выписывать такие слова, как наврала, да еще не один раз, — это просто антипедагогично!

___Чтобы читатели не судили подружку-учительницу слишком строго, напомню, что за окнами тогда шел всего лишь четвертый год спущенной сверху перестройки. Да и доктором педнаук я тогда еще не был, а всего лишь свежеиспеченным кандидатом, каких много тогда по школе шаталось. Мало ли кто из них какой бред предложит? А программа есть программа. И от нее в школе никто учителя еще не освобождал, тем более в начальных классах!

___Ну что тут спорить?.. Мне только и оставалось, что радоваться хотя бы тому, как все увиденное было воспринято самой хозяйкой.

___Расставив школьную мебель по местам, поблагодарив девушек за внимание, кивая направо и налево детским «до свиданьям» и разводя руками на бесконечные «А вы к нам еще придете?», я помчался в учительскую, где меня уже поджидали, «сгорая от любопытства», улыбчивые и жадные на расспросы учителя-неофиты социо-игрового стиля обучения.

.

/Режиссерское резюме данной социо-игровой цепочки процедур см.: О «133 зайцах» в «Диктанте на дружбу»/

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА Мастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игр«ДИКТАНТ на ДРУЖБУ», или Нешуточные результаты понарошечной режиссуры

.

.

1 comment to Рассказ второй. Диктант длиной в одно предложение

  • Уже при первом чтении становится ясно, что “Диктант на дружбу” – это действительно хит педагогики. Я ещё не проводил его в своём классе, но по описанию вижу, как много там заложено возможностей. Для второго класса, однако, материал показался мне весьма “неспецифичным”.

    Во-первых, название “на дружбу” и девиз “один за всех и все за одного” слишком “суггестивные”. Совершенно незачем так сильно навязывать детям эту обязанность – помогать друг другу. Во втором классе детей на уроках чаще приходится удерживать от “дружбы”, так как в этом возрасте вполне естественно лезть к соседу в тетрадку и удивляться его ошибкам. Бывают ведь моменты в обучении, когда ученик должен сосредоточиться и самостоятельно прийти к каким-то выводам; и детям с первого класса приходится объяснять, что их подсказки в этот момент могут помешать человеку чему-то научиться; приходится специально оговаривать такие ситуации, заучивать случаи, когда подсказывать нельзя.

    То есть, если просто посадить 4-5 детей моего класса в “гнездо” (6 – это уже “остров”) и сказать “вы – команда”, для них это по умолчанию будет значить, что они добиваются результата вместе (и желательно быстрее других команд); всякие напоминания о взаимопомощи будут восприняты… ну, как минимум, с недоумением. В классе бывают один или два человека (из 30), которые не хотят работать в команде. Что делать в этом случае, сильно зависит от конкретной работы: иногда можно позволить работать кому-то в одиночестве, иногда волевым решением оставить в команде. Но во всех случаях принцип взаимопомощи в команде всегда очевиден для всех; и так же очевидно, что этот принцип, проговорённый лишний раз вслух (и даже три раза записанный), не перевоспитает “отказников” – им и классу просто нужно время, чтобы “пережить” этот внутренний протест.

    Вторая “неспецифичность” – материал о Фроле и Лавре. Специфика второго класса в том, что в этом возрасте большинство слов родного языка для детей “странные”, не надо искать для них сложностей – они сами их найдут. Они не знают даже слова “забияка”, не говоря уже об “овчарне” или “невежде” (из басен Крылова). Сюда же я бы отнёс “неинформативность” сообщения о Фроле и Лавре: какая-то призрачная сущность что-то “наврала” о другой призрачной сущности. Лучше всё-таки брать что-то хорошо знакомое: те же басни Крылова или “Денискины рассказы” какие-нибудь, чтобы формировать у детей целостное “чувство языка”, ощущение значимости, возможности делиться интересными мыслями.

    Третье – сама форма “реального” диктанта. Детям ещё трудно просто писать, выводить буквы. Нагружать их при этом дополнительно “орфографическими” задачами нерационально, лучше всё-таки, чтобы они видели письменный образ слов как можно чаще. Поэтому, конечно же, здесь лучше использовать “полудиктант”, как о Черепахе и Орле для студентов, – когда посыльный с помощником внимательно вглядываются в строчку, а потом стараются её воспроизвести, консультируя друг друга и принимая догадки и подсказки всей команды. Если это хорошо знакомый текст, другие участники тоже могут использовать зрительную память (долговременную).

    Я рекомендую использовать для второго класса в этой работе именно хорошо знакомый текст, который мы раньше, например, просто читали, а теперь, получается, как бы “обживаем” в одной из форм – и находим много нового! В первый момент второклассникам иногда бывает трудно даже осознать, что этот текст – знакомый.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика