меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Математический (!) «диктант на дружбу» в 7 коррекционном (!!) классе

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА Мастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игр«ДИКТАНТ на ДРУЖБУ», или Нешуточные результаты понарошечной режиссуры

_______________________________________________________

Из научного архива В.М.Букатова

Предисловие. В рубрике «Режиссура урока» (ведущие В.Букатов и М.Ганькина) газеты «Первое сентября»  были опубликованы два рассказы В.Букатова о «диктанте на дружбу» (ПС № 26, 2002). Пришли отклики. Вот один из них (опубликовано в ПС №64, 2002).

Светлана ПЫРЬЕВА, учитель математики
г. Курган, пос. Черемухово

Спасибо за подсказку

В сентябре по семейным обстоятельствам мне пришлось перейти работать в другую школу. Естественно, «на новенького» мне достались классы, от которых другие учителя были рады отказаться.

Один из них, 7 «Д», — класс коррекции. Впечатление было такое, что до 7 класса эти дети не учили математику вообще (не в укор учителям). Не хотели они ее изучать и в 7 классе. Было их 13 человек — все вспыльчивые, неуправляемые, матерщинники. Иногда мне казалось, что работаю не в обычной школе, а в колонии.

На успех не рассчитывала, просто хотелось попробовать

Казалось, что их никогда и ничему не научить. Никакие методы и приемы, в том числе и игровые, не работали с этими детьми. Если что-то и удавалось объяснить им на одном уроке, то на следующем все напрочь забывалось. Единственное, что могло их иногда заинтересовать, — так это задания на сообразительность, далекие от математики.

И тогда — да простят меня директор и завуч — я махнула рукой на благие намерения научить 7 «Д» алгебре и геометрии и была вынуждена ограничиться простой задачей: организовать урок так, чтобы мы могли вытерпеть друг друга 40 минут. А помогали мне в этом «Режиссура урока» и «Хрестоматия игровых приемов обучения» В.М. Букатова и А.П. Ершовой.

К сожалению, получалось не все. Не захотели они играть в «руки-ноги», но зато всем хотелось попробовать себя «слухачом».

И вот в апреле читаю про «диктант на дружбу». Захотелось испытать в 7 «Д». Проходили мы с ними в это время решение систем линейных уравнений. Решения систем нам давались с трудом. Ну я и надумала очередной урок посвятить решению «системы уравнений на дружбу». На успех не рассчитывала, просто хотелось попробовать. Мысленно проигрывая ход урока, представляла, сколько выкриков и возмущений мне придется выслушать. Но все прошло так, как я и не ожидала.

И все-таки смельчаки нашлись

При подготовке к уроку выбрала систему уравнений, записала ее решение, разбила ход решения на отдельные шаги, каждый шаг (от начала и до ответа) записала на отдельную карточку.
Начало урока. Сообщаю: будем решать «систему уравнений на дружбу». Удивительно, но в ответ не последовало ни недовольных выкриков, ни вопросов.

Деление на группы прошло довольно спокойно, чего я тоже не ожидала. Правда, было предложение, чтобы мальчики работали отдельно от девочек, но потом согласились тянуть полоски бумаги. Получилось три команды.

Только Люба не захотела присоединиться к своей команде, ссылаясь на то, что у нее нет тетради и ей нечем писать. Но на нее тут же напустились уже заинтригованные одноклассники, и ей пришлось сдаться. Тем более что ей тут же протянули и листочек, и запасную ручку.

Три команды разместились в конце класса — каждая за своим столом. Я около учительского стола. Предлагаю записать в тетрадях тему урока и девиз: «Один — за всех, и все — за одного!» Старательно пишут, никаких выкриков и вопросов, как будто так и надо.

Кладу на стол первую карточку. Приглашаю посыльных от каждой команды, чтобы они за 10 секунд запомнили первую порцию и продиктовали своим командам.

В командах начинаются препирательства: «Я не запомню», «Я не смогу», «Я не пойму». Но все-таки смельчаки находятся.

В руках держу часы (но времени решила дать побольше: вдруг ничего не запомнят). Посыльные же раньше времени бросились к своим командам. Бегом! Удивительно: ведь установку бежать бегом я им не давала.

Продиктовать то, что увидели, посыльные не смогли. Сначала они писали все в своих тетрадях, а потом остальные у них переписывали. (Надо будет попробовать вызывать посыльных все-таки не одних, а, как вы советовали, с помощниками.)

Журчание, жужжание, как в улье, — класс работал!!!

Следующими посыльными уже хотели быть все! Пришлось регулировать очередь. Выходили по два раза (ведь в командах-то всего по четыре человека). Очередные посыльные бежали к командам, в командах переспрашивали, спорили, объясняли, доказывали друг другу…

По классу разносилось журчание, жужжание, как в улье. Класс работал!!! Через 20 минут (с учетом деления на команды) тетради аккуратно, не закрывая, сложили в стопочки и обменялись между командами для проверки.

Объясняю, что каждому в тетради нужно будет поставить две оценки: первую — в треугольнике (за правильность решения), вторую — в кружочке (за дружбу). И снова я удивилась, потому что никто даже не спросил, как я ожидала: «А как это за дружбу?».

Проверяли с интересом, удивляясь ошибкам одноклассников. Обсуждали, спорили. Никто не отлынивал. Класс опять работал!!!

Подходить ни к кому не стала. Тетради снова складываем стопкой и передаем следующей команде, которая должна оценить правильность проверки.

Весь ход решения записываю на доске. Дети переписывают в чужие тетради аккуратно-аккуратно. В классе — тишина!

И вот третья оценка ставится в квадратике — за качество проверки. Проверяющие расписываются.

О ужас! Ошибки, ошибки, ошибки…

Работа закончена. Прошу все тетради, не закрывая, сложить на учительский стол.

До звонка оставалось еще пять минут, и я тут же при детях просмотрела все тетради. Дети облепили мой стол, и мы вместе «пожинали» результаты труда. Они — своего, я — своего.

Что я увидела в тетрадях? О ужас! Ошибки, ошибки, ошибки…

Я, честно говоря, не думала, что они без ошибок запомнить коротенькое линейное уравнение не смогут! Тем более что время-то я не ограничивала — они сами бежали, торопились. Большинство оценок было: за решение — 3, за дружбу — 5, за судейство — 4.

Ругать никого не стала, поблагодарила за работу. Перенесла в журнал те оценки, какие поставили ученики.

А может, и еще чему-то…

Я была довольна уроком: пролетел незаметно (думаю, и для детей), все работали, были заняты делом, никто не ругался и не возмущался.

Конечно, учителям, работающим в сильных классах, покажется бессмысленным записывать уже готовое решение. Но чем лучше, когда один ученик пишет решение на доске, а остальные перерисовывают его каракули себе в тетрадки?

Конечно, завучи спросят: а что у вас за цель была, чего вы достигли и чему научили детей?
Разумеется, решать системы уравнений я детей не научила. Но этому я бы не научила их и на традиционном уроке. Зато они учились запоминать, воспроизводить увиденное, находить ошибки, работать сообща, помогать друг другу. А может, и еще чему-то…

Постскриптум. Уже после звонка один из самых слабых и непослушных учеников — Юрка Фролов — обратился ко мне: «Давайте такую фигню делать каждый урок!»

Жду новых подсказок «Режиссуры урока».

.

/Режиссерское резюме данной социо-игровой цепочки процедур см.: О «133 зайцах» в «Диктанте на дружбу»/

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА Мастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игр«ДИКТАНТ на ДРУЖБУ», или Нешуточные результаты понарошечной режиссуры

.

.

1 comment to Математический (!) «диктант на дружбу» в 7 коррекционном (!!) классе

  • Марина

    Я работаю в 1 классе, тоже КРО. Диктант на дружбу решила попробовать со словарными словами. Написала на карточках все словарные слова, которые мы должны изучить за год. Делимся на группы, посыльный выбегает, вытягивает карточку, читает и запоминает слово. Бежит, диктует своей команде. Пишут все. Даже те, кто не умеет. После того, как все написали, команда встаёт и вытягивать карточку бежит следующий. И так 5 раз (т.к. в командах по 5 человек).
    Затем команды меняются местами, проверяют, ставят оценку. Команд всего две. Они возвращаются на свои места и начинают возмущаться неправильным оценкам, т.к. двое вообще не читают и, естественно, проверить не могут.
    Вот тут непонятно, как завершить эту часть урока, что делать с неправильными оценками?
    Такой диктант проводила несколько раз, детям нравится. С каждым разом получается всё лучше. Дети пишут слова, которые мы ещё не изучали, без ошибок.

    Реплика-комментарий В.Букатова: Спасибо, уважаемая Марина, за чудесный рассказ о своём варианте «Диктанта на дружбу». Особенности вашего варианта весьма интересны: карточки не выкладываются учителем, а вытягиваются учениками (что вполне логично для словарной работы).
    На свой вопрос же вы практически сами и ответили — главное не лениться и приём проводить несколько раз, тогда учениками выполняться он будет всё лучше и лучше. К этому — ОСНОВНОМУ — решению мне остаётся добавить лишь три штришка:
    1) напомнить, что судьям нужно поставить в каждой тетради по две отметки: за «правильность» и за «дружбу» (например, в квадратике и в кружочке). И тогда возникают разные игро-терапевтические сочетания. Например, у всех в команде какое-то слово написано неправильно (за это 2), но абсолютно одинаково (за это 5!). И наоборот, кто-то сам написал правильно, а соседа не поправил, в результате все в команде «за дружбу» получают низкую оценку;
    2) переходить к заключительному этапу — проверке проверяющих. И за качество их проверки ставить отметки (если стоит заслуженная двойка, то судьям — пятёрка, если незаслуженная пятёрка, то двойка или даже кол; но главное дать команде возможность отыграться!);
    3) не забывать о случайном характере объединения в команды. Когда на следующем уроке кто-то из сильных учеников, случайно попав в команду с кем-то из слабых, начнут с ними работать «в одной упряжке», то это пойдёт и тем и другим на пользу. Одни перестанут то и дело громко возмущаться, а другие — подавать им для этого повод. А это самое главное. Ведь им друг с другом ещё жить и жить, поэтому дать им возможность «путём проб и ошибок» научиться как-то по своему понимать и уважать друг друга, научиться по-деловому сотрудничать с «любыми» соседями, сверстниками, одноклассниками — наша святая обязанность (и именно на уроке, в конкретном деле, на учебном материале)… — Вячеслав Букатов

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика