меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

«Пять – в одном» (Химия,9 кл)

Сам себе РЕЖИССЁРХИМИЯ

________________________________________________

МОУ Оболенская СОШ Серпуховского муниципального района Московской области

Учитель химии и биологии Киселева Елена Викторовна

«Пять – в одном» (9 кл)

Тема: «Факторы, влияющие на скорость химических реакций»

.

При изучении темы «Скорость реакций» в 9 классе на первом уроке вводится понятие «скорость реакции» и способ её вычисления. Следующие уроки – со второго по четвертый – отвожу для исследования факторов, влияющих на скорость.

Тема ребятам интересна, так как обычно сопровождается лабораторными опытами. Но довольно затруднительна для учителя: лабораторные проводятся традиционно в парах. Одна пара отследила фактор, другая – нет, а время идет. Поэтому в конце урока не всегда понимаешь, кто понял, а кто нет (ведь индивидуальное закрепление не всегда возможно).

Поломав голову над проблемой, вспомнив азы социо-игровой режиссуры, которые видела (слышала) на семинарах у В.М.Букатова и учителей нашей школы, работающих с использованием подобных приемов, решила перекроить «традиционку».

А что, если выявить все факторы сразу на одном уроке?

Определила, что мне (как учителю) нужно:

проверить домашнее задание (понятие «скорость реакции» и формулу вычисления) — раз,

нацелить на необходимость тщательного наблюдения за явлениями, выявить зависимость явлений от определенных условий – два,

закрепить полученные знания – три.

Итак, общие цели понятны. «Рыба» есть, осталось её  красиво преподнести. Подумала и вот, что у нас получилось.

Предлагаю организоваться в 4 группы. (Построились по последней цифре телефона, рассчитались). Ушло около 30 секунд. Расселись, записали в оценочный лист состав групп (теперь уже команд) – ещё 30 секунд.

Отмечаю про себя: темп хороший, все заинтригованы и ждут.

Предлагаю включить наблюдательность и демонстрирую 2 простых опыта. При  этом прошу команды поднять руки, если они увидят признаки химической реакции.

В две пробирки наливаю раствор медного купороса. В первую кладу гвоздь. Про себя отмечаю: поднятых рук ещё нет, молодцы. Действительно пока ничего не видно.

Во вторую пробирку приливаю раствор едкого натра. Сразу появились руки.

Не комментируя, возвращаюсь к первой пробирке и достаю гвоздь, сразу руки.

Прошу прислать посыльных от команд, которым «тянут» листочки с первым заданием (интрига в том, что задание у всех одинаковое).

Задание 1: за 3 минуты ответить на вопросы в листочке. Вот эти листочки:

Вопросы Ответы Зачет
Что называют скоростью реакции?

Запишите формулу, по которой можно вычислить скорость реакции.
Укажите признаки продемонстрированных реакций.

Что общего в продемонстрированных реакциях?

Какие отличия в продемонстрированных реакциях?


Работа закипела, а я, помня завет В.М.Букатова, строго слежу за временем.

Затем прошу подойти следующих посыльных со своими листочками и задать мне по памяти те же вопросы, что были у них в таблице, то есть «Зачет — НАОБОРОТ».

Удивительно, как  наблюдательны оказались ребята! Все команды оказались внимательны к мелочам! Быстро решаю, что «эту радость» нельзя оставить без внимания, поэтому сконструировала (хотя и не планировала) новое занятие. Прошу команды поднять столько рук, сколько отличий они обнаружили в реакциях. Результаты записываются на доске.

По нарастающей проверяем число совпадений. Выявляются те тонкости, которые были обнаружены только в двух командах. Решаем дать этим командам поощрительный балл.

Следующее задание: (передаю через посыльных) за 5 минут провести лабораторный опыт и сделать вывод.

У каждой команды разные опыты. Команды получают инструкцию. Вот одна из них:

Лабораторный опыт № 1.

Цель: выявить, что и как влияет на протекание реакции?

Внимание! Аккуратно работайте с веществами.

Кальций необходимо брать с помощью пинцета.

Ход работы

Наблюдения

Уравнения реакций и выводы

1. Поместите в первую пробирку гранулу цинка и добавьте 1 мл соляной кислоты.




2. Поместите во вторую пробирку кусочек кальция и добавьте 1 мл соляной кислоты.





Мои наблюдения: в командах работают все, равнодушных нет; увлеченно спорили по поводу формулировок с выводами.

Новый этап: теперь каждой команде надо подготовиться к тому, чтобы представить свои выводы «широкой публике».

Прошу выбрать «самого-самого». Выбрали, словно договорились, «самого умного».

Задача: выяснить, все ли в классе понимают, что делалось в команде. Поэтому предлагаю второго справа от выбранного сделать «проводником знаний». Он будет пояснять у доски свой опыт и вывод команды.

Предупреждаю команды, что они должны фиксировать у себя в тетрадях ход работы выступающей команды и  полученные выводы, а потом дать этой команде оценку.

Сразу выявляется слабина в одной из команд. Но с проблемой команда справляется сама. Она решает послать «поддержку» и дело спорится.

В результате четыре фактора, влияющие на скорость, были отмечены всеми командами.

В заранее начерченной на доске табличке команды выставляют соседним командам баллы за работу.

Отмечаю: за рамки отведенного времени не выходим. Глаза горят. Пора и десерт подавать.

Предлагаю проблемный опыт: разложение перекиси водорода сначала при нагревании, а затем при добавлении оксида марганца (IV).

Для всех команд задача всё та же: зафиксировать признаки реакции и уравнение. Но теперь в командах пускают одну из тетрадей по кругу для проверки. Здесь важна не оценка, а чтобы у всех были единые записи. Справляются быстро.

Теперь уже без посыльных предлагаю командам подумать в течение 1 минуты и предложить версии на листочках: почему во второй пробирке реакция прошла быстрее, чем при нагревании перекиси?

Команды по очереди предлагают самые разные варианты, один из которых – вещество (оксид марганца (IV)) ускорило реакцию (верный) был у двух команд.

Обменялись листочками, дописали. Все версии записаны. Прошу оставить самую-самую! Поменялись листочками, поспорили, пришли к выводу – вещество ускорило реакцию.

Подтверждаю и дополняю, что такие вещества называют катализаторами. Фиксируем пятый фактор.

Итоговый вопрос: сколько разных факторов влияет на скорость? (по числу рук). У всех верно.

До конца урока уже 3 минуты (как быстро!)


Наконец, объявляю проверку на «дружность»: каждая команда (по очереди встает) и внимательно слушает факторы, влияющие (или не влияющие на скорость), дружным хлопком фиксируя только верные утверждения.

Вот эти утверждения:

1) ветер, температура, количество веществ.

2) климат, вода, концентрация веществ.

3) объем; катализатор, масса.

4) площадь поверхности, электрический ток, природа веществ.

Остальные команды начисляют баллы, если отвечают верно и дружно.

Мои наблюдения: отвечают и верно, и слаженно. А главное, довольны все – оценки только хорошие. Будем надеяться, что и знания, полученные на уроке,  прочные. А главное, что я не заставляла, не принуждала, и вовсе была как будто и ни при чем!

Домашнее задание: 1) можно ли замедлить скорость реакции и как?

2) выявить факторы, влияющие на скорость ржавления железа, переваривания пищи в желудке, свертывания белка, горения дров в костре.

Заключение: вот теперь с каждым из этих факторов можно поработать подробнее, но это уже темы следующих уроков.

.

.

.

Сам себе РЕЖИССЁРХИМИЯ

.

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приеме, и он оказался полезен для вашей «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что получилось, а что нет…

.


оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика