меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Русский ЯЗЫК на уроке ФИЗИКИ (7кл)

Сам себе РЕЖИССЁР ФИЗИКА

_______________________________________

Письмо-отчет  Рузаевой Елены Григорьевны учителя физики МОУ «Оболенской СОШ» Серпуховского района Московской области

Русский язык

на уроке физики

7-е классы

Тема «Диффузия»

Как ни странно, дети прекрасно понимают процесс диффузии, а вот с написанием названия этого явления  — большие трудности. Как только не писали они в своих тетрадях: и «дефузия», и «дефозия» и даже «дефизика».

Терпение у меня лопнуло. И я решила обратить внимание  именно на написание слова, решив, что если написание термина будет сопряжено с неординарными действиями, то и само явление лучше запомнится в нужном свете.

Объяснение нового материала начинаю с того, что на доске, молча, пишу слово «Диффузия». Спрашиваю: «Какая это часть речи?»

Вопрос повис в воздухе. В глазах у ребят  полное недоумение.

В 7 «б» классе молчание закончилось довольно быстро. Прозвучал ответ:  «Существительное». И посыпался град вопросов:

– А почему Вы это спросили?

– А зачем?

– А  разве в физике изучают существительные?

А вот в 7 «а» классе тишина длилась подозрительно долго. Её прервал уж очень тихий голосок:

– У нас что, опять русский?!

Пришлось ответить всем и сразу: «Сегодня занимаемся русским языком на физике».

Тут же предлагаю назвать части речи, которые они знают. Чуть ли не хором: «Глагол!», «Прилагательное!», «Причастие». После этих частей речи поднимаю руки вверх: «Всё, хватит». Записываю сказанное на доске: «глагол», «прилагательное», «причастие» – так, чтобы получилось три графы.

Прошу ребят записать тему урока «Диффузия» и так же под словом «диффузия»  написать три части речи как у меня на доске. После этого прошу  образовать от слова «диффузия» как можно больше слов, записывая в столбик под соответствующей частью речи. На работу даю  три минуты.

После того, как время истекло, прошу по цепочке выйти к доске и записать одно новое образованное слово в любой столбик (повторяющиеся слова не записывать!).

Тут началось самое интересное. Слов можно образовать немного, а выйти и написать слово на доске хочется всем. Поэтому стали записывать слова и во множественном числе и в различных временах и падежах. Написанными оказались все придуманные слова.

После того как все приложили руку к доске мы все вместе пересмотрели все слова и оставили самые «основные». Их оказалось не так много: 1 глагол, 2-3 прилагательных,  3 причастия. Вопрос возник сам – «А какие правильные?».

– А правильные вы найдёте сами. Поищите в орфографических и толковых словарях. А если ничего не получится, у вас есть надёжный помощник и друг – ваш учитель русского языка».

Это была одна из частей домашнего задания. Кстати, на этот маленький эксперимент ушло не так много времени – 7-8 минут. Зато проверка  этой части домашнего  задания на следующем уроке заняла 1-2 минуты. 7 «б» практически хором зачитывал части речи, при этом тихо хвалились, что им помогала сама учительница русского языка (С.Л.П.).

Моя цель была достигнута – теперь в тетрадях слово «диффузия» все стали писать  правильно. А всё потому, что на физике мы затеяли повторение частей речи и правил словообразования.

.

Сам себе РЕЖИССЁР ФИЗИКА

.


оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика