Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → Мастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игр → Об урочном времени и ПОЛЬЗЕ ОГРАНИЧЕНИЙ
________________________________________________________________________
.Вячеслав Букатов: Об урочном ВРЕМЕНИ и пользе ОГРАНИЧЕНИЙ (несколько методических блиц-экскурсов с примерами из собственного опыта).
§4. Чтоб не пригорало
___Для поддержания (нагнетения) рабочего азарта (социо-игрового темпоритма) сообщаю, что осталось всего-навсего 1 минута. Стрелка побежала дальше. По циферблату легко мысленно провести диаметр и определить, где будет стрелка через 30 секунд (если отсчет пошел с отметки, например, между 4-мя и 5-ю часами, то соответственно — полминуты придется на сектор между 10-ю и 11-ю). Вот она подошла к этому месту, и я опять сообщаю: осталось уже 30 секунд. Следующее предупреждение – когда останется 15 секунд, потом 5 секунд (помешиваю, чтоб не пригорало). И наконец звучит команда: СТОП! время истекло.
___Надо сказать, что, засекая таким образом время, мы ловим 133 зайца.
___Во-первых, дети, заранее подготовленные к тому, что время истекает, потом не начинают ныть: мы не успели, мы не знали, мы не готовы! Все, как миленькие, подчиняются общей команде стоп и дружно начинают перенастраиваться для выполнения каких-то других ролей (например, при смене ролей судейских на зрительские или наоборот — это как уж было задумано учителем).
___Во-вторых, учителю, не на шутку занятому циферблатом, некогда подглядывать, какие команды что и как делают. Ведь если учитель хотя бы краем глаза подглядит, что у кого происходит, то не утерпит и вмешается. А детям это не всегда на пользу. Многие учителя это понимают и стараются придерживать язык за зубами. Но даже если учитель вслух не высказывает замечаний, то все равно его одобрение, возмущение или удивление угадывается по выражению лица. А для тренировки детской самостоятельности, повторим, это не всегда на пользу. Так пусть уж лучше учитель стоит, вцепившись в часы, и следит за бегом секундной стрелки, а не коршуном носится над склоненными головами детей, мешая течению их собственных мыслей, поиску их собственных вариантов решения. Ведь им же трудно! И учителю стоит уважить это. Им же надо всего за 2 минутки и проблему найти, и друг с другом договориться о ее решении. Да еще и успеть помириться, если они поскандалили.
___Ну, а в-третьих, учитель на деле умудряется показать, что дорога каждая секунда. Ведь у нас на школьных уроках как обычно бывает? Учитель чуть что — сразу кричит: дорога каждая минута! некогда ворон считать! При этом сам время ученическое не ценит: читая мораль ротозеям, он тем самым транжирит время тех учеников, которые находятся в рабочей форме. Они-то вынуждены все то время, которое учитель тратит на свои назидания, терпеливо (или не очень) простаивать.
.
— .Вячеслав Букатов
.
.
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → Мастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игр → Об урочном времени и ПОЛЬЗЕ ОГРАНИЧЕНИЙ
.
.
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.