меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

СЕРПУХОВ сквозь столетия [часть 2]

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаИзба-ЧИТАЛЬНЯ

[2] Сам себе РЕЖИССЁРШкольный музей и краеведческий кружокyчительская ПОДСОБКА

_______________________________________

.

к 670-летию СЕРПУХОВА  [II]

Краеведческие материалы

Н.И.Бруннек

при поддержке педагога дополнительного образования Л.П.Аншуковой

и учениц пятого класса Оболенской школы

Алины Алтенгоф и Карины Халимовой

_______________________

С материалами Н.И.Бруннек посетители сайта ОТКРЫТЫЙ УРОК:www.openlesson.ru могут познакомиться благодаря проекту «Вместе весело шагать…», в рамках которого две пятиклассницы Оболенской школы – Алина Алтенгоф и Карина Халимова – вызвались осуществить работу технического редактора (обработка иллюстративного материала), помогая Л.П.Аншуковой в подготовке web-публикации труда замечательного местного краеведа.

С другими примерами осуществления проекта «Вместе весело шагать…» желающие могут познакомиться в разделе «Круглый стол» ЖУРНАЛИСТОВ

Серпухов сквозь столетия

К 670-летию города

____________________________________

[ часть вторая ]

3. Архитектурное, торговое и промышленное становление Серпухова

Серпухов старинный город Подмосковья, впервые упоминаемый в документах первой половины XIV века. Однако эта местность была заселена значительно раньше. В окрестностях имеется много археологических памятников: стоянок, городищ, курганов. В древние времена Серпухов был окружен земляным валом.

Исконное название города – Серпохов. В Суздальской летописи под 1382 г. упомянут Серпохов. Такое название города неоднократно встречается в княжеских духовных и договорных грамотах, в летописях – источниках XIV — XVI веков вариант Серпохов встречается 40 раз, Серпухов же лишь 4 раза.

Впервые Серпухов упоминается в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты, которую князь составил «идя на Орду», написана не ранее 1327 г.

Серпухов в 1339 г. Иван Калита завещал в удел младшему сыну Андрею (1327-1353 гг.). С тех пор Серпуховское княжество вошло в состав Московского княжества. Образованное удельное княжество располагалось на территории бассейнов рек Нары и Протвы. До 1410 г. им владел князь Владимир Андреевич (1353-1410), при котором сооружены городские стены, — он «заложи град Серпухов дубов» и привлекал в него население тем, что «людям дал ослабу и льготу многу». Серпуховская рать во главе с ним участвовала в Куликовской битве (1380 г.) признание вклада князя Владимира Андреевича в победу над татарами стало почетное прозвище «Храбрый». В 1382,1408 и 1409 годах Серпуховское княжество подвергалось нападениям Тохтамыша, Едигея и литовского князя Свидригайло. В 1410 г. Владимир Андреевич разделил Серпуховское княжество между детьми и княгиней. Серпухов достался Ивану Владимировичу (1381-1422). В эпидемию чумы 1426-1427 гг. почти все князья Серпуховские погибли. Князем Серпуховским стал Василий Ярославович, внук Владимира Андреевича. Серпуховское княжество было ликвидировано в 1456 г., когда по повелению великого князя Василия II был отправлен в ссылку Василий Ярославович, а удел присоединен к Московскому государству.

От набегов охраняя Русь

Город раскинулся на высоком левом берегу Оки в устье Нары, исторический центр которого находится на небольшой речке Серпейке. Во второй половине XIV в. были заложены Владычный и Высоцкий монастыри, являющиеся мощными сооружениями. Серпухов с его монастырями имел важное стратегическое значение, охраняя Русь от набегов ордынцев и играя в обороне Москвы не меньшую роль, чем Коломна.

Введенский Владычный монастырь был заложен на правом берегу Нары в 1360 году владыкой Алексеем, митрополитом Московским. Строителем и первым настоятелем монастыря был инок Варлаам, келейник святителя Алексия. На опушке густого бора, остатки которого сохраняются до сих пор, неподалеку от места слияния Оки и Нары, преподобный Варлаам заложил деревянную церковь во имя Введения Богоматери во Храм.

Через два года после основания в монастыре были построены каменный собор и трапезная. В монастырском соборе был погребен его основатель и первый игумен монастыря Варлаам, скончавшийся в 1377 году.

После смерти святителя Алексия монастырь оскудел и долгое время во всех документах именовался не иначе как «монастырек убогий». И только с конца XVI века начался его расцвет.

Сам Георгий Победоносец на белом коне

Летом 1598 года к Серпухову были стянуты войска – ждали, что крымский хан Казы- Гирей вот-вот переправится через Оку. На лугах у стен Владычного монастыря расположился огромный военный лагерь. Но пока здесь шли военные приготовления, русские дипломаты во главе с Леонтием Ладыженским предпринимали отчаянные усилия, чтобы решить дело мирным путем. Благодаря умелой дипломатии Ладыженского хан отказался от военных действий и повернул назад.

И было тогда видение: из ворот Владычного монастыря на белом коне выехал Святой Георгий Победоносец и направился к татарскому лагерю, устрашив хана и его воинов.

Бескровная победа была пышно отпразднована в русском лагере, а Владычный монастырь, где игуменом был Васссиан, родственник Ладыженского, получит щедрые пожертвования от Бориса Годунова в память об избавлении от татар. На эти деньги спустя год была возведена трапезная с шатровой церковью во имя Святого Георгия Победоносца, кроме того, монастырь был обнесен каменной крепостной стеной с башнями и надвратной церковью, а также был построен каменный жилой корпус.

Все строительство было завершено в очень короткий срок (1598-1609 гг.), непосредственно перед Смутой. Перечисленные постройки составляли архитектурный ансамбль эпохи Бориса Годунова, практически в неприкосновенности сохранившийся до нашего времени.

«Часы боевые на ходу»

Перед входящим в монастырь через Святые ворота открывается сразу весь ансамбль зданий, образующий парадный двор. Главное место занимает Введенский собор. Это кирпичный, облицованный снаружи белым камнем пятиглавый храм. Точная дата его строительства не установлена, но исследователи утверждают, что собор принадлежит годуновскому времени. В архитектуре собора суровая простата XVI века сменяется декоративностью последующего столетия. Декоративное убранство собора выполнено с большим мастерством.

В Введенском соборе находилась деревянная гробница преподобного Варлаама. Святыней монастыря была чудотворная икона Введения Богоматери, написанная в XVI в. Другими чтимыми чудотворными иконами были образ Святого Ивана Воина и икона Владимирской Богоматери.

Двухэтажная монастырская трапезная является одним из самых совершенных произведений подобного рода в русской архитектуре. В состав ее входят трапезная палата, церковь Святого Великомученика Георгия и колокольня. На нижнем этаже располагались подсобные помещения: хлебопекарня, поварня, просфорня и кладовая. В XVI веке к трапезной была пристроена звонница с башенкой, на которой были установлены «часы боевые на ходу». В конце XVII века звонница была перестроена , над ней поднялись два деревянных шатра с главками.

Надвратная одноглавая церковь Святого Феодота Анкирского – патронального святого Бориса Годунова возведена в 1599 году. Первоначально ее окружали крытые галереи, в 1834 г. обращенные в закрытые паперти. Тогда же церковь была заново освящена уже как Спасская.

Двухэтажный корпус келий, построенный во времена Бориса Годунова, впоследствии также неоднократно перестраивался.

В 1861 году, когда монастырская территория была расширена, часть древних стен монастыря была разобрана, а новая возведена примерно на 10 метров дальше.

Владычный монастырь постепенно начал приходить в упадок. В 1737 г. здесь жил только один престарелый иеромонах. В XVIII в. монастырь утратил самостоятельность и был приписан к московскому Заиконоспасскому монастырю, а затем к серпуховскому Высоцкому монастырю.

В 1806 г. монастырь был обращен в женский, и с того времени началось постепенное возрождение древней обители. В 1836 году, после пожара, уничтожившего большинство деревянных построек монастыря, начался новый период строительства. В 1858 году в обители появился двухэтажный служебный корпус, была расширена монастырская территория, окруженная оригинальной оградой с башенками и воротами.

Своими руками

1373 год. Необычное оживление царило на Серпуховской земле. Сюда с похода против ордынских отрядов, прибыл князь Владимир Андреевич. Много тогда говорили о его решении иметь усадьбу в Серпухове, в дополнение к тому двору, который он имел в Москве. Князь принял такое решение, исходя из создавшейся обстановки.

Лютуют ордынцы, литовский князь Ольгерд к Москве рвется, да и рязанцы балуют – все норовят земли от Москвы оторвать. Надо было укреплять землю Серпуховскую.

Участвуя в политической борьбе, происходившей в то время на Руси, Владимир Андреевич не погряз в мелочной грызне, в личных и родовых распрях. Он относился к тем выдающимся, передовым представителям феодального класса, которые способствовали образованию русского централизованного государства, объединению всех русских земель вокруг Москвы.

Вот почему во Владычный монастырь прибыл по приглашению князя Владимира выдающийся общественный и политический деятель второй половины XIV в. – настоятель Троице-Сергиевского монастыря Сергий Радонежский – убежденный сторонник централизованной власти и активный борьбы против золотой Орды. Он одобрил намерения князя Владимира – укрепить южный форпост Москвы.

Прибыв на Серпуховскую землю, князь Владимир стал подыскивать подходящее место для постройки крепости. Привлек внимание его высокий холм, который красиво располагался на левом берегу Нары. Место это носило название «Высокое». Однако, решил он, что для кремля это место непригодно- слишком открыто. Здесь хорошо бы основать монастырь, который был бы построен по типу крепостей и играл бы роль укрепленного пункта, как и Владычный монастырь, стоящий на другой стороне реки. С князем Владимиром согласился и сопровождавший его Сергий Радонежский.

В 1374 г. такой монастырь был основан, назван он- Высоцким. Строили его со стенами, башнями и бойницами. Это был еще один укрепленный пункт, призванный быть наряду с Владычным монастырем важным военным фортом (форпостом) города.

Высоцкий Зачатьевский монастырь заложил преподобный Сергий Радонежский. «Преподобный пришед же в Серпухов и сглядав место, и веде его подобно на устроение монастыря, и створи молитву, положи основание церкви своими руками». Так описывает летопись основание Высоцкого монастыря преподобным Сергием Радонежским и строительство первого деревянного храма во имя Зачатия Богородицы.

Покидая новую обитель, Сергий поставил на ней игуменом своего ученика, монаха Троицкого монастыря Афанасия. Который был «в Божественных писаниях зело разумен» и которого преподобный очень любил. Афанасий Высоцкий был известен как переводчик с греческого и переписчик книг.

Со временем монастырь разросся и превратился в замечательный архитектурный ансамбль. Расположенный на высоком берегу Нары, он хорошо виден отовсюду.

В память о Мамаевом побоище

Первые каменные сооружения монастыря – Зачатьевский собор и церковь Покрова с трапезной – были построены в 1381 году героем Куликовской битвы серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым в память о великом Мамаевом побоище. Освящал собор митрополит Московский Киприан.

В 1387 году настоятель монастыря Афанасий Высоцкий отправился вместе с митрополитом Киприаном в Константинополь, откуда около 1390 года прислал для монастырского собора семь икон деисусного чина, получившего название Высоцкого. Семь икон «Высоцкого чина» — «Спас», «Богоматерь», «Архангел Михаил», «Архангел Гавриил», «Иоанн Предтеча». «Апостол Петр» и «Апостол Павел» — написаны византийским мастером незаурядного таланта. Этим иконам суждено было оставить глубокий след в русской культуре. Полагают, что эти византийские иконы внимательно изучал Андрей Рублев, создавший под их воздействием свой «Звенигородский чин». Ныне они находятся в Третьяковской галерее и в Русском музее.

Афанасия I сменил Афанасий II (Афанасий Младший), при котором обитель окончательно окрепла и расцвела. Второй настоятель Высоцкого монастыря Афанасий Младший скончался в 1395 году. Над его гробницей у западной стены собора была сооружена каменная часовня. В 1694 г. на месте могилы преподобного Афанасия была построена маленькая, богато украшенная церковь во имя святого Афанасия Афонского. В 1878 г. ее разобрали и на этом месте построили огромный храм во имя Святых Афанасия и Сергия, посвященный 500-летию монастыря. В нем покоились мощи местночтимого святого преподобного Афанасия Высоцкого. Этот храм, не самый удачный по своим архитектурным достоинствам, был разобран в 1967 году во время реставрации.

Высоцкий монастырь неоднократно подвергался татарским набегам и разорениям. Наиболее сильный ущерб монастырю нанесло нашествие крымского хана Девлет- Гирея в 1571 году, после которого пришлось перестраивать собор и трапезную. Поддержку обители оказывали Иван Грозный и Борис Годунов, сделавшие щедрые вклады в монастырь. На эти средства был практически перестроен Зачатьевский собор, который приобрел в эти годы характерные черты «годуновской» архитектуры конца XVI века.

Живописная деталь городской панорамы

Существующий собор Высоцкого монастыря возведен в XVII веке, но в его состав включены части древнего собора, построенного в 1381 году. В 1697 г. боярин Лев Кириллович Нарышкин, родной брат царицы Натальи Кирилловны и дядя Петра I, по- жертвовал средства на очередную перестройку собора. Были переложены своды и заново сделано завершение храма. На втором этаже собора была устроена ризница, на третьем – церковь во имя Святого Сергия Радонежского.

Первый ярус галереи, опоясывающий собор, служил местом погребения именитых людей Серпухова.

В первой половине XVII в. Собор дополнили два симметричных придела – Рождества Богородицы и Никольский. Последний в 1740 г. был перестроен в самостоятельную Никольскую церковь.

Трапезная с Покровской церковью, хотя и перестроенная, ныне является древнейшим зданием Высоцкого монастыря. В ее нижнем этаже размещались различные хозяйственные помещения – житница, погреб, хлебня, угольня, кузница, — а в верхнем находилась большая трапезная палата. Покровская церковь приобрела нынешний вид после перестройки 1834-1835 годов.

Самым ярким сооружением монастыря является трехъярусная надвратная колокольня с церковью Трех святителей. Колокольня возведена в 1831 -1840 годах на месте трех последовательно сменявших друг друга построек предыдущего времени. Мастерски вписанные в ансамбль монастыря и в окружающий ландшафт колокольня придала живописность всей городской панораме, развернутой вдоль долины реки Нары.

Среди жилых и хозяйственных построек монастыря выделяются палаты настоятеля, относящиеся к середине XVIII века.

Во второй половине XVII века монастырь был обнесен каменной крепостной стеной с башнями по углам, сложенных частью из белого камня, частью из кирпича, из пяти башен сохранилась только одна.

В 1896 г. в монастыре была построена Всехсвятская церковь- усыпальница. Возводил ее архитектор Р.И.Клейн. на средства серпуховского промышленника Н.Н.Коншина. Церковь стала усыпальницей рода Коншиных, старинных серпуховских купцов и промышленников.

В начале XX века Высоцкий монастырь был одним из самых известных и благоустроенных в России.

По благословению Святейшего Патриарха

18 мая для православных жителей древнего города Серпухова уже много лет значимая дата – совершается празднование в честь иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша». Почитаемый образ находится в Покровском храме Серпуховского мужского Высоцкого монастыря. Слава о благодатной помощи, подаваемой Пречистой Владычицей по молитвам перед Ее Чудотворным Образом, направляет в Высоцкую обитель нескончаемый поток паломников из всех уголков России и православного зарубежья. Местночтимый образ приобрел поистине мировую известность. Общецерковное празднование его в честь было установлено в 1997 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II .

Чудесное явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году в Серпуховском женском Введенском Владычном монастыре. Крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он дошел до нищенского состояния, потерял здоровье – у него отнялись ноги. Однажды ему приснился святолепный старец и сказал: «Иди в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом».

Без гроша денег, да к тому же не владея ногами, крестьянин не отважился на путешествие. Но сон повторился еще дважды, и он не посмел ослушаться. Добравшись до монастыря, крестьянин просил отслужить молебен перед «Неупиваемой Чашей», но никто в монастыре не знал такой иконы. Вспомнили, что в проходе из храма в ризницу висит икона с изображением чаши, — и каково же было всеобщее удивление, когда на ее оборотной стороне увидели надпись: «Неупиваемая Чаша»! Знаменательно было и то, что, взглянув на образ преподобного Варлаама, негодующий крестьянин сразу же узнал того благолепного старца, который являлся ему во сне. Из Серпухова крестьянин возвращался исцеленным.

В Серпуховском Высоцком монастыре ныне, как и прежде, каждое воскресенье после Божественной литургии совершается водосвятный молебен с акафистом чудотворной иконе: поминаются имена тех, кто страдает пристрастием к губительной чаше вина и нуждается в благодатной помощи Пречистой Владычицы.

Широкой Нары серпообразный приток

После того, как Высоцкий монастырь был основан, предстояло построить город-крепость. Князь Владимир Андреевич обратил внимание на высокий курган, где уже находилось селение, огороженное земляным валом и тыном, — Серпохов, как назвал его в своем завещании дед – Иван Калита.

С высокого кургана мыса Ильинской горы простирались необъятные дали. Местность хорошо просматривалась. У подножия западного склона кургана несла свои воды глубокая и широкая Нара. Юго-восточное подножие кургана серпообразно огибал ее приток. Чтобы крепость была неприступной для врага, вокруг надо сделать крутые склоны. А для этого необходимо курган отделить от остальной горы. Построить стены и башни из дуба.

Над курганом был высокий, обрывистый берег реки – мыс, образованный оврагом и рекой. Он поднимался над окружающей местностью и находился на отдаленном расстоянии от Оки, что дает возможность приготовиться к отпору, если враг преодолеет Оку.

Как известно, из Московского летописного свода, в 1374 г. население, созванное для городского дела, приступило к строительству крепости. Стали валить вековые деревья, очищать стволы от коры и сучьев. Высокий мыс между реками Серпейкой и Нарой перекопали («перекоп»). Курган укрепили от осыпи и круто отрезали от остальной части Ильинской горы. Склоны стали почти отвесными.

Город окружили высоким земляным валом и крепкими дубовыми стенами с башнями. Искусные мастера украсили створки ворот тонкой резьбой.

Въезд в город охраняли воины в кольчугах и шлемах, вооруженные мечами и копьями, конные дружины и пешие полки составляли основную силу крепости. В случае опасности к ним присоединялись живущие вне кремля.

Разводили лён и коноплю

Наместником города князь Владимир назначил одного из своих приближенных – окольничьего Якова Юрьевича Новосильца. Воеводой был Акинф Федорович Шуба. Князь Владимир Андреевич разрешил охочим, вольным людям «сесть на землю» и освобождал их на продолжительное время от уплаты податей. Переселенец получал двор, поле и выгон, мог пользоваться окружающим лесом. Когда же надо было, князь скликал полки, и переселенцы обязаны идти на рать (войну).

По берегам рек зеленели заливные луга, лес выкорчевывался, земля распахивалась и давала хорошие урожаи.

Разводили коноплю, делали пеньку, вырабатывали мешковину и льняные изделия. В реке водилось много рыбы, в густых лесах – звери, птицы и дикие пчелы.

Ока и Нара были удобными водными путями. Развивалась торговля. Торговали мехами, медом, крупой, вином и украшениями.

Заработали мельницы, крупорушки, салотопни, винокурни, смолокурни, воскобойники, маслобойни, соловарни, бондарни, шорни и кузни, где плавили железо, делая крепкие наконечники для стрел, острые косы и серпы.

Возле крепости возник торгово-ремесленный центр-посад. Он укреплялся. Специализировались слободы, образованные поселенцами. Строились бревенчатые избы, скотные дворы и конюшни. Появились свои «серебряники» ( ювелиры) и был построен монетный двор, где чеканилась монета из хорошего серебра только одного номинала – «деньга» (диаметр ее около 15 мм).

Местное население снабжало военное сословие всем необходимым и под защитой ратных людей успешно занималось промыслом, ремеслом, торговлей. На основе возникших поселений строился, укреплялся и развивался Серпухов. Деревянная крепость простояла до середины XVI в., когда по велению Ивана Грозного в 1556 г. был возведен каменный кремль. Он представлял собой мощное оборонительное сооружение, построенное по последнему слову военно-инженерного искусства того времени.

Строители каменных стен и башен, постепенно заменяя деревянные укрепления, повторили конфигурацию первого Серпуховского кремля.

Построенная крепость, нисколько не нарушив ансамбль древнего Серпухова, внесла новизну в городской пейзаж – ослепительную белизну стен и золотистую охру тесовых башенных кровель.

Треугольник периметром в 933 метра

Необычность Серпуховского кремля состояла в том, что он, в отличие от всех других русских кремлей, построенных из кирпича, был сложен из массивных блоков местного камня. К тому же в городе были собственные профессиональные каменщики. «камень тешот» — написано про жителей Ивановской слободы в Сотной книге 1552 года.

Территорию кремля опоясали боевые стены, следуя очертаниям естественного холма, а не линиям архитектурного плана, как это было характерно для зодчества крепостей времени Ивана Грозного.

План кремля представлял собой неправильный треугольник с периметром в 933 метра. В формах укрепления существенно сказалось широкое применение артиллерии, в основном это выразилось в конструкции стен. Стены крепости имели высоту 6, 5-8,5 м и ширину 3,5 м с узкими бойницами- желобами для горячей смолы. На нижнем ярусе стен были прямоугольные отверстия для орудий – пушек и пищалей. Башни располагались в местах наиболее значительных изломов стены – это расширяло возможность обстреливаемых пространств.

Кремль имел пять башен и три полубашни. Ворота крепости были с секретами – своеобразными камерами. Если враги пробьют одни ворота, то попадают в ловушку – перед ними другие ворота, а по обе стороны грозные стены, с которых обрушивается удар защитников крепости.

Отводная стена с полубашнями защищала городские ворота, называемые Спасскими. Грозная полубашня высотой 9 метров и восьмигранная Караульная башня ( в ней размещалось пороховая палата) слева надежно прикрывали ворота. Прямо же ворота защищены большой Проезжей башней, примыкающей к городской стене с одной стороны и к отводной стене с другой. Эта массивная 30-метровая башня имела ворота из окованного дуба с надежными запорами.

Стена, обращенная к Наре, имела полубашню – бастион. В 30 метрах от не находилась Высоцкая башня, обращенная в сторону Высоцкого монастыря. Примерно в 50 метрах от нее располагалась круглая небольшая Никольская, а далее в 160 метрах – угловая круглая Воскресенская башня. В ней проделан тайник – подземный ход к р.Серпейка, а в нем – колодец на случай осады. В этом тайнике были хранилища для оружия и «зелья» (пороха). Далее, обращенная в сторону торга, находилась мощная приземистая полубашня, а в ста метрах от нее – 32-метровая Караульная башня, на которой был «набат» — большой колокол. Общая длина крепостных стен около километра.

При отражении нападения громыхали пушки, в больших медных котлах варили смолу и со стен лили ее на головы врагов. С крепостных стен навстречу неприятеля спускали бревна и каменные глыбы. Крутые склоны крепостного кургана облегчали оборону кремля.

Художественный ориентир всего города

За стенами кремля, или как обозначено у П.Симсона – «каменного города», стоял Троицкий собор (XIV в.) – художественный, ландшафтный ориентир всего города. И здесь же, на небольшой площади перед собором сложился своего рода административный центр города и округи – находились казенные «приказная» и «думная» избы, двор воеводы, где размещалась серпуховская власть, административная и военная, а также амбары и клети, «зелейная» мастерская и кузница.

Немного в стороне находился второй кремлевский храм – церковь Дмитрия Солунского, упоминаемая с конца XV в. Остальная же территория каменного города была заполнена осадными дворами окрестных монастырей, вотчинников близлежащих сел и деревень. Полупустынные в мирное время осадные дворы содержались специально поселенными в крепости с людьми – дворниками. Тогда как все, что относилось к обороне кремля, находилось в ведении городовых приказчиков, наблюдавших за исправностью «клетей» для пищалей, «зеленой казны» с помещениями для ядер и пуль, «котлов селитровых медных», «хлебных житниц».

С утратой крепостных стен и башен единственной доминантой кремлевского холма становится Троицкий собор.

Илл.1.Троицкий собор.Вид на древний подол и городские слободы

Мнение большинства исследователей сходится на том, что первоначально собор был деревянным. Ныне существующее здание построено из кирпича в 1696 г. на средства архимандрита московского Спасо –Андронникова монастыря Феодосия. Архитектурная композиция Троицкого собора конца XVII в. принадлежит к распространенному типу посадского храма, основу которого составляют восьмирик на четверике, значительно вынесенная трехчастная алтарная апсида и примыкающий к западной части храма низкий притвор с небольшой звонницей на столбах, замененной в начале XVIII в. шатровой колокольней. Кроме того, на северном фасаде видны следы придела Дмитрия Солунского, разобранного в первой половине XIX в.

Троицкий собор невелик. Декоративное его убранство, выполненное в стиле московского барокко, характерно для небольшого сооружения. Декоративные детали традиционны. Прямоугольные окна односветного четверика и северный портал украшены «гребешками», черверик и апсида подчеркнуты карнизом из тройного поребрика. Второй ярус решен иначе. Декор восьмерика с угловыми пилястрами, прямоугольными оконными тягами и тонкопрофильным карнизом более графичнее, чем убранство четверика.

Для увеличения внутренного пространства собора в 1837 -1841 гг. были пристроены два симметричных придела, придавших ему новую выразительность и усилив пространственную значимость. Четырехколонная лоджия западного фасада дорического ордера эффективно подчеркнула простоту и строгость обращенного к реке фасада собора. Шатровая колокольня с измельченными ярусами слухов не была оставлена без внимания. Архитектор применил оригинальное решение. Ровно оштукатурив восьмигранный столп колокольни, он продолжил его верх, скрыв половину шатра и превратив его вершину в своеобразный обелиск.

В последующие годы реставрации колокольне возвращен ее первоначальный облик. Троицкий собор являлся прообразом многих посадких церквей Серпухова.

В междуречье Нары и Серпейки

Церковь Дмитрия Солунского была построена еще в XIV в. Воздвигал ее князь Владимир Андреевич в честь двоюродного брата Дмитрия Донского, патриальным святым которого был Дмитрий Солунский. В 1669 г. церковь пострадала от пожара, после восстановления стала называться Никольской. В 1721 г. подьячий Серпуховской земской управы Михаил Попов «по своему обещанию вместо той ветхой церкви каменную построил и верх на той церкви сделал по чину, против прочих каменных церквей, и олтарь круглый сделал тройной». Она была разобрана в начале XIX в. Об архитектуре культового сооружения кремля – Никольской церкви ничего неизвестно.

В XVI в. роль Серпухова, как форпоста Москвы еще не исчезла, но наряду с этим он уже становится и крупным торговым центром. Находясь на большой дороге из Москвы на юг, Серпухов по тем временам был людным городом. По дошедшей до нас «сотной» (переписной) книге князя Василия Семеновича Фуникова, который с целью упорядочения сбора налогов по приказу царя Ивана Грозного в 1552 г. произвел перепись торгового и промышленного населения Серпухова. Можно довольно точно восстановить лицо города этого периода, его промыслы и торговлю, слободы и улицы.

По этому статистическому описанию Серпухов предстает уже сложившимся ремесленно – торговым центром, переживающим время своего расцвета. Согласно Сотной книге Серпухов в то время состоял из города (т.е. крепости), находящегося на высоком кургане (ныне Красная гора) и обнесенного деревянной стеной с башнями, посада, заселенного ремесленниками, торговцами «приписных слобод». Возник он за «перекопом» в междуречье Нары и Серпейки, под защитой деревянной крепости. В Сотной книге обозначено довольно точно: « … от города вверх по реке по Наре до оврага Мешалки…»(находился между ул. Володарского и Отделочной фабрикой ЗАО «Серпуховский текстиль»). Однако место посада уже тогда распространилось с одной стороны за Серпейку, а с другой стороны за Овраг Мешалку, где образовался «Острый конец» (часть Серпухова, удаленная от центра).

Южную границу Серпухова XVI в. можно представить по расположению храмов, ныне каменных, в то время – деревянных. Церкви Воскресения (на Воскресенской горе), Николая Чудотворца и Рождества Христова (Распятский монастырь) и Афанасьевская (существовала до конца XVII в.). Внизу на Наре « у курганной осыпи шла Большая дорога на юг, на Тулу, по направлению к часовне Высоцкого монастыря и далее к перевозу через Оку. Шла она за городом – крепостью, если проехать курган, лугом: тогда на здешнем поемном берегу Нары не было никакого жилья, за то скаты к реке с левой стороны до «Сельца» были порядочно заселены». От церкви Николая Чудотворца шла улица Никольская (позже и теперь – Калужская).

Илл.2.Соборная гора

Посад был застроен довольно неправильно, имелись улицы и переулки, в некоторых местах дома стояли просто группами. Здесь располагался городской торг, на котором в середине XVI в. значилось 250 лавок. Торговали в них не только торговцы, но и городские ремесленники. Торговые места группировались в ряды. От церкви Флора и Лавра к церкви рождества Богородицы тянулись лавки «Большого ряду», далее шли ряды хлебный и сапожный.

Три главные улицы – Ильинская, Егорьевская и Фроловская (по названиям церквей) составляли планировку этой части города. Егорьевская улица переходила в Московскую дорогу, и на ней при выезде из города располагался Ямской двор.

За Подолом

По берегам реки Серпейки также имелись дома, эта заселенная территория образовала так называемый Подол. Разросшиеся за Подолом слободы поднялись на Воскресенскую и Афанасьевскую горы. Судя по названиям слобод, отражающих профессиональную принадлежность ее жителей, это место было заселено давно. Так, одна из слобод названа «бывшие оброчные бобровники», в то время как этот промысел в Сотной книге уже не упоминается. За Серпейкой скаты горы были заселены. Здесь, у церкви Николы Белого, пониже его, по направлению к Наре находилась Ключничья (Подключничья) слобода( явно устаревшее название), свидетельствующая о живших тут ключниках – княжеских служителях раннемосковского периода. В ней было 16 жилых дворов.

За церковью Рождества Христова располагались дворы по направлению к «Сельцу» (позже –село Мироносицкое) и «меж Большого врага» ( в XVII в. назывался Нечистым оврагом). В одном дворе жили сокольники (прежде тут была Сокольничья слобода).

Илл.3. Вид с Красной горы на улицу Нижняя Серпейка

Здесь же находились другие дворы, населенные преимущественно казаками. «Тут же по соседству «Мосолов переулок», в нем тоже живут казаки, да четыре дворовых места принадлежат разным посадским людям. За оврагом видны «Сельцо», расположенное по скату к Наре, за ним густой бор тянется к Высоцкому монастырю». П.Симсон указывает, что «Мосолов переулок» в «Сотной» также назван «Мослов», и предполагает о прежнем населении этих мест мосолами, т.е. холщевыми прасолами.

Под болотом Высоцкого монастыря находился Липицкий перевоз, напротив луга, принадлежащие монастырю.

В этой части города было много белых мест, которые составляли целые «белые слободы». В них жили государевы служилые люди: пушкари, стрельцы и пищальники. Они, в отличие, от «черных» посадских людей, были освобождены от несения тягла, а также других повинностей и, кроме того, получали денежное и хлебное жалование. Помимо службы в крепости белопоместцы занимались разнообразным ремеслом и торговлей.

В западной части посада, за Мешалкой, после подъема в гору к церкви Святой Пятницы (в XIX в. – церковь Казанской Божьей Матери) начинался «Острый» («Вострый конец») конец. «Тут всего одна улица. Так и называется она просто, улицею «в Востром конце». По ней можно пройти к Рождеству Пречистой и к торгу. Живут в ней и гончары в 7 дворах, но остальные 22 заняты преимущественно торговцами. У церкви Рождества Пречистой недалеко «Кроткий переулок» (короткий, не длинный), с 10 дворами, из коих 5 принадлежат гончарам. Пройдем чрез торг опять на Ильинскую улицу, что идет со всполья к Илье пророку, и спустимся по ней мимо Убогаго дома к Наре».

П.Ф. Симсон, исследуя планировку города (крепости) по Сотной книге В.Фуникова, отмечает, что «близко у угла, образуемого городом, к Наре, изрыта земля и виден небольшой пригорок: то «убогий дом», где хоронят умерших странников и разный неизвестный люд». Как предполагает П. Симсон, в Сотной книге 1552 г. он не упомянут, поскольку не был тяглым.

Недалеко от «убогого дома» был деревянный мост через Нару, который вел в Занарье. Справа от него находилась мельница.

63 кузнеца и один гвоздочник

П.Симсон так описывает Занарье XVI века: « Пройдя через мост и немного поднявшись на пригорок, мы вступаем в «Буткину Большую» улицу или Никольскую Большую. Она ведет к церкви Николы Будки, далее по ней видны дворы «что были оброчные канюшенные», а за ними она ведет к всполью на большую дорогу в Боровск. Недалеко от церкви Никольский переулок, он приводит к церкви Козьмы и Демьяна, повидимому довольно древней: не даром получивший от нее название Козьмодемьянский переулок может поспорить с любой посадской улицей числом своих дворов. Их в нем 42, помимо 6 дворовых мест. Переулок настоящая улица, тянется к Богоявленскому концу, идя по самой высокой части Занарья. По направлению в поле от Козьмы и Демьяна видны только одни запустелые места бывшей тут прежде Козьмодемьянской слободки. По Козьмодемьянскому переулку отправимся в Богоявленский конец, лежащий насупротив Остраго конца. На пути к церкви Богоявления встречаем слободку «что была за татарами». Со сполья к храму ведет Богоявленская улица. В ней и «вниз по Наре» в 11 дворах живут кожевники среди других посадских людей. У Нары по берегу вниз до самого моста все дворы. От церкви Покрова тут же выходит Покровский переулок. Зато за мостом в Занарье по берегу нет жилья: тут один из городских выгонов».

Недалеко от Владычного монастыря находилась Ивановская слобода. В ней в 1552 г. было 39 жилых дворов. В пяти дворах занимались отделкой камня. Упомянуты в этой слободе «дворовые моста ямчюжных мастеров» (занимались приготовлением пороха). Среди торговцев и ремесленников жили в ней 6 казаков.

Здесь же, под бором у посадских дворов, деревенька Подклетная, принадлежавшая Владычному монастырю. Подклетными в старину назывались княжеские села. «Сквозь бор мимо Подклетной слободки ездили на мельницу Высоцкого монастыря».

Илл.4. Бор у посадских дворов (Занарье)

Многочисленные слободы и слободки окружали посад с разных сторон. Некоторые из них задолго до «Сотной» вошли в посад. Это слободы – Благовещенская, Зелейная и Сокольничья. Первые две находились за Нарою, в «сотной» они упомянуты среди занарских улиц. Благовещенская слобода была довольно хорошо заселена, в ней было 87 жилых дворов. Зелейная же – небольшая, имела всего 3 двора. Сокольничья слобода ранее находилась у «Сельца», у «Нечистого врага». Также была еще Пищальникова слобода, располагалась «от Рождества Христова по конец Пищальной улицы», повидимому, примыкала к монастырским (т.е. селецким) дворам. Название слободы свидетельствует о том, что тут жили пищальники, т.е. стрельцы, вооруженные пищалями. Профессиональный состав серпуховских ремесленников в середине XVI в. был весьма разнообразным. Некоторые из них – мясники, хлебники, масленники и другие – работали на местный рынок. Развито было кожевенное производство: сапожники, овчинники, рукавичники, чеботники составляли около четверти всех ремесленников. Вместе с гончарами они удовлетворяли в основном потребности ближайших уездов.

Продукция серпуховских металлистов – «уклад» была известна далеко за окрестными пределами. В частности, Серпухов снабжал хозяйственным и строительным железом московский рынок. Примерно с XVI в. приобретает известность в Московском государстве железоделательная продукция Серпухова. Крестьяне зимой добывали глыбовые наземные «болотные» руды и в простейших ручных домницах выплавляли железо. Городские же ремесленники занимались металлообработкой доставляемого крестьянами железа, изготавливая из него качественную сталь – «уклад», а также изделия из него. По Сотной книге 1552 г. известно, что в Серпухове жили 63 кузнеца и один гвоздочник ( в их число не вошли кузнецы работавшие в крепости).

Однако в XVII – XVIII вв., начиная с правительства Петра I, стали запрещать кустарную выработку железа из стали в Серпухове. И все же некоторое время, как свидетельствуют таможенные материалы, серпуховские купцы продолжают поставлять в Москву «дельное и тянутое железо своей домашней работы».

Пруд «Утинная яма», что колодезя выше

По данным Сотной книге 1552 г. в Серпухове было 623 двора посадских людей, 250 лавок, амбаров и других торговых строений. Число посадских жителей значительно увеличилось за счет присоединения Ивановской, Козьмодемьянской, Ключничьей и других слобод.

Жителей в посаде было 796 (взрослых мужчин), а с женщинами и детьми не менее 2 тысячи, не считая духовенства и монастырских людей. Церквей в Серпухове было 20, «поповских дворов» и дьяконовских домов – 30. В церковных землях было 42 крестьянских двора. Всего в Серпухове вместе с крепостью насчитывалось более 1000 строений, а населения – более 3500 человек.

Серпухов в те далекие времена был довольно крупным городом, больше многих других городов. Например, древний Муром в 1574 г. имел всего 587 населенных дворов.

Население Серпухова в основном было русским. Увеличилось оно за счет «приходцев» из окрестных мест. Из иноплеменных это были татары, которые раньше жили отдельной слободой, но ко времени переписи уже расселились по посаду и в основной массе обрусели.

Во времена переписи Фуникова Серпухов управлялся еще по-старому – наместником и не имел еще самоуправления, данного Иваном Грозным многим другим городам. Однако посад имел своих выборных, которых избирали «миром» (народом), — старост, сотских и десятских. Письменной частью выборного управления заведовал «земский дьяк», упомянутый в Сотной книге.

В «сотной» посадские люди названы не одинаково: одни имеют имя, отчество и фамилию, другие только имя и отчество. Третьи – лишь имя или прозвище. По всей видимости, это связано с имущественным положением посадских. В XVII в. Происходит дальнейшее расширение посада и увеличение населения за счет лежавших вокруг города селений, которые относились к Окологороднему стану Серпуховского уезда.

На юге — востоке двумя зелеными клиньями опоясывали окраины Серпухова сосновые боры, принадлежащие Высоцкому монастырю, ему также принадлежали пашни по обе стороны речки Михайловки, протекающей между Бутурлинской, Борисовской и Заборских земель.

Здесь же все больше и богаче стало старинное «Сельцо», называвшееся с XVII в. Мироносицким (Подборье тож). В 1649 г. оно было приписано к посаду. П.Симсон так описал здешние места: « По соседству с Сельцом до сих пор сохранилось тоже название «Юрова колодца в Громовой улице. Колодец этот некогда был в общем владении у крестьян Сельца, соседней Рыбной слободки и посадских людей, как значится в одном акте XVII в….Выше колодезя был пруд, называвшийся «Утинною ямой», принадлежал он одному Сельцу. Как прудок, так и колодезь лежали под бором Высоцкого монастыря, почему назывались вместе «Юрьевским подборским истоком». Название свое колодезь получил вероятно по имени владельца одного из дворов Рыбной слободки Юрова … Сельцу принадлежало не мало земли. Подле Сельца « меж посадских старых дворов «лежала небольшая слободка, что была за Дорофеем Раевским…слыла Рыбная…».

Тогда же слободки Рыбная и Подклетная, находящаяся в Занарье, были присоединены к посаду.

Земляные книги и сметные списки каменного города

В Мироносицком жили торговцы, ремесленники, мастеровые, дома их соседствовали с бывшими посадскими людьми. В 1685 г. жители его и деревни Заборье строят совместно церковь во имя Святых Жен Мироносец с приделами во имя Успения Пресвятой Богородицы и во имя иконы «Знамение» Божией Матери. В приход церкви было приписано 269 дворов с 3603 прихожанами.

За Острым концом начинался посадский выгон, пересекающий большую Московскую дорогу, и далее он продолжался к Белому колодцу.

За выгоном находилась в 5 верстах Судимля, которая в писцовых книгах значилась пустошью (небольшой поселок), за ней – деревня Паниково.

О Занарье П.Симсон сообщает: «… в Серпуховских земляных книгах 1620 г. значатся: Березинские татары (ныне погост) Никола Березна (в 4 верстах от города по Боровскому тракту) и Глазеченские (Глазечна в 4 верстах от города на правом берегу Нары). Возле деревни Судимля (в 5 верстах от Серпухова по старой Московской дороге) один ключ до сих пор называется Татарским колодцем: очевидно, тут в старину тоже жили татары».

В конце XVII в. воеводы при передаче каменного города по сметному списку отмечали жалкое состояние городских стен и башен – «валятся из них камни, что нельзя проехать, за разрушение, сквозь проезжую башню, что у другой вывалился бок и т.п.» Как замечает П.Симсон: « И серуховским стенам, отжившим свой век, суждено приходить все большее и большее разрушение». Реконструкция крепости так и не производилась. Стратегический рубеж, охраняемый прежде городом –крепостью, утратил свое былое значение. Серпухов, хотя уже не имеет большой оборонительной роли, не смотря на это, в середине XVII в. В нем был срублен «Новоприимочный острог, или Новый примон», его назначение – защита Подола города.

Стена острога начиналась от Никольской башни кремля и пересекала Серпейку. На противоположном, правом берегу речки находилась проезжая Серпеечная башня. От нее стена поднималась на Афанасьевскую гору, далее шла к Воскресенской горе, где была поставлена одноименная угловая башня. Затем стена снова поворачивала к Серпейке и доходила до Воскресенской башни старого острога, окружавшего посад.

Петровский приказ: «Город укрепить и палисадировать»

Сильный пожар 1669 г. причинил Серпухову существенный ущерб. Уцелел только Новоприимочный острог. В акте того времени значится – «волею Божиею весь выгорел без остатку». Вновь отстраиваемый новый острог стал называться «деревянный город после пожару». Постройка новых дворов производилась под надзором воеводы князя Григория Чертенского.

К концу XVII в. Серпухов окончательно теряет свое военное значение. Лишь в 1708 году, опасаясь наступления Карла XII на Москву Петр I вспоминает о Серпухове и приказывает по возможности «укрепить и палисадировать» город. Но и этому не удалось сбыться. Кремль и остроги Серпухова продолжают разрушаться. В 1767 году принято решение «О разрытии городского вала и разборке оставшихся деревянных стен».

В 1852 -1853 годах Серпуховский кремль как признанный «памятник древности» был укреплен и фрагментарно реставрирован.

Илл.5. Фрагмент стены Кремля

С утратой оборонного значения Серпухов при Петре I превратился в мирный уездный город. Создавались условия для его роста и увеличения населения.

В последней четверти XVII в. важное место в экономике Серпухова принадлежало торговле. Одни купцы – оптовики – занимались «отъезжим торгом», осуществляя посредническую торговлю между Москвой и многими городами, другие вели местную розничную торговлю в лавках. В начале XVIII в. в Серпухове насчитывается 21 фамилия представителей гостиной сотни, в ее корпорацию входило до 60 взрослых мужчин. Особенно крупную деятельность развернули Иван Сериков, Сокольников, братья Шиловы. Город превратился в торговый центр и для крестьян округи.

Начиная с 1730-х годов, Серпухов становится крупным центром текстильного мануфактурного производства.

.

продолжение

.

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаИзба-ЧИТАЛЬНЯ

[2] Сам себе РЕЖИССЁРШкольный музей и краеведческий кружок →  yчительская ПОДСОБКА

.

х

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика