Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

СЕРПУХОВ сквозь столетия [часть 3]

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаИзба-ЧИТАЛЬНЯ

[2] Сам себе РЕЖИССЁРШкольный музей и краеведческий кружокyчительская ПОДСОБКА

_______________________________________

к 670-летию СЕРПУХОВА [III]

Краеведческие материалы

Н.И.Бруннек

при поддержке педагога дополнительного образования Л.П.Аншуковой

и учениц пятого класса Оболенской школы

Алины Алтенгоф и Карины Халимовой

_______________________

 

С материалами Н.И.Бруннекпосетители сайта ОТКРЫТЫЙ УРОК:www.openlesson.ru могут познакомиться благодаря проекту «Вместе весело шагать…», в рамках которого две пятиклассницы Оболенской школы – Алина Алтенгоф и Карина Халимова – вызвались осуществить работу технического редактора (обработка иллюстративного материала), помогая Л.П.Аншуковой в подготовке web-публикации труда замечательного местного краеведа.

С другими примерами осуществления проекта «Вместе весело шагать…» желающие могут познакомиться в разделе «Круглый стол» ЖУРНАЛИСТОВ

 

 

 

 

Серпухов сквозь столетия

К 670-летию города

____________________________________

[ часть третья ]

3. Архитектурное, торговое и промышленное становление Серпухова

(продолжение)

Резные наличники с белокаменными замками

В 1735 г. в Серпухове Василий и Герасим Сериковы построили первую полотняную фабрику. На средства братьев Сериковых на Воскресенской горе, над оврагом, по дну которого течет Серпейка, была построена в 1723 г. церковь Воскресения Христова с приделом Святителя Афанасия и Кирилла Александрийских. В 1935 г. храм (находился в Коммунистическом переулке) был перестроен в трехэтажный дом.

После 1740 – х годов появились и другие полотняные фабрики. Так, в 1781 г. парусиновую фабрику построил Петр Филиппович Коншин (его дело унаследовал сын Алексей).

Серпуховские полотняные мануфактуры производили продукцию для внутреннего рынка и на экспорт. В 1761 г. около 30% общего экспорта парусины в России поставлялось из Серпухова.

На рубеже XVIII-XIX веков в городе действовало 14 фабрик, выпускающих только парусину, восемь из них включали комплексы каменных зданий, остальные же были деревянными.

В середине XVIII в. весь комплекс фабрики парусного полотна Ивана Андреевича Серикова включал около 30 зданий, в основном деревянных, сохранился и по ныне ткацкий корпус (ул.Чехова,18 а )- «каменное строение о двух аппартаментах».

Самой крупной из открывшихся была парусиновая фабрика Григория Тимофеевича Кишкина (позже владельцами ее стали сыновья – Николай и Василий). В начале 1740-х годов фабрика производила более половины всего полотна, выпускаемого в Серпухове. Комплекс каменных зданий бывшей фабрики располагается на ныне 2-й Московской улице, в квартале больницы имени Семашко.

На парусиновой фабрике братьев Кишкиных, оснащенной 250 станами, работало 500 человек. Столько же «грацких обывателей» вырабатывали пряжу по домам.

Первоначально фабричные строения были деревянными. Первое каменное здание –складская палатка (построена в середине 1740-х годов), позже появились ткацкий корпус и другие каменные строения фабрики.

В 1750 –х годах Кишкиным были построены Крестовоздвиженская церковь (1755 г.) и трехэтажный внушительных размеров дом-дворец (замыкал перспективу Кишкинского переулка (ныне Красноармейская улица). Точная дата строительства дома – дворца не установлена.

Зданию дома-дворца торжественный вид придает его сложная конфигурация: в центре и по бокам размещены ризалиты. Первый этаж, где расположены перекрытые тяжелыми сводами бывшие хозяйственные помещения, решен как мощный цоколь. Барочные наличники с резными белокаменными замками и рустованные пилястры тянутся по нему поистине скульптурным рельефом, который завершен тонкопрофилированным креповым гуртом.

Декоративное убранство фасадов верхних этажей дворца было изменено при ремонте в начале XIX века. Они были гладко оштукатурены, а окна получили подоконные камни с подушками. Сохранился только белокаменный межэтажный карниз.

 

 

Алебастровые клейма и ни разу не повторяющиеся «купидоны»

Внутренняя планировка дворца хорошо сохранилась. Вдоль главного и паркового фасада расположены две параллельные анфилады. В центральном ризалите – большой односветный зал, который в 1890 году переделан в церковь Святого Александра Невского (в 1903 г. на средства серпуховского купца Николая Беляева была пристроена шатровая колокольня) и увенчан большим восьмигранным куполом. Остальные помещения второго и третьего этажа сохранили уникальную алебастровую лепнину середины XVIII века, покрывающую зеркальные своды потолков.

Причудливые лепные композиции, состоящие из фигурных клейм, растительного орнамента, волют, трельяжей и «купидонов», выполнены с большой фантазией и не повторяются ни в одном из тридцати помещений. В центральных апартаментах расположены наиболее сложные композиции, а на периферии от помещения к помещению убранство становится сдержаннее.

В 1775 г в дворце Кишкиных состоялся приём Екатерины II, возвращавшейся из своей знаменитой поездки на юг.

В бывшем дворце позже размещались присутственные места – полиция, уездный и земский суд, архив, дворянская опека, казначейство, магистрат, зал дворянского собрания, и еще долго на первом этаже располагались винные погреба, а на других этажах значилось: «пустопорожние покои».

Кроме парусиновых фабрик, на берегу Нары, близ Высоцкого монастыря, работала суконная фабрика купца Дмитрия Кисельникова.

В городе также были салотопленный завод и 8 кожевенных заводов, ежегодно выделывавших до 35 тысяч кож. Готовый товар отправляли в Петербург. Свыше миллиона штук хорошего кирпича вырабатывали 7 кирпичных завода на окраинах города.

 

Восьмерик на четверике

Век расцвета парусинного производства оказал влияние на подъем церковного зодчества Серпухова середины XVII века.

В городе строят каменные приходские храмы по типу «восьмерик на четверике». К ним относятся церкви – Рождества богородицы (1745г.) в Остром конце, Вознесения (1747 г.) и Преображения (середина XVIII в.) на посаде. Ни один из названных памятников не сохранился. В 1975 г. была разобрана последняя из них – церковь Преображения, которая украшала Спасскую гору, возвышающуюся над Тульской улицей и оврагом Мешалкой.

Первым храмом «кубического» типа была Казанская церковь (ул. Верхние Гончары), построенная в 1737 г. на месте деревянной церкви Пятницкой «алтирельным кузнецом Герасимом Севастьяновым с товарищами».

Церковь Пророка Ильи (Ильинская) на месте деревянного храма, стоявшего в древности на торговой площади, построена в 1748 г. на средства серпуховских купцов Поповых. Приделы – святой великомученицы Екатерины и во имя иконы Божьей Матери «Взыскание погибших», построенная в XX в. В середине XIX в. была изменена форма глав (луковичные заменены «вазами»), фасады храма украшены лепниной.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Успенская) впервые упоминается в 1620 г. (в посаде). В 1744 г. построен каменный храм Успения.

Церковь Святой Троицы (Троицкая) построена на рубеже XVII – XVIII вв. В 1714 г. освящен придел (в трапезной) Василия Блаженного. Храм трехпрестольный, третий престол освящен во имя Боголюбской иконы Божьей Матери.

 

Илл.6. Троицкая церковь

 

Позже возведена Крестовоздвиженская церковь. Она располагалась при въезде на посад и находилась несколько западнее Ситценабивной улицы, где до перепланировки города проходила Большая Егорьевская, служившая главным въездом в Серпухов со стороны Москвы.

В Занарье были возведены церкви – Николы Бутки (1711 г.), Богоявления (1713 г.) и Покровская (1723 г.)

Крестовоздвиженская церковь была последним культовым сооружением, выстроенным в XVIII в. Все 18 городских храмов в городе, в прошлом деревянных, к тому времени уже стали каменными.

В 1804-1809 годах была возведена теплая Печерская церковь в стиле классицизма рядом с Крестовоздвижеской церковью.

Купец 2-й гильдии Николай Иванович Варгин построил в Занарье городскую больницу, в которой было хирургическое отделение на 16 коек и инфекционное на 8 коек, мост через реку Нару. С его именем связывают и постройку часовни у Варгинского моста.

По данным Василия Щекотова о Серпухове XVIII века известно, что город Серпухов на реке Наре занимал площадь длиной 900 и шириной 450 сажень.(1 сажень – 2,1336 метров).

Город делился на три части:

– крепость на Соборной горе и прилегающие к ней строения между Нарой и Серпейкой;

– строения на правой стороне Нары;

– строения по левую сторону от Серпейки и Нары.

Через Нару был плавучий мост.

 

Илл.7. Варгинский мост (ныне – Ленинского Комсомола)


Илл.8. Часовня Тихвинской Иконы Божией Матери на ул.Ворошилова (около Варгинского моста)

 

 

Улиц и переулков было 58. В крепости стоял собор, возведенный в 1396 году, и церковь во имя Николая Чудотворца, построенная в 1721 году. В предместьях насчитывалось 16 церквей, церковнослужителей с их служками было 190 человек. В городе имелись Дом присутственных мест и приходское училище в ведении Московского университета, а также винный, соляный и провиантский магазины, карантинный дом и 17 питейных домов.

Дворянских каменных домов было 4, деревянных – 3; купеческих каменных – 34, деревянных -149, постоялых дворов -30. Всего же в городе было 49 каменных и 735 деревянных домов.

Жители города состояли из купцов – 727 человек, мещан – 145, цеховых рабочих – 78, прежних служащих – 15, дворовых крестьян – 149, приписанных к фабрикам – 32, дворовых людей – 103, дворян, разночинцев, церковнослужителей насчитывалось 217 человек. Всего жителей в городе – 5540 человек.

Из дальних мест весной по рекам Наре, Протве, Лопасне сплавлялся лес: строевой, дровяной в большом количестве. В Серпухове и уезде было 7 парусиновых фабрик. Действовали суконная фабрика, на которой трудились 60 рабочих, сольный завод, кожевенный, кирпичный. В городе еженедельно бывали торги по понедельникам, средам, пятницам, после Пасхи в 9-ю и 10-ю пятницы и 15 сентября – ярмарки.

Екатерина II: «Быть по сему»

В XVIII в. предполагалось перепланировка Серпухова. Город получил регулярный план, на нем была пометка от 16 января 1784 г. Екатерины II – «Быть по сему».

Широкая программа преобразования древнего Серпухова, содержащаяся в проекте перепланировки города 1784 г., осуществлялась с многими трудностями. Прежде всего, сам присланный «регулярный» план нуждался в значительных корректировках. Невозможно было разместить целый ряд прямоугольных кварталов на ежегодно затопляемом Нарой пойменном лугу, проложить прямые улицы по сложному рельефу Серпухова, с перепадом высот иногда более двадцати метров, а также предусмотреть, чтобы некоторые каменные церкви оказались не на улицах, а внутри кварталов. Понадобилось значительная группа землемеров, которая доработала бы проект планировки и осуществила его в натуре. Выбора не было – пришлось строить по-новому. Не все по «регулярному» плану получило воплощение как предполагалось. Одна из причин – мастерство градодельцев оказалось недосягаемым для новых регулярных принципов классицизма. Это особенно проявилось в очень древней и красивой в то время Тульской улице, органически вписанной в рельеф. Живописность ее определялась кремлевским валом и склонами посада, располагавшегося по берегам Нары.

Теперь характер древней улицы и облик окружающегося городского пейзажа изменен до неузнаваемости. И улица, и часть древнего посада с Преображенской церковью и почти вся Гончарная слобода уничтожены. Эту территорию ныне занимают отделочная фабрика ЗАО «Серпуховский текстиль» и Мебельная фабрика.

Тульская улица в то время – уникальный, сохранявший целостный облик старого города уголок Серпухова.

Место было тихое и мало похожее на город в его обычном понимании. Здесь Тульская улица спускалась в овраг Мешалку, далее поднималась на холм Гончарной слободы. На улице располагались одно- и двухэтажные домики, местами шли чередой заборы.

В самом начале строительства были снесены два старых двухэтажных домика, построенных в начале XVIII в. ремесленниками Гончарной слободы. Это были ценные памятники жилой архитектуры, так называемые «каменные избы», которые относились к редкому типу старинного русского жилища – однопалатному дому. Каждый этаж дома состоял из одного помещения – хозяйственного на первом, подклетном, и жилого – на верхнем этаже. Имевшие первоначально высокую тесовую кровлю и резное крыльцо, однопалатные дома отличались не только малыми размерами, но и нарядным видом, а также основательностью.

Этот тип небольшого каменного дома, относительно доступный городскому населению продолжал использоваться в строительстве Серпухова вплоть до конца XVIII века. На Пролетарской улице сохранился один из позднейших его образцов (ул.Пролетарская, 48/2).

 

Ось парадных площадей

К старинным домам Серпухова относятся два здания последней четверти XVIII в., в облике которых отчетливо проступают черты нового стиля – классицизма. Их архитектура вполне соответствовала возможностям и специфическим условиям жизни уездного города. Как и прежде городские домовладельцы продолжали устраивать в нижних этажах большие кладовые помещения, перекрытые каменными сводами.

Классицизм проявляется в архитектуре отмеченных домов через пропорциональный строй фасадов. Классическая образность достигается за счет разработки оконных проемов неглубокими нишами с подоконными накладными досками.

Дома того времени сейчас мало приметны в городе. Они стоят либо в глубине кварталов, либо под углом к направлению улиц. Построены они еще до перепланировки города, и там, где теперь перед их фасадами разрослись палисадники, когда-то пролегали старые переулки.

Южная часть старого Серпухова от Торговой площади к Высоцкому монастырю стала застраиваться по регулярному плану 1784 г. позже, чем северная. Эта часть города до начала XIX в. представляла собой несколько поселений – слобод, разделенных участками незастроенной земли и садами. Самым южным здесь было сельцо Мироносицкое.

Основные идеи регулярного плана 1784 года были следующими. Новая планировка учла главное направление развития города, наметившееся еще в середине XVI-XVII в., – на юг, по левому берегу Нары, к Высоцкому монастырю. Главная магистраль города – дорога из Москвы на юг – была перенесена с древней Тульской на новую Московскую, получившую значение композиционной оси города. На ось нанизывалась цепочка парадных площадей: северная – въездная, квадратная в плане; главная, Торговая площадь с Гостиным двором и торговыми рядами, тоже квадратная; ромбовидная площадь с церковью Жен Мироносиц и южная въездная площадь у Высоцкого монастыря. Старый центр города – посад с торгом – также был отмечен квадратной площадью, через которую перпендикуляно Московской улице была проведена вторая, соподчиненная планировочная ось – Боровская улица (ныне ул. Володарского). Она шла по мосту через Нару в Занарье, и на ней располагались две предмостовые и одна въездная площади со стороны Боровской дороги.

 

Городская площадь архитектурной значимости

Почти на каждой площади по проекту предусматривалась торговля определенными видами товаров: фабричной пенькой и пряжей, сеном и овсом, лесом и дровами и т.д. Однако такое разграничение для Серпухова не имело никакого смысла, и вся торговля была сосредоточена на огромной главной площади. Такое перемещение торга с посада на Московскую улицу означало создание нового общегородского центра.

В 1822 году серпуховское купеческое и мещанское общества получили ссуду из земского сбора 25 тысяч рублей для постройки каменных торговых лавок.

Приступили к застройке ансамбля Торговой площади города (ныне пл.Ленина). Значительные ее размеры – 200x 200 метров, доступное планировочное решение, а также удачное расположение на бровке берегового склона Нары выделили это обширное пространство как будущего общественного центра Серпухова.

Первыми были построены Красные торговые ряды (получившие название по продаваемому товару – ткани, мануфактура) в северо-восточной части площади –два двухэтажных корпуса, ныне существенно перестроенные. Их главный фасад с мощным ритмом пилонов и аркад задал тон архитектурной значимости ансамбля.

Весь периметр площади был застроен каменными торговыми рядами и двухэтажными домами с лавками в первом этаже. По углам площади разбили четыре небольших бульвара, позже расширенных и существующих поныне.

Ключевое место ансамбля – центр площади, к нему сходились четыре улицы. Здесь в 1838 г. были построены гауптвахта и часовня, к которым примыкала ограда с двумя каменными воротами. В 1845 г. по проекту губернского архитектора Д.Ф. Борисова по линии ограды было выстроено П-образное строение Гостиного двора, включившее в единый ансамбль гауптвахту и часовню. Существующий ныне в центре площади Гостиный двор – результат перестройки в XIX-XX веков.

Торговый дом (на углу пл.Ленина и ул.Революции, бывшей Коломенской), выстроен на рубеже XIX-XX вв. Трехэтажное кирпичное оштукатуренное здание имеет срезанный угол, увенчанный аттиком. Вдоль фасада идут парапеты. Дом с ползучими арками витрин первого этажа и тройными окнами по стилю являются переходными от эклектики к модерну. К нему примыкает уцелевшая часть сада, сохранившегося от усадьбы XIX в.

На главной площади стоял также храм Благоверного князя Александра Невского, построенный в 1889 г. на средства жителей города в память Александра II; был снесен в советское время.

 

Булыжная дорога от Заборья через Борисово

На Ромбовидной площади (Московская улица) после перепланировки города в 1784 г. каменная церковь Жен Мироносиц стояла посредине. Рядом с ней в 1880 г. архитектор Роман Иванович Клейн на средства купца Солодовникова начал строить и в 1896 г. завершил новую большую пятиглавую церковь Жен Мироносиц (была повреждена в 1941 г. и после войны снесена).

Далее по Московской улице – к Оке в 1853 г. была построена часовня Иверской иконы Божьей Матери (с двумя кельями), принадлежащая как и часовня при Наре Высоцкому монастырю.

В середине XIX в.южную часть города составляли три большие улицы: Калужская, Московская (ныне 2-я Московская) и будущая Фабричная (ныне ул. Чехова), отделявшая город от деревни Заборье, и несколько перпендикулярных улиц и переулков.

При Екатерине II Заборье было отчислено к коллегии экономии и стало называться «экономическим». В 1835 году в нем проживало 1400 человек. В 1852 году в деревне Заборье, уже находящейся в ведении палаты Государственного имущества, было 203 двора, где проживало 1382 жителя. В селе работали ситцевые ручные фабрики Еремина и Тутохина. На двух этих предприятиях занято 222 человека. Мужики занимались извозом, кузнечным и другими промыслами, женщины пряли пряжу, ткали холсты, занимались хозяйством, летом- огородничеством. Рис9.

В 1859 году в Заборье было 204 двора, 2 фабрики и 1503 жителя. С отменой крепостного права и развитием промышленности в Серпухове и уезде появляются новые предприятия. В Заборье появилось сразу два небольших завода – чугунолитейный и механический купцов А.И.Варгина и В.Берданосова. На них отливали и изготавливали детали для машин текстильной промышленности, здесь производился и ремонт машин.

К концу XVIII в. сосновые боры, идущие от Высоцкого монастыря к селу Мироносицкому, стали вырубаться, и к 1817 году уже были они вырублены. Вскоре в селе были открыты красильный завод Зубовых и поташный – Плотниковых.

 

«Казённый» Мараев со своим сыном Мефодием

В это время «казённый» крестьянин Хатунской волости Василий Алексеевич Мараев со своим сыном Мефодием приехали в Заборье и на небольшом участке построили светелку, установили в ней два ручных ткацких станка и стали ткать полотно, затем свое предприятие увеличили до 10 станков.

В 1867 г. Василий Мараев уже числится купцом I–ой гильдии. Купив у города участок земли, приступает к строительству большого кирпичного корпуса ткацкой фабрики с установкой паровой машины в 250 л.с. Одновременно строит две «спальни» для иногородних рабочих.

С 1870-х годов Мараев стал выпускать дешевые ситцы, которые быстро раскупались простым народом. Уже в 1881 г. фабрика выработала 110 кусков ситца на сумму 550 тысяч рублей, Мефодий Васильевич Мараев женится на дочери купца Волкова из Медынского уезда Анне Васильевне, ставшей впоследствии полной хозяйкой всех богатств Мараевых.

У разорившихся помещиков – дворян Мараевы скупают леса и земли. В районе нынешнего поселка Данки строят красильно-отделочную фабрику и лесопильный завод. От Заборья через Борисово к Данкам была проложена булыжная (каменная) дорога.

В 1911 году на базе мараевских предприятий создано «Товарищество мануфактур А.В.Мараевой в Серпухове» с основным капиталом в 3 миллиона рублей. В 1896 году А.В.Мараева у камергера императорского двора Ю.В.Мерлина купила коллекцию западно-европейской и русской живописи, художественного стекла, скульптуру и фарфор. К этой коллекции добавились собранные ею коллекция древнерусских икон и книг.

 

Илл.9. Спальня, построенная Мараевыми (ул.Чехова, 81)


Илл.10. Дом-особняк А.В.Мараевой (арх. Р.И.Клейн)

 

В 1900 г. Мараева строит рядом с фабрикой дом-особняк (архитектор Р.И.Клейн) и Покровскую старообрядческую церковь. В доме-особнике была расположена часть коллекции картин, а другая часть вывезена в Данки, в ее летнюю резиденцию. В 1918 г. все предприятия Мараевой были национализированы. В 1919 г. конфискованы дом и коллекция картин, книг, фарфора. В 1920 году в доме фабриканши Мараевой (ул.Чехова) был открыт для посетителей историко-художественный музей.

Основной магистралью города являлась Московская улица, южная часть которой начиналась от тогдашней Торговой площади, после небольшого поворота (у больницы им.Семашко) вела далее к берегу Оки.

На плане города 1852 г. самой застроенной выглядит улица Московская, на ней стояло 27 каменных зданий. 14 комбинированных (с каменным первым этажом) и 22 деревянных. На Калужской улице было 5 каменных построек. Весьма редкая застройка была и на других улицах этой части города.

 

Городские пропорции классицизма

В пространстве улицы Серпухова – Калужской сосредоточены памятники классицизма города. Это было обусловлено проектом перестройки города 1784 года – кварталы улицы предназначались для дворянства. Но так как дворянских семей в Серпухове было всего семь, а истинными «хозяевами города» являлись богатейшие купцы, то и на Калужской улице стали появляться прежде всего их дома.

К городской классической застройке относится усадьба купца Солодовникова (известна и как усадьба Соллогубов). Ансамбль жилых и хозяйственных зданий построена в начале XIX века. Дом поставлен на углу квартала (на пересечении с ул.Аристова), но наиболее художественно значимые архитектурные формы размещены на сплошном фасаде усадьбы, которые обращены на Калужскую улицу. Это – оба главных фасада дома, и флигели, и каменная ограда с монументальными воротами (часть декора ворот утрачена). Ныне в этом здании находится медицинское училище.Рис10.

Рядом с усадьбой Солодовникова большой ампирный дом, был предназначен для уездного училища. Он построен в 1830-х годах, по всей видимости, по «образцовому» проекту. Архитектура здания неброская, что прямо указывает на позднеклассический период как на время его возникновения.

От здания училища открывается самая выразительная точка для обозрения на перспективу Калужской улицы. Прежде всего привлекает взор изумительный по красоте силуэт огромной ротонды с фонариком церкви Николы Белого (Никольский собор). Строительство храма велось в 1835 – 1857 годах. С постройкой его новый центральный район Серпухова был закреплен композиционно, получив доминирующую над городом величественную вертикаль.

Создано здание церкви и колокольни по проекту архитектора И.Т.Таманского – ученика знаменитого Матвея Казакова.

Кирпичное с белокаменными деталями оштукатуренное здание церкви имеет приделы святителя Алексия митрополита Московского и преподобного Кирилла Белозерского.

Церковь Николы Белого скомпонована из свойственных ампиру крупномасштабных объемов и обобщенных форм; это и полукруглая апсида, и купольная ротонда, и мощные боковые портики храма, это и простые четырехгранники многоярусной колокольни. Целостная система декора смягчает, делает органичной архитектуру монументального здания.

Храм Николы Белого расположен поблизости от Варгинского моста, при въезде на который находится каменная часовня Спаса Нерукотворного Образа. Она построена в 1904 г. по проекту городского архитектора Сергея Германовича Аппельрота.

Между собором Николы Белого и усадьбой Солодовникова расположен Распятский монастырь. В XVI в. на этом месте стояла деревянная церковь Рождества Христова. В 1665 г. здесь был образован Новорождественский женский монастырь. Ныне существующая каменная церковь с приделами Усекновения главы Иоанна Предтечи и Рождества Христова построена в 1719 г. Назаретой Матвеевной Гагариной (дочерью казненного Петром I губернатора Сибири Матвея Гагарина). Колокольня возведена в середине XVIII в., красивые каменные ворота – в конце XVIII в. Монастырь упразднен в XVIII в., а его собор обращен в приходской храм. Ныне в здании храма общежитие медицинского училища.

 

205 станов, приводимых в движение одной паровой машиной

В начале XIX в. на внешнем рынке возникло затруднение в сбыте парусины. Серпуховские промышленники сразу же меняют ассортимент продукции. Вместо громоздких парусиновых станов устанавливают небольшие бумаготкацкие станки для выпуска миткаля и нанки. Уже в 1814 г. в Серпухове работают 5 бумаготкацких фабрик, на других парусиновых производствах были созданы отделения по выпуску новых тканей. Так, на фабрике А. Серикова действовало 360 станков с годовым выпуском 335 тысяч аршин хлопчатобумажных тканей. В 1809 г. одну из них (возле деревни Скрылья) – фабрику по выпуску ситцев основал промышленник Третьяков. В этот же период в городе продолжали работать три кожевенных завода.

Началась новая эпоха промышленного развития города.

Кроме ранее известных династий – Сериковых, Варгиных, Кишкиных, Плотниковых, Окороковых появляется новая династия – Коншиных, прошедшая путь от скромных купцов до текстильных магнатов. С начала XX века ткани фирмы Коншиных пользовались спросом во всех уголках России и за границей. Перейдя на обработку хлопка, Максим Алексеевич Коншин в 1805 г. на базе прежней полотняной мануфактуры открыл бумаготкацкую и ситценабивную фабрику, получившую название «Старая мыза» с 110 рабочими.В 1831 г. Коншин с сыном Николаем уже участвовал в промышленной выставке в Москве и получил первую награду за свои изделия.

В 1838 г. фабрика «Старая мыза» размещалась в 7 каменных и 14 деревянных строениях, имела 1400 ручных станков и около 200 столов для набивки ситцев, машину «для пропуска миткаля и ситца», приводимых в движение конной тягой, и 2000 вольнонаемных рабочих. В начале 1840-х годов работало уже 2656 рабочих на 1800 станках. К 1846 г. число мастеровых увеличилось до 3176. Производство заметно расширилось и размещалось уже в 10 каменных и 20 деревянных строениях.

На фабрике вырабатывали ситец, платки и покрывала, они продавались в Москве, Серпухове и в Нижнем Новгороде на Макарьевской ярмарке.

Благодаря полученным доходам Коншин смог расширить производство. В 1846-1848 гг. он выстроил на северной окраине Серпухова прядильное предприятие, изготавлившее пряжу для его ткацкой фабрики. Прядильное отделение было оснащено 205 станами, которые приводились в движение паровой машиной. В производстве работали 195 рабочих, руководили ими четверо мастеров, выписанных из Англии. В 1856 г. на этом предприятии работало 800 человек.

Николай Максимович Коншин (1798-1853 гг.) был видным человеком в городе. В начале 1850-х годах был Серпуховским городским головой, потомственным гражданином города. Поврежденная пожаром в 1817 г. церковь Успения Пресвятой Богородицы была перестроена на его средства и освящена в 1854 году. Успенская церковь стала фамильным храмом Коншиных. В приходе этой церкви находился семейный особняк Коншиных (ул. Володарского,5).

В конце 1850-х годах за Нарой, на границе города близ деревни Глазечни, Н.М.Коншин выстроил громадную бумагопрядильную и ткацкую фабрику, она стала называться «Новая мыза». Изготовляемая здесь неокрашенная ткань поступала на его же набивное предприятие. Таким образом, Коншин создал комплекс предприятий превращавший первоначальное сырье – хлопок в готовые изделия, поступавшие в продажу.

В 1892 г. после краха торгового дома «В.Третьякова вдова с сыновьями» Коншины прикупили у бывших владельцев смежную со «Старой мызой» землю с фабричными строениями. А от станции Серпухов Московско-Курской железной дороги (построена в 1868 г. до Серпухова) было решено начать постройку железнодорожной линии ко всем фабрикам «Товарищества мануфактур Н.Н.Коншина».

В 1900-х годах Николай Николаевич Коншин приступил к строительству на свободной территории близ северной окраины города комплекса Новоткацкой фабрики(ул.Пушкина). Архитектуру ансамбля отличает стремление к созданию законченного художественного образа в крупном градостроительном масштабе. Ансамбль фабричных зданий выстроен по единому проекту (автор-архитектор В.Покровский) в неорусском стиле. Сходство с монастырем придают складские помещения в виде крепостной стены ( в ней – проходная), здание одной из контор – в виде палат царевича Дмитрия в Угличе, фабричные корпуса украшены элементами архитектурного декора допетровских построек. Доминирующий в общей композиции ансамбля монументальный пятиглавый собор, который крытыми переходами соединен непосредственно с цехами. Рядом расположены здания управляющего и конторы, бытовые, служебные и даже жилые корпуса. Ныне на территории ансамбля размещается Серпуховский автомобильный завод (СеАз).

Заслуживает внимание сама идея создания в России фабричного поселка вне старого города, подобно поселкам английских фабрикантов второй половины XIX века.

Одновременно с фабриками Коншины строили спальни для рабочих (многие из них существуют и поныне). Так, рядом с Новоткацкой фабрикой их было четыре.

В 1882 г. в «воздание заслуг на поприще отечественной промышленности в течение 200 лет» род серпуховских купцов Коншиных был возведен в потомственное дворянство и занесен в родословную книгу Московского дворянского собрания. В начале XX века Н.Н.Коншин (1831-1918 гг.) удостоен чина действительного статского советника.

Для дореволюционной панорамы Серпухова характерны бесчисленные купола и колокольни церквей, им вторили вертикали фабричных труб. Город представлял к началу XX века художественное собрание коллекции разнообразных зданий.

 

XIX век: Самый крупный город Подмосковья

Кирпичный стиль получил большое распространение в строительстве серпуховских текстильных фабрик. Причем, эти сооружения весьма различные по своему внешнему виду. Особенно часто происходит вкрапление стилистических оттенков псевдоготики (насосная станция на Тульской улице) и «русского стиля». Несколько таких комплексов расположены на правом берегу Нары: около Владычного монастыря – фабрика Московского акционерного общества текстильной мануфактуры и на Пролетарской улице – прядильно-ткацкая фабрика Коншина. В кирпичном стиле с псевдовизантийскими мотивами выстроено и центральное общественное здание дореволюционного Серпухова – городская дума (ул. Советская, 31/21).

Здание городской думы построено из кирпича в 1870-1880-х годах и оштукатурено. Двух -, частично трехэтажное здание имеет измельченный декор кирпичного рельефа. Перед центральным входом установлен чугунный зонт с балконом. Планировочное решение типично для общественных зданий второй половины XIX века. Центральный зал украшен помпезной лепниной.

 

Илл.11. Дом сложный конфигурации (ул.Советская, 6)

 

На Северной площади к XX веку были расположены казармы для рабочих и «немецкий» дом для иностранных служащих, построенные фабрикантом Коншиным. Площадь украшали два сквера, стояла часовня Тихвинской Божией Матери, (находилась в северо-восточной части), которая не сохранилась.

Определено место Привокзальной площади и построено в 1864 г. трехэтажное здание (автор проекта неизвестен) железнодорожного вокзала в стиле архитектуры Тона. Серпухов, как намечалось, должен стать конечным пунктом строящейся Южной железной дороги.

На фасаде здания вокзала выражено членение вертикальными рустованными пилястрами и горизонтальными карнизами, поясками и арочными окнами. Помещение первого этажа с внутренними колоннами образуют анфиладу. Большим переделкам здание не подвергалось. Как и ныне на фасаде здания были часы. Вокзал имел крытый перрон.

На городском кладбище Серпухова в 1870 г. на средства Серпуховского городского общества был выстроен храм Всех Святых с приделами – во имя иконы Богоматери «Взыскания Погибших» и во имя Святого Никиты мученика. При въезде в город со стороны Протвино слева от дороги находится храм Спаса Нерукотворного Образа на Занарском кладбище. Он был построен в 1895 г. на средства серпуховского купца Василия Астапова. Престолы в приделах были освящены во имя празднования иконы Божией Матери «Знамение» и Трех Святителей. Отдельно стоящая колокольня образует вход на кладбище, рядом с ней невысокие дома притча.

По статистическим данным середины XIX века, хранящимся в Государственном архиве, можно представить масштабы города и его развитие по сравнению с другими городами Подмосковья.

«… по числу домов Серпухов уступал лишь Коломне. По числу купцов Серпухов превосходил Коломну. В Серпухове в то время насчитывалось 22 промышленных заведений с числом работающих 8470». Таким образом, в середине XIX века Серпухов был самым крупным торговым и промышленным городом Подмосковья.

.

 

 

4. Серпухов – уездный город Московской губернии

Территориально-административное деление на губернии в России было введено Петром I в 1708 году. Именно тогда в числе первых восьми губерний появилась и Московская. Кроме губерний установлена и вторая местная единица – уезд, являющийся подразделением губернии и определяемый количеством населения – от 20 до 30 тысяч жителей.

Московская губерния включала 39 прежних уездов и 15 городов. В 1711 году в Московскую губернию входили не только подмосковные города Звенигород, Серпухов, Кашира, но и земли Ростова Великого, Рязани, Костромы, Владимира, Калуги.

В 1775 году правительство Екатерины II провело так называемую областную реформу, результатом которой являлось существенное преобразование административно-территориального устройства Российской империи.

Новые губернии, или наместничества, учреждались («открывались») особыми законодательными актами, где обычно называлось и количество одновременно утверждаемых уездов, центрам которых присваивали статус города.

5 октября 1781г. Екатерина II подписала именной указ «Об учреждении Московской губернии»: «Всемилостивейше повелеваем нашему генералу, в Москве главнокомандующему, князю Долгорукову Крымскому, в конце будущего 1782 года исполнить по Учреждениям нашим, изданным для управления губернии, составя оную из 14 уездов, а именно Московского, Воскресенского, Богородского, Бронницкого, Коломенского, Серпуховского, Никитского, Подольского, Звенигородского, Рузского, Можайского, Волоколамского, Клинского и Дмитровского…»

Уже 20 декабря 1781 года подписывается указ «Об утверждении гербов городам Московской губернии». Здесь констатируется, что 9 городов уже имеют свои гербы (которые переутверждаются).

Указом от 12 января 1722 года (при Петре I) создана при Сенате герольдмейстерская контора, одновременно вводилась и должность главы ее – герольдмейстера. Утверждение гербов российских городов становится делом государственной важности.

Герольдмейстером назначили Колычева, его же помощником – Франциска Санти. Были разосланы анкеты, по которым «город описан быть имеет». Собственный герб Серпухов получил в 1724 -1727 годах (утвержден в 1781 г.). Он составлен Франциском Санти. В геральдике павлин означает победу над гордым врагом, такой герб подходит для сторожевого города, но сложилось иначе. Санти придерживался принципа: отражать в гербе особенности местности. На его запрос, что есть своеобразного в Серпухове, геральдмейстерская контора получила ответ: «В монастыре одном родятся павлины». В те времена во Владычном монастыре водились павлины.

16 марта 1883 года был утвержден герб с некоторыми дополнениями в предыдущем, что было связано с произошедшими изменениями в развитии города.

На первом гербе в центре щита изображен павлин с распущенными перьями, стоящий на холме. Фон щита красный. На втором гербе дается тот же золотой павлин, стоящий на серебряном холме. Фон щита и глаз павлина красный. Вверху щит увенчан серебряной трехзубчатой короной. За щитом два, накрест положенных молотка, соединенных алой Александровской лентой. В левой части щита помещен герб Московский. На нем Георгий Победоносец на коне, копьем поражающий черного змея. Наличие двух молотков говорит о городе, в котором развита промышленность.

К концу XVIII столетия вышел новый академический атлас России (первый издан в 1745 г.), в который вошла карта внешних и внутренних границ Московской губернии, установленных в 1781-1782 годах. Не все из показанных на этой карте 15 уездов выдержали проверку временем»: их границы и число впоследствии неоднократно менялись. Внешне же границы губернии оказались довольно устойчивыми и сохранили свои очертания почти в течение полутора веков.

На 1917 год в состав Серпуховского уезда входили волости: Стремиловская, Алексеевская, Бадеевская, Вельяминовская, Липитинская, Пущинская, Васильевская, Высоцкая, Туровская, Хатунская, Киясовская, Белопесоцкая. Центром уезда был Серпухов.

.

 

 

 

5. Подмосковье в годы Советской власти (1918: план проф. Б.В. Сакулина)

Сразу же после Октября перед строителями новой жизни встала задача преобразования жизненной среды по законам «социальной целесообразности и красоты», и здесь наиболее ответственная миссия возложена на архитектуру и градостроительство.

Предметом особого внимания советских архитекторов стали Москва и Московская губерния, поскольку уже тогда это был крупный хозяйственный район с большим населением и огромными перспективами градостроительного развития. В 1918 г. Москва становится столицей государства, сюда из Петрограда переезжает Советское правительство; в связи с этим возрастает влияние Москвы как градостроительного центра страны. В 1929 г. бывшая Московская губерния получила статус области, уезды преобразованы в районы.

Составлен был перспективный народнохозяйственный план Московской области. Характерно, что уже самые первые наметки будущего развития Москвы представляют ее в виде системы с окружающими городами – спутниками.

В плане технико-экономической организации территории Московской губернии 1918 г., разработанный профессором Б.В. Сакулиным, был намечен будущий экономический район Москвы с группой городов ее ближайщего окружения (Богородск, позже – Ногинск), Бронницы, Люберцы, Подольск, Нара, Звенигород, Воскресенск и др., затем второго, более удаленного кольца их (Дмитров, Орехово-Зуево, Коломна, Серпухов, Малоярославец, Можайск и др.), и, наконец, группы городов, которые в дальнейшем могут оказаться в экономической системе столицы. С этой точки зрения подлежали обследованию Ярославль, Владимир, Рязань, Тула, Калуга, Гжатск, Ржев, Тверь и некоторые другие города. Таким образом, план Б.В.Сакулина намечал три концентра городов – спутников вокруг Москвы, которые должны были составить единый экономический район. Их связь с центральным городом обеспечивалась не только радиальными, но и кольцевыми магистралями, то есть предполагалось развить далее радиально-концентрический принцип планировки самой Москвы. В связи с этим на всех концентрах расположения городов предусматривалось строительство новых железнодорожных магистралей и электрифицированных шоссе.

В экономическом районе Большой Москвы, определяемом границами второго концентра, должны были разместить промышленность, сеть городов-садов и обширный зеленый пояс. Экономически обоснованная взаимосвязь создавала предпосылки для градостроительного развития области.

По отношению к самой Москве города-спутники должны были стать дополнительными разгрузочными центрами, оттягивающими на себя часть рабочего населения. Поэтому они мыслятся не как сателлиты – спальни типа английских «городов-садов», а вполне самостоятельные промышленные центры. Планом намечено было создать 26 таких спутников на базе прежних уездных городов Московской губернии: первое кольцо – в 40-80 км и второе еще дальше – 90-120 км от Москвы. Сюда попали Егорьевск, Коломна Кашира, Серпухов, Можайск, Руза, Волоколамск, Клин, Дмитров, Богородск, Подольск и другие города, где была уже какая-то основа для развития промышленности.

Прежние уездные города Московской губернии предстояло превратить в озелененные и благоустроенные поселки.

Большое внимание во всех градостроительных планах, касающихся Москвы и Подмосковья, уделялось организации оздоровительных «зеленых зон» и мест резервации чистого воздуха. «Зеленые зоны» рассматривались как важный компонент будущей агломерации Москвы. После II Всероссийского съезда Советов с опубликованием Декрета о земле взяты были на учет все природные и архитектурные достопримечательности Подмосковья, и, прежде всего усадебные владения бывшей земельной аристократии и монастырей. Почти все они стали санаториями отдыха трудящихся или музеями; в некоторых усадьбах были открыты детские дома.

Были приняты также меры по сохранению лесных массивов Подмосковья и пригородных лесопарков.

Для реализации намеченных планов по преобразованию Москвы и ее округи нужна была достаточно высокая материально- техническая основа, которой не располагало тогда Подмосковье. Поэтому начинать пришлось с малого, с посильных мероприятий, направленных на решение неотложных практических задач, вставших перед градостроительством Московской губернии в первые же послереволюционные годы.

Прежде всего необходимо было поднять энергетический и промышленный потенциал губернии, сильно подорванной хозяйственной разрухой. В городах Подмосковья восстанавливаются ранее существовавшие предприятия. По плану ГОЭЛРО Московская губерния стала одним из очагов развернувшегося энергетического строительства; здесь появились первые образцы новой промышленной архитектуры: Шатурская и Каширская электростанции, началось строительство станций центральной электропередачи для Москвы, сооружаются подстанции МОГЭС и электростанции при некоторых крупных фабриках. Восстановление промышленного потенциала в городах Подмосковья стимулировало их жизнь и способствовало приливу населения, а это требовало развития жилищного строительства и благоустройства, особенно в тех городах (Коломна, Подольск, Богородск, Серпухов, Егорьевск, Ковров, Клин, Гусь – Хрустальный, Иваново – Вознесенск, Дмитров, Тверь), где была сконцентрирована промышленность. Однако поначалу жилищная проблема в основном разрешалась за счет малоэтажного поселкового строительства. Проектирование первых рабочих поселков в Подмосковье велось под девизом «города- сада», то есть превращения их в сплошные озелененные массивы. Для строительства рабочих поселков отводились окраинные территории старых городов вблизи лесных массивов, в наиболее благоприятных для здоровья «зеленой зоне»; сюда же подводился транспорт, доставляющий жителей к предприятиям. Поселки строили и вдоль линии центральной энергопередачи, ведущей к Москве. Советские градостроители органично и взаимосвязано решали структуру поселков, выделяя в них три главных звена: промышленную, жилую и общественную зоны.

Социалистические принципы градостроительства выражались не только в четком зонировании и упорядоченности их территории, но и в характере самой застройки, рассчитанной на новый быт. Планировка проектируемых поселков была подчинена выявлению их новой структуры и главных градообразующих элементов – промышленных и общественных зданий, публичных и общественных зданий, публичных площадей. Достижением поселкового строительства тех лет стало благоустройство: электроосвещение, водопровод, замощенные мостовые, озеленение. В таких поселках строили не только жилища, но и необходимые общественные учреждения: школы, детские сады, ясли, амбулатории и т.д. В кварталах выделялись площадки для занятий спортом и игр. В генеральных планах новых поселков большое внимание обращено на застройку публичных площадей как общественных центров, где предусматривалось возведение наиболее важных общественных зданий – Народных домов, клубов. Начинать пришлось преимущественно с малоэтажного строительства, так как оно больше отвечало возможностям того времени. Необходимость срочного размещения рабочего населения вынуждала строить и временные жилища типа бараков и общежитий.

В 1920-х годах для городов Подмосковья были разработаны каркасно – щитовые дома; для стен стали применять облегченные пустотелые блоки, глинобитные конструкции, шлакобетон, торф и другие материалы на базе местной строительной промышленности.

Таким образом, уже и в это раннее время и в жилищном строительстве Подмосковья можно отметить какие-то зачатки индустриализации.

Характерно, что старые города архитекторы мыслят теперь как очаги нового, социалистического быта, поэтому, помимо жилья, они создают в них первые обслуживающие учреждения: фабрики – кухни, детские сады, ясли, школы, лечебные учреждения. Правда, на первых порах из-за материальных трудностей под эти общественные учреждения приходилось приспосабливать старые здания, так как новое строительство велось в ограниченных масштабах и в основном коснулось промышленно развитых городов Подмосковья.

Концентрами нового, социалистического быта и новой культуры предстояло стать рабочим клубам, Народным домам. Перед таким строительством стояли большие трудности: не было средств, ни опыта проектирования специальных клубных зданий. Первые Народные дома и рабочие клубы приходилось открывать в бывших дворцах аристократии или приспосабливать для них помещения церквей и соборов.

В 1920–х годах в городах Подмосковья приступили к мероприятиям по их благоустройству: проводят массовые озеленения, разбивают новые скверы и бульвары, улицы и площади получают более совершенные мостовые и электрическое освещение, начато строительство общественного водопровода. Журнал «Строительство Москвы» в специальных репортажах сообщал о ходе этих работ в Серпухове, Подольске, Звенигороде, Дмитрове, Клину, Егорьевске и некоторых других подмосковных городах.

Уже в середине 1920-х годов заметно преобразился облик прежних общественных площадей уездных городов. Здесь Советская власть открывала свои первые памятники – мемориалы и размещала общественно-административные учреждения. В дни революционных празднеств на площадях проводили народные митинги и демонстрации, поэтому площади особенно торжественно украшали, здесь ставили общественные трибуны, экспонаты и другие временные сооружения, то есть прежним площадям придавали новый, социалистический смысл.

К концу 1920-х годов качественные сдвиги наметились и в жилищном строительстве. Малоэтажное строительство стало лишь переходным этапом к укрупненному и обобществленному жилищу социалистического типа, который выдвигала тогда сама жизнь. Для условий переходного времени более соответствовал многоквартирный жилой дом с секционной планировкой.

В промышленных городах Подмосковья (Богородск, Подольск, Коломна, Серпухов) возводят первые 4-5 –этажные дома для рабочих на основе типовых решений, рекомендованных Моссоветом для массового строительства. Типовые секции, рассчитанные на индивидуальные квартиры с одной, двумя, тремя или четырьмя комнатами, могли иметь как общие, так и обособленные кухни. Многоэтажные дома получали более высокое благоустройство: их оборудовали центральным отоплением, водопроводом и канализацией, электроосвещением.

В проектах воспитательных и лечебных учреждений того времени архитекторы стремились наиболее целесообразно организовать их функционирование, с соблюдением необходимых норм освещенности и размеров помещений, их изоляции и санитарии, технического оборудования. На этой основе в архитектуре воспитательных и лечебных учреждений наметился переход к целесообразной композиции и планировке. Для школ и больниц в большинстве случаев была характерна коридорная система организации помещений и обособление разнохарактерных функций в самостоятельные корпуса, что определило многообъемный характер их композиции.

Характерно, что здания воспитательных и лечебных учреждений мыслятся в единстве с окружающей средой, то есть при них предусмотрена организация озелененной территории с местами отдыха, занятий спорта и труда. Архитектура первых общественных учреждений строгая, утилитарная, не претендующая на художественную исключительность.

Во второй половине 1920-х годов на территории Подмосковья началось строительство новых промышленных предприятий – текстильных фабрик в Клину, Ивантеевке, Болшеве, была значительно расширена и реконструирована Серпуховская ситценабивная фабрика и т.д. Большинство этих предприятий построено конструктивистами на основе функциональных методов проектирования с применением современной технологии производства и новейших конструкций.

Таким образом, новая жизнь постепенно меняла и лицо старых исторически сложившихся городов Подмосковья. Однако приступить к их кардинальной перестройке в соответствии с требованиями нового, социалистического быта не хватало материально- технических средств. Здесь создают лишь отдельные очаги строительства, чтобы по возможности приспособить старые города для новой жизни.

 

Илл.12. Корпус ткацкой фабрики (бывшая Старая мыза)

 

 

 

6. Население Серпухова (конец XIXв. – 1940 г.)

 

Динамика численности населения Серпухова по годам : 1897 – 30,6; 1917 – 36,9; 1920 -27,6; 1923 – 36,1; 1926 – 55,9; 1936 -88,0; 1939 – 90,7; 1940 -97,0 тысяч человек. По данным Первой Всероссийской переписи населения социальный состав населения города в 1926 году представлен такими группами (удельный вес, %):

– самодеятельного населения во всем населении – 56,9,

– рабочие в самодеятельном населении- 56,3,

– фабрично-заводских рабочих среди всех рабочих – 92,5,

– служащих среди самодеятельного населения -23,5,

– мелких предпринимателей среди самодеятельного населения – 6,9,

– безработных среди самодеятельного населения – 7,1.

Отраслевое распределение рабочих цензовой промышленности Серпуховского уезда в 1925 – 1926 годах: всего рабочих, включая обслуживающий персонал -22037, силикатной -30, металлической -182, деревоотделочной – 57, пищевкусовой -145, текстильной – 21347 человек.

Уже в 1926 году крупнейшими городами Московской губернии были: Орехово-Зуево -62,8, Серпухов – 55,9, Ногинск – 38,5, Коломна – 30,8 тысяч человек. Эти же города ( в той же последовательности) остались в Подмосковье наиболее крупными и в 1939 году.

 

7. Литература

Е.М. Поспелов. Топонимический словарь Московской области. М.,2000.

Большая энциклопедия русского народа Русское государство. М.,2002.

Г.В. Алферова. Русские города XVI-XVII веков. М.,1989.

В.Г.Глушкова. Подмосковье. М.,2002.

Даль В. Толковый словарь. М.,1978.

Самоквасов Д.Я. Древние города России. Историко-юридическое исследование. СПб.,1873

Зимин А.А. Состав русских городов XVI в. // Исторические записки. – Т.52,с.128-129.-М.,1955.

Водарский Я.Е. Численность и размещение посадского населения России во второй половине XVII в. (Города феодальной России). Сборник статей памяти Н.В. Устюгова, с.286-290,м.,1966.

Смирнов П.П. города Московского государства в первой половине XVII в. – т.I – Киев, 1917-1919.

П.Симсон. История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством… М.,1880.

С.И. Аристов. Город Серпухов. – М.,1949.

Ф.В.Разумовский. Художественное наследие Серпуховской земли. – М.,1992.

И.Роговой. На высоком кургане…// Коммунист (Серпухов) – 1989- 4 марта.

Г.Ф.Гагарин, С.С.Савоскул, В.В.Шилов. Серпухов.- М.,1989.

В.Шилов. Безымянные святыни. К истории братской могилы защитников Кремля//

Серпуховские вести- 1999 – 10 августа.

А.В.Гудзь – Марков. История Серпуховского и Оболенского уездов. – М.,2003.

В.Шахов. Два пригородных селения.//Окская провинция -1993 -27 марта.

Б.Мамонтов. Варягов сын.// Серпуховские вести -2001 -18 января.

Протоиерей Олег Пэнэжко. Г.Серпухов Храмы серпуховского района.2003.

М.А.Ильин. Подмосковье. – М.,1966.

Самые знаменитые предприниматели России. – М.,2003.

А.А.Колмовский. Серпухов.- М.,2002.

Л.С.Дюкова. Торжества в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в Высоцком монастыре.// Московские епархиальные ведомости. – 2001 -№6.

Чудотворные иконы Божьей Матери. – М., 1998.

Ю.А.Петров. Магнат. //Серпуховские вести – 2002 -29 января.

Словарь географический Российского государства, описывающий азбучным порядком Афанасием Щекотовым. М.,1807.

Василий Шахов. Взгляд сквозь века.// Серпуховские вести -2000- 11 января.

Татьяна Графина. История предпринимательства в Подмосковье.//Серпуховские вести -1999-23 декабря.

Русский город (исследования и материалы), выпуск 2, с.3-70. Издательство Московского университета,1979.

Д.К.Тренев. Серпуховский Высоцкий монастырь. М.,1902.

Введенский Владычный женский монастырь в городе Серпухове. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2002.

Митрополит Алексий святитель Московии и всея Руси чудотворец. Свято-Троицкая Сергиева Лавра.1999.

А.Ю.Низовский. Самые знаменитые монастыри и храмы России. М.,2001.

Хазанова В.Э. Карта промышленного развития Московской области.//Строительство Москвы, №9,1929.

.

.

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаИзба-ЧИТАЛЬНЯ

[2] Сам себе РЕЖИССЁРШкольный музей и краеведческий кружокyчительская ПОДСОБКА

.

.

4 комментария СЕРПУХОВ сквозь столетия [часть 3]

  • Спасибо за обзор, прочитал с удовольствием! Ни как не могу найти данных когда был построен один из символов Серпухова – водонапорная башня, здесь тоже нет. Интересно, что похожая по архитектуре башня есть в г.Дрезна http://gaper.narod.ru/photo/russia/mo/drezna/1642.jpg

  • Здравствуйте! Очень интересная публикация. Можно улучшить ещё добавив по каждому описанию фотку и адреса зданий на теперешнем плане города.

  • Владимир Юрьевич

    Здравствуйте! Прочитал Вашу замечательную работу – огромный и очень полезный труд. А обращаюсь я к Вам с просьбой, поскольку занимаюсь восстановлением своей родословной и наткнулся на своих серпуховских родственников. Мой пра – (5раз) дедушка Самгин Афанасий Никитич, владелец колоколелитейного завода, был женат на дочери серпуховского мануфактуриста Серикова П.И. (примерно 1700 года рождения)- моей пра – (5 раз) бабушке. Есть ли у Вас какая либо информация по данному вопросу? В любом случае очень благодарен: В.Ю. Ростовцев.

  • Анатолий

    Здравствуйте! Очень понравился репортаж, который оставил самые теплые и радушные впечатления о своем городе. И в частности о Заборье (я живу в этом районе).
    Спасибо БОЛЬШОЕ от всей души за поучительные моменты нашей истории.
    И у меня просьба, если возможно – пришлите фото и описание церкви Жен Мироносиц. Именно по причине поиска этой церкви я попал к вам на сайт (никак не могу найти нашу утерянную СВЯТЫНЮ). Спасибо! Заранее благодарю!

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика