меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

(§a) Дидактические игры: о проигрышах

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА Мастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игрКак ИГРОВЫМ ПРОИГРЫШАМ возвращать их ценную для учеников роль

________________________________________________________________________

Букатов В.М.
Как игровым проигрышам
возвращать их ценную для учеников роль

 

_(§а)_ О необходимости возвращения игровым проигрышам воспитательной значимости

___Хорошо, когда побеждает дружба. Но вот на уроке учитель затевает очередную дидактическую игру, построенную на соревновании. Допустим, что в классе потихоньку«страсти накаляются». Но чем ближе к концу, тем больше усилий начинает прикладывать учитель, чтобы соревнование закончилось счётом вничью. Чтобы он мог объявить классу, что – дескать – победила дружба.

___В результате не только на занятиях в детских садах, но и на уроках в начальной школе формулировка «победила дружба» в устах педагогов звучит так часто, что возникает подозрение, что дело тут в чём-то другом. А именно: в страстном желании взрослых оградить детей от ситуации поражения. И если это действительно так, то — очень жаль.

___Обратим внимание, что большинство естественно бытующих игр для девочек и мальчиков построено на том, что кто-то выигрывает, а кто-то остаётся в проигрыше. И это является важным и воспитательным и психотератевтическим моментом в жизни каждого ребенка: будь он мальчиком или девочкой, гиперактивным дитятей или заторможенным, дошкольником или старшеклассником.

___Но педагоги почему-то — прям, как сговорившись! — стараются ситуации проигрышей как можно чаще сглаживать или даже не допускать вообще. И не смущает их, что за ликвидацией проигрыша следом расшатывается и сама ситуация выигрыша. А там и игровая ситуация начинает хромать, чахнуть или перерождаться…

___Педагоги это замечают. Но вынуждены идти на это потому, что изо всех сил стремятся избежать участи более страшной — детских обид, горьких слез, внезапных истерик проигравших. И действительно каждый педагог может припомнить пару случаев, когда обида от проигрыша у какого-нибудь слабонервного ребёнка, начиная входить в резонанс, раздувалась до прям-таки до размеров разрушительного тайфуна.

___Но почему во дворовых играх, спонтанно и естественно возникающих среди детей, вышедших погулять на улицу, проигрыши не входят в резонанс, а наоборот оказывают психотерапевтическое влияние на развитие психики ребёнка, тогда как игровые проигрыши на уроках в наших школах (или на занятиях в детских садах) иногда оказываются весьма разрушительными?

___Обстоятельный ответ занял бы уйму страниц и потребовал бы от читателя много времени. Коротко же можно ответить так — негативные характеристики проигрышей возникают как расплата взрослых за наслоение многочисленных ошибок, допущенных ими и в организации игры и в организации режиссуры урока (или занятия). Не утруждая внимание читателей перечнем возможного разнообразия ошибок, сразу перейду к описанию трёх универсальных способов их предотвращения, исправления или возможной профилактики.

Вячеслав Букатов

.

.

открыть в новом окне следующий параграф

вернуться к перечню параграфов

.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА Мастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игрКак ИГРОВЫМ ПРОИГРЫШАМ возвращать их ценную для учеников роль

.

.

.

.


Яндекс.Метрика