меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

II часть: Нешуточная экспедиция у ОБЫЧНЫХ ВОРОТ

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА Мастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игрЭкскурсия «ЗА УГОЛ» в социо-игровом стиле

Букатов Вячеслав Михайлович
доктор педагогических наук
Экскурсия «ЗА УГОЛ» в социо-игровом стиле

Опубликовано (в сокращении) в брошюре: Вячеслав Букатов В.М. ШИШЕЛ-МЫШЕЛ .(СПб.,М.,2008)

. . II часть: Нешуточная экспедиция у ОБЫЧНЫХ ВОРОТ

.

___Разминка была минимальной, потому что личные интересы присутствующих уже изрядно были разогреты. Заключалась она в том, что всем присутствующим нужно было объединиться по тройкам, но так, чтобы у них в именах хотя бы одна буква была ОДИНАКОВОЙ. И когда все разошлись по новым тройкам, ведущий сообщил, что сейчас они отправятся в биологическую экспедицию:

___Обратите внимание на бетонные плиты, которыми выстлан данный участок. Между плитами щели, которые образуют поперечные и продольные полоски, кой-где поросшие травкой. Нас будет интересовать только та ложбинка, которая тянется вдоль ворот третьей от них по счёту.

 

«Научные» каракули

___Все тройки отправились к воротам. Нашли нужную ложбинку (длинной метров двенадцать) и услышали, что за 10 минут нужно определить какие виды растений в ней произрастают, как они в народе или по научному называются (любыми учебниками — если нужно и если под рукой — пользоваться можно) и зарисовать их в своей тетради (графический гербарий).

___А через пять минут заморосил дождь. Но прекращать экспедицию все тройки наотрез отказались. Дескать дождик маленький — нестрашно. И так все оставшееся время под дождичком на корточках проползали, бурно что-то обсуждая и увлеченно выводя шариковыми ручками в своих блокнотиках какие-то каракули.

___Поясним, что накануне ведущий специально прошелся по участку, чтобы приглядеть подходящую полоску-ложбинку: «Чтобы в ней росло и не очень много травинок (а были и такие ложбинки, которые сильно травой заросли), и чтобы травинки эти были бы разнообразными, и чтобы луж не было (а то некоторые ложбинки во многих местах пересекались не просыхающими лужами).

___В конце концов ложбинка была выбрана. В ней росло всего понемножку: и какой-то мох, и какие-то чахлые злаки произрастали, и даже два махоньких побега, явно из древесных пород…

___Ведущий заранее прикинул, как же семинаристам объяснить, какая из ложбинок нужна будет «для работы». И решил, что все поймут, если ее назвать «третьей от ворот». Так что ведущий на семинар пришел подготовленным, со своей «домашней заготовкой».

___Ведь к любой экскурсии — а тем более к «научной экспедиции» — нужно готовиться. А выведи он их во двор, да, не глядя, назови какую-нибудь первую попавшую ложбинку, а она оказывается заросла, так, что на ней (как на газоне, который вон под боком) ничего не разберешь. И задание уже так гладко не пошло бы. И дождь для воспитателей оказался бы прекрасным поводом пораньше в помещение смыться.

___Так что подготовка нужна. Но не для того чтобы контролировать детей (в нашем случае их роль выполняли сами воспитатели), чтобы уличать их, кто и что пропустил (ведущий и сам-то от силы не больше трети из тех травинок мог назвать), а для того чтобы ситуационные ограничения продумать. Да пограмотнее из них такие подобрать, чтобы те созданию деловой атмосферы способствовали. То есть были бы и уместными, и интригующими и как бы окрыляли всех присутствующих.

 

Хочется у знакомых порасспрашивать

___А потом все отправились в свою аудиторию на третьем этаже. Ведущий напомнил, что экспедиционные тройки создавались так, что бы хоть одна буковка в имени участников была общей. Теперь же он предложил слушателям придумать название своим тройкам, но такие, чтобы в них входили все начальные буквы имен участников (добавлять буквы можно!).

___— Кто уже придумал, скорее записывайте на доске, как вы теперь «обзываетесь», а рядом поставьте число растений, которые вы в экспедиции смогли в своей тройке определить.

___На доске начали появляться названия (например, «Снег», «Лео», «МЛ в квадрате», «КОТ» и т.д.) и разные числа. Потом тройки «посчитались» (Шла машина темным лесом за каким-то интересом…) и выбрали, какая из троек первой начнёт докладывать о результатах своей научной экспедиции.

___Реплика ведущего:
___— Когда вы будете читать названия растений, и если кто-то название растения не знает и не поймет, о какой такой былинке идет речь, то вам нужно будет, пользуясь своими «полевыми» зарисовками, изобразить эту былинку на доске. Все присутствующие вдоль этой самой ложбинке поползали, хорошо ее изучили, так что по изображению смогут понять, что вы в виду имеете. А если нет, то придется уже после занятий специально к ложбинке подойти и на месте во всем разобраться.

___Представитель первой тройки начинает перечисление: хвощ, ильма, одуванчик, пастушья сумка, подорожник. Эстафета передается дальше с уговором, что прозвучавшие названия не повторять.

___Звучат добавления, это и осот, и петушок (народное название), и клен (правда махонький — всего один листочек, но именно такой, как только у поросли клена бывает), и мокрица (тут мнения разделились, кто говорил, что эту зеленую поросль в народе называют моршанкой, а мокрицей совсем другое растение зовется, а кто утверждал, что моршанка — это по латыни, а мокрица — это кто-то из насекомообразных). Но все сошлись на том, что здорово. И что всем страсть как хочется у своих знакомых пораспрашивать, какие растения как называются, да и в энциклопедический справочник или в пухлый определитель растений заглянуть (Интернета «под рукой» тогда ещё не было).

___А ещё очень хочется со своими учениками на подобные экскурсии-экспедиции «за угол» отправиться…

.

.

= вернуться к перечню частей =

= открыть текст следующей части =

.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА Мастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игрЭкскурсия «ЗА УГОЛ» в социо-игровом стиле

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика