меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Кл.час: Уклад семейной жизни (7кл)

ДО и ПОСЛЕ открытого урокаУчительские РАССКАЗЫ об открытых уроках…

[2] Сам себе РЕЖИССЁРКЛАССНЫЙ ЧАС

________________________________________

МОУ «Оболенская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок социального  педагога

Л.П.Аншукова : «Чтобы чудесная песня почаще звучала в их сердцах»

Классный час в 7 «б» классе (14 человек)

Тема: Уклад семейной жизни

Социальный  педагог: Аншукова Людмила Петровна

 

В классе вывешены: плакат (на котором изображена семья – мать, отец, дети) и цитаты из высказываний великих людей на тему семьи («Семья начинается с детей» А.И.Герцен; «Нет места милее родного дома» Цицерон).

Цель:Воспитывать человека-семьянина. Задача: Содействовать повышению интереса учащихся к истории своей семьи и семейным традициям (побудить учащихся к размышлениям об отношениях в семье; развивать чувство ответственности за семью и стиль семейно-повседневного общения, основанного на любви и взаимоуважении всех ее членов).


После деления на команды (3 по 4-5 человек) – моё вступительное слово:

Атмосфера семейной жизни: уклад, традиции, праздники. Разговор об условиях, которые помогают людям понимать лучше друг друга в семье.

Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, папа, мама, бабушка, дедушка, это сестры, братья.

Из словаря С.И. Ожегова:

Семья группа живущих вместе родственников (муж, жена, родители с детьми)

Уклад- устройство, установившийся порядок организации чего-нибудь (быта)

Семья — это связь поколений.

Корни добра и нравственности зарождаются и произрастают в семье. Семья обладает огромным диапазоном воспитательного  воздействия. У истоков стоят родители. В семье  формируется культура поведения и культура общения.

Три команды. Вступительное слово перед работой: введение в проблему

Зачитываю высказывания наших учеников о семье (в этом месяце проводила анкетирование  в этом классе, в последний день перед занятием решила  зачитать высказывания детей, т.к. они написали  лучше, чем в словарике).

«Семья — это на кого можно положиться и любимые люди»

«Семья — это самые близкие люди, самые родные и готовые в любую минуту помочь тебе, отдать за тебя и тебе все!»

«Семья — это «золотое», то без чего жить нельзя».

«Семья — это тогда когда родственники, это опора и друзья. Где все понимают руг друга».

«Семья – это родные любимые люди, которые помогут и в беде, и в горе. Которые, не смотря не на что помогут, успокоят».

«Семья — это очень близкие любимые люди, самые родные, самые-самые для каждого человека. Кроме твоих родителей ты никому не нужен на Земле».

«Семья – это мужчина и женщина, у которых есть дети».

«Семья – это моя крепость, моя защита и опора».

«Семья – это коллектив людей, которые любят друг друга и их жизнь строится на доверии».

Затем раздаю детям листочки разноцветные и прошу написать по одному слову на них, связанные с темой «Моя семья» и, скрутив их,  положить в пакет (в конце урока хотелось, чтобы дети написали стихи о семье со словами из листочка, который они вытянуть из пакета, – очень жаль, что  времени на это не хватило).

1 задание. «Счастливый случай»

Посыльные выбираются по считалочке.

Предлагаю вспомнить членам каждой команде  счастливые случаи из истории семьи (недавнего прошлого) и самим в команде определить, чей рассказ выбрать для озвучивания (Самый-самый). Время – 2 минуты.

Поясню, что класс третий год знаком с работой в группках, и поэтому ученики без промедления стали делиться впечатлениями, чтобы определить, кому дать слово. В итоге все отобранные рассказы – по одному от каждой команды – слушались с явным интересом.

Лично мне из трех команд больше всего понравился рассказ Ким Жени (как они весело встречали родных, приехавших с Камчатки).


Леша Мысенко рассказывает другим командам свой счастливый случай, произошедший в их семье

2 задание. Посыльным дается на команду один большой лист, который надо разбить на графы в соответствии с традиционным составом семьи. А потом распределить по этим графам листочки, на каждом из которых было указано по одной из обязанностей по дому (на полоски был разрезан перечень из 22 пунктов).

Сварить обед

Помыть посуду

Вынести мусор

Пришить пуговицу

Сходить в магазин

Проверить почту в  почтовом ящике

Прибраться в квартире

Почистить пылесосом  ковры

Посидеть с малышом

Сходить  в аптеку

Почитать детям сказку

Сделать ремонт в квартире

 

Почистить до блеска вилки, ложкиПостирать белье

Помыть окна в квартире

Погладить белье

Починить испорченный кран на кухне

Почистить обувь

Сходить  за малышом в детский сад

Погулять с малышом  во дворе

Начистить картошки на суп

Поставить горчичники больному


Но пункты можно было добавлять и свои. Некоторые ребята так и сделали: были добавлены, например,  «Уход за  домашними животными».

Команда должна распределить эти обязанности  между  членам семьи и наклеить их в графах. Время – 30 секунд.


Команда за распределением обязанностей по дому

3-я команда увлечённо работает, не обращая внимание на гостей, пришедших на «открытый урок»

В конце работы определялась команда, которая смогла расклеить все 23 листочка. Она вслух зачитывала свой вариант распределения обязанностей.


Хочу отметить, что у половины детей из этого класса – неполные семьи (то есть воспитываются они только мамами). Я думаю, это был очень хороший повод лишний раз задуматься о том, что домашняя работа должна распределять в семье честно – поровну.

В результате дети во всех командах всё так и распределили.

3 задание. «Семейный ужин»

Составить меню на ужин семье из трех человек (мама, папа, ребенок) – 2мин.

Посыльный Рома из первой команды неправильно понял задание, и команда написала раскладку меню из картошки и мяса, но зато они первыми выполнили задание. Остальные 2 команды написали отличные меню.

4 задание. «Семейные мудрости»

На листочках  несколько пословиц и поговорок о семье, разрезанных на две половинки. Надо за 1 минуту их соединить. Кто собрал — зачитывают дружным хором одну из 6.

Где мир и лад, там                      и Божья благодать.

Вся семья вместе, так и              душа на месте.

Не красна изба                            углами, красна пирогами.

Не дом хозяина красит,               а хозяин дом.

На что и клад, коли                     в семье лад.

Любовь да совет,                         так и горя нет.

Получилось так, что  команды выбрали одну и ту же пословицу. Это мы выяснили, когда пришел черед второй команде. Поэтому пришлось дать дополнительно еще 30 секунд на выбор другого варианта.

Теперь уже дружно звучали совсем разные пословицы.

5 задание. Любимые занятия семьи

Посыльным даётся  пол-листа ватмана  на каждую команду. Нужно перечислить любимые занятия в семье.  Уложиться ровно в три минуты.

Когда время истекло – переход всех команд по часовой стрелке за другой стол  (в соседнюю команду). Всем нужно добавить в листочках соседей ненаписанные ими занятия.

Итак, за каждым столом команды что-то дописывали, чтобы вернувшись за свой стол – подсчитать,  сколько всего «интересных дел» оказалось у них перечислено на листе. И молча, поднять пальцев столько же, сколько пунктов в перечне.

Оказалось у одной команды – 5 дел, у второй-10, а у третьей —21. У кого больше  всех,  зачитали  вслух, другие команды слушали.

Добавления других команд включало такие варианты:

прогулка

игра в домино

приготовление общего ужина

поход в лес

купание в аквапарке

разговор

уход за домашними животными

поход в магазин

уборка

посмотреть вместе кино

чаепитие

помыть посуду

В списке третьей команды были указаны и такие варианты: игра в монополию,  лото,  домино. Эти формулировки добавил Ишмуратов Ильшат потому, что по его мнению девочки предлагали и вписывали в список только свои – девичьи – дела. Вот он громко и возмутился: «Что вы всё девичьи дела пишите!?» Я краем уха услышала и тут же поддержала его: «Конечно, надо и мальчишечьи дела перечислять – это справедливо будет».

И признаюсь, что хотя я и планировала, чтобы во время «фронтального» зачитывания команды добавляли себе в листочек новые варианты дел, но – совсем забыла! Зато, когда команды пришли на свои места, сообразила предложить всем командам написать пожелания тем ребятам, которые дополняли их листочки. Записи были очень доброжелательны. «Спасибо! Обязательно воспользуемся вашими советами» и т.п.

6 задание. Семейные игры, соревнования и развлечения

Через посыльных сообщаю: Вспомнить развлечение, конкурс или игру семейного  праздника. И нужно будет, разучив один из вариантов, провести эту игру с другой командой. Время на обсуждение, выбор и подготовку – 2минуты.

Вспоминать игры – оказалось сложнее всех заданий. Первая команда научила всех играть в игру «Скульптура — замри», вторая и третья команды  сначала придумали такие игры, которые (как они потом сообразили) нельзя провести в помещении. Пришлось дать буквально 30 дополнительных секунд на обдумывание нового варианта игр.

Разучивание игры, предложенной одной из команд. Гости повскакали с мест и схватились за фотоаппараты

Показ-сдача выученной игры

И вот команда выходит и зовёт одноклассников в круг. Игру объявляет Таня Корнеева: «Я знаю 5…» – и называет по порядку разное (так игра уже началась). Что только ученики не перечисли «по пять» (названия профессий, название школьных предметов,  имена девочек и т.д.)

Все 14 человек проявили творчество, никто не повторил сказанного, все были увлечены, слушая друг друга внимательно и с интересом.

Подведение итогов

Резюме: Мы с вами обсуждали, что в своих семьях надо жить дружно и весело, помогать друг другу. Что такой стиль жизни сближает нас с нашими родными.

Предлагаю спеть песню о семье «Родительский дом» (слова М.Рябинина, музыка В.Шаинского). Раздаю листочки с текстом, включаю фонограмму.

Семиклассники и гости под фонограмму Л.Лещенко поют «Родительский дом»

И все, сидя на местах, дружно поют очень хорошую песню. Гости с удовольствием подтягивают классу. Под фонограмму Льва Лещенко звучат все три куплета, неспешно перемежаемых задушевным припевом.

♦●♦●♦●♦

Урок закончен.

Прощаясь с детьми,  желаю, чтобы они берегли своих близких, делали побольше добрых дел…

И чтобы мелодия чудесной песни почаще звучала в их сердцах.

Людмила Петровна Аншукова

________________________________________________

Из впечатлений педагога-огранизатора Старшовой Юлии Сергеевны

об открытом уроке социального  педагога

Аншуковой Л.П.

по теме: «Уклад семейной жизни»

«Так тепло, точно и трогательно…»

Перед открытым уроком, Людмила Петровна познакомила гостей (социальных педагогов и психологов района) с кратким обзором своего педагогического арсенала социо-игровых форм работы со школьниками разных возрастных групп.

Людмилой Петровной были показаны слайды и даны социально-психологические комментарии, в которых рассказывалось о различных педагогических находках, активно применяемых ею в  своей повседневной деятельности.

Меня поразила форма её подачи своего педагогического опыта работы. Людмила Петровна легко и с удовольствием рассказывала об учениках нашей школы, чьи таланты раскрылись на её занятиях, мероприятиях, уроках. И ей так хотелось, что б её коллеги использовали что-то из показанного и в других школах.

К сожалению сам «классный час», проводимый Людмилой Петровной в 7 б, я смогла посмотреть лишь урывками, и  в основном начало (я отвечала за видеосъёмку всех мероприятий и должна была переходить в другие классы).

Урок начался со вступительного слова: Людмила Петровна зачитала определение слова «семья» из толкового словаря В.И. Даля. Затем, похвалив детей за ответственное и вдумчивое заполнение анкет (за несколько дней до мероприятия), Людмила Петровна зачитала выдержки из их собственных высказываний.

На мой взгляд, ни один толковый словарь не мог так тепло, точно и трогательно определить такое для всех детей значимое слово. В каждой анкете, аккуратно заполненной учащимися,  встречались слова «очень близкие любимые люди», «самые родные», «самые-самые». Было понятно, что дети чувствуют, что в собственных семьях их самих всегда поймут, защитят и помогут.

Я тогда подумала, как хорошо, что детям иногда дают задания, которые лишний раз заставляют их задуматься о ценностях семьи и осознать, что их любят. И как было написано в одной из анкет «Семья» – это «золотое», то без чего жить нельзя.

Потом все ученики, не глядя, вытягивали из красивого подарочного пакета билетики разного цвета. Ребята объединились в команды, в соответствии с цветом билетиков, которые они выбрали… (К сожалению, в этот момент мне пришлось перейти в другой кабинет, где также проходило открытое мероприятие, чтобы задокументировать происходящее.)

Ещё одну особенность открытого «классного часа» Людмилы Петровны  мне хотелось бы особо подчеркнуть. Обычно «ведущий» занимается только учениками, а тут они были заняты обсуждением друг с другом интересных проблем. Поэтому Людмила Петровна во время выполнения детьми заданий в группах также  проводила методическую (разъяснительную) работу с гостями, раскрывая им суть приёма, метода, технологии, использованной в работе с детьми на данном уроке, с данными учениками.

Ю.С.Старшова

.

.

ДО и ПОСЛЕ открытого урокаУчительские РАССКАЗЫ об открытых уроках…

[2] Сам себе РЕЖИССЁРКЛАССНЫЙ ЧАС

.

.

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приеме, и он оказался полезен для вашей «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что получилось, а что нет…

3 comments to Кл.час: Уклад семейной жизни (7кл)

  • Юлия

    Я — просто мама. Спасибо Вам за такие классные часы, за воспитание детей в правильном русле. Побольше бы таких педагогов!

  • Леся Михайловна Тавровская

    Спасибо, возьму основу Вашего классного часа для проведения родительского собрания с детьми.

  • Светлана

    Спасибо за идеи. Очень интересные задания для групповой работы.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика