меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

III часть: Учебно-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ вариации экскурсии «ЗА УГОЛ»

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА Мастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игрЭкскурсия «ЗА УГОЛ» в социо-игровом стиле

Учебно-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ вариации Букатов Вячеслав Михайлович
доктор педагогических наук
. Экскурсия «ЗА УГОЛ» в социо-игровом стиле

Опубликовано  (в сокращении) в брошюре: Вячеслав Букатов В.М.   ШИШЕЛ-МЫШЕЛ .(СПб.,М.,2008)

.

III часть: Учебно-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
вариации экскурсии «ЗА УГОЛ»

или
Составление УЧЕБНЫХ ЗАДАЧЕК
«из воздуха»

.

..

___За окном по-прежнему моросил дождик. И конца ему не было видно. Тогда ведущий сказал, что вообще-то у него была запланирована и третья экскурсионная тема. И должна она была быть связана с углублением в мир математики.

 

Представилась возможность

___Большинство учителей тут же заявили, что ради углубления в математику они готовы хоть под проливным дождем «за угол» пойти. Но ведущий решил, что они поступят хитрее. И проведут экскурсию в виртуальном режиме.

___— Вообще-то я так обычно не поступаю,— пояснял ведущий.— Ведь учителей — хлебом не корми, дай сиднем в тепле посидеть и байки послушать. Но я надеюсь, что первые две части настолько эмоционально в вашу память врежутся, что вы всё, что сейчас мы с вами делать будем, если когда и станете повторять, то уж никак не в помещении, а на свежем воздухе. Иначе у вас ничего не получится.

___Произнеся это «заклинание», ведущий в каждой тройке (они остались прежними из-за вынужденной виртуальности экскурсии) попросил узнать, кто у них из учителей начальной школы с каким классом работал, и какая тема по математике в апреле-мае вызывала в классе трудности (воспитателям же из детских садов представилась возможность посмотреть и послушать, как в начальных классах обычно дело обстоит).  Учителя были из разных классов: кто из первого, кто из четвертого, — кто из какого. И темы соответственно у всех были разными. Но нашлась и общая проблема — решение задач.

 

Угловая арифметика

___И тогда ведущий начал с байки. Дело в том, что в прошлогодний заезд — дело весной было и стояла ясная погода — он со слушателями курсов выходил во двор СЧИТАТЬ УГЛЫ. Когда учителя в аудитории сидели, то на вопрос: «А сколько у здания института снаружи может быть углов?», — прикинув, решили, — у одних 38 (здание института буквой П стоит, да еще с пристройками), у других 24, а кто-то говорит что и вовсе более пятидесяти.

___Чтобы выяснить: «А как на самом деле? — все оделись и вышли во двор. Ведущий остался на ступеньках крылечка стоять, а учительницы отправились тройками углы здания искать и пересчитывать — все с тетрадями и ручками, что бы не спутаться или ненароком полученный результат не забыть (память то у всех «девичья»).

___Здание института усовершенствования большое, ходили довольно долго. Кто-то управился за 20 минут. Пришли и тут же хотели о своих результатах ведущему доложить. А тот ни в какую: «Будем ждать всех. Потерпите. У вас же результат в тетрадке записан, так что число не забудется и не перепутается», — и все тут. Вот и стояли ждали.

___А чтобы скучно не было начали в игры играть. Из тех что в детстве в своих дворах играли. Но если в «классики», кой-кто действительно попрыгал (тряхнув своим возрастом), то вот как в «резиночки» играть (были и такие молоденькие учителя, которым довелось этой дворовой забавой увлекаться) пришлось другим объяснять «на пальцах».

 

О наглядности разницы в получившихся ответах

___Когда все собрались. Ведущий сказал, что для социо-игрового стиля важно, чтобы разница результатов была понаглядней. Поэтому он пригласил взойти на ступеньки тех, у кого число результата в тетрадке записано до пятидесяти включительно.

___Все стоят озираются, никто на ступеньки не идет. Тогда ведущий пригласил тех у кого результат до семидесяти включительно. Одна троечка поднялась по ступенькам на крылечко к ведущему. Поднялась и удивляется, что никто больше не идет:

___— Неужели у всех больше? Мы же все углы посчитали.

___— А вот мы сейчас и посмотрим, и если нужно проверим, — им ведущий в ответ и просит войти к ним на крылечко тройки, у кого — до ста включительно.

___Еще две тройки скромненько отделились от заинтригованной толпы.

___В конце-концов, когда ведущий дошел до восьмисот (включительно), то внизу осталось всего три тройки. Все, включая ведущего терялись в догадках, какой же результат записан у них в блокнотах и где же это они столько углов нашли.

___Самым большим результатом оказалось 1248. И своим строгим судьям победившая тройка дала такое разъяснение:

___— Другие команды, не заметили, что у каждого окна снаружи по четыре угла. А мы сообразили и в общее число включили углы оконных проемов включили.

___— А как же вы их пересчитали? Их же много?

___— А умножение на что? Мы окна на одном этаже каждого из корпусов посчитали, да на этажи перемножили. А что получилось умножили на 4 угла и потом прибавили к тем углам, что нашли, когда все здание вокруг обходили.

___Надо особо отметить, что люди, попав в позицию судей, частенько умнеют. Вот и тут многие сразу же сообразили, что победители не очень-то и правы. Хоть и действительно у оконных проемов по четыре угловых ребра, но ведь между ребрами еще и четыре внутренних  угла. А вот их-то победители и не догадались посчитать!

___Да и сами победители поспешили всем о своем другом просчете рассказать. Оказывается, они только сейчас поняли, что каждая стена здания с землей угол образует. Вот эти-то углы остались непосчитанными. Как и углы, которые крыша со стенами образует.

___Тут все подняли головы и увидели, что под крышей углов видимо-невидимо…

 

И интересно! и про картинку! и решается!

___— Теперь перейдем к проблеме решения задач, — продолжил ведущий. И рассказал, как в Петрозаводске на открытом занятии подготовительного класса он с разрешения обомлевшей учительницы, достал из своего портфеля набор открыток (репродукции гравюр и акварелей XIX века, связанных с пушкинскими местами в Петербурге и его окрестностях) и предложил командам (ученики уже были по малым группкам объединены) договориться, что на доставшейся им открытке «самое самое» и в своих тетрадочках каким-то значком (или — если кто писать уже умеет — буквой или буквами) отметить.

___Когда все дети что-то в тетрадках почиркали и к друзьям заглянули (всё ли они, о чем в команде договорились, в своих тетрадях отметили), он и предложил им сочинить самую настоящую задачу, но чтоб обязательно про ту картинку, что их команде досталась.

___А на открытках были изображены то степенно прохаживающиеся по парку дворяне, то людная улица старинного города, то живописная загородная усадьба с лебедями в пруду. Так, что задачки были — все взрослые рты поразинули. Но среди детей лучшей задачкой — и интересной! и про картинку! и решается! — была признана та, в которой собака до обеда укусила двух прохожих, а после обеда — трех. Спрашивалось, сколько прохожих она укусила за весь день?

___И на открытке действительно была нарисована собачка, бегающая среди степенно разгуливающих, затейливо одетых отдыхающих.

___— А все это я вам рассказываю для иллюстрирования того, что многие проблемы оказываются потихоньку решёнными, когда ученики эти проблемы начинают со своим непосредственным интересом сочетать. Ведь у детей полно интересов. Но взрослым все кажется, что интересы эти посторонние, и поэтому на уроке прятать их следует куда подальше.

___Но спрятанный интерес бедному ребенку житья не даст. И о чем там взрослый хлопочет и чего добивается от него, ребенок уже понять не может. Его пропавший интерес делает и его — ребенка — как бы пропавшим (по отношению к сообразительности — это уж точно).

___Так же как и подавленность «сторонних» интересов приводит к подавленности психических функций (тут уж не до понимания).

Увлечь всех зевак

___Почему их учительница увидев открытки обомлела. Во-первых, потому что подумала, а вдруг кто-нибудь из детей о чем-нибудь спросит*, а она ответить не сможет.

* Хотя казалось бы, какой пустяк, ну подумаешь, скажет, что и сама не знает — у ребенка появится возможность других пораспрашивать, так нет же, — а вдруг он своим родителям сообщит, что учительница сама ничего не знает. Вообще-то не сообщит, а если и сообщит, то ничего страшного не произойдет. И как опыт показывает родители таких честных учителей начинают любить и уважать даже еще больше, чем тех, у которых аж на лбу написано, что они и всё, и про всё, и  всегда знают.) — В.Б.

___А во-вторых, она подумала, что если детей на открытках что-то заинтересует, то ни над какими задачами они работать не смогут.

___И это я все к тому, что и с экскурсиями все та ж история. Выведи их во двор — внимание у них рассеется и никакого объяснения им втемешить не удастся.

___А вот вы только представьте,— продолжал ведущий делиться своими режиссёрско-педагогическими комментариями с участницами семинара по социо-игровой педагогике. — Выходят ваши ученики во двор. Подводите вы их к заветной ложбинке и начинают они всякие травинки разглядывать. Если кто и по сторонам посмотрит, ничего страшного. Общее увлечение и всех рабочих троек в целом и каждой соседской тройки в частности быстренько зевак обратно к работе притянет.

___А после разглядывания (его из-за дождя мы с вами провести не можем, но зато у нас еще экспедиционный опыт свеженький!) каждая тройка начинает математическую задачу сочинять. Но не как в учебнике — абстрактную. А «здесь и сейчас», то есть про то что перед глазами находится. Вот вы все в своих блокнотах разные темы по математике для разных классов написали. Так вот выберите в своей тройке из них «самую-самую» и сообща сочините-ка за три минутки (вы же об ограничениях помните!) какую-нибудь задачку, из тех, что могли бы ваши дети сочинить, выведи вы их на подобную экскурсию. Время пошло! — сказал ведущий, расстёгивая ремешок часов и снимая их с левой руки.

___Все тут же принялись кумекать, шушукаться и что-то записывать. То там то тут слышался хохоток. Причем явно по делу.

___Когда время истекло, каждая тройка соединилась с другой, чтобы узнать, что они сочинили и выбрать задачу самую удачную, интересную, неожиданную (в результате такого «самоотборочного тура»  число задач поуменьшилось, и потому слушать их в режиме «фронтальной работы» было потом совсем не трудно.

 

«Свежим взглядом» окинуть

___В конце занятия руками учителей и воспитателей была устроена «выставка  работ». Оформление сочинённой задачи у каждой тройки было индивидуальным. Даже способ указания авторства (фамилии только с именами или еще и с отчеством) решали сами тройки.

___По подписям видно, что некоторые из троек почему-то оказалась четверками (хорошо, что не парами или в какими-нибудь семерками, что тоже бывает). И это не страшно: на то она и тройка, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств, безболезненно для работы то утрясаться, то разбухать). А еще видно, что некоторые задачи остались неподписанными. И это оказывается тоже не страшно.

___Дело в том, что на следующий день, когда все слушатели собрались в этой же аудитории, ведущий спохватился: «Где выставка?». Никто не знал. И тогда он дал такие пояснения.

___При социо-игровом стиле обучения очень важно, чтобы работы выставлялись на всеобщее обозрение и у авторов была бы возможность «свежим взглядом» окинуть работу своей компании и творчество соседей. Тогда у них появится возможность увидеть какие-то допущенные недочеты, которые вчера «с пылу-жару» они возможно в упор не видели. И соответственно сделать для себя какие-то выводы. Каждый свои, содержание которых некоторые участники оставят в тайне.

___И это правильно. Потому что, как цитируется в книжке «Педагогическое таинство дидактических игр» мнение выдающегося философа Лосева: на тайне «одного» — держится личности, на тайне «двоих» — любовь, на тайне «более трех» — коллектив. А если этого таинственного остова нет, то личность оказывается  функционером, любовь — сожительством, коллектив — толпой.

___В классе у учеников должна быть возможность личного проживания ситуаций возврата, припоминания и новых открытий. Правда, как справедливо отмечала потом одна из участниц семинара по социо-игровой «режиссуре урока», всё равно всё пошло на пользу. Огорчение ведущего помогло некоторым очень даже глубоко проникнуться сутью данного, казалось бы, не столь хитрого приема, и принять перспективные для своей работы решения по режиссуре собственных уроков и внеклассных мероприятий.

___А теперь о математических задачах, сочиненных тройками во время виртуальной экскурсии «за угол».

.


Задача по теме: Скорость. Расстояние. Время /4 кл./

Девочки Лена и Оля соревновались в преодолении расстояния  «Кто быстрее». Лена прошла 6 м со скоростью 2 м/с, а Оля 6 м со скоростью 3 м/с. Кто победил в игре?

Авторы: Бугаева Ольга, Молявко Елена, Чикиркина Елена


Задача по теме: Скорость. Расстояние. Время /4 кл./

Одуванчик за 2 часа вырос на 1 см 6 мм. Петушок  (трава) за три часа — на 3 см 9 мм. Сравните скорости прорастания одуванчика и петушка.

Авторы: Лена Харпашина, Таня Федорова, Оля Козлова, Галя Горбачева


Задача по теме: Площадь прямоугольника /4 кл./

А). Найти площадь квадратной плиты, если ее периметр равен двум метрам.

Б). Длина дорожки 10 квадратных плит. Сторона одной плиты 10 дм. Какова общая площадь дорожки?


Задача по теме: Сравнение величин /2 кл./

Дорожка состоит из плит квадратной формы. Ширина дорожки состоит из 2-х плит, длина — из 10 плит. На сколько плит длина дорожки больше, чем ширина?

Авторы: Бурлышева Л.В., Габидулина Е.Л.,  Сорокина М.В.

 


Задача по теме: Сравнение величин /2 кл./

Вокруг двух плит выросло 8 одуванчиков. Подорожников на 4 больше, чем одуванчиков, а петушков столько, сколько одуванчиков и подорожников всего. Сколько выросло петушков?

Авторы: Света Ш., Дарья М., Оксана У.


.

.

.

= перейти к перечню частей =

.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА Мастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игрЭкскурсия «ЗА УГОЛ» в социо-игровом стиле

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика