меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

О педагогическом потенциале МИКРОГРУПП

Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА О затейливой простоте социо-игрового СТИЛЯ ведения занятий в старшей и подготовительной группе
____________________________________________________________________

Букатов

Вячеслав Михайлович

О педагогическом

потенциале микрогрупп

Публикация первой редакции в кн.: Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике (Красноярск, 1990)

___Очевидно, что во время занятий в старшей и подготовительной группе детского сада деление детей на микрогруппы (или малые группы) является приёмом, возвышенным до принципа.

___Предоставленные сами себе, дети в группе 15-20 человек естественным образом делятся на микрогруппы по 3-6 человек. Евгений Евгеньевич Шулешко обратил внимание на то, что, как правило, в педагогической работе воспи­татели и учителя редко видят и используют большие возможности таких микрогрупп. Хотя именно в них та­ятся корни успеха учебного процесса.

Уникальные условия для детской самостоятельности

___Как в сложивших­ся микро группках, так и в заново возникающих при игровом делении детей (с помощью, например, считало­чек)внутренние взаимоотношения являются спокойно-деловыми, то есть нормальны­ми. Дети либо уже связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. А все это является плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было друг другу передавать, помогая приятелю или сверстнику, то есть поддерживая его начинания.

___Внутри такой группы воз­никают по-человечески благоприятные и эмоционально само собой разумеющиеся условия для позитивного сравнения своих знаний, умений, возможностей с возможностями, умениями и знаниями своего друга. Шулешко подчеркивал крайнюю необходимость возникновения таких ситуаций, когда ребёнок как член группы сравнивает себя с каждым другим ее членом, выясняя и его мнение о себе, и свое о нем. В такой ситуации происходит скачок в развитии самосознания1.

___Опыт проведения практических семинаров по социо-игровой педагогике, когда на занятиях взрослые учите­ля-воспитатели на себе испытывают действие излагаемых приёмов-принципов и изнутри, в роли детей, познают механизм их действия, показал, что работа в микрогруп­пах значительно активизирует даже, казалось бы, уже достаточно развитое самосознание у взрослых. Микро­группа позволяет взрослому, так же, как и ребёнку, самому определять цель своих действий (в предложен­ных рамках общей работы), искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических воз­можностей и проявлять самостоятельность при решении возникших проблем.

Выяснение ребёнком собственных возможностей

___Для развития детей, как мы знаем, особое значение имеет формирование личного багажа для оценки ребёнком своих возможностей. Большое число решений ему надо попробовать и перепробовать на практике. И о их целесообразности он сможет судить лишь при возможности сравнить себя с другими, а ре­зультаты своих действий — с успехами или неуспехами других детей.

___Евг.Евг.Шулешко справедливо отмечал, что оценка, выработанная собствен­ными усилиями ребёнка, гораздо эффективнее способствует дальнейшей активизации, чем оценка со стороны воспитателя — хорошо, нехорошо. Поэто­му с позиций социо-игровой педагогики объяснения воспитателя, его предписания и оценки действий детей являются на­именее желательным способом организации их работы и их общения друг с другом. Детей увлекают не предлагаемые им со сторо­ны «способы упорядочивания представлений», а сама воз­можность проявлять свою инициативу и направлять ее на формирование своих новых представлений или на применение тех, что уже были сформированы.

___Социо-игровые технологии обучения стимулируют развитие у детей умений свободно обсуждать интересующие их вопросы, следить за развитием общего разговора и за ходом общего дела, оказывать друг другу помощь и принимать ее, когда это нужно.

___Шулешко отмечал, что, к сожалению, весь ход традиционного воспитания и обу­чения часто формирует у детей и педагогов совсем дру­гие привычки и установки. Главными положительными качествами детей их воспитатели обычно считают послушание, исполнитель­ность, бесконфликтность, аккуратность.  А основной куль­тивируемой в официальной педагогике формой совместного поведения — является всего лишь поведение в диаде «ребёнок — воспи­татель». Например,

  • воспитатель дал инструкцию — ребёнок выполнил ее более или менее успешно;
  • у ребёнка возникли трудности — воспитатель помог;
  • ребёнок огор­чен чем-то, скучает по дому — воспитатель приласкал его, отвлек, утешил.

___Дружеские связи детей, их склон­ность играть и действовать вместе, конечно, тоже оце­ниваются положительно, но они обычно не являются предметом целенаправленного воспитания.  В результате невольно возникает разобщенность детей. Каждый из них смотрит на воспитателя как на главный источник поощ­рения и порицания, приспосабливаясь к его требовани­ям в меру своих (и его) особенностей. А вот его приятельские отношения со сверстниками начинают восприниматься как нечто не­важное, относящееся ко второстепенным обстоятельствам жизни детского сада.

Обыкновенное чудо «Волшебной палочки»

___Обратимся к практике социо-игровых технологий. Все дети объединились в группки по 3 человека. Воспитатель достает «волшебную палочку» (женский зонтик сложенный в чехол),которая будет ходить по кругу от одной тройки к другой. Для того, чтобы пере­дать, «волшебную палочку», тройка, посовещавшись, дол­жна дружным хором назвать то, что находится в комнате и окрашено в белый цвет.

___Первые тройки легко называют: потолок, окно, дверь, а четвертой тройке приходится подумать, посовещаться, поводить глазами по сторонам. Наконец, нужное найдено: белые носки. Это окрыляет следующие тройки, которые тут же находят белую рубашку, белый бантик, белый подоконник, белую лампу…

___Опять замин­ка. Совещаются в это время все. Все ищут, что соседние тройки ещё не называли. А таких предметов находится все боль­ше и больше… Обнаруживаются и белые пуговицы, и белые цветы на платье, и белая подошва

___«Волшебная палочка» уже в третий раз обходит тройки по кругу, но число замеченных (или открытых) в комнате пред­метов белого цвета не уменьшается. Да и желание продол­жать состязание у детей не иссякает…

___Вспомним о 133 преследуемых зайцах. Здесь и раз­витие речи, и развитие внимания, и тренировка умения слышать других и запоминать услышанное (когда тройка повторяет то, что было уже названо другими, то сами дети без подсказки воспитателя засчитывать их высказывание отказываются и волшебную палочку не принимают). К перечисленному же можно добавить и умение сообща решать задачи. Как и тренировку умения ребёнка увлекаться и быть увлекаемым.

___Во время игры-упражнения «Волшебная палочка» среди детей часто возникают даже вполне научные обсуждения: если была названа белая рубашка, то можно ли засчитать за новый предмет бе­лый воротник этой рубашки; если одна тройка называла белые цветы на платье, то может ли другая тройка на­звать белый узор, который возникает из этих цветов на этом же платье (то есть может ли предмет быть частью другого предмета и будут ли засчитываться ранее названные «предметы», если они обозначаются другими словами: цветы — узор).

О численности малых группок

___Особо обратим внимание читателей на рекомендуемое чис­ло детей в микрогруппах: от 3 до 6. Работа детей в малых группах такой численности нейтрализует давление лидеров на детей не очень активных. К тому же тихому ребёнку всегда есть возможность уйти от давле­ния лидера в микрокоманде, защитившись окружением детей таких же тихих, как он.

___Наиболее желатель­но, чтобы воспитатели и учителя на своих занятиях создавали условия для объединения детей по шестёркам.

___Многим педагогам кажется, что большинство заданий удобней про­водить по парам или четверкам (если на занятиях исполь­зуются столики-парты, то два сдвинутых столика создают рабочее место для четверки — две пары сидят напротив друг друга). Но в педагогической работе следует исходить не из удобства для взрослого, а из удобства для детей.

___Евгений Евгеньевич Шулешко отмечал, что в шестёрке каждый ребёнок мо­жет найти наиболее выгодные условия для возникнове­ния коллективного делового общения. В большой группе все дети хотя и известны друг другу, но не все близки между собой. Попадая же во время учебных занятий в новые шестёрки, дети расширяют и трениру­ют свои умения входить в рабочий контакт с известны­ми, но недостаточно близкими сверстниками.

___Важно и то, что во время работы шестёрки часть детей может стихийно обособляться во временную тройку (3+3) или временную пару (2+4 или 2+2+2). Такая вариативность способствует ситуационной деловитости занятий, так как помогает детям обнаруживать, высказы­вать и сравнивать большее число своих мнений, не за­стревая на том варианте, который был высказан первым.

___Когда занятия ведутся с использованием столитков-парт, то два-три стола можно сгруппировать так, чтобы возник общий большой стол для шестёрки.

___Воспитателям в течение года на своих занятиях полезно использовать как постоянные шестёрки, так и временные. Через ра­боту в постоянных и временных шестёрках дистанция между разными детьми быстро уменьшается. Одни дети начинают находить подходы друг к другу. Другие открывают в себе ситуационную терпимость (толерантность) и начинают видеть ее пользу для того общего дела, которым заняты все его соседи по малой группке.

Особенности работы детей в микрогруппках

___Дети, как и взрослые, по отношению к некоторым сверстникам ме­нее обидчивы, когда те их не понимают. К тому же устойчивые приятельские отношения у каждого складываются по-своему. Но и то, и другое протекает более гладко в условиях малой группки (микрогруппы или микросоциума).

___Малая группка меняет характер поведения ребёнка. Поэтому и в общении с воспитателем (или учи­телем) он становится более покла­дистым.

___По меткому замечанию Евг.Евг.Шулешко в малых группках ребёнок научается признавать мнение своего бли­жайшего окружения и поддержи­вать его, не нарушая, а согласо­вывая свои устремления с дейст­виями товарищей.

___Подчеркнём, что для детей весьма привлекательными становятся ситуации, в которых всей малой группкой можно реализовать совместные поиски ( «пробующие действия»). Но достаточно пресечь эту мотивацию, как то же самое дело для детей окажется уже непосильным2.

___Шулешко неоднократно отмечал, что ребёнок в разговорах с окружающими то и дело стремится вы­ражать свое отношение к товари­щам и другим присутствующим детям. Он стремится самостоятельно оценивать свои неудачи и успехи. Однако ученый подчеркивал, что в большинстве случаев для ребёнка характерна недифферен­цированная завышенная самооценка. Ребёнка нельзя за это порицать, ибо он относит оценку к своей личности в целом, а не к результату того дела, на котором сосредото­чено в каждом данном случае внимание взрослого.

Мудрость традиционных жеребьевок

___Когда педагог сам формирует состав вре­менных шестёрок, то многими детьми его действия ощу­щаются как навязывание чужой воли. Поэтому для некоторых из них работа в такой (назначенной «свыше»!) шестёрке начинает восприниматься негативно…

___Чтобы избежать этого, лучше всего для деления на команды воспользоваться разными вариантами жре­биев и считалок. О традиционных считалочках воспитатель сможет прочесть в статьях «Деление на команды (объединение в малые группы)» и «Выбор водящего (разные виды жеребьёвок)», помещённых во второй части Карманной энциклопедии. Здесь же мы расскажем об одном из вариантов «Разрезанной открытки». А именно «Грибы и лукошки»

___Каждая из четырех-пяти большого формата открыток разрезана на шесть частей (именно  открыток, да к тому же красочных, а не какие-нибудь банальные билетики с геометрическими фигурами или цветной маркировкой). Все части перемешаны и разложены на ковре — это «грибы».

___Каждый «срывает» себе гриб и ищет свою ком­панию грибников, то есть тех детей, которые держат в руках фрагменты, нужные для составления целой кар­тинки. Каждая компания складывает свои «грибы» в кор­зинку так, чтобы собралась открытка (корзинкой может стать обруч, лежащий на полу, или составленные вместе два-три столика).

___Подобную форму распределения присутствующих по шестёркам с последующим выбором каждой из них своего рабочего места все дети воспринимают как форму для них абсолютно самостоятельную (то есть независимую от мнения взрослых), что для детского настроя весьма важно. (Попутно отметим, что от билетиков с фигурами и цветными полосками подобный настрой хоть и возникает, но во-первых, не у всех детей, а во-вторых, и гора-а-аздо реже).

Итак, при сборе команд с помощью разрезанной открытки количество пойманных воспитателем дидактических зайцев возрастает. При повторении же этого приёма на занятиях с разными учебными темами разновидности пойманных зайцев будет приятно разнообразить жизнь как самих детей, так и их воспитателей.

В.Букатов

 


1 См.: Шулешко Е.Е. Обучение письму и чтению: Методическое посо­бие для воспитателя детского сада.- М., 1988.

2 См.: Шулешко Е.Е. Понимание грамотности: Обучение дошкольников чтению, письму и счету. М., 2001.

.

.

Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА О затейливой простоте социо-игрового СТИЛЯ ведения занятий в старшей и подготовительной группе

.

.

.

Яндекс.Метрика