Разбор ПОЛЁТОВ → Общие вопросы РЕЖИССУРЫ УРОКА
[2] Сам себе РЕЖИССЁР → РУССКИЙ ЯЗЫК
___________________________________________________
Мария Ганькина
Социо-игровая режиссура ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ // На любой вкус: Варианты заданий на дом / Зачет «по наклейкам»: В борьбе за аккуратность домашней работы
Материалы 5 главы книги: Ганькина М.В. Грамматическая аптечка: Неотложная помощь в правописании
= открыть аннотацию книги и DVD-диска =
На любой вкус
Варианты заданий на дом
Помню, что, когда я стала работать с новым классом подростков, домашнее задание опять стало вызывать у меня беспокойство. Задавать бездарные тексты упражнений из старого учебника было как-то неловко. А придумаешь что-нибудь свое – куча проблем. Не поймут инструкцию – и сидят часами над тетрадкой, мучают родителей, а то не сделают совсем («Я не расслышал!», «Меня не было, а мне не объяснили!», «Я думал, кто хочет, тот и делает!», «В дневнике ж ничего нету!» и так далее).
Наконец, ход был найден. Я диктовала исчерпывающую инструкцию по домашней работе, а они записывали ее в свои тетрадки. Потом обменивались тетрадками и проверяли запись на полноту и точность; а в дневнике появлялось неумолимое «см. в тетр.», что означало: ищи задание в тетради.
В рабочем порядке
Что касается ежедневной домашней работы по русскому языку, то каждый из моих учеников, как правило, имел возможность выбрать себе задание по вкусу (или по силам):
1. Либо выполнить два упражнения из учебника;
2. Либо написать по поводу какой-нибудь орфо- или пунктограммы маленькое сочиненьице (это может быть стихотворение) в определенном литературном жанре: волшебной сказки, детектива, фантастического рассказа, научной статьи, кулинарного рецепта – на выбор ;
3. Либо сделать тетрадную страницу «дырявого текста», предварительно договорившись с соседом по парте (а то кто ж штопать будет);
4. Либо переписать «на точность» страницу из книжки, которую в данный момент читаешь.
Каждый тип домашнего задания всегда имел по парочке своих неизменных почитателей. А кто-то – в зависимости от настроения – пробовал себя в разных жанрах. И даже находились энтузиасты, которые не одно, а два задания делали.
Но это в рабочем порядке. А временами (и не так уж редко) дети получали из ряда вон выходящие домашние задания.
Эксклюзив
А однажды (В.Букатов подсказал – а мы тут же и сделали) в рамках домашнего задания моим ученикам пришлось идти к соседям по лестничной клетке.
– Ну, Мария Владимировна, вы скажете тоже! Мы ж никого не знаем!
– Вот и познакомитесь, – безжалостно сказала я им тогда.
И пошли они к соседям с открытками – репродукциями шедевра (у каждого из ребят был свой), и выспрашивали у них версии тех событий, которые были изображены.
А потом надо было поймать соседа по парте – показать шедевр и узнать у него еще одну версию.
На уроке обе истории зачитывались вслух, и слушатели угадывали, где чья: где – соседа по подъезду, а где – однокашника.
Зачет «по наклейкам»
В борьбе за аккуратность домашней работы
Однажды меня насторожила небрежность, с которой почему-то стали выполняться домашние задания. Сделал все быстро, ошибок в меру – вроде не придерешься. Но видно ведь – навалял левой ногой, только чтоб отделаться. Было что-то оскорбительное в этой небрежности.
Слова надлежащие я, конечно, произносила. Но ведь к навыку писать красиво, делать работу профессионально, да так, чтобы самому почувствовать удовольствие, – к этому же надо как-то прийти.
Сами ребята и подарили мне подсказку, бегая на большой перемене в книжный магазин за наклейками, – там, мол, они дешевые.
Оценка «за красоту»
Теперь за красивую и полноценную домашнюю работу каждый мог получить наклейку в тетрадь (точнее, на клеенчатую обложку тетради). «Красоту» я оценивала, конечно, сравнивая очередную работу человека с его собственной предыдущей.
Раздачу тетрадей ждали с нетерпением. «Ура!!! У меня уже четыре наклейки!.. А у тебя есть наклейки?… Какой серии?.. У тебя сколько?..»
Потихоньку все, кроме Кости, включились в борьбу за наклейки. Девочки – понятно. Но то, что мальчишки купятся на такое, было для меня неожиданностью. Правда, надо учесть, что история эта случилась в пятом классе. Да и наклейки, надо признаться, были очень соблазнительные – красочные, глянцевые, мультяшные!..
В конце четверти подводили итоги конкурса наклеек. Этот урок назывался у нас «зачет по наклейкам». Выкладывали на стол все тетради с наклейками за домашнюю работу: менялись с соседом по парте стопками тетрадей и принимались подсчитывать. Общее число наклеек, полученных человеком за четверть, выносилось на доску. Троим победителям вручались традиционные киндер-сюрпризы.
Дидактическая поэма
Костя держался до последнего: меня, мол, не купишь – как писал, так и буду писать. Мне что, мол, больше делать нечего?
А писал он между тем абсолютно не читаемо и восхитительно грязно. Я и к совести взывала, и на свое пошатнувшееся здоровье намекала, и на слабеющее зрение ссылалась. Бесполезно.
Вела с ним изнурительную переписку: «Жаль, прочесть не могу, хотя страшно интересно знать твое мнение. Чтобы не обижать, ставлю три». Бесполезно.
Потом сломалась: стала проверять его тетрадки, не обращая внимания на форму.
Помню, долго искала повод, чтобы наклеить Коське наклейку. И наконец нашла – за соблюдение полей! Уже в следующей домашней работе он расстарался – даже две последние заполненные странички погладил утюгом.
А потом неожиданно для всех Костя стал победителем очередного конкурса наклеек. В недоумении смотрел его сосед по парте на тетрадь, лежащую на выставке: уж не сон ли это?
В следующей четверти произошло обыкновенное чудо. Коськины тетради стали в классе эталоном красоты и вкуса. Даже девчонки в спорных вопросах отсылали истца в Коськину тетрадь: «Посмотри, как у Кости! Ну, и что ты после этого скажешь?!»
Сам Костя просто не понимал, что с ним происходит. Но поделать с собой уже ничего не мог. Поздно. Навык аккуратного оформления домашних работ овладел им окончательно.
= открыть аннотацию книги и DVD-диска =
.
Приобрести книгу и DVD-диск можно:
- оформив заказ на сайте издательства www.knigi-psychologia.com;
- отправив заказ в произвольной форме на адрес [email protected] или [email protected];
- позвонив в отдел продаж по тел. в Москве 8(495)682-54-42 → (спросить Л. Куликову)
.
.
Разбор ПОЛЁТОВ → Общие вопросы РЕЖИССУРЫ УРОКА
[2] Сам себе РЕЖИССЁР → РУССКИЙ ЯЗЫК
.
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.