меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Социо-игровая режиссура ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

Разбор ПОЛЁТОВОбщие вопросы РЕЖИССУРЫ УРОКА

[2] Сам себе РЕЖИССЁРРУССКИЙ ЯЗЫК

___________________________________________________

Мария Ганькина

Социо-игровая режиссура ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ // На любой вкус: Варианты заданий на дом / Зачет «по наклейкам»: В борьбе за аккуратность домашней работы

Материалы 5 главы книги: Ганькина М.В.  Грамматическая аптечка: Неотложная помощь в правописании

= открыть аннотацию книги и DVD-диска =

На любой вкус

Варианты заданий на дом

Помню, что, когда я стала работать с новым классом подростков, домашнее задание опять стало вызывать у меня беспокойство. Задавать бездарные тексты упражнений из старого учебника было как-то неловко. А придумаешь что-нибудь свое – куча проблем. Не поймут инструкцию – и сидят часами над тетрадкой, мучают родителей, а то не сделают совсем («Я не расслышал!», «Меня не было, а мне не объяснили!», «Я думал, кто хочет, тот и делает!», «В дневнике ж ничего нету!» и так далее).

Наконец, ход был найден. Я диктовала исчерпывающую инструкцию по домашней работе, а они записывали ее в свои тетрадки. Потом обменивались тетрадками и проверяли запись на полноту и точность; а в дневнике появлялось неумолимое «см. в тетр.», что означало: ищи задание в тетради.

В рабочем порядке

Что касается ежедневной домашней работы по русскому языку, то каждый из моих учеников, как правило, имел возможность выбрать себе задание по вкусу (или по силам):

1. Либо выполнить два упражнения из учебника;

2. Либо написать по поводу какой-нибудь орфо- или пунктограммы маленькое сочиненьице (это может быть стихотворение) в определенном литературном жанре: волшебной сказки, детектива, фантастического рассказа, научной статьи, кулинарного рецепта – на выбор ;

3. Либо сделать тетрадную страницу «дырявого текста», предварительно договорившись с соседом по парте (а то кто ж штопать будет);

4. Либо переписать «на точность» страницу из книжки, которую в данный момент читаешь.

Каждый тип домашнего задания всегда имел по парочке своих неизменных почитателей. А кто-то – в зависимости от настроения – пробовал себя в разных жанрах. И даже находились энтузиасты, которые не одно, а два задания делали.

Но это в рабочем порядке. А временами (и не так уж редко) дети получали из ряда вон выходящие домашние задания.

Эксклюзив

А однажды (В.Букатов подсказал – а мы тут же и сделали) в рамках домашнего задания моим ученикам  пришлось идти к соседям по лестничной клетке.

– Ну, Мария Владимировна, вы скажете тоже! Мы ж никого не знаем!

– Вот и познакомитесь, – безжалостно сказала я им тогда.

И пошли они к соседям с открытками – репродукциями шедевра (у каждого из ребят был свой), и выспрашивали у них версии тех событий, которые были изображены.

А потом надо было поймать соседа по парте – показать шедевр и узнать у него еще одну версию.

На уроке обе истории зачитывались вслух, и слушатели угадывали, где чья: где – соседа по подъезду, а где – однокашника.

Зачет «по наклейкам»

В борьбе за аккуратность домашней работы

Однажды меня насторожила небрежность, с которой почему-то стали выполняться домашние задания. Сделал все быстро, ошибок в меру – вроде не придерешься. Но видно ведь – навалял левой ногой, только чтоб отделаться. Было что-то оскорбительное в этой небрежности.

Слова надлежащие я, конечно, произносила. Но ведь к навыку писать красиво, делать работу профессионально, да так, чтобы самому почувствовать удовольствие, – к этому же надо как-то прийти.

Сами ребята и подарили мне подсказку, бегая на большой перемене в книжный магазин за наклейками, – там, мол, они дешевые.

Оценка «за красоту»

Теперь за красивую и полноценную домашнюю работу каждый мог получить наклейку в тетрадь (точнее, на клеенчатую обложку тетради). «Красоту» я оценивала, конечно, сравнивая очередную работу человека с его собственной предыдущей.

Раздачу тетрадей ждали с нетерпением. «Ура!!! У меня уже четыре наклейки!.. А у тебя есть наклейки?… Какой серии?.. У тебя сколько?..»

Потихоньку все, кроме Кости, включились в борьбу за наклейки. Девочки – понятно. Но то, что мальчишки купятся на такое, было для меня неожиданностью. Правда, надо учесть, что история эта случилась в пятом классе. Да и наклейки, надо признаться, были очень соблазнительные – красочные, глянцевые, мультяшные!..

В конце четверти подводили итоги конкурса наклеек. Этот урок назывался у нас «зачет по наклейкам». Выкладывали на стол все тетради с наклейками за домашнюю работу: менялись с соседом по парте стопками тетрадей и принимались подсчитывать. Общее число наклеек, полученных человеком за четверть, выносилось на доску. Троим победителям вручались традиционные киндер-сюрпризы.

Дидактическая поэма

Костя держался до последнего: меня, мол, не купишь – как писал, так и буду писать. Мне что, мол, больше делать нечего?

А писал он между тем абсолютно не читаемо и восхитительно грязно. Я и к совести взывала, и на свое пошатнувшееся здоровье намекала, и на слабеющее зрение ссылалась. Бесполезно.

Вела с ним изнурительную переписку: «Жаль, прочесть не могу, хотя страшно интересно знать твое мнение. Чтобы не обижать, ставлю три». Бесполезно.

Потом сломалась: стала проверять его тетрадки, не обращая внимания на форму.

Помню, долго искала повод, чтобы наклеить Коське наклейку. И наконец нашла – за соблюдение полей! Уже в следующей домашней работе он расстарался – даже две последние заполненные странички погладил утюгом.

А потом неожиданно для всех Костя стал победителем очередного конкурса наклеек. В недоумении смотрел его сосед по парте на тетрадь, лежащую на выставке: уж не сон ли это?

В следующей четверти произошло обыкновенное чудо. Коськины тетради стали в классе эталоном красоты и вкуса. Даже девчонки в спорных вопросах отсылали истца в Коськину тетрадь: «Посмотри, как у Кости! Ну, и что ты после этого скажешь?!»

Сам Костя просто не понимал, что с ним происходит. Но поделать с собой уже ничего не мог. Поздно. Навык аккуратного оформления домашних работ овладел им окончательно.

= открыть аннотацию книги и DVD-диска =

.

Приобрести книгу и DVD-диск можно:

  • оформив заказ на сайте издательства www.knigi-psychologia.com;
  • отправив заказ в произвольной форме на адрес info@genesis.ru или sale@genesis.ru;
  • позвонив в отдел продаж по тел. в Москве 8(495)682-54-42 (спросить Л. Куликову)

.

.

Разбор ПОЛЁТОВОбщие вопросы РЕЖИССУРЫ УРОКА

[2] Сам себе РЕЖИССЁРРУССКИЙ ЯЗЫК

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика