меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Влияние на поведение ребёнка НЕГАТИВИЗМА его матери

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаЛекторий «ЗНАНИЕ-СИЛА»

[2] Сам себе РЕЖИССЁРРОДИТЕЛЬСКОЕ собраниеучительская ПОДСОБКА

__________________________________________

Станислав КОЛЬЦОВ

Влияние материнского негативизма на дисгармоническое развитие ребёнка

Свободный пересказ-конспект материалов, изложенных М.Ю.Бурыкиной в автореферате диссертации «Психология личностных потребностей детей дошкольного возраста», представленной на соискание учёной степени доктора психологических наук (защита состоялась 17 мая 2010 в Московском психолого-социальном институте)

 

Введение // Сводная таблица типичных проявлений у детей личностных дисгармоний: В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ; В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ; В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ// Некоторые тенденции воспитания в полных и неполных семьях // Сравнительная характеристика воспитания детей в семьях матерей-инженеров и матерей-педагогов // Поведенческие признаки личностной дисгармонии у детей: 2,5-5,5 лет; 4,5-6,5 лет; у младших школьников; у подростков (11-15 лет) // Заключение

[с текстом автореферата диссертации можно ознакомится по адресу = http://vak.ed.gov.ru/ru/announcements_1/psichological_sciences/index.php?id4=2557 ]

 

 

Введение

В диссертации рассматриваются причины негативных форм поведения у детей в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрастах и выявляется роль в появлении этих форм детского поведения искажённого материнского отношения к своему ребёнку (на экспериментально-диагностических материалах, собранных в Брянской области).

М.Ю.Бурыкиной было подтверждено, что искажённое материнское отношение к ребёнку в дошкольном возрасте, в начальной школе и в подростковом периоде, осложняет адаптацию ребёнка к взаимодействиям со взрослыми и со своими сверстниками за счёт различных психологических защит (вытеснения,  гиперкомпенсации, рационализации и т.д.).

Рост числа детей с трудностями  в социально-психологической  адаптации настоятельно требует расширения профилактической  работы с матерями. Изменение отношения матери к ребенку при осознании ею процесса развития его «личностных потребностей» позволяет предотвращать дисгармонию детского поведения, а потому и успешно разрешать проблемы личностного развития детей в дошкольном и школьном возрасте.

Осознание человеком объективных причин и условий, порождающих тот или иной конфликт, приводит к изменению его отношения к ним. Это  позволяет строить   коррекционную  работу с матерями-педагогами по формированию их рефлексивного опыта, направленного на распознание как собственных личностных амбиций, так и индивидуальных особенностей своего ребенка.

 

Сводная таблица типичных проявлений у детей личностных дисгармоний

 

    • В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

По характеристике отстранения и избегания:

  • бездействие
  • слабое проявление желаний к совместным действиям со взрослыми
  • предпочтение отдается игрушкам-заменителям и предметам-заменителям
  • игры без партнера

По характеристике зависимости:

  • чрезмерное общение с матерью и зависимость от  ее ласки
  • несамостоятельность ребенка
  • стереотипные двигательные и речевые реакции
  • стремление любой ценой получить одобрение взрослого или сверстника

По характеристике демонстративности:

  • жалобы взрослому
  • стремление ребёнка любой ценой показать, «какой он хороший»

По характеристике оппозиционизма:

  • обида на родителя своего пола (потеря  с ним контакта)
  • инфантильные, эмоционально односторонние отношения с родителем другого пола
  • упрямство

По характеристике деструктивного замещения:

  • прямая вербальная агрессия в виде ругательств, направленных на другого ребенка
  • косвенная вербальная агрессия (жалобы)
  • прямые физические воздействия на сверстника в виде кусания, ударов, отнимания игрушки
    • В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

По характеристике отстранения и избегания:

  • страх и тревога, проявляющиеся в бурном реагировании на фрустрирующие ситуации
  • защита своего «Я» способом признания вины и(или) собственной неполноценности
  • избегание осуждения

По характеристике зависимости:

  • зависимость от оценки окружающих
  • моторные стереотипные реакции
  • сосредоточение на своем «Я»
  • стремление любой ценой получить одобрение взрослого или сверстника

По характеристике демонстративности:

  • стремление любым путем привлечь к себе внимание
  • частые  жалобы

По характеристике оппозиционизма:

  • директивность
  • склонность к осуждению других
  • повышенные требования к окружающим
  • защита своего «Я» способом порицания другого
  • отрицание своей вины за совершенный поступок

По характеристике деструктивного замещения:

  • агрессия, направленная на сверстника и(или) взрослого
  • враждебность
  • порицание, направленное против кого-либо или чего-либо
    • В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

По характеристике отстранения и избегания:

  • вытеснение травмированной потребности
  • защита однообразными видами деятельности
  • предпочтение действий с предметами, а не сверстниками или взрослыми

По характеристике зависимости:

  • тяга к компьютерным играм и др.зависимостям
  • стремление к общению как самоцели (и др.)
  • стремится любой ценой получить одобрение взрослого или сверстника

По характеристике демонстративности:

  • гиперкомпенсация
  • рационализация
  • стремлению к утрированному принятию (или утрированному избеганию) страха отвержения

По характеристике оппозиционизма:

  • наступательность
  • неуступчивость и цинизм
  • нетерпимость к мнению других

По характеристике деструктивного замещения:

  • враждебность
  • мстительность
  • вербальная и физическая агрессия

Некоторые тенденции воспитания в полных и неполных семьях

Анализ родительских установок показывает, что  у матерей из полных семей по сравнению с женщинами из неполных семей сильнее выражены количественные значения по таким шкалам, как «Ускорение развития ребенка»,  «Строгость родителей», «Поощрение зависимости ребенка от родителей».

Для большинства  матерей, воспитывающих ребёнка в неполной семье, характерны  высокие показатели по шкалам: «Оберегание ребенка от трудностей», «Супружеские конфликты»,  «Раздражительность», «Материнская властность», «Родительская навязчивость».

Изучение специфики воспитания в полных семьях показало, что причиной материнского поведения типа «равнодушный симбиоз» часто оказываются такие личностные особенности матерей, как «экспрессивность», «высокая нормативность поведения», «радикализм», «нонконформизм», «доминантность», «тревожность» и «смелость».

Склонность к гиперопеке и авторитарности у женщин из неполных семей оказывается значительно выше, чем в полных семьях (опекающий тип взаимодействия  с детьми дошкольного и подросткового возрастов).  Сопоставление самооценки матерью своего психического состояния с её родительскими установками выявляет следующее:

  • чем менее гибкое поведение, тем в большей степени матери склонны инфантилизировать ребенка, жертвовать ради него своим счастьем;
  • чем выше тревожность матерей, тем более они раздражительны в контактах с ребенком  и тем менее способны к установлению дружеских отношений;
  • чем выше жесткость и негибкость позиций и установок в воспитании, тем выше неудовлетворенность от контактов с ребенком, раздраженность и агрессивность матерей.

Кроме того, конфликтность, излишняя строгость этих матерей часто связаны с их несамостоятельностью в сфере в воспитании детей, с необходимостью прибегать к посторонней помощи.

Женщины, которые сами были воспитаны в неполных семьях, усиленно стремятся оберегать ребенка от трудностей и чужого влияния. Их отличает ригидная тревожность и/или неудовлетворенность в контактах со своим ребенком.

Сравнительная характеристика воспитания детей в семьях матерей-инженеров и матерей-педагогов

Среди матерей, у которых имеются проблемы в семейном общении с собственным ребёнком, особую категорию составляют матери-педагоги. Эмоционально напряжённый характер профессии иногда приводит женщин к профессионально-педагогической деформациям и эмоциональному выгоранию их и как педагогов и как матерей. Исследователи: Т.Н. Банщикова, Е.А. Делибоженко, С.А. Лебедева, А.К. Маркова, Т.И. Миронова, Н.П. Фетискин, А.А. Реан, Э.Э. Сыманюк и другие – доказали, что профессиональная подготовка  обостряет стремление матери к форсированию умственного развития своего ребёнка, что не редко приводит матерей-педагогов к пренебрежению индивидуально-личностными особенностями в развитии своего собственного ребёнка.

Характерно, что трудности семейного общения сами педагоги часто объясняют внешними по отношению к себе причинами, а именно – негативными личностными проявлениямисвоего ребёнка, которые нужно «искоренять» путем обучения. Поэтому в семье между матерью-педагогом и ребенком ведущим типом общения оказывается то, которое осуществляется с позиции агрессивной строгости. Агрессивное поведение матери не только  затрудняет  взаимодействие ребёнка с нею, но и с другими взрослыми, а также со сверстниками. Не случайно по статистике прослеживается тенденция увеличения правонарушений детьми подросткового возраста, чьи матери занимаются педагогической профессией.

Для  определения особенностей отношения  женщин-педагогов к своим детям было проведено  сравнительное исследование  (в регионе города Брянска) родительского отношения матерей,  занимающихся профессией в системе  «человек-техника» (инженеры) и «человек-человек» (педагогическая профессия).

Матери-инженеры (61%), независимо от вида семьи, склонны принимать своих детей  такими, какие они есть (от 12,02 до 53,79%) и готовы с ними сотрудничать. Данная тенденция усиливается к подростковому возрасту (78% матерей), тогда как у них она была заметно снижена при воспитании младших школьников (45% женщин).

Сотруднические отношения наиболее показательны для общения матерей-инженеров со своими детьми в раннем возрасте (от 57,96 до 74,97%) Но к подростковому возрасту эта тенденция идёт на убыль (до 19,53%).

Значения  по шкалам «маленький неудачник» и «авторитарная  гиперсоциализация» у матерей- инженеров наиболее выражены, когда их дети находятся в младшем школьном возрасте (но не превышают  значения 69,3 и 70,25%, что достоверно ниже в сравнении с данными в выборке матерей-педагогов).

Среди матерей-педагогов, воспитывающих детей без отца, отмечено преобладание негативных отношений с ребенком (от 86,63 до 96,65%). Наименьшие значения по шкале «равнодушный симбиоз» получены в семьях с детьми раннего возраста (86,63%), затем наблюдается усиление этих отношений к младшему школьному возрасту и  фиксация высоких значений по отношению к подросткам. Данный тип отношений во многих случаях сопровождается высокими показателями по шкалам «маленький неудачник» (79% матерей) и «авторитарная гиперсоциализация» (69,8 % обследованных матерей-педагогов) при общении со своими детьми-подростками.

Матери-педагоги мальчиков-подростков из полных семей достоверно чаще показывают более высокие результаты по шкале «авторитарность» и«гиперсоциализация» и достоверно низкие значения по шкале «позитивная кооперация». Можно предположить, что такое усиление тенденции к авторитарности связано с влиянием отцов, включенных в процесс семейного взаимодействия с подростками.

В целом женщины-педагоги, в отличии от женщин-инженеров, чаще демонстрируют тенденцию к авторитарному, гиперопекающему стилю семейного поведения, весьма неровного и непоследовательного. Полученные сравнительные результаты указывают на склонность матерей-педагогов более всего выстраивать свои отношения с собственными детьми  по «чрезмерному» типу. Матери-педагоги в большей степени, чем матери-ИТР, проявляют завышенные требования  к своим детям, стремясь приблизить их к идеалу,  часто – вопреки потребностям и возможностям детей – перегружая их указаниями и запретами, что правомерно вызывает дисгармонию детско-родительских отношений.

Поведенческие признаки личностной дисгармонии у детей:

 

    • 2,5-5,5 лет

Если матери стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка, чрезмерно много времени уделяют ребенку, ограничивают его свободу и самостоятельность, то в большинстве случаев их  дети  желают приобрести различные предметы, чаще всего игрушки.

Ребенок предпочитает чрезмерное общение с матерью  в тех семьях, где его не привлекают к выполнению самостоятельных действий по самообслуживанию. В этих семьях к ребенку предъявляется большое количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. При этом мамы преимущественно являются приверженцами строгих наказаний с одной стороны, с другой противоречиво слабо контролируют   поведение ребенка,   видят   в нем «беспомощного малыша».

При материнском отношении «авторитаризм», «гиперсоциализация», «равнодушный симбиоз», «отвержение», «маленький неудачник» как в полных, так и неполных семьях у детей начинает преобладать

– стремление к «получению ласки взрослого»

– слабое желание «слушать сказки».

– редкое желание совершать со взрослыми совместные действия

– преобладание личностных мотивов над деловыми.

Сохранение у детей потребности, соответствующих предыдущим возрастным этапам, препятствует появлению новых мотивов, необходимых для побуждения предметно-орудийной деятельности, и зарождению ролевых игр.

    • 4,5-6,5 лет

Особенностями самосознания детей 4,5 — 6,5  лет, у  чьих матерей отмечено негативное отношения к ним, является  недостаточная способность к вербальному выражению  своих  желаний и затруднения в осознании своих прошлых и будущих действий (в виде  развернутого рассказа). Часто содержанием высказываний детей становятся всего лишь формально-режимные моменты и/или простенькие действия со случайными предметами. Стереотипность речевых конструктов у многих детей в полных и неполных семьях становится основным признаком имеющейся дисгармонизации.

Таких дошкольников менее всего привлекает взаимодействие со сверстниками и взрослыми (предпочтение отдается действиям с игрушками и с предметами).

Предъявление чрезмерных требований-запретов или материнское потворствование ребёнку связано с  неразвитостью у матерей родительских чувств и/или непринятием пола ребенка.

Большинство современных матерей ведут непрерывную борьбу с истинными или воображаемыми слабостями детей с помощью различных наказаний. Как следствие ребенок, то и дело не зная, как себя вести, постоянно напуган ожидаемыми действиями матери. То есть он становится зависимым от ее поведения, и у него формируются деструктивные или отстраненные реакции (это проявляется в том, что для него любимыми становятся игры без партнера). Видя свою эмоциональную отверженность, ребёнок стремится любой ценой показать матери, «какой он хороший».

При родительском отношении «маленький неудачник» у дошкольников в полных и неполных семьях часто появляется вербальная агрессия в виде ругательств, направленных на другого ребенка (сверстника); при авторитарном и «равнодушно-симбиотическом» отношении матери – косвенная вербальная агрессия (жалобы взрослому). Авторитарные позиции матери усиливают   прямые  физические  воздействия  на  сверстника в виде  кусания, ударов, отнимания игрушки. При материнской позиции «отвержения» дети внешне часто «затихают», тогда как формы проявления агрессивности у них продолжают активно развиваться.

У современных детей  дошкольного возраста из неполных семей при всех типах материнского отношения отчетливо проявляются как физическая, так и вербальная агрессия. Наибольшее  выражение вербальных агрессивных реакций отмечается при  материнском «равнодушном симбиозе» и «отвержении», а физических – при авторитарном отношении матери и её позиции у ребёнку, как к «маленькому неудачнику».

    • у младших школьников

В полных семьях у младших школьников показатели агрессии чаще связаны с интропунитивными реакциями(гневом или недовольством, направленным на самого себя). В то время как у детей  из неполных семей обычно отмечается связь агрессии с экстрапунитивными реакциями (перекладывание вины за неудачи на других). При этом, последние часто проявляются в виде нападения на обидчиков, нанесения им побоев; в виде вымещения злобы на случайных лицах; в виде разрушительных действий по отношению к вещам обидчиков или случайно оказавшимся в поле зрения предметам.

У детей этого возраста материнская директивность часто  проявляется в  склонности к реакциям страха.  У детей (в полных  и неполных семьях) часто страхи и тревоги проявляются  в бурном внешнем реагировании на любые травмирующие их ситуации.

В неполных семьях материнское отношение по типу «маленький неудачник»  связано с появлением у детей экстрапунитивных реакций (в виде разрушительных действий по отношению к вещам обидчиков или случайно оказавшимся в поле зрения предметам).

При всех типах искаженного материнского отношения у детей преобладают подчёркнутые осуждения внешних причин фрустрации. Эти младшие школьники в травмирующих ситуациях склонны преувеличивать требования к окружающим.

Защита своего «Я» при дисгармоническом развитии ребёнка осуществляется или порицанием другого, или признанием вины, или утверждением собственной неполноценности, или избеганием осуждения.

Преобладание  самозащитного типа реакции означает слабость, уязвимость личности ребенка, сосредоточение на своем «Я». В поведении школьника ясно читается тенденция к отрицанию своей вины за совершенный поступок, склонность к некоторой исходной враждебности или тотальному порицанию окружающих.

При негативном материнском отношении  коэффициент социальной дезадаптации у детей из неполных  семей – 42%, из полных семей -38% (тогда как при позитивном материнском отношении – 18%).

Моторная активность ребёнка, не связанная с агрессией, может указывать на то, что тип материнского отношения к нему является одним из позитивных, например,«кооперация» и «принятие».

    • у подростков (11-15 лет)

При анализе проявлений дисгармонии поведения в подростковом возрасте (11-15 лет) выявлено, что у детей из неполных семей с авторитарным отношением, общением по типу разговора с «маленьким неудачником» и, более всего, при «равнодушно-симбиотическом» отношении матери наблюдается преобладание нетерпимости к мнению других, агрессивности и мстительности. Для детей же из полных семей с преобладанием материнского отношения по негативным типам (например, «маленький неудачник») для этих параметров характерны средние или низкие показатели.

Кроме этого, агрессивное поведение подростков, вызванное «равнодушноно-симбиотическим» типом материнского отношения к ним, отличается наступательностью, неуступчивостью и цинизмом (для обеих подгрупп).

Подростки (57% выборки), чрезмерно увлекающиеся компьютерными играми, имеют высокое стремление  к «принятию»  и  избеганию «страха отвержения».

Из доминантных психологических защит у подростков были выявлены:

  • «вытеснение» (у мальчиков и у девочек)
  • «гиперкомпенсация» (более выражена у девочек)
  • «рационализация» (более выражена у мальчиков).

Заключение

Осознание матерью объективных причин и условий, порождающих тот или иной «педагогический конфликт», «деформацию поведения» ребёнка или «дисгармонические проявления» его личности, приводит к изменению материнского отношения к этим причинам и условиям. Что, в свою очередь, позволяет строить коррекционную  работу с матерьми (включая матерей-педагогов) по формированию их рефлексивного опыта, направленного на распознание как собственных личностных амбиций, так и индивидуальных особенностей своего ребенка.

Станислав КОЛЬЦОВ

.

.

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаЛекторий «ЗНАНИЕ-СИЛА»

[2] Сам себе РЕЖИССЁРРОДИТЕЛЬСКОЕ собраниеучительская ПОДСОБКА

.

.


оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика