Узел СВЯЗИ → Отдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадок → Педагогика ОТНОШЕНИЙ, САМОРАЗВИТИЯ и САМООБРАЗОВАНИЯ → Эксп.пл. по пространственному МОДЕЛИРОВАНИЮ
______________________________________________________________________
Конструирование по представлениям
Авторы: | |||
Ерохина Надежда Борисовна Педагог дополнительного образования |
Соколова Ольга Викторовна Воспитатель |
Журавлёва Галина Петровна Заместитель директора по экспериментальной работе |
Знакомство с конструктором «Брикник» произошло у детей во время свободной игровой деятельности. Мы поставили коробку с конструктором среди игрушек. Дети увидели, удивились, заинтересовались, попробовали что-то построить.
Ника: «Ух, ты! А что это?»
Лена: «А они настоящие? Давай строить».
Постройки детей вначале были просты и бедны по своему содержанию. Некоторые не могли даже решить, что построить, начинали одно, а затем переделывали в другое.
Максим: «Давай вместе стену построим».
Егор: «Давай».
Максим: «И что у нас получилось?»
Егор: «Не знаю».
Максим: «Можно в гараж переделать».
Егор: «А где ворота?»
Максим: «Вот».
На следующем занятии мы предложили детям для постройки общую тему «Люди». Постройки у всех получились плоскостные. Дети пробовали расположить детали вертикально, но постройки оказались неустойчивы. Строили дети по одному. Постройки получились сюжетные. Например: человек поднимает штангу, футболисты, человечек сидит по-турецки, братья лезут на дерево.
Егор: «У меня братья. Они лезут на дерево.
Вот, одной рукой он держится за дерево».
Диана: «У меня девочка с косичками. Она играет в мячик».
Алина: « Я строю мальчика. Он крутится на турнике».
Детям жаль было разбирать свои постройки, и мы предложили зарисовать их, чтобы они сохранились в памяти детей. Рисунки были интересны, в некоторых мы увидели дополнительные детали, которые не могли быть построены с помощью деталей конструктора: нос, рот, глаза, волосы, пальцы рук. Большой оригинальностью отличался рисунок Любы: танцующая девочка смотрится в зеркало, но там отражается не вся целиком (так задумано).
Мы обратили внимание детей на то, что поскольку постройки сделаны из кирпичиков, надо постараться отразить это в рисунке. В теме «Животные» некоторые постройки у детей были вертикальные, например собачка Гледис у Егора,
а у Кати и Руслана при строительстве ноги-кирпичики жирафа все время разъезжались, и им пришлось выложить его на плоскости.
Животные были разнообразны: кошка Алиса, которая идет по перилам моста; бабочка Леры с красивыми пятнышками на крыльях и закрученными усиками; зебра Саши с полосатой гривой; жирафы. В рисунках детей было сюжетное изображение предмета, целостный образ, который они создали в своем воображении, но не смогли воплотить при строительстве.
Дети очень охотно рисовали после занятий, зарисовка доставляла им большое удовольствие, возможно у детей происходит релаксация после занятия. В теме «Мосты» возникла проблема в соединении деталей (пролетов) моста, так как при строительстве были использованы только кирпичики конструктора.
Поэтому в этом году при строительстве мостов мы предложили детям пластины и арки из конструктора «Брикник» и длинные пластмассовые прозрачные перекрытия. Это сделало постройки более прочными и даже трехуровневыми: для поездов, автомобилей и людей, а у мостов появилась прозрачная крыша.
Разнообразие построек проявилось и в рисунках детей, они стали более интересными.
А Вова предложил своей команде построить Андреевский мост, про который прочитал в Интернете, и ездил с родителями смотреть его
Вова: « Будем Андреевский мост строить»
Таня: « А я не видела Андреевский мост».
Вова: «Он с арками и зелёной крышей».
Вова: «С двух сторон каменные опоры, мост не может быть длинным».
Саша: «Стёкла должны быть».
Лена: «Посередине опоры должны быть».
Таня: « Мы не так делаем. Давайте всё рушим и делаем во всю длину».
Саша: «А вдруг не хватит».
Таня: «А как люди будут на него подниматься? Надо сделать больше опор и ступеньки».
Вова: «Снизу открываются вот эти штуки, чтобы вода не проливалась».
Руслан: « Здесь открывается и корабль проплывает. А здесь ему огоньки горят»
Используя опыт прошлого года, мы значительно расширили предварительную работу с детьми перед занятием: воспитатели в группах рассказывали интересные факты о будущих постройках, в группе было много иллюстраций по данной теме из детских книг и журналов, что развивало кругозор детей и делало возможным общение между ними, а в последующем мы подключили к этому процессу и родителей. На следующих занятиях дети строили театры, кинотеатры, спортивные комплексы и цирки. Не все дети проявили фантазию и воображение при строительстве, хотя постройки дополнились предметами – заместителями из конструктора: кирпичики изображали людей – очередь за билетами
Лера: «Я театр строю».
Юля: «А давай строить вместе и Саша нам поможет».
Лера: « Можно по кругу сделать окошки. Они будут вот тут».
Лера: «Я театр строю».
Юля: «А давай строить вместе и Саша нам поможет».
Лера: « Можно по кругу сделать окошки. Они будут вот тут».
Руслан: «А мы кинотеатр построили».
Саша: «Здесь экран. Люди смотрят на экран. Там кино показывают. А это кресла для людей».
Даня: «Это папа с сыном и мама с малышкой идут в кинотеатр».
Руслан: «Это очередь за билетами, а билеты закончились».
Саша Руслану: «У нас фильм знаешь про кого? Про Гарри Поттера.»
На рисунках детей видны изображения людей, выступающих на сцене, занимающихся спортом, зрителей в цирке и артистов-циркачей, выступающих на арене.
Эти рисунки натолкнули нас на мысль, что детям необходимо дать для обыгрывания построек мелкие игрушки, что мы и сделали. В преддверии праздника Дня защитника отечества, педагоги много разговаривали с детьми об армии, о разных родах войск. Детей особенно заинтересовала морская тематика, при строительстве кораблей, морского порта и маяка постройки отличались сложностью и появлением архитектурных украшений.
Руслан (строит отдельно): « А у меня пиратский корабль! Где же ему мачту сделать? Ладно, вот здесь сделаю. Это у меня будет палуба, а это – трюм. О, на нас чудища морские напали!»
В рисунках особенного усложнения не произошло, зато больше стало сюжетных, например: катер плывет в порт, изображение маяка со смотрителем, лестницей наверх и лампой-прожектором. Детям в этом возрасте трудно рисовать внутренний объем предмета, поэтому кирпичики на рисунках они как бы раскладывали на плоскости.
В теме «Космические корабли» одна команда детей строила ракету объемную, возводя постройку вверх, они не смогли показать, что будет внутри ракеты и поэтому все свои персонажи они расставили снаружи.
Юля: «А здесь топливные баки будут, чтобы топливо заливать».
Катя: «Я здесь солнечные батареи поставлю».
Юля: «А внизу у нас вход в корабль, мы сейчас дверь откроем, чтобы космонавты выходили. А это инопланетяне, они тут живут. Это мы к ним прилетели».
Катя: «А давай еще кого-нибудь поселим на эту планету».
Юля: «Давай».
Катя: « А как планету назовем?»
Юля: «Давай придумаем…».
Другая команда строила плоскостную конструкцию, наделив ее большим количеством деталей – предметов внутри: топливные баки, кресла для экипажа, стереосистема, двойной, более мощный двигатель. Персонажи, расположенные внутри сделали постройку очень содержательной.
Руслан: « Давайте назовем наш корабль «Смерть»?»
Настя: Нет! «Астантон».
Егор: Нет! «Нептун».
Настя: Нет, лучше «Астон».
Руслан: Похоже как «Отстой».
Настя: Нет, будет «Астон»!
Рисунки тоже были различны: показ внешнего строения ракеты из кирпичиков у одних, внутреннее строение и целая картина полета ракеты во вселенной у других.
При подготовке к строительству «Кремля» была проведена большая предварительная работа. Мы подключили родителей и многие с детьми съездили на экскурсию, на Красную площадь и в Кремль. При постройке Кремля команды детей работали дружно и слаженно, хорошо договаривались и обсуждали последующие этапы постройки. Постройки получились сложные, многокомпонентные, дети использовали много архитектурных украшений и огорчались, что зубчиков для стены на всех не хватало.
Саша: «Мы будем строить Кремль».
Илья: « А я тебе пока крышу сложу».
Саша: «Это, Илюш, будет Собор Василия Блаженного».
Илья: «А это ворота вторые».
Саша: «А я буду сейчас церковь строить. Только не мешай мне!»
Илья: «Саш, а давай здесь построим, чтоб звери стояли».
Саша: «Зверей в Кремле нет!»
Илья: «А это Царь-пушка».
Максим: «Не строй такой высокий храм. Колокольня должна быть выше, выше всех».
Алина: «Ребята, давайте стену-то достроим. А еще нам нужны треугольники на крышу».
Костя: «Давайте сделаем арки напротив друг друга».
Максим: «Я попробую сделать Царь-пушку. Костя, военных машин там нет».
Костя: « Нет, есть! Президент же ездит! Я видел».
Максим: «Ладно, дай плитку, это будет машина».
Из-за большого количества деталей в постройке произошло упрощение изображения в рисунке, кремлевская стена изображалась очень схематично, а детали, более важные с точки зрения детей и персонажи изображались более тщательно и подробно.
Завершающей темой прошлого года была тема «Парк аттракционов». Мы сдвинули столы, и команды детей работали рядом, строя как бы свой кусочек (фрагмент) парка. Дети отлично договаривались в процессе работы, работать по одному им было уже не интересно.
Руслан: «Давай колесо обозрения будем делать».
Илья: «Давай. Но нам еще кирпичики на забор нужны».
Руслан: «У нас еще там будет это, змея, нет, как их? Американские горки.
Вот здесь у нас забор будет».
Дети с удовольствием строили и обыгрывали постройки, пристраивая и свои, только что выдуманные аттракционы .
Илья, Руслан, Валера.
Валера: «Это что у вас?»
Илья: « Батуты».
Валера: «О! Я катался на таких».
Руслан: « А это парковка. Там люди машины свои ставят, которые в парк приезжают. У нас динозавр на страже. Это парк динозавров».
Илья: « Что бы еще построить?»
Валера: «Давайте построим замок, где живут Гудвин и Элли. А еще там есть Дровосек. Еще нужен забор, чтобы злая волшебница Гингема не убежала»
В рисунках аттракционов более ярко отражены значимые и интересные для детей детали, а остальное передано схематично.
Рисунки детей помогли нам увидеть пути дальнейшего развития конструирования и лучше понять внутренний мир ребенка.
Узел СВЯЗИ → Отдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадок → Педагогика ОТНОШЕНИЙ, САМОРАЗВИТИЯ и САМООБРАЗОВАНИЯ → Эксп.пл. по пространственному МОДЕЛИРОВАНИЮ