Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха → Кафетерий «РАЗГОВОРЫ ЗАПРОСТО» → Педагогические СТРАШИЛКИ
_____________________________________________
Вокруг школьного ДИКТАНТА
.
«Педагогические СТРАШИЛКИ», записанные М.Ганькиной во время очередного «методобъединения словесников» за лепкой пельменей
По материалам раздела «Режиссура урока» и «Я иду с урока» (М.Ганькина, В.Букатов) газеты «Первое сентября» (1998-2005) и др. профессионально-педагогических изданий
.
Спорим на «Мамбу»?
Две недели назад я говорю Денису:
– Спорим, диктант на 10 не напишешь?
– Спорим, – говорит, – напишу.
– На что спорим?
– На «Дядю Степу» (это конфета такая).
– По рукам!
А диктант на этот раз такой: заранее сообщаю каждому его номер по сборнику, дома ребята готовят текст и потом в классе под диктовку пишут.
Денис готовился целую неделю (учил наизусть, что ли?). Написал на 9.
Наш с Денисом спор реализовывался при большом стечении народа. Все стояли вокруг моего учительского стола и проверяли работу параллельно со мной. Все вместе нашли две ошибки. Вернее, это были даже не ошибки, а описки (типа вместо «е» – «ё»).
Короче, пошел Денис за «Дядей Степой».
Тут опять подходит он ко мне на днях: какой у нас диктант следующий? Поспорили на «Мамбу»…
Мама Дениса на улице ко мне подходит:
– Ну что, написали диктант?
– Нет, у нас еще урока не было.
Дети в курсе, мама в курсе. Целая, в общем, эпопея…
После урока начали читать работу Дениса хором. Нашли ошибку – в словарном слове вместо «а» «о» написал. 9 баллов. У Дениса глаза на лоб: я не мог сделать эту ошибку!
Тут Никита подбегает: я тоже так хочу. Я ему говорю:
– Но диктант-то уже написан. Поздно спорить.
– Нет, спорим!!! Вы еще мою работу не проверяли!
Ну, хорошо, поспорили. Кладет он свою тетрадь – исключительно грамотно написано. И вдруг вижу: перенос не по слогам. И еще: вместо запятой точка стоит. Понятно, что это на самом деле запятая, но графически вышла точка.
Так что в этот день я заработал аж две «Мамбы».
.
А теперь разорвите пополам
На Соловейчиковских чтениях мы разговорились с одним словесником. И я стал ему объяснять, как пользоваться «Игровой неотложкой» (книжка такая есть у В.Букатова). Взял из списка игровых действий наугад глагол «рвать» и говорю: «Ну, что там у нас на русском самое скучное? Диктант?» А сам думаю: «Кто меня за язык тянет? Ведь глагол рвать тут явно не подходит!» – и тут же начинаю фонтанировать…
Вот продиктовали вы, положим, диктант. А теперь предложите ученикам порвать его на две части и сдать только одну. Пусть проверяют половину страницы! А учитель пусть проверяет вторую половину. Восстанавливает в уме оторванную часть, проверяет и ставит отметки…
Стоп! Лучше, если, обменявшись половинками диктанта, это будут делать сами ученики. Восстанавливать на свой страх и риск то, что было в той, оторванной части…
Восстанавливать вместе с ошибками! Ошибки ведь можно предугадать. Если, например, кто-то там где-то ошибся, значит, это его слабое место. И значит, есть вероятность, что в аналогичном месте он ошибется еще раз. Так?
И теперь, какую бы ахинею ученики ни написали – когда хозяину вернется его работа, восстановленная вместе с предполагаемыми ошибками и описками и проверенная, – как вы думаете, достанет он свою оторванную половину? Начнет читать? Трудно представить, что не начнет! Вот тут-то и наступит самое интересное.
.
Угощение на засыпку
Есть такой знаменитый диктант, кочующий из поколения в поколение учителей, учеников и их родителей:
На дощатой террасе близ конопляника индифферентная веснушчатая падчерица Агриппина Саввишна исподтишка потчевала под аккомпанемент виолончели коллежского асессора Аполлона Ипполитовича винегретом с ветчиной, моллюсками и другими яствами.
Так вот, этот текст когда-то давно я писала дома на кухне. И диктовала мне его мама. Мама была учительница русского языка. А я была самонадеянная девятиклассница.
Я сделала тогда две ошибки: Ипполитовича с двумя «л» написала и конопляник – с двумя «н». Перестраховалась, отличница.
Я помню эти ошибки всю жизнь. Развеялся миф о моей «абсолютной» грамотности. Так и живу теперь – грамотная, но не абсолютно.
Совсем недавно, разбирая семейный архив, я наткнулась на этот мой диктантик. Усадила на кухне мужа и младшего сына и продиктовала им это мудреное предложение. То-то был удивлен мой не менее, чем я когда-то, самоуверенный сын, когда наш папа перещеголял его – на одну ошибку меньше сделал. Теперь Никита даже иногда спрашивает у отца, как что пишется.
Кстати, недавно я занималась с ученицей и меня взяло сомнение насчет слова «веснушчатая». Я полезла в словарь, и выяснилось, что я пишу это слово неправильно – через «ща». Выходит, в том, кухонном, диктанте я сделала не две, а целых три ошибки. Да-а-а… Как же я тогда проверяла диктанты мужа и сына?.. Судью на мыло!
.
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха → Кафетерий «РАЗГОВОРЫ ЗАПРОСТО» → Педагогические СТРАШИЛКИ
.