меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

[4. О подростках и юношестве]

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаЛекторий «ЗНАНИЕ-СИЛА»«Ребёнок 2010 года»

_______________________________________

ФЕЛЬДШТЕЙН Давид Иосифович

вице-президент РАО, председатель Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК Министерства образования и науки РФ

[4. О подростках и юношестве] //«Ребёнок 2010 года»: Психолого-педагогическая значимость эволюционных изменений в развитии современного ребенка

Конспект-выборка (подготовленный В.Букатовым) по материалам доклада Д.И. Фельдштейна «Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития» на расширенном заседании президиума Российской Академии Образования 19-20 апреля 2010 года в Нижнем Новгороде// полный текст доклада: Культурно-историческая психология. 2010. №2. – C. 98-104

[1. Введение в проблему] открыть в новом окне

[2. О современных дошкольниках] открыть в новом окне

[3. О младших школьниках] открыть в новом окне

[4. О подростках и юношестве]

.

.

[4. О подростках и юношестве]

.

Знаменательно, что на первый план у современных детей подросткового возраста выходят не развлечения, а свой особый поиск смысла жизни, возрастает их критичность по отношению к взрослым, то есть фиксируются новые характеристики в их социальном развитии. При этом наблюдаемый сейчас всплеск индивидуализма подростков, вернее, ярко выраженное их стремление к индивидуализации, к созданию и утверждению своего уникального «Я», сам по себе совершенно не входит в противоречие с их развитием как социально ориентированных субъектов.

Но в процессе социализации современных подростков всё чаще отмечается такой феномен, как мобилизация. Он заключается в том, что подростки агрессивно стремятся предъявить свой взгляд на мир, свой голос. Демонстративно позиционируя себя по отношению к миру детей и миру взрослых, подростки создают разнообразные неформальные объединения, удовлетворяющие их потребность в самовыражении, эпатаже, вызове и демонстрации своих отношений к миру.

К сожалению, многие из этих детских сообществ принимают контркультурную, асоциальную и антисоциальную направленность. Речь идёт не только о сатанистах, панках, металлистах, основные ценности которых сводятся к хаосу, анархии, вандализму, допингу (что чаще всего приводит их в преступную среду), но речь идёт и о наиболее актуальном сегодня в России движении ЭМО (эмо-киды), охватывающим детей с 15-летнего возраста. Им свойственна капризность, «выученная» беспомощность, кардинальная смена настроений, рафинированный инфантилизм.

.

С ослаблением многих факторов, обладающих потенциалом противодействия нарастающим негативным влияниям, связан низкий уровень развития родительской мотивации, слабое владение ими навыками общения с детьми, плохая организация бытовой стороны жизни ребенка, его режима.

Значительное число нынешних родителей свои множественные неудачи в семейной, профессиональной и иной сферах, серьезные профессиональные и личностные проблемы переносят на своего ребенка, который находится в атмосфере переживания трудностей, несостоятельности, неуспеха, беспомощности и безнадежности. Возникает своего рода «наследование» опыта семейных неудач и родительской неэффективности.

А когда ребенок с детства лишен ощущения успеха, то это резко подрывает его уверенность в себе. В итоге сегодня дети, в том числе и подросткового возраста, которым свойственна ориентация на взрослость, не хотят взрослеть, так как у них формируется подспудное недоверие к окружающему миру, особенно к миру взрослых.

.

Неблагоприятной тенденцией выступает обеднение и ограничение общения детей, в том числе и детей подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности.

Материалы исследований показывают, что если в начале 90-х годов многие подростки отличались чувством одиночества, но при этом их тревожность стояла на 4-5 местах по силе проявления, то в 2009 году тревожность у 12-15 –летних детей вышла на 2-е место, усугубляясь чувством брошенности, ненужности взрослому миру, опустошенности, растерянности, неверия в себя.

.

В физическом развитии детей наблюдается тенденция к прогрессивному снижению темпов их продольного роста, нарастанию астенизацииприросте мышечной силы. телосложения, отставанию в

Пубертатный период, связанный с процессом полового созревания, отодвинулся с пятого-шестого на восьмой-девятый класс для девочек и девятый-десятый для мальчиков.

Несмотря на продолжающееся морфофункциональное созревание нейронного аппарата коры головного мозга в связи с нейроэндокринными сдвигами полового созревания, у детей подросткового возраста происходят регрессивные изменения в мозговом обеспечении познавательной деятельности, а обусловленная гормональным процессом повышенная активность подкорковых структур приводит к ухудшению механизмов произвольного регулирования.

Ухудшаются возможности избирательного внимания, снижается возможность избирательной оценки значимости информации, уменьшается объем рабочей памяти. Образуется несоответствие механизмов мозгового обеспечения когнитивных процессов и самосознания подростком своей взрослости и независимости.

.

Всё более многочисленной оказывается группа детей, для которых характерно неблагоприятное, проблемное течение психического развития в онтогенезе. При этом наблюдается распространенность основных форм психических заболеваний детей, которая каждые десять лет возрастает на 10-15%. Именно нервно-психические заболевания являются причиной 70% инвалидности с детства. А приблизительно у 20% детей наблюдаются минимальные мозговые дисфункции.

Резко возрастает, а в некоторых регионах даже начинает количественно преобладать такая категория детей, которую по нейропсихологическим показателям следует считать «пограничной между нормой и патологией». Психологические проблемы наблюдаются здесь на уровне собственно а) клинических форм нарушений, б) пограничных состояний, в) субнормативных вариантов развития.

Имеется значительное число детей с ограниченными возможностями здоровья, где общее психическое недоразвитие (олигофрения) отмечается у 22,5%; задержанное психическое развития – у 19,8%; дефицитарное психическое развитие – у 27,5%; а дисгармоническое развитие (психопатии) отмечается у 26,5%.

.

В ценностных ориентациях подростков и юношества отмечаются серьезные изменения, не только по сравнению с серединой  90-х годов, но и началом нового столетия. Так, с 2007 г. начиная, на первый план выдвигаются интеллектуальные (1 место), волевые (2 место) и соматические (3 место) ценностные ориентации.

Образованность в их понимании, настойчивость, решительность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся особенно значимыми качествами для детей. Но при этом весьма тревожно, что эмоциональные и нравственные ценности – чуткость, терпимость, умение сопереживать занимают последние места в этой иерархии.

Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентаций школьников.

.

.

[1. Введение в проблему] открыть в этом окне

[2. О современных дошкольниках] открыть в этом окне

[3. О младших школьниках] открыть в этом окне

[4. О подростках и юношестве]


Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаЛекторий «ЗНАНИЕ-СИЛА»«Ребёнок 2010 года»

.

Яндекс.Метрика