меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

5.И чтоб учителю ответа не знать!(Матем.4кл) [5.1-5.4]

Разбор ПОЛЁТОВАрхив ГОСТЕ/РОЛЕВЫХ и взаимоГОСТЕВЫХ уроковВзаимоГОСТЕВАЯ методика …Взаим/гостев.УРОКИ [содержание]

[2] Разбор ПОЛЁТОВНачальные классы

[3] Разбор ПОЛЁТОВМатематика


_____________________________________

.

[=5=]

В.М.Букатов: Взаимогостевые уроки как один из вариантов «гостевых технологий» повышения педагогической квалификации // Часть первая // Взаимогостевые уроки: из городской школы в сельскую

5. И чтоб учителю ответа не знать! (Математика, 4 кл.) [5.1-5.4]

5.1. Ну а теперь об одной из наших поездок (к тому времени она была всего-то второй по счёту) с московскими учителями в сельскую школу для проведения первой ступени «взаимогостевых уроков» (напомню, что вторая ступень – ответные уроки сельских учителей в московской школе, что внесла свою весьма весомую лепту в самоповышение педагогической квалификации что у сельских, что у московских учителей; вкратце отмечу, что все сельские учителя с уроками в столичной школе справлялись блестяще в прямом смысле этого слова, о чём будет идти речь во второй части « Взаимогостевые уроки: из сельской школы в городскую»).

Поездка эта была намечена на конец октября (самая же первая – пробная – из наших поездок состоялась за год до этого – в конце сентября, – то была другая сельская школа и тогда у нас была реализована только «первая ступень»). И вот в начале октября я начал встречаться с учителями для обсуждения планов предстоящих уроков.

.

5.2. Среди вызвавшихся была учительница начальных классов. Ей нужно было в четвертом классе сельской школы  вести урок математики, на котором будет всего пять учеников.

До этого пару раз учительница была на моих семинарах по «режиссуре урока», но социо-игровой стилистикой она занималась «в час по чайной ложке», потому что была «занята» (то есть «отлынивала» в виду семейных обстоятельств). А тут в начале года она очень успешно прошла плановую аттестацию и решила – хватит дурака валять! И одна из первых вызвалась участвовать в поездке.

Подчеркну, что профессионализм учительницы был довольно крепок, но в социо-игровых затеях она явно была в числе только начинающих. Когда стали мы испытывать на прочность ее план, то выяснилось, что в нём самое слабое звено – вариативность. Когда она планировала задать ученикам какой-нибудь вопрос, то обязательно так, чтобы самой знать ответ. Поэтому решения всех примеров на вычисление были у нее заранее в плане прописаны. И она даже представить себе не могла, что могут быть такие вопросы, озвучивая которые учитель, может не знать ответа.

.

5.3. Для дотошных читателей приведу один из примеров, поясняющих технологию дидактических ситуаций подобного «учительского незнания»: ученики должны выяснить, а потом написать на доске число одноклассников, которые правильно решили первый пример на стр.25 учебника. По мере выяснений ученики подходят к доске. Один выводит – 2, другой – 4; а третий пишет – 1! Кто из них прав – ни учитель, ни класс ещё не знают. Поэтому начинается совместная проверка. В результате, хотя число правильно решивших действительно оказывается – 4, но выясняется, что это не совсем те, которых посчитал второй ученик. То есть «истина восторжествовала», но не в традиционном режиме «начальник всегда прав», а в социо-деловом режиме педагогики сотрудничества, со всеми причитающимися 133 зайцами.

Когда этот «пируэт» социо-игровой дидактики был ею уяснён, то оставшееся время разговора со мной она посвятила усвоению таких приёмов планирования, когда вместо конкретных примеров, задаваемых учителем для вычисления, ученикам предоставляется право самим то один, то другой примерчик не только составить [а)], и не только по своему усмотрению вручить [б)] тому или иному соседу (или соседней тройке-группке-команде), но и потом на правах хозяина самому проверить [в)] чужое решение – верно оно или нет.

.

5.4. Конечно, учительница соглашалась, что такие в принципе незамысловатые социо-игровые ходы весьма ценны и полезны для обучения детей, для тренировки их самостоятельности, креативности и когнитивности. Только вот беда, ей самой эти простенькие методические ходы были столь непривычны, что она никак не могла представить, как же это у неё будет так получаться? Потому что ей не давал покоя вопрос, что же она тогда на уроках сама будет делать? И разве учитель сможет смотреть в глаза своим ученикам, если он заранее не будет знать ответы на задаваемые им вопросы?

Но надо сказать, что с консультации она всё-таки ушла весьма одухотворенной. Ну а я порадовался за ее родной класс, за тех детишек, которые прямо начиная с завтрашнего дня будут кусочками наших разговоров-обсуждений на своих уроках лакомиться. (Рассказ о том, как эти планы были реализованы см.: 8.«Я не могу так сразу перестроиться»9.От былой скованности нет и следа)

..

.

вернуться к перечню параграфов

.

открыть продолжение в новом окне

.

.

Разбор ПОЛЁТОВАрхив ГОСТЕ/РОЛЕВЫХ и взаимоГОСТЕВЫХ уроковВзаимоГОСТЕВАЯ методика …Взаим/гостев.УРОКИ

[2] Разбор ПОЛЁТОВНачальные классы

[3] Разбор ПОЛЁТОВМатематика

.

.

Яндекс.Метрика