меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

7. Очередь прыгать на одной ножке(Истор.5кл)[7.1-7.4]

Разбор ПОЛЁТОВАрхив ГОСТЕ/РОЛЕВЫХ и взаимоГОСТЕВЫХ уроковВзаимоГОСТЕВАЯ методика …Взаим/гостев.УРОКИ [содержание]

[2] Разбор ПОЛЁТОВИстория

_____________________________________

.

[=7=]

В.М.Букатов: Взаимогостевые уроки как один из вариантов «гостевых технологий» повышения педагогической квалификации // Часть первая // Взаимогостевые уроки: из городской школы в сельскую

7. Очередь прыгать на одной ножке перейдёт к соседям (История, 5 кл) [7.1-7.4]

7.1. Первым пунктом в плане, подготовленном учительницей истории, стояло – «классики». Увидев моё недоумение, она пустилась объяснять:

– Придумала игровую – очень подвижную! – форму проверки домашнего задания. Планирую её апробировать в сельской школе.

И стала мне рассказывать, как она на полу мелом начертит две сетки квадратов (по одной на команду) самых настоящих классиков. Потом ученики (7 человек) разделятся на две команды. От каждой команды выйдет представитель, который, попав игровой битой на сектор с единичкой (каждый в своём секторе), займёт его. Тогда учительница задаст им по первому вопросу. Если ученик ответил, то его место занимает следующий представитель из той же команды. Он опять бросает биту, но уже в сектор со следующей по порядку цифрой, переходит в него и ждет своего вопроса.

Я похвалил молоденькую учительницу за такую смелую идею (в тот год она оканчивала последний курс пединститута, будучи воспитанницей этой школы; школа очень гордилась своими выпускниками, которые, получив образование, приходили работать в родную школу). Только вот говорю, по сути дела, вы используете в основном название игры, а не её содержание. А «слабо» вам затеять настоящие классики, чтобы они на одной ножке прыгали? Глазенки у неё сразу загорелись!

– Не слабо,– говорит. – Только вот причём тогда будет проверка домашнего задания? Хотя я кажется поняла как можно сделать…

.

7.2. В результате обсуждения возник вот какой вариант. На полу будет начерчена только одна сетка квадратов для игры в «классики». Квадраты пронумерованы от 1 до 10 (я предлагал, чтобы классики ученики начертили сами, но она не согласилась, сказав, что на перемене до урока сделает это сама, потому что привезет особый мел, который хорошо виден и не очень пачкается).

Выходит представитель от одной команды и его задача: пропрыгать на одной ножке (передвигая биту) как можно больше секторов (желательно до конца). А если собьётся (биту неудачно пошлёт или, прыгая на одной ножке, на какую-то черту наступит), то игрок: 1) удаляется с поля и  2) в качестве наказания отвечает на вопрос «из домашнего задания».

Вопрос он тянет из шапки: сам и любой, какой достанется (см. пируэты во время обсуждения математики в четвёртом классе). А соседняя команда судит – если ответ ученика она признала неправильным, то очередь прыгать в классики переходит к ним. А если правильным, то тогда прежняя команда остаётся на игровом поле, но бросать и передвигать биту, прыгая на одной ножке, выходит их новый представитель.

.

7.3. В самом конце нашего обсуждения учительница вдруг спрашивает:

– А если кто-нибудь пропрыгает до 10, то какую награду он получит?

– Нужно придумать. Да какую-нибудь похитрей, – отвечаю ей. –То есть с педагогической нагрузкой. Например, он получит право «сочинить вопрос по пройденному материалу и положить его в шапку вопросов».

Учительница согласилась, что награда действительно заманчивая, почётная и для обучения весьма выгодная.

.

7.4. А еще мы вот что обсуждали. Так как у учителя главная задача, чтобы ученики все-таки почаще отвечали на проверочные вопросы из шапки (а не просто на одной ножке прыгали), то нужно ли игровую ситуацию усложнять «каверзами»? Ну например,  чтобы ученики как можно чаще наступали по неосторожности на линии, сделать каждый квадратик-ячейку маленьким (чтобы ступня в ней только-только вмещалась). Тогда действительно «пройти», не ошибившись, все десять секторов за один выход на поле будет очень трудно. Поэтому всем придётся часто отвечать на вопросы из шапки и сменять друг друга… На этой нерешённой проблеме обсуждение первоначального плана было завершено.

Забегая вперед, скажу, что хотя учительница и не делилась своим опытом по шлифовке нашего методического новодела на последующих уроках, но то что этот опыт у нее появился, было очевидно. Кажется, в 7 классе она затеяла классики на своём уроке истории. Поняла, что особо заботиться о каверзных усложнениях (например, делать маленькие ячейки) не нужно вовсе. Оказалось, что игровая бита и так легко скользит по линолеуму и по школьному паркету, поэтому ученики то и дело вылетают из очереди.

К тому же она обнаружила, что сочинять вопросы ученикам очень нравится, и поэтому ей захотелось, чтобы в сельской школе кто-то обязательно допрыгал бы до конца (до 10 сектора) и добился бы права сочинять вопросы. И ей, конечно же, хотелось, чтобы этот вопрос потом обязательно кому-то достался. Поэтому, – опять забегая вперёд, – расскажу, что на своём гостевом уроке в сельской школе она сетку классиков нарисовала очень большой; правда, это мало помогло – дальше четвертой ячейки ни один виртуоз не продвинулся. Дело в том, что в сельской школе в классах были дощатые крашеные полы (а не линолеум или паркет, как в столичной), и хотя сетка в классиках была весьма и весьма просторной (чтобы и попадать битой было бы легче, и не наступать на линии при перепрыгивании), но бита так легко скользила по крашеному полу, что всё время перелетала за черту, как бы аккуратно очередной ученик не пытался бы её своей ногой в другую ячейку передвинуть. (О реализации учительского замысла см. 10. Допустил ошибку – плати фант!)

..

.

вернуться к перечню параграфов

.

открыть продолжение в новом окне

.

.

Разбор ПОЛЁТОВАрхив ГОСТЕ/РОЛЕВЫХ и взаимоГОСТЕВЫХ уроковВзаимоГОСТЕВАЯ методика …Взаим/гостев.УРОКИ [содержание]

[2] Разбор ПОЛЁТОВИстория

.

Яндекс.Метрика