Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

8. «Я не могу так сразу перестроиться»[8.1-8.3]

Разбор ПОЛЁТОВАрхив ГОСТЕ/РОЛЕВЫХ и взаимоГОСТЕВЫХ уроковВзаимоГОСТЕВАЯ методика …Взаим/гостев.УРОКИ [содержание]

_____________________________________

.

[=8=]

В.М.Букатов: Взаимогостевые уроки как один из вариантов «гостевых технологий» повышения педагогической квалификации // Часть первая // Взаимогостевые уроки: из городской школы в сельскую

8. «Я не могу так сразу перестроиться» [8.1-8.3]

8.1. Ну а теперь о самой гостевой поездке. Приготовили мы четыре урока и собрали команду желающих учителей-зрителей из своих экспериментальных школ. Договорились о месте встречи: на Савёловском вокзале. Потом нужно было долго (около полутора часов) ехать на электричке до Талдома. Там на станции нас встретили и на автобусе довезли до села Ново-Никольское. Хотя каждый из нас из своего дома вышел ранним утром (к открытию метро), но в саму школу мы попали уже в разгар учебного дня. Поэтому нам предстояло четыре гостевых урока втиснуть в четвертый и пятый уроки по расписанию.

К этому мы были готовы. С подобной ситуацией мы уже справлялись по ходу первой («пробной») гостевой поездки загород. И уже всем было известно, что я буду сидеть на всех четырех уроках. На каждом понемножку. Чтобы, с одной стороны быть в курсе, где и что делается, а с другой стороны не уподобляться управленцу-контролеру. Ведь задача учителя-экспериментатора прыгнуть «выше своей головы», поэтому и судить о том, какой из социо-игровых кульбитов у него получился, а какой нет, –  лучше всего ему самому, а не мне как руководителю и автору данной технологии. Ведь я-то всё это выдумываю для них же самих, чтобы их собственный учительский опыт обогащался, развивался и креп.

.

8.2. И вот вхожу я в класс, где учительница начальных классов готовится давать математику. И вижу, что она достаёт раздаточный материал к заданию «Цветик-семицветик»: крупные разноцветные лепестки, на которых проставлены цифры и числовые разряды. И начинает аккуратно эти лепестки на полу раскладывать цветными рубашками вверх.

Я тут же подлетел к ней и начинаю шептать:

– Что вы делаете? Вы же отбираете у детей двигательную активность. Зачем вы «учебный материал» своими руками раскладываете? Ведь ученикам же самим интересно и полезно будет все эти лепесточки по всему классу самим пораскладывать.

А она:

– У меня же в плане записано, что я должна заранее лепестки разложить. Ведь ученики не должны видеть, что написано на обороте.

– Ну так им и скажите. Дескать чур на оборотную сторону не заглядывать. А если кто и увидит, так ничего же страшного не произойдет…

Учительница, понимая, что явно лопухнулась, начинает метаться по классу и дрожащими руками собирать несчастные лепестки. А я (решив, что клин лучше клином вышибать) опять на нее коршуном:

– Что вы делаете? Уже звенит звонок, сейчас сюда дети войдут. Вот вы их и попросите все лепесточки, разложенные на полу, собрать. А потом, когда будет нужно, вы попросите ребят эти же листочки опять разложить.

Тут я смотрю, что свет готов померкнуть в ее глазах, потому что за такой социо-игровой прытью она поспеть никак не может. И тогда она честно сказала:

– Вячеслав Михайлович, я не могу так сразу перестроиться. В душе я прекрасно понимаю, что вы всё правильно говорите. Но лучше я сама всё соберу. Мне так спокойнее будет.

– Да-да, конечно. Делайте как вам удобнее, – соглашаюсь я. И радуюсь, что все это происходит на глазах учителей-зрителей, уже занявших в этой классной комнате «гостевые места» на галёрке. Среди них учителя и местные, и гости из столицы, и из дальних сельских школ. Кто-то вполне понимает, что к чему и на что направлены мои хлопоты. А кто-то считает, мои подобные вмешательства-импровизации неуместными придирками…

.

8.3. Гостей на задних партах было семь человек, а учеников пять. (Напомню, что в «классическом», то есть полном, варианте гостевых уроков, зрителей быть не должно. Из учителей на уроке могут быть только: гость, помощник и хозяин [завуч или представитель школьной администрации только при согласии всех троих «экспериментаторов»].

А вот в облегчённом варианте, то есть «взаимогостевом», урок оказывается максимально приближенным к «открытому».)  К получившейся картине добавьте «трясущиеся руки» учительницы, которая «хотела как лучше, а получилось как всегда».

Наша небольшая методическая стычка перед звонком выбила её из колеи. Что в свою очередь освободило место для её собственной интуиции. Но всё по порядку.

..

.

вернуться к перечню параграфов

.

открыть продолжение в новом окне

Разбор ПОЛЁТОВАрхив ГОСТЕ/РОЛЕВЫХ и взаимоГОСТЕВЫХ уроковВзаимоГОСТЕВАЯ методика …Взаим/гостев.УРОКИ [содержание]

.

Яндекс.Метрика