меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

10. Допустил ошибку – плати фант![10.1-10.6]

Разбор ПОЛЁТОВАрхив ГОСТЕ/РОЛЕВЫХ и взаимоГОСТЕВЫХ уроковВзаимоГОСТЕВАЯ методика …Взаим/гостев.УРОКИ [содержание]

_____________________________________

.

[=10=]

В.М.Букатов: Взаимогостевые уроки как один из вариантов «гостевых технологий» повышения педагогической квалификации // Часть первая // Взаимогостевые уроки: из городской школы в сельскую

10. Допустил ошибку – плати фант! [10.1-10.6]

10.1. А в это время на уроке истории пятиклассники под руководством молоденькой учительницы из Москвы «играли» в классики.

Взрослых учителей-зрителей в классе было довольно много: вместе с представителями из районного отдела образования – человек восемь. Это на семь-то детей, которые, раздвинув парты (все перестановки – в соответствии с настойчивыми рекомендациями социо-игровой педагогики – осуществлялись на самом уроке и «руками» самих учеников) , сидели по обе стороны доски двумя командами (3+4).


В класс я протиснулся в тот самый момент, когда ученик отвечал на вопрос. Ответ его был признан неверным и поэтому он должен был оставить фант.

.

10.2. Поясню, что когда в Москве во время консультации я как-то заикнулся о том, что если ученик наступит на линию, то игровое наказание – отвечать на вопрос, взятый наугад «из шапки», и если он на этот вопрос не ответит, то нужно продумать еще какое-то игровое наказание. Ну например, платить фант.

Помнится, что учительница на это сказала, что придется ей заготовить цветные кружочки, чтобы перед уроком раздать детям в качестве фантов. Я возражаю:

– Тогда это совсем не фанты будут. Фант у каждого должен быть настоящий, реальный, иначе его потом никто не будет выкупать.

– А разве у них на уроке есть что-нибудь подходящее? – недоумевала молодая учительница.

– А как же? А часы? А шнурки? А носовые платки? А всякие там золотые и серебряные цепочки-колечки? вплоть до сережек? Ведь раньше на крестьянских посиделках девицы очень часто в качестве фанта давали либо «сережку из ушка», либо перстенек. А уж этих-то побрякушек у современной молодежи видимо-невидимо. У некоторых на одном ухе по 3–4 серьги торчит.

В общем наулыбались мы тогда вдоволь.

И вот на самом гостевом уроке вижу, что ученику, который не ответил на вопрос, учительница командует:

– Снимай второй ботинок?

Все хохочут. Он и сам хохочет, но кроссовку действительно снимает. Оказывается, до этого он уже одну кроссовку в качестве фанта сдал.

.

10.3. На обсуждении урока я в первую очередь обратил внимание нашей учительницы истории на ситуативную неуместность её командного тона. Что значит «снимай ботинок»? Конечно я понимаю, что раз ученик один «ботинок» снял, то второй ему снять уже ничего не стоит. Но все-таки учителю не стоит самому решать за ученика. Учителю уместно всего лишь поинтересоваться:

– Какой ты думаешь платить фант теперь?

А соседняя команда может стать «судьями», то есть решать – можно ли засчитывать фант. Если ученик в качестве фанта какую-то бумажку отдаст или какую-то вещь явно для себя незначимую (а то и вовсе не свою), то судьи и решат, принимать такой фант или нет.

.

10.4. На общем обсуждении я напомнил гостям, присутствовавшим на уроке, как одна ученица, явно очень желая допрыгать классики «до конца», заранее и тщательно собралась, но каверзная бита уж так легко скользила по крашеному полу, что слетела наша красавица, как она ни старалась, уже на третьем квадратике: точно рассчитать силу ножного подталкивания было очень трудно. У всех бита то перелетала, то недолетала. И вот когда ученица поняла, что переплюнуть всех у неё не получится, тогда она, подойдя «к шапке», без затруднений, запросто и быстренько ответила на доставшийся ей вопрос.

И тут особо отмечу, что после напоминания этого эпизода некоторые из гостей стали говорить на обсуждении, что недостатком урока является то, что эмоциональный акцент был на классиках, а не на правильности ответов, даваемых учениками на учебные вопросы. Дескать, ученикам нужно было готовиться к ответам, а они вместо этого только и думали, как бы им пропрыгать.

Пришлось тогда мне высказать свою точку зрения, содержание которой было явно противоположным. Ведь это очень ценно, когда ученик слёту может ответить на любой вопрос. И не нужно держать учеников в трепете, нарочито нагнетая страхи – по большому счёту это не идёт на пользу ученикам, тренирующимся правильно и обстоятельно отвечать на учебные вопросы.

.

10.5. Но следует особо отметить, что действительно игра «в классики» заняла слишком много времени. Напомню, что, во-первых, никто до конца не пропрыгал, и поэтому никто ни одного вопроса сам не составил и в шапку не положил. А юной учительнице уж так хотелось, чтобы это всё-таки случилось. Поэтому один кон сменялся другим, тот в свою очередь новым – и так до бесконечности. В результате классики она затянула настолько, что по сути дела весь урок оказался сплошным «повторением пройденного материала».

Во время обсуждения учительница сообщила в своё оправдание, что в Москве в своей школе у нее на это уходило всего-то от 13 до 15 минут. При этом в «классиках» участвовал весь класс – чуть меньше 30 человек. А здесь всего-то семь человек! Вот она и надеялась, что задание займёт не больше пол-урока, а оказалось, что на «классики» ушёл почти весь урок. И выкуп фантов (большая ответственная работа, связанная с изучением новой темы) проделана не была.

И помнится, что на обсуждении мы сошлись на том, что иногда запланированная учителем изюминка застит ему глаза и он уже ничего не видит, тупо продавливая ситуацию под «домашнюю заготовку».

.

10.6. При этом все соглашались, что урок получился неплохим (!). Он и по плану «родного» учителя шел как закрепление пройденного. Другое дело, что фанты были собраны, а вот выкупа их не состоялось. Это конечно безобразие. Учителю надо было на ходу сориентироваться и времени («кровь из носу») оставить сколько нужно.

А еще сообщу вот о каком необычном наблюдении, рассказанном одной из «родных» учителей той школы. После того как все уроки закончились и ученики стали одеваться, чтобы разойтись по своим сельским домам, оказывается один ученик (не из самых сильны), спрашивал у нянечки, которая дежурила возле гардероба, знает ли она «кем считали египтяне своих фараонов?» Узнав такую пикантную подробность, я понял, какие бы у нас, взрослых, не были претензии к прошедшему уроку истории, с точки зрения учеников он явно удался. В кои-то веки пятиклассник задает нянечке учебный вопрос и ждет от нее ответа. Подобная ситуация свидетельствует, что урок оставил чудесный эмоциональный след в жизни детей. А это, согласитесь, не так уж и мало…

..

.

вернуться к перечню параграфов

.

Разбор ПОЛЁТОВАрхив ГОСТЕ/РОЛЕВЫХ и взаимоГОСТЕВЫХ уроковВзаимоГОСТЕВАЯ методика …Взаим/гостев.УРОКИ [содержание]

.

Яндекс.Метрика