Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

ФИЗИКА: госте/рол.УРОК (8кл)

Разбор ПОЛЁТОВАрхив ГОСТЕ/РОЛЕВЫХ и взаимоГОСТЕВЫХ уроковГОСТЕ/РОЛЕВАЯ методика…Гост/рол.УРОКИ (научн.рук.В.М.Букатов)

[2] Сам себе РЕЖИССЁР ФИЗИКА

[3] Сам себе РЕЖИССЁРМУЗЫКАyчительская ПОДСОБКА

___________________________________

Из рабочих материалов научного архива доктора педагогических наук В.М.Букатова

Рассказ учительницы МУЗЫКИ о том, как она отважилась-таки пойти в 8 класс, чтобы, повышая  свою социо-игровую квалификацию, провести урок ФИЗИКИ, и что из этого получилось

Физика-8: «Короткое замыкание. Предохранители», (госте/ролевой урок)

СОДЕРЖАНИЕ: [1.Жребий]; [2.Взяла учебник и отправилась домой]; [3.С облегчением закрыла тетрадь]; [4.Проснулась в холодном поту]; [5.Теперь осталось расписать]; [6.Мало не покажется]; [7.«Быка за рога»]; [8.Задача усложняется]; [9.Кто больше запомнит]; [10.Задания объясняются только посыльным]; [11.Фраза потонула в хохоте]

Предуведомление: данная работа была выполнена

слушательницей МИПКРО в рамках проекта

«Госте/ролевой метод повышения квалификации учителя» – В.Б.

Курсовая работа по социо-игровому стилю обучения учителя музыки НИКОЛАЕНКО Ирины Андреевны (шк.№25 ЮЗАО Москвы)

ОТЧЕТ о подготовке и проведении урока ФИЗИКИ в 8«Г»

[1. ЖРЕБИЙ]

Последние дни марта. Мысль о том, что проведение урока по другому предмету – неизбежность, становится навязчивой. В виде исключения у меня не будет «помощника». Не знаю хорошо это или плохо. Я даже не могу выбрать предмет…

Вечер. Сижу дома.

– Нина, – обращаюсь к дочери-десятикласснице, – по какому предмету мне провести урок?

– По русскому или литературе, ты же их вела.

– Не-ет! Хочу другой.

– Тогда физику.

– Физику? Это что-то слишком сложно.

– Тогда брось жребий.

– Точно!

Достаю листок и ручку. Разрываю лист на мелкие клочки и на каждом пишу название предмета. Сворачиваю и трясу в ладонях. Нина говорит:

– Я должна вытаскивать жребий. Я ведь лицо незаинтересованное.

– Нет, я сама! Только бы не история!

Вынимаю бумажку, разворачиваю и читаю: «история».

А у Нины «физика»:

– Я же говорила, что физику тебе надо давать!

– Ну, ладно. Буду давать физику.

.

[2. ВЗЯЛА УЧЕБНИК И ОТПРАВИЛАСЬ ДОМОЙ]

Начало апреля. Посмотрела по расписанию, у каких классов в пятницу (это мой методический день) физика: 8-й, 9-й, 10-й.

Физика не очень-то греет мне душу, поэтому я перебирала в уме школьные предметы и пыталась «примерить» их на себя: «География? Математика? Биология?»

Но ни к одному предмету не лежит душа. Вздохнула и пошла в свой кабинет.

Дома достала книжку « Я иду на урок ». Принялась её перелистывать, делая закладки на всех страницах, где встречается слово «физика».

На этом первый этап подготовки к уроку закончился.

Несколько дней было не до урока. В субботу, 7 апреля, увидела в школе учителя физики – Юлию Владимировну. Объяснила ситуацию. Выбрала 8-й класс «Г». Узнала тему: «Короткое замыкание. Предохранители». Взяла учебник физики и отправилась домой.

.

[3. С ОБЛЕГЧЕНИЕМ ЗАКРЫЛА ТЕТРАДЬ]

Дома прочитала параграф и окончательно поняла, что в физике ничего не понимаю!

Вновь просмотрела страницы с закладками в книжке «Я иду на урок». Теперь искала целенаправленно: что может подойти к моему уроку. В результате просмотра заложенных страниц стало меньше.

Взяла двойной листок и стала выписывать подходящие игровые приёмы с указанием страниц. После перелистывания своих записей, сделанных во время занятий В.М. Букатова в институте повышения квалификации, инвентаризации своих «умозаключений», возникших при чтении параграфа, остановилась на четырёх игровых приёмах: «Видимо-невидимо», «Слухачи», «Собери фразу» и «Разрезанная открытка».

В голове была сплошная «каша». Никак не могла понять, с чего начать урок. Ещё раз перелистала тетрадь, с которой хожу на курсы в институт повышения квалификации. Наткнулась на момент нашего занятия, который можно включить в урок. С облегчением закрыла тетрадь. И решив, что В.М. прав – я явно уже по-другому(!) стану относиться к беспросветным «двоечникам», – отложила всё на несколько дней.

.

[4.  ПРОСНУЛАСЬ В ХОЛОДНОМ ПОТУ]

10 апреля, вторник. После работы пришла домой и заставила себя заняться подготовкой урока.

– С чего начать? С деления на команды? Да!

Сижу. Пишу. Думаю…

– Нет!  Надо начать со «слухачей». Тема урока – «испорченный телефон».

«Видимо-невидимо». Принялась вылавливать из параграфа  определения и понятия. Нашла – 15. Решила, что я их напишу на большом плакате.

А потом – деление на команды. В параграфе есть 5 рисунков, как раз по количеству команд.

Три первых приёма пристроено. А куда деть оставшийся приём – «собери фразу»? В какую же часть урока его вставить?

Пора спать. Завтра всё беру с собой на работу и сижу до последнего, пока не «разложу» всё «по полочкам».

Ночью снится сон, что до звонка на урок осталось 5 минут. Стою в лаборантской физики и вдруг вспоминаю, что не подготовила плакат. В ужасе пытаюсь его срочно изготовить, но вспоминаю, что ватман на 1-м этаже, в моём кабинете, а урок – на 5-м. Проснулась в холодном поту…

.

[5. ТЕПЕРЬ ОСТАЛОСЬ РАСПИСАТЬ]

11 апреля, среда. Сразу после уроков занялась приготовлением плаката. Красиво! Мне понравилось! Та-ак. Работаем дальше.

Разбила текст на 5 частей. Сделала увеличенные ксерокопии. Потом закрыла часть текста и сделала новые ксерокопии. Увеличила рисунки, наклеила их на картон. Карточки готовы (перед уроком разрежу их по количеству учеников).

Напечатала на компьютере 5 фраз из детских стишков и 5 фраз из параграфа (потом разрежу их на отдельные слова).

Ну вот. Все пособия для урока готовы. Теперь можно собрать всё воедино и разбираться с ходом урока. Возвращаюсь к своим записям.

1        – «Испорченный телефон» (тема урока).

2        – «Видимо-невидимо».

3        – «Разрезанная открытка» (деление на команды). 4-?

Нет, не так!

1        – «Испорченный телефон» (озадачивание).

2        – «Разрезанная открытка» (деление на команды).

3        – «Собери фразу» (обживание).

4        – «Видимо-невидимо» (вхождение в тему).

Беру чистые листы и начинаю писать ход урока.

Четыре игровых приёма расписала. Ещё хочется дать «работу с текстом». Этот фрагмент урока я решила позаимствовать из наших курсовых занятий. Итак,

5           работа с текстом,

6           восстановление текста.

Всё. Теперь осталось расписать урок по пунктам.

.

[6. МАЛО НЕ ПОКАЖЕТСЯ]

13 апреля, пятница. Ничего себе дату выбрала! Пока собиралась в школу, поняла, что карточки с рисунками из параграфа для разрезания не годятся – слишком много белых полей. Нашла большие открытки: лучше разрежу-ка их. Пусть будет как у нас на занятиях. , В.М. даже рекомендовал, чтобы содержание открыток не обязательно соответствовало учебной теме…

В школе зашла к классному руководителю 8 «Г» и рассказала об уроке.

– А что ты скажешь перед началом урока? – спросила меня «классная», – это гимназический класс. Их игровыми приемчиками не возьмешь. Они тебя так потом «разложат» – мало не покажется.

Задумалась. Вместе сочиняем вступительное слово. Читаю.

Здравствуйте, ребята!

Сейчас перед нами будет стоять очень сложная задача. Простите за смелость, но мне надо провести с вами урок физики. Дело в том, что на курсах повышения квалификации, где я учусь, учителя знакомятся с новейшими педагогическими методиками. И одна из таких методик содержит в себе игровые приёмы, которые помогают пробудить у учеников интерес к школьным предметам, а также облегчить ДЕЛОВОЕ взаимодействие учеников с учителем и друг с другом.

В зависимости от предмета, возраста учеников и уровня подготовленности, могут быть использованы разные игровые приёмы. Естественно, эти приёмы могут быть применены учителем на уроке фрагментарно.

Наш урок ЦЕЛИКОМ будет построен на игровых моментах, поэтому лучше назвать его творческой лабораторией. И я приглашаю вас к сотрудничеству.

Итак, начнём.

– Теперь другое дело, – пытается меня поддержать «классная».

А я в ужасе – неужели эти слова я буду произносить перед классом?!

.

[7. «БЫКА ЗА РОГА»]

20 минут до начала урока. Собрала всё, что нужно для урока, и пошла наверх.

Страшно! Руки холодные, сердце колотится. И зачем только я выбрала физику? Медленно поднимаюсь на 5 этаж и останавливаюсь напротив кабинета физики.

Звонок на перемену. Вхожу в кабинет. Предыдущий класс сдает работы по физике и выходит. Заходят восьмиклассники. На меня – ноль внимания.

Звонок. Рассаживаются по местам. Делая шаг к классу, беру (как советовал В.М.Букатов) «быка за рога»:

– Все вы, конечно, знаете игру «Испорченный телефон». Вот «по нему» я сейчас и передам тему нашего урока.

Катя, подойди сюда. Я по секрету скажу тебе учебную тему, ты передашь её на ушко Маше, Маша – сидящему на второй парте, тот – своему соседу. И так далее по цепочке. Последний, кто примет информацию, запишет её на доске. На выполнение задания – 1,5 минуты.

Сначала ребята работали медленно, переспрашивали по нескольку раз. Но я постоянно напоминала о времени, и темп увеличился.

Уже слышался смех…

И вот последний «принимающий» вышел к доске и написал: КОРОТКОЕ. Потом к доске вышла Катя и написала то, что услышала она: КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ ПРЕДОХРАНИТЕЛЯ.

Я исправила: КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ. ПРЕДОХРАНИТЕЛИ.

.

[8. ЗАДАЧА УСЛОЖНЯЕТСЯ]

Сообщаю:

– Для дальнейшей работы вам надо разделиться на команды. На первых партах лежат фрагменты открыток. Каждый возьмёт себе один кусочек и из них сложится 5 открыток – 5 команд. На складывание открытки – полторы минуты.

Ребята с воодушевлением и радостью ринулись искать свои «фрагменты». Сходились, расходились, смеялись, возражали и возмущались. Но во время уложились все. А я продолжила:

– Каждая команда должна сгруппироваться вокруг одной из парт. Это и будет рабочее место данной команды.

– Придумайте название команды и запишите его на доске. Минута!

Появляются названия команд: «Телепузики», «Слоники», «Отстой», «Весёлые сосульки», «Демон».

– Сейчас посыльные от каждой команды получат конверт, в котором лежит разрезанная на отдельные слова фраза из детского стишка. Вы должны сложить фразу. Когда она будет готова, надо дружно прочесть её хором так, чтобы был понятен смысл. На подготовку и репетицию – минута.

Посыльные получают конверты и отправляются к своим командам. С этим «разминочным» заданием справились даже раньше отведённого времени.

– Задача усложняется. В следующих конвертах – разрезанная фраза по теме урока. Задание то же. Посыльные, получите конверты.

Это задание действительно оказалось труднее. Две команды из пяти не смогли справиться самостоятельно! Пришлось просить помощи у других команд (не мне же с моими знаниями по физике им подсказывать). Помощники нашлись сразу же. В скором времени все фразы были сложены (!).

.

[9. КТО БОЛЬШЕ ЗАПОМНИТ]

– Сейчас будет задание на внимание. На 40 секунд я открою плакат с физическими терминами. Кто больше запомнит?

К моему удивлению, одна команда сразу же распределилась, кто слова какого цвета будет запоминать.

В некоторых командах кое-кто попытался тайком списывать слова. Но я повторила, что слова надо не «записывать», а именно «запоминать».

– Новые посыльные, возьмите с моего стола чистые листы. На листе напишите название команды и запишите слова, которые вы запомнили. Полторы минуты. Начали!

Оживление в командах. Головы склонились над листами. Кто-то поглядывает в сторону других команд.

– Время! Посчитали количество слов и записали цифру на доске, напротив названия своей команды. (Из 15 слов команды записали 11,12,13,12 и 13 слов.)

– Теперь все встали. Стоя, провели горизонтальную черту после последнего слова. Оставили лист на парте, а сами перешли к рабочему месту другой команды.

В такой «смене мизансцены» разумеется участвуют все.

.

[10. ЗАДАНИЯ ОБЪЯСНЯЮТСЯ ТОЛЬКО ПОСЫЛЬНЫМ]

– На листе под чертой напишите название своей команды. Допишите слова, которые пропустила та команда, лист которой оказался у вас. Подсчитайте количество слов, которые вы дописали и запишите на доске рядом с названием проверяемой команды.

Команды увлечённо выполняют задание. Кто-то дописывает слова, а кто-то с обнаруживает, что их команда некоторые слова на своём листе «случайно» не записала…

Оставили листы на партах, и перешли на новое место.

– Новые посыльные получите задание.

Задания объясняются только посыльным. На листах – текст из параграфа. В этом тексте надо найти одно «самое важное предложение» и запомнить его. На выполнение – 3 минуты.

По истечении времени даю задание: всем разойтись по разным командам и рассказать главную мысль своего текста остальным.

Долго компоновали новые команды. В конце концов, все распределились и начали работу. Я напомнила, что тексты всем нужно  перевернуть и рассказывать по памяти.

Работа закипела. Когда я увидела, что объяснения подходят к концу, сообщила:

– Кто поделился своей информацией и выслушал остальных – встаньте.

Дождавшись, когда поднимутся почти все, продолжаю:

– Теперь вновь соберитесь по своим первоначальным командам…

– Новые посыльные принесите мне тексты и получите новое задание.

.

[11. ФРАЗА ПОТОНУЛА В ХОХОТЕ]

Собираю «старые» тексты. Раздаю тот же текст, но уже деформированный, то есть «стёртый» по диагонали. Надо восстановить текст. На работу – 2 минуты.

– Кто закончил восстановление текста – встали.

Команды опять делегируют по одному представителю к учительскому столу. Им нужно выяснить последовательность их отрывков, встать по порядку их следования в учебнике, рассказать содержание своего отрывка (всё, что запомнили).

Выяснили, разобрались, начался «литературный монтаж» по физике. Кто-то почти наизусть произнёс  предложения из своего отрывка, кто-то смог вспомнить и пересказать «своими словами» только часть текста. А кто-то всё забыл, и ему пришлось обращаться к команде за помощью.

Но самый смешной момент был тогда, когда один из учеников отбарабанил: «Главная часть предохранителя, изображённого на рисунке 87а…» Остальная часть фразы потонула в хохоте ребят и зазвучавшем звонке с урока.

Урок окончен. Жарко! Собираю всё со стола. Подходят ребята. Говорят, что было интересно. Улыбаюсь и говорю: «Спасибо. Я рада, что вам понравилось».

Выхожу из кабинета. Всё! Закончилось! Спускаюсь вниз. Ноги подкашиваются, в голове – туман.

Да, надо было провести урок физики, чтобы понять, что эта замечательная наука – не моё.

Ирина Андреевна НИКОЛАЕНКО

.

.

Разбор ПОЛЁТОВАрхив ГОСТЕ/РОЛЕВЫХ и взаимоГОСТЕВЫХ уроковГОСТЕ/РОЛЕВАЯ методика…Гост/рол.УРОКИ (научн.рук.В.М.Букатов)

[2] Сам себе РЕЖИССЁР ФИЗИКА

[3] Сам себе РЕЖИССЁРМУЗЫКАyчительская ПОДСОБКА

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика