Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

ГЕОГР: госте/ролев. УРОК(6кл) – 3 отчёта

Разбор ПОЛЁТОВАрхив ГОСТЕ/РОЛЕВЫХ и взаимоГОСТЕВЫХ уроковГОСТЕ/РОЛЕВАЯ методика…Гост/рол.УРОКИ (научн.рук.В.М.Букатов)

[2] Разбор ПОЛЁТОВГеография

[3] Сам себе РЕЖИССЁРМУЗЫКАyчительская ПОДСОБКА

___________________________________

Из рабочих материалов научного архива доктора педагогических наук В.М.Букатова

ТРИ отчёта об одном госте/ролевом УРОКЕ по географии в 6кл.

Предуведомление: данная работа была выполнена

слушательницей МИПКРО в рамках проекта

«Госте/ролевой метод повышения квалификации учителя» – В.Б.

Курсовая работа по социо-игровому стилю обучения учителя музыки БУДКИНОЙ Е.М.

Комплект отчётов (ГОСТЯ,ПОМОЩНИКА и ХОЗЯИНА) о госте/ролевом УРОКЕ  географии в гимназии 1528 (Зеленоград, Москва)

Учебная тема: «Политическая карта мира. Условные знаки» (6кл)

___________

1. Отчёт «гостя»

Будкина Е.М. – гость (слушатель курсов, учитель музыки, гимназия №1528, Зеленоград)

Парамонова Т.А. – хозяйка (учитель географии, гимназия №1528, Зеленоград)

Осипова И.Б. – помощник (слушатель курсов, учитель музыки, Москва)

Наше предложение – провести урок географии – Тамара Александровна сначала не поняла. Мы познакомили ее с социально-игровым стилем обучения (которому нас на курсах в институте повышения квалификации научил В.М.Букатов). Объяснили требования к госте/ролевым урокам и к итоговой работе на курсах.

Она согласилась нам помощь. Особенно ей понравилось то, что дети будут работать в группах. Тамара Александровна выдала нам учебники, контурные карты и свой план 40минутного урока (исходный).

Мы с Ириной Борисовной (помощником) составили свой вариант примерного плана урока:

  1. Проверка дом/задания (3 мин.)
  2. Новый материал: «Политическая карта. Условные знаки» (групповая работа 7 минут)
  3. Практическая работа, «Описание географического положения государств»(15 минут)
  4. Выступление «докладчиков» от каждой группы и обсуждение выступлений (12 минут)
  5. Работа с контурной картой (обозначение границ государства и столицы) (3 минуты)

За урок мне удалось всё выполнить.  Правда, немного затянулись организационные моменты (определения в группы, перестановка столов). Из-за удивления ученики столы двигали медленно, хотя в самом начале урока я им сказала, что мы будем переставлять столы, двигаться по классу.

[Реплика-комм.: Напоминаю, что заранее учителю предупреждать на уроке школьников – без толку. В социо-игровой «режиссуре урока» вместо бесполезных предупреждений существует методический приём чёткой и деловой последовательности «малых шажков»– В.Б.]

Еще во время перемены, шестиклассники подходили к нам, спрашивали. Проявляли беспокойство. Пока Ирина Борисовна писала на обратной стороне одной из створок доски вопросы по домашней работе, я объяснила детям причину нашего прихода. Попросила достать учебник, контурные карты, атлас, карандаши и ручки.

Все сумки дети сложили в угол класса (чтобы они не «привязывали» учеников к привычному месту за партой).

Я старались вести себя доброжелательно. На перемене хотелось снять напряжение и некоторую насторожность. Это помогло начать мне урок спокойно.

Первое задание: за минуту каждый ученик на отдельным листочке должен ответить на 3 вопроса (по проверке д/з)

  1. Назвать городские населенные пункты
  2. Назвать сельские населенные пункты
  3. В чем отличия сельских населенных пунктов от городских?

Потом у нас было запланировано следующее. Ровно через минуту (по секундной стрелке моих наручных часов) дети меняются с соседом по парте листочками. Проверяют правильность ответов.  Дописывают, что не успел указать сосед.  И ставят оценку. Через минуту проверки на каждом ряду первые ученики собирают листочки и предают мне.

Дети разобрали листочки. Я открыла доску с вопросами. И дети очень активно включились в работу.

Все заняты, время ограничено  – подсказки ждать не от кого! – в классе стояла идеальная тишина. Когда время кончилось, дети стали просить подождать, многие еще дописывали. Но я сказала, что есть «железные» правила игры, которые нельзя нарушать. И действительно, как нам показывал на курсах В.М.Букатов, после этого объяснения возражений больше не было. И потом на уроке при любом виде работы дети тут же сами начинали напоминать друг другу, что «железные» правила игры нарушать нельзя!..

После урока, во время обсуждения, Тамара Александровна, была очень удивлена, что все дети за две минуты (!) ответили на вопросы. Обычно на проверку д\з у неё уходило 5-6 минут.

Подошло время делиться на группы. Я приготовила по 6 карточек с названием одного из материков: Евразия, Австралия, Африка, Южная Америка. Дети подбежав к столу,  разобрали карточки, которые были разложены на столе рубашками вверх. И стали искать друг друга.

На этот раз никакого временного ограничения не было. Но дух соревновательности охватил всех (для меня это было полной неожиданностью).

Одна команда уже радостно кричала: « Мы первые!»,–  выстроившись у доски. Вскоре собралась ещё одна команда. К этому времени я уже вполне соорентировалась в ситуации.

Было ясно, что все команды соберутся у доски. То есть пространство класса освободилось – можно двигать столы (этот момент у всех на курсе вызывал самые большие опасения: будет скученность, теснота, шум). Я сделала так: пока оставшиеся дети искали свои команды, «победители» готовили себе место для работы (сдвинули два стола, сели вокруг). В дальнейшем я только показывала очередной команде, в каком месте им сдвинуть столы и садиться.

[Реплика-комментарий: С появлением мастерства, уважаемая Е.М., у вас на уроках все команды будут столы в «рабочие гнёзда» переставлять одновременно. – В.Б.]

Все таки этот момент затянулся. Время «летело». Помощник меня предупредила, что «выходим» из графика.

Следующий этап в работе- знакомство с новым материалом.

Для этой работы я подготовила карточки с шестью вопросами (по числу учеников в команде) по новой теме:

.

Вопрос

.

Название

отвечающей

команды

.

Название

проверяющей

команды

.

Наименование карты

.

Как узнать название государства?

.

Как узнать название очень маленького государства?

.

Какими условными знаками обозначается граница государства?

.

Какими условными знаками обозначается столица государства?

.

Что означает цвет?

.

Дети должны ответить на вопросы. Можно искать ответы в параграфе 52 учебника. Ответ вписывается в карточку. Каждый член команды пишет по очереди ответ (вопросов по одному на каждого). Этот момент мне кажется очень важным (в прошлые уроки, когда я пробовала этот приём, часто случалось так – один пишет, все остальные бездельничают).

[Реплика-комментарий: Жаль, что колонка для проверяющих (то есть для «судей») уже напечатана.  Для учеников лучше, когда справа от таблицы в две колонки будет находится «хвост» свободного пространства, на котором потом судьи будут делать свои записи-заметки. Не стоит сразу обнародовать перспективу развития задания, это приводит учителя к педагогической эксплуатации («раз я вас тогда предупредил, то вот теперь извольте точно и беспрекословно выполнять!»). Ему лучше придерживаться ученических впечатлений, что последовательность происходящего рождается «здесь-и-сейчас», и сами ученики имеют к этому какое-то отношение (что на самом деле по темпо-ритму так и происходит). – В.Б.]

Дети ответили очень быстро. Следующий этап – команды должны пересесть и доработать, исправить (если это потребуется) ответы соседей. Времени на это – как мне тогда показалось – не хватало. Поэтому Мы с помощницей решили не пересаживать детей. Всесто этого они просто обменялись карточками.

[Реплика-комментарий: Зря! – пересадка команд – секундное дело. Зато после этого темпо-ритм на занятии или убыстряется, или углубляется. И в том и в другом случае результат пересадки идёт на пользу как уроку, так и самим детям – В.Б.]

При проверке ответов на вопросы по новой теме, выяснилось, что все команды на вопросы ответили правильно. Ошибок не было.

Наконец мы перешли к практической работе. Дети внутри каждой команды поделились на две тройки. Каждой тройке нужно описать по географической карте положение государства, пользуясь планом, который дан в учебнике на стр.179. В каждой команде дети решали сами, какую страну их тройки будут описывать. Единственное условие – страна должна быть на материке, по названию которого собралась команда. Дети выбрали следующие страны: Франция, Австралия, Перу, Мозамбик.

При делении детей на тройки двое мальчиков отказались работать с девочкой. Я разрешила им работать вдвоем, а девочке посоветовала присоединилась ко второй тройке, которая стала четвёркой.

Я начала объяснять задание под «шумок». Естественно не все были внимательны. После этого стали меня переспрашивать. Здесь сработал приём В.М.Букатова «Кто понял, садитесь».

Для этого я скомандовала, чтобы все встали. Когда шестиклассники поднялись, я произнесла:

– Кто понял, что делать,– САДИТЕСЬ! Кто не понял – узнавайте, что нужно делать у тех, кто сидит. Когда поймёте – садитесь и вы.

Наконец все всё поняли. И работа закипела…

В классе стало шумно. Это был рабочий шум, поэтому я отнеслась к нему спокойно. А Тамара Александровна – их учитель географии – начала делать замечания…

Тогда я взяла красную ручку и сказала, что буду ставить штрафные очки. После этого стало тише и Тамара Александровна успокоилась…

На выполнение задания потребовалось около 12 минут. Дальше у доски выбранный от каждой команды докладчик показывал государство на карте и рассказывал о географическом положении.

После его выступления другие члены команды добавляли или исправляли информацию.

Обсуждение докладов проходило очень активно. Чувствовалось, что все дети владеют информацией. Были даже такие реплики: «Лучше бы я рассказывал у доски».

Последним этапом урока была работа с контурной картой. Дети обвели границы своих государств, обозначали и подписывали столицы…

Стулья и столы на прежние места расставляли уже на перемене.

Х◊Х◊Х

Вспоминая урок, я бы для себя отметила следующую неожиданность: любой вид деятельности переходил в соревновательность.

[Реплика-комментарий: В 6 классе соревновательность для подростков является любимой и понятной формой совместной деятельности. Главное – вектор, задаваемый этой формой личностному развитию учеников. Если – стремление к личному первенству, – то это не очень хорошо. А если – погружение в «корпоративную» слаженность, то это замечательно. – В.Б.]

После уроков я встретила девочек из этого класса и спросила, как дети восприняли урок, для детей урок показался необычным. А на следующем уроке (английский) учительница долго успокаивала детей.

[Реплика-комментарий: Во-первых, шестиклассников с непривычки «зашкалило» (такое бывает, и их можно понять). А во вторых, им не хотелось входить в привычно-сонную жизнь на уроке (и им можно посочувствовать). – В.Б.]

Будкина Е.М

_________

.

2. Отчёт «помощника»

Отчет И.Б.Осиповой о госте/ролевом уроке ГЕОГРАФИИ в 6 классе гимназии №1528

Осипова И.Б. – помощник

Парамонова Т.А. – хозяйка

Будкина Е.М. – гость

Прежде чем провести урок географии мы с Е.М. Будкиной изучили тему урока и познакомились с планом, который предложила нам «хозяйка». Обсудив ход урока, мы поняли, как перестроить урок, чтобы он шёл в социо-игровом стиле.

Тема: «Государство на карте мира»

Задачи: Познакомить учащихся с новым материалом: политической картой мира. Выполнить программную практическую работу «Описание географического положения государства». Закрепить умение работать с картами атласа.

План «хозяйки» План «пощника+гостя»
.

Проверка д/з: 5-6 мин.


.

Проверка д/з: 2-3мин.

.

Основная часть, новый материал: 7 мин.

.

.

Смена мизансцены

Деление по группам: 4+3=7 мин.

.

Практическая работа: 20 минут

.

Работа в малых группах по тройкам: 15 мин.

Доклады: 12 мин.

.

Работа с контурной картой:  3 минуты

.

.

Работа с контурной картой: 3 минуты

В целом все намеченное мы выполнили.

По традиционной методике проведения урока большая часть детей пассивна, а меньшая – активна. Обычно отвечают 2-3 человека, а остальные слушают. Поэтому в 1 разделе урока (проверка д/з) гость применила игровой прием (проверка в паре). Это активировало всех детей.

Наиболее увлеченно и непринужденно прошел 2 раздел урока (основной), где дети должны были организоваться в группы по материкам и выбрать название страны для своей команды (всего 4 команды: 1) Мозамбик, 2) Перу, 3) Франция, 4) Австралия). Для учащихся эта форма ознакомления с новой темой была необычной, так как они на самом деле самостоятельно добывали знания.

В ходе урока «гость» внесла некоторые изменения. Намеченную по плану смену мизансцены – пересадку команд – она заменила передачей листочков другой команде.

Очень удачно, по-моему, был использован дисциплинарный прием: «Кто понял – встаньте». Дети охотно и со знанием дела объясняли своим товарищам то, что они не поняли.

[Реплика-комментарий: Вообще-то наоборот! Кто понял, что делать – САДИТЕСЬ! А кто ещё на понял, ищет у сидящих понятных разъяснений – В.Б.]

Очень активно и результативно прошла практическая работа (3 раздел). При обсуждение урока хозяйка предупредила нас, что этот вид работы проходит наиболее тяжело и медленно ( поэтому «хозяйка» просила выделить на эту работа 20 минут). На нашем уроке команда «Мозамбик» справилась за 10 минут, остальные команды за 15 минут. Далее, от каждой команды было прочитано по «итоговому докладу», составленному в команде по материалу новой темы. Остальные учащиеся на удивление бойко добавляли и исправляли докладчиков.

По ходу выступления учащихся, «хозяйка» делала замечания, просила детей следить за речью и формулировками. Я даже задумалась, а как бы я повела себя в этой роли? Неужели так же?!

Потом было небольшое обсуждение. Я рассказала, что наблюдая за детьми, я не увидела равнодушных и скучающих лиц. По-моему Елена Михайловна (гость) очень спокойной и умело организовала деятельность учащихся. На мой взгляд, такая социо-игровая форма проведения урока детям понравилась своей насыщенностью, эмоциональностью и энергичностью.

Осипова И.Б.

__________

3. Отчёт «хозяйки»

Отчет Т.А.Парамоновой о госте/ролевом уроке ГЕОГРАФИИ в 6 классе гимназии №1528

Парамонова Т.А. – «хозяин»

Будкина Е.М.- «гость»

Осипова И.Б. – «помощник»

Урок удачный. Дети с первой и до последней минуты работали активно. Все учащиеся быстро и грамотно выполняли задания, которые им давались учителями.

За работу на уроке все ученики получили оценки 4 и 5. Была проведена:

– проверка домашнего задания

– взаимопроверка работ

– практическая работа: «описание географического положения государства»

После практической работы представители от каждой группы у карты выступили с отчетом.

Цели, которые я планировала, на уроке были достигнуты. Дети научились работать с новой «политической картой», закрепили свои знания и умения по работе с картой и определению географических координат.

Учителя, проводившие урок, грамотно ставили вопросы перед учениками. Правильно и грамотно направляли деятельность ребят.

Дети были довольны своими результатами, им понравилась групповая форма работы.

Парамонова Т.А.

.

.

Разбор ПОЛЁТОВАрхив ГОСТЕ/РОЛЕВЫХ и взаимоГОСТЕВЫХ уроковГОСТЕ/РОЛЕВАЯ методика…Гост/рол.УРОКИ (научн.рук.В.М.Букатов)

[2] Разбор ПОЛЁТОВГеография

[3] Сам себе РЕЖИССЁРМУЗЫКАyчительская ПОДСОБКА

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика