Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → «Круглый стол» эксп/ПЛОЩАДОК
МОУ «Оболенская СОШ» Травина Урок на школьном дворе: ГЕОМЕТРИЯ в 8-ом классе Тема «Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов» // 8 кл (12 человек) // 23 апр. 2014 |
Весна. Решила, что пора в 8 классе повторить приём «за угол» (но уже не «по заданию» [см.: Экскурсия «За угол» в 8 кл], а в очередной раз «для души»[см., например, Геометрия (10кл) на свежем воздухе, без ПАРТ и ДОСКИ]). Другими словами − провести урок на школьном дворе.
Как и в позапрошлый год – у восьмиклассников геометрия. К счастью дождя не было (хотя и тогда он нам совсем не мешал).
Сразу объединились в группы: построились в порядке возрастания номеров квартир, рассчитались на «первый-второй-третий». Первые номера – одна группа, вторые – другая, третьи – третья.
Все последующие задания командам передавались через сменных посыльных (восьмиклассники их назначали уже молниеносно, то есть «на автомате»).
- Придумать название команды (оно должно быть связано с геометрией), увидеть это слово на улице, как-то «обыграть» название.
Придумали очень быстро (но очень уж просто): луч, квадрат, треугольник. «Увидели» подтверждение на улице: солнечный луч, треугольную крышу дома и детскую площадку. Ну и представили команды свои названия соответственно: построились в виде треугольника, квадрата и соорудили луч.
А дальше была работа с учебником.
Каждой команде были предложены четыре записи:
- В п.91 учебника найти предложения, которые являются ответом на вопрос: «Что это?».
Для каждой записи – своё предложение.
Всего таких предложений должно быть четыре.
Очень меня радовало, что восьмиклассники повели себя не так как обычно в классе. Почти все стали вырывать из рук учебники друг у друга. А ведь на прошлом уроке геометрии, который проводился в кабинете, им взять в руки учебник и поискать что-то в нём – совсем не хотелось! А тут – и оживление и ажиотаж. У некоторых даже чуть ли не азарт…
Нашли. Отметили закладками эти предложения.
Все ждут, что же дальше.
- Прочитать эти предложения как- то «по-особому». (Должны участвовать все члены группы).
Сначала командам было непонятно, что и как нужно делать. Но потом сообразили.
Тогда по считалочке выбрали ту группу, которая начнёт «читку найденной информации» первой. Предложения решили читать не по порядку их размещения в учебнике. Последовательность определялась жребием.
Первой группе пришлось читать два предложения. Одно предложение они читали – приседая, другое – наклоняясь.
Следующая группа читала своё предложение писклявым голосом, а ещё одна группа – просто громким голосом.
- Построить на асфальте два одинаково направленных вектора.
Строить было нечем, школьного мела с собой не было.
Две группы, глядя друг на друга, отыскали какие – то камешки и рисовали ими. А ещё одна – построили векторы из сухих веточек.
Прошли, посмотрели и обсудили все рисунки.
У всех всё получилось.
Дальнейшая работа была организована по п.92 учебника.
- Найдите в тексте предложение с одной запятой. Сколько таких предложений?
Все нашли по три предложения.
- Из каждого предложения ВЫБРАТЬ по одному слову, добавить два СВОИХ слова. Составить из этих ПЯТИ слов новое предложение, которое выражает главную мысль прочитанного.
Как-то не очень получалось.
Поэтому потом общими усилиями составили: «Равные векторы имеют равные длины».
Записали слова этой фразы на отдельных листочках. Скатали их в трубочку и положили в «шапку». Я была водящей. Доставала одну записку и, не разворачивая, не читая, спрашивала у всех групп: «На что похоже?» [см.: «Федот, да не тот»]
После того как все высказали свою версию, читала слово. Теперь каждый в команде защищал версию своей группы.
Вот уж восьмиклассники нафантазировались, на всю катушку…
Следующее задание:
- Построить на асфальте параллелограмм АВСD.
Опять в дело пошли камешки и веточки.
- Выяснить верно ли равенство:
А потом я просто называла номер написанного равенства. А ребята во всё горло кричали ДА или НЕТ.
Покричали от души…
По времени урок закончился (по расписанию он был последний). А расходиться не хотелось…
◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊
Это очень здорово, что на уроке им всем вместе было интересно. Думаю, что при повторении и вспоминании материала этого урока, как и при «углублении» в его содержание, мои восьмиклассники особо не будут отягощаться ни привычным унынием, ни ученическим равнодушием.
ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
для просмотра
нажать на выбранный фото-ярлычок или
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
___________________________________
Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»
Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…
ВячеславБукатов
Урок интересный, но жаль,что невозможно все уроки проводить аналогично.
Очень необычно и оригинально. Вроде урок математики – и на улице!!!!!!
Спасибо большое за указанный путь развития мысли о проблемном обучении математике и решении реальных математических задач, максимально приближенных к жизни.
Ольга Павловна, я уверенна, что этот урок надолго запомнится вашим ребятам.