Сам себе РЕЖИССЁР → Школьный МУЗЕЙ и краеведческая работа
[2] Сам себе РЕЖИССЁР → ДОП.образование (кружковая работа)
_________________________
Ольга Владимировна
МЕЛЬНИК
научный сотрудник
Государственного музея А.С. Пушкина
Дело в шляпе
или
Как происходят открытия
фото: Лариса Андрюшина
Познакомившись с драмогерменевтикой В.М.Букатова, решила воспользоваться социо/игровыми приёмами во время очередной пешеходной экскурсии по пушкинской Москве. И вот, собравшись в центре Москвы, мы – группа шестиклассников со своими родителями – приступаем к изучению знаменитого памятника Пушкину.
Сначала была поставлена задача: обойти памятник и найти в (или на) нём (включая стихи на постаменте) знаки, указывающие:
• первое – на то, что Пушкин – поэт, писатель, сочинитель;
• второе – на его славу.
Когда экскурсанты вернулись ко мне, начались рассказы, кто что нашёл. Из неожиданных для меня ответов были:
а) форма пьедестала напоминает чернильницу;
б) выражение лица – мечтательное, задумчивое – говорит о том, что в данный момент он сочиняет;
в) декоративная решетка в центральной части постамента похожа на лиру. (Прежде я этого не замечала.)
То есть я вижу, что методика Букатова – явно начала срабатывать (была уверена, что лично для меня неожиданностей не будет).
Москва. Тверская. Памятник Пушкину
(на фоне временной эстрады к очередному празднику)
Затем я спросила: «А что Пушкин держит в руке за спиной?» И услышав в ответ довольно дружное – «Цилиндр», вместе со всеми «бросилась» проверять.
Очутившись за спиной поэта, всем стало очевидно, что тот головной убор никак нельзя назвать цилиндром.
Тут я и сама, внимательно вглядевшись, сильно засомневалась: по моим представлениям фасон бронзовой шляпы никак не вписывался в пушкинскую эпоху.
Такую шляпу мог держать в руках Тургенев, Достоевский. Или участники церемонии открытия памятника. Сам Опекушин, наконец… Но не Пушкин!..
Всё это непроизвольно я высказала вслух, как бы приглашая всех разделить со мной все эти сомнения:
– Что это? некомпетентность скульптора? его оплошность? или художественный замысел?
– Связь времён, – парировал кто-то из родителей.
Дети же напряжённо молчали, ответа у них разумеется не было. И они понимали, что на их глазах происходит что-то незапланированное, на что правильного ответа ни у кого нет…
В тот раз мы расстались с памятником, так и не придя ни к чему определённому. Неужели мы разоблачили Опекушина? Или прозрели какой-то из его глубочайших замыслов?
◊¤◊¤◊¤◊
Прошло немало недель, и вот меня накрыла новая волна сомнений. А что, если подобные шляпы, всё-таки, носили в эпоху Пушкина?..
В конце концов, я смогла обратиться к специалистам по костюму. Они мне поведали, что, действительно, мягкие шляпы такой формы стали появляться в конце 20-х годов 19 века. Эти шляпы были удобны в дороге, в отличие от цилиндров.
Дорожная шляпа в руке Пушкина, дорожный плащ на его плечах… Всё работало на образ Пушкина – путника, путешественника… Каковым и был, очевидно, замысел скульптора.
Тогда я пожалела о том, что не предложила детям самим провести это исследование. Изучая костюм пушкинского времени, они наверняка наловили бы своих «133 зайцев» (по Букатову).
Кстати, в погоне за шляпой я узнала много интересного. Например, о дорожном плаще, который называется «Альмавива». А происходит это название от…
.
Научный сотрудник
Государственного музея А С Пушкина
Ольга Владимировна Мельник
◊¤◊¤◊¤◊
Сам себе РЕЖИССЁР → Школьный МУЗЕЙ и краеведческая работа
[2] Сам себе РЕЖИССЁР → ДОП.образование (кружковая работа)
Браво ! ! ! !