Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Хороводы

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДля воспитателей ДЕТСКОГО САДА Из закромов социо-игровых ПРИЁМОВ обучения дошкольников

_________________________________________________________________________

Из кн.: КАРМАННАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ социо-игровых приёмов обучения дошкольников: Справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада_ (под ред. В.М.Букатова, СПб., 2008)

Хороводы

Раньше хороводы, как говорили деревенские старожилы, не «водили», а «играли». Специалисты же, обращая внимание на какую-то одну (редко две) стороны хоровода – кто на музыкальную, кто на поэтическую, кто на хореографическую, – по сути дела, оставляли в тени сторону игровую.

 

Мало того, часто самые существенные для игры моменты даже специально умалчивались, «вырезались» или адаптировались (больше всего от этого страдали хороводы «поцелуйные», что в совокупности с другими причинами влияло на обострение проблем половой невоспитанности подрастающих поколений). После облагораживающих «причесываний» хороводы почти исчезли из быта и молодежи, и даже подростков, оставшись лишь как традиционная часть некоторых детсадовских утренников.

 

Правда, в последнее время в среде молодежных фольклорных ансамблей происходит возрождение хороводных игр. Многие коллективы увлечены не чинным показом скучающим зрителям хороводов с эстрады, а непосредственным вовлечением всех эрителей в хороводные игры, например, на городских гуляньях. Благодаря этому хороводы все чаще начинают затеваться для собственного удовольствия играющих по ходу досуга, на семейных праздниках и т.д. То есть наступило время, когда хороводам стало возвращаться их естественное бытование.

 

Воспитателям, интересующимся народными традициями, будет интересно познакомиться с тем, что о хороводах писал выдающийся русский этнограф Д.К.Зеленин (1878-1954) в книге «Восточнославянская этнография» (первое издание в 1927г.) в главе «Общественная жизнь»: «Одно из увеселений, известных всем восточным славянам, – хоровод (укр. коло; русск. корогод, каравод, караван, городок, круг, гулянье, танкú, лумки, белорусск.карагод), отличающийся соединением разного рода танцев с мимическим искусством, драмой, стихами, и музыкой.
Основная фигура хоровода – круг, движение по кругу, откуда и название коло, круг; однако сюда же включается множество различных действий и драматических сцен, изображающих разные моменты повседневной жизни. Отдельные фигуры хоровода, сопровождаемые хоровым пением имеют особые названия, нередко вытесняющие общее наименование хоровод. Так, например, у белорусов широко распространено название подушечка, под которым, однако, следует понимать лишь один вид хороводной игры.

 

В качестве действующих лиц отдельных актов хоровода фигурируют заяц, олень, козел, лебедь, ворон, воробей, голубь, парень и девушка, царевич, монах, сонливый, скоморох, сирота и т.д. При этом изображают различные работы: обработку льна, посадку капусты, пивоварение, ловлю птиц, вышивание ковра, и др. Далее – сцены из семейной жизни, например свадьба, как муж покупает жене подарки. В песне «А мы просто сеяли», известной всем восточным славянам, так же как и чехам и хорватам, представлен спор между двумя группами крестьян из-за поля, заканчивающийся уплатой выкупа».
Приводим несколько вариантов народных хороводных игр.

 

ЗАИНЬКА. Хоровод, взявшись за поднятие руки, движется по кругу со словами:

 

Заинька серенький,
Заинька беленький.
Некуда заиньке выскочить,
Некуда серому выпрыгнуть.
Есть города турецкие,
Замочки немецкие.
Ну-ка, зайка, шоком-боком*
Перед нашим корогодом,
Ну-ка, зайка первернись,
Кого любишь – поклонись,
Ещё поцелуйся.
Больше не балуйся!

 

В центре круга бегает «заинька», пытаясь выскочить в «ворота». Когда он подбегает, то его не пускают (руки опускают – «ворота» закрыты). Если он выскочил, то те двое, которые его не устерегли, идут, в круг вместо него.

 

Со слов: «Ну-ка, зайка, шоком-боком…» «зайка» прыгает, пританцовывает и выбирает себе замену. Кланяется (по тексту), целуется. Ему все грозят пальцем (по тексту).
Игру продолжает новый «заинька». Их может быть несколько.

 

КОЗА. Хоровод движется по кругу:

 

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Головкой покачаем, качаем, качаем
И снова начинаем, начинаем, начинаем.

 

«Коза» в центре; она движется по кругу в другую сторону. Выполняет текст песни: «коза» начинает движения, хоровод повторяет сохраняя особенности показа.

 

В конце «коза» встает на место того, кому уступает свою роль.

 

ДЯДЯ ТРИФОН. Хоровод движется по кругу под песню. В центре водящий – «Трифон».

 

Как удяди Трифона
Было семеро детей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга всё глядели.
Разом делали вот так!

 

После слов «вот так!» – «Трифон» показывает движение (или позу) – все повторяют. Кто не смог, того «Трифон» отправляет на свое место, а сам становится в хоровод.

 

Если все смогли повторить, прежний «Трифон» остаётся водящим. И остаётся до тех пор, пока не предложит такое движение, которое кто-нибудь повторить или точно выполнить не сможет.

 

КАРАВАЙ. Известная многим хороводная игра. У неё много вариантов. Например, в центре круга находится «именинник». Участники берутся за руки и идут простым шагом по кругу вправо, напевая:

 

Как на (ТАНИНЫ) именины
Испекли мы каравай
Вот такой вышины, –
(все поднимают руки вверх, показывая вышину)
Вот такой нижины, –
(приседают на корточки, руки опускают вниз)
Вот такой ширины, –
(участники, держась за руки,
идут от центра круга, расходясь вширь).
Вот такой ужины. –
(все бегут в центр круга, держась за руки)
Каравай, каравай, Кого хочешь, выбирай!

 

При последних словах участники игры отступают на несколько шагов от центра круга и, опустив руки, прячут их за спиной, встают плотно, плечом к плечу. «Слуга», который находится за хороводом, скрытно подает им «подарок» (платок, лас тик, книгу – предметов-подарков может быть несколько). «Подарок» передается за спинами из рук в руки.

 

«Именинник» должен угадать, у кого находится «подарок», передаваемый по кругу. Участник игры, на которого указал водящий, показывает руки, и если «подарок» находится у него, то они меняются местами (ролями).
Начинается новый кон игры.

 

«СИДИ, СИДИ, ЯША». Старинная русская игра. Дети ходят, взявшись за руки, вокруг сидящего в центре и поют:

 

Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша.
Погрызи орехи
Для своей потехи.

 

«Яша» делает вид, будто грызет орехи. При последнем слове дети останавливаются и хлопают в ладоши, а «Яша»с закрытыми глазами (завязанными в начале кона) кружится.

 

Свои руки наложи,
Имя правильно скажи.

 

По окончании песни «Яша» с закрытыми глазами подходит к кому-нибудь, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим, то есть «Яшей», и игра продолжается (вариант записан Л. Нисловской в 1982 г. от Хотемцовой Д. А., 1909 г. рожд., Смоленская обл.).

 

Эта старинная игра по мнению фольклористов является вариантом ещё более старой игры «Ящур», о чем свидетельствуют имеющиеся варианты слов. Ящур или Яшчур (Пращур) означает предок-родоначальник, которого люди очень почитали. С годами это слово забылось и стало непонятным. Тогда народ заменил его более близким по звучанию мужским именем Яша. Со временем игра «Сиди, сиди, Яша…» обрела шутливую форму.

 

«ВО ГОРОДЕ ЦАРЕВНА». Хоровод, взявшись за руки, движется по кругу. «Царевна» ходит в центре круга в противоположном направлении. Все поют:

 

Во городе царевна, царевна, царевна
Зовут её… (например: ЕЛЕНА, ЕЛЕНА, ЕЛЕНА)
По городу ходила, ходила, холила,
Златым кольцом звенела, звенела, звенела.
(«царевна» складывает ладони трубочкой, соединяет их вместе, будто внутри катается колечко и в такт пению потряхивает ими)
Царевича манила, манила, манила.
(берет «царевича» за руку и ведёт за собой)
Поди сюда, царевич, царевич, царевич,
Поди сюда поближе, поближе, поближе
И кланяйся пониже, пониже, пониже,
(кланяются друг другу, или царевна нагибает «царевича», «уча» его низко кланяться)
Здоровайся покрепче, покрепче, покрепче,
(жмут друг другу руки)
Целуйся помилее, милее, милее,
Ещё того милее, милее, милее.
(если, по мнению хоровода, поцелуй был недостаточно милым, то последнюю строчку могут повторять несколько раз).

 

Затем «царевна» встает в хоровод, а «царевич» остаётся в центре для нового кона. Ему поют мужской вариант хороводного текста, например: «Сижу, сижу на камушке» или «Ой, ребята-кавалеры». Когда в центр хоровода становится девочка, опять поют текст «Во городе царевна».

 

«СИЖУ, СИЖУ НА КАМУШКЕ». Хоровод движется по кругу. В центре сидит водящий. Все поют.

 

Сижу, сижу на камушке,
Сижу на горючем,
А кто же меня верно любит,
А кто же меня сменит.
А кто же меня верно любит
А кто же меня сменит,
Меня сменит, переменит,
Ещё поцелует.

 

С концом песни все бросаются его (или её) целовать. Кто первый, тот и садится. Вариант: если садится мальчик, то песня повторяется, если девочка, то поется «Во городе царевна».

 

«ОЙ, РЕБЯТА-КАВАЛЕРЫ». Хоровод с пением движется по кругу. Мальчик в центре. Выбирает девочку.

 

Ой, ребяты-кувалеры,
Я жаниться хочу,
Есть на свете девок много,
Я сейчас судьбу найду.
Я сейчас судьбу найду.
За праву ручку возьму,
За праву ручку возьму.
По горенке поведу
По горенке поведу,
Поцалую – прочь пойду.

 

Целует и встает в хоровод. Теперь в центре девочка. Ей поются слова такие:

 

Ой горенка-горенка
Сосновенька-новенька.
Как во этой во горенке
Растут алые цвяты,
Растут алые цвяты,
Отросточки золоты.
Я пойду сорву цветок,
Совью милому венок.
Совью милому венок,
Поцалую раз пяток

 

В центре хороводадевочка делает (пантомимически) все по тексту (собирает цветы, плетет венок). Ищет кавалера, надевает на голову воображаемый венок и целует пять раз.
Когда в центре мальчик, поется текст «Ой, ребята-кавалеры», когда девочка – «Ой горенка, горенка»или «Во городе царевна».

 


КОЛПАЧОК. В центре круга сидит водящий. Все ходят вокруг него, взявшись за руки, и произносят нараспев речитатив:

 

Колпачок, колпачок.
Тоненькие ножки,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили…

 

Все бегут к центру со словами «на ноги поставили», приподымают вверх водящего (как правило – приподымают со смехом), ставят его на ноги и опять образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:

 

Танцевать заставили.
(Водящий с закрытыми глазами кружится)
Танцуй, сколько хошь,
Выбирай, кого захошь

 

Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

 

Игра широко известна школьникам Москвы и Московской области. В некоторых местах её называют Паучок, а на Украине она известна как Кабачок.

 

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА (круговые). Около половины участников образуют круг, стоя лицом к центру и подняв сомкнутые руки. Через эти воротца из сомкнутых рук пробегает цепочка остальных игроков, тоже взявшихся за руки. При этом цепочка «змейкой» обегает каждого из стоящих – одного спереди, другого – за спиной.
Стоящие произносят нараспев речитатив:

 

Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

 

После слов. «Не пропустим вас!» руки опускаются. Оказавшиеся внутри круга берутся за руки с образующими круг, увеличивая число «ворот». Непойманные восстанавливают цепочку и бегут снова. С каждым закрытием «ворот» бегущих становится все меньше. Последних трёх непойманных человек чествуют как победителей.

 

Правила:
1. Игроку, который должен пройти через «ворота», нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются). Остановившегося считают пойманным
2. Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руку хотя бы с одним игроком. Кто бежит, ни с кем не держась за руки, считается пойманным.
3. Опускать руки («закрывать ворота») можно только на последнее слово речитатива. «Пойманных» раньше времени надо отпустить.


Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДля воспитателей ДЕТСКОГО САДА Из закромов социо-игровых ПРИЁМОВ обучения дошкольников

Яндекс.Метрика