Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Деловая педагогика о.Димитрия

Узел СВЯЗИФОРУМ → Воскресная школа: УРОКИ 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаКафетерий «РАЗГОВОРЫ ЗАПРОСТО»
/Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаКИНОтеатр

Деловая
педагогика
отца
Димитрия

.

с о д е р ж а н и е

I. Воскресная школа: И всё вокруг оживает… [рассказ диакона Димитрия о своих урока Закона Божиего]

II. «И произошло чудо» [рассказ о работе диакона Димитрия в коррекционной школе г. Лобня (Моск. обл.)]

III. Удивительное рядом [видеолекция о.Димитрия // “Обитель” // 2011 // 1:40:50]


Диакон о. Димитрий Котов вместе с воспитанниками на выставке-форуме “Православная Русь”, где воскресная школа при Храме Спаса Нерукотворного Образа получила специальный приз “Твори добро”

 

 

 

I. Воскресная школа: И всё вокруг оживает…

Фрагмент рассказ отца Димитрия в НИИ художественного образования, записанный на диктофон для газеты «Первое сентября» В.М.Букатовым

 (опубликовано в разделе «Я иду с урока»; см. «Первое сентября» №30/2002) 

 

[2002:] Казалось бы, Московский институт художественного образования повидал на своем веку достаточно мэтров: и Кабалевского, и Неменского, и Ролана Быкова… Но недавнее выступление отца Димитрия на очередном заседании Ученого совета сделал лица «заседающих» какими-то особенными – ясными и светлыми. Да и не выступление это было, а тихий, неспешный и очень безыскусный рассказ.
Отец Димитрий, по своей мирской профессии, художник-мозаист. Он уверен, что духовное воспитание необходимо совмещать с живыми делами. К нему приходят дети самых разных возрастов: и совсем малыши, и подростки – и остаются надолго, увлеченные художеством – рисунком, мозаикой. Главное, считает отец Дмитрий, воспитывать ребенка так, чтобы тщеславия не было.

 

Я думаю, что если просто один только Закон Божий преподавать – это не всем детям дано сразу воспринять. А вот если наряду с какими-то живыми делами, с помощью художества, каких-то подсказок, – тогда и восприятие Закона Божьего становится живым. Мне интересно практической мозаикой заниматься, ее-то я и использую, занимаясь с детьми.

Важный момент – нельзя проводить Закон Божий стандартно, как обычный урок. Почему? Потому что если дети поймут, что Закон Божий – это то же самое, что урок, очень скоро интерес у многих детей погаснет.

Знаете какую задачу поставил наш настоятель? Не надо, чтобы Закон Божий от зубов отскакивал. Надо чтобы ребенок без храма жизни себе не мыслил. Чтобы все лучшие минуты жизни у него были связаны с храмом.

Когда вижу, что мальчишки без дела по улице шляются, – обидно делается. Куда бы я ни приехал (а мне пришлось много где поработать) – сразу собирал ребят. Привозил нужные материалы, краски из Москвы, и мы перво-наперво рисовать начинали. Потом росписи, мозаики…

Мозаика, выполненная учениками диакона о. Димитрия

Представляете: глухая деревня, Чувашия, кругом запустение. И вот мы с детьми постепенно росписями и мозаиками украшаем почту, библиотеку, школу – и все оживает.

Ответов неправильных не бывает

Когда я делаю мозаику для храма или монастыря, то обязательно перед работой читаю молитву. И я, и мои ученики, которые мне помогают.

Вот у меня ученик есть, уже десять лет как мне помогает. Сам он из Киева и художеству нигде не учился. Очень способный. Я научил его только главному – что без молитвы у него никогда ничего не получится, хоть десять академий художеств закончи.

С чего мы начинаем наши занятия? С акафиста. Дети полюбили акафист на русском языке.

Потом молимся все. Потом я читаю Евангелие, а дети сами с церковно-славянского переводят (опыт такой у них есть – уже три года ко мне ходят). Вначале я читал целую главу Евангелия. Но ведь и сам чему-то учишься – теперь читаю две строчки или даже одну. А они разжевывают ее, пережевывают, впитывают. Думают, как приложить это к жизни, – вот что главное в Евангелии. Смысл этого чтения в том, чтобы каждый понял, что это та книга, без которой он жить не сможет.

Мозаика, выполненная учениками диакона о. Димитрия

С повторением материала всегда проблема, тем более – Закон Божий! Время от времени мы устраиваем повторение, которое проходит так. Передо мной два-три листа напечатанных вопросов по Закону Божьему. Я пальцем в какой попал – тот и говорю. Они мне отвечают. И не боятся. Почему? Потому что ответов неправильных не бывает.

Вот яблочко, в него надо попасть, а ребенок своим ответом не попадает. Зато он попадает куда-то рядом. Но ведь рядом – это же все равно вперед, а не назад! Плохих ответов в принципе не бывает. Это было для меня открытием.

Труднее, но интереснее же!

На занятиях я ищу новые формы. У меня нет однообразия. Не потому что я такой разнообразный, а потому что сама жизнь заставляет использовать разные формы.

Например, Дмитрий Сергеевич у нас есть – преподает юношам историю Церкви. Я говорю ему: «Давай приходи на мои занятия минут на десять, расскажешь детям историю Церкви, а я пока краски потру». Он говорит: «На десять – это труднее, чем на 45».

Мозаика, выполненная учениками диакона о. Димитрия

Согласен, что труднее, но это же интересно! Мы же ищем такие формы работы, чтобы ребенок без храма себе жизни не мыслил. Для этого мы и кур завели. Наше хозяйство – 60 разных куриных пород, со всего света. Это зверинец наш. У детей там дежурство – по 2–3 часа вкалывают.

А еще у нас есть огород и цветник…

Только бы это не стало для детей самоцелью. Вот в чем опасность. Хотя такая опасность таится во всем, чем бы ни занимался.

Хвалой я пользуюсь очень осторожно

Был такой случай. Мои ученики в одном монастыре мозаику и иконы делали, настоящие причем. Владыка хотел, чтобы всю церковь изнутри дети сделали сами.

И вот однажды мы повезли владыке на день ангела мозаичную икону “Спас Нерукотворный”. Ребенок сделал икону. Владыка – сам художник, архитектор – высоко оценил ее.

Вот едем обратно. А мальчик важный сидит, нос кверху – он уже художник, маэстро! И я понял, что здесь ошибка была с моей стороны грубейшая. Дети делали иконы, но духовно, молитвенно они не были к этому готовы.

И после этого уже никогда у меня дети икон не делают. Мозаичные натюрморты для храма, сюжеты из Ветхого завета – пожалуйста. А Новый Завет уже не трогаем: нельзя – это икона. До икон духовно дорасти надо.

И есть у нас другой мальчик. Пришел закомплексованный совершенно, всего боялся. Его было затуркали. Знаете, когда птица больная, все ее клюют. А потом он чудесный рисунок сделал, и я его очень похвалил. (Хвалой я пользуюсь очень осторожно. Хвалю людей вот таких вот, закомплексованных.) И с тех пор кличка Маэстро к нему прилепилась. Когда он приходит к нам, он – “маэстро”. Так он просто ожил у нас.

Важно, чтобы тщеславие погасилось

Есть у меня дети, которые хотят быть художниками. Есть и такие, кто хочет стать иконописцем. Я с ними занимаюсь дополнительно, задания на дом даю.

Главное – воспитывать ребенка так, чтобы тщеславия не было. Мы этого стараемся достичь. По совету нашего наставника, мы теперь не подписываем работы, когда принимаем участие в выставках. Раньше пописывали: Лена, Маша и так далее. А сейчас пишем только названия работ, потому что и так видно, что они детские.

Как это сработало?

Есть парень, очень развитый, сейчас он в какой-то престижной школе учится. Он у меня учился три года, с четырех лет. У него на одну из выставок было отобрано семь работ. И вот он приходит на выставку: «Мама, а моих работ здесь нет!» Мама у меня спрашивает: «Как же так? Почему его работ нет?» А его же товарищи ему подсказывают: «А вот эта – не твоя ли работа?» – «Моя». Три своих работы он нашел (из семи!) и маме показал. И ходил радостный и счастливый.

А если бы работы были подписаны? И это моя работа, и это – аж семь штук! А у соседа – всего три (или целых восемь)… Каким бы он вышел с выставки? Надутым, как индюк, или уязвленным. Что хуже – не знаю. Все одно – гордыня.

Запись с диктофона Вячеслава БУКАТОВА

◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊

В 2011 году диаконом Димитрием Котовым была закончена
мозаичная икона Пресвятой Богородицы-Владимирской, переданная
в храм Смоленской иконы Божией Матери в Старой Юже (Ивановская обл.)

II «И произошло чудо»

Рассказ Виктора Васина,
алтарника храма Спаса Нерукотворного
в Котове, о первых шагах
педагогической деятельности отца Димитрия
в Лобненской коррекционной школе
(Моск. обл.)

Записано на диктофон Андреем Кульбой в 2005 г.
(из архивных материалов газеты “Класное руководство и воспитание школьников”) 

 

Год назад вместе с другим алтарником нашего храма я сопровождал диакона Дмитрия Котова в его первой поездке в Лобненскую коррекционную школу.

Когда мы подъехали к старому двухэтажному кирпичному зданию, на пороге у дверей курила группа подростков лет 12–13-ти. Среди них и девочки. Появление отца диакона в облачении их ничуть не смутило. Кто-то из ребят развязно крикнул:

– Что вам здесь надо?

– К вам идем, мир несем, – ответил отец Димитрий.

Пока мы искали кабинет директора, из дверей классов высовывались озадаченные головы. «Ну и крутые», – неслось вдогонку. Похоже, ребята были готовы увидеть все, что угодно, но только не это: по коридорам их школы ходил пожилой бородатый мужчина, одетый в длинное черное платье.

Втот раз мы смогли договориться с завучем школы о будущих занятиях. А среди прихожан нашего храма собрали деньги для закупки огромного количества красок, кистей и бумаги для этих занятий. А на каникулах, по разрешению директора, настоятель нашего храма протоиерей Алексий освятил школу.

По окончании каникул пришло время начинать занятия с детьми.

В спортзале по всей длине и ширине были расстелены рулоны обоев белой стороной кверху. Для каждого из 27 пришедших ребят было отмерено по одному метру бумаги. Каждому выдали полный набор гуаши, кисти. Присутствующие при этом учителя тоже захотели рисовать и тоже получили все необходимое.

Но это было потом. А вначале дети выстроились вдоль большой стены, на фоне которой казались совсем маленькими и беззащитными. Было объявлено, что все будут рисовать, но ребята еще толком ничего не понимали.

Наступила тишина. Все дети смотрели на отца диакона, а он на них…

Детский мир – сказочный мир. А в жизни этих ребят как раз сказок и не хватает. Отец Димитрий начал с того, что посадил всех – чубастых, вихрастых, взъерошенных, с косичками и без косичек – вокруг себя и начал рассказывать сказку. Все мальчишки и девчонки шумно дополняли рассказ, спорили, топали от смеха ногами, хлопали в ладоши.

А в конце сказки, когда ребята немного успокоились, отец Димитрий предложил им нарисовать, кто как сможет, о чем была сказка. Дети, толкаясь и обгоняя друг друга, побежали к своим местам.

Отец Димитрий остановил их вопросом: «Дети, а можем ли мы какое-либо доброе дело сделать без молитвы?» Ребята задумались. «Нет», – ответил за них он. «А что такое молитва?» – спросил кто-то из учеников. «Вот давайте об этом и поговорим, а потом и помолимся», – был ответ. – Но перед молитвой надо перекреститься. Кто из вас умеет креститься и что это значит?» В ответ молчание. Даже учителя смущенно отворачивались, не зная, что сказать.

Отец Димитрий вышел на середину зала и трижды медленно осенил себя крестным знамением. И рассказывал о том, что крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро. «Теперь давайте попробуем перекреститься все вместе», – предложил он.

И произошло чудо. Все педагоги и все ученики, больные и не очень больные, задиристые и смирные, постарше и помладше, глядя на отца диакона, одновременно перекрестились.

Дети не кривлялись, не ехидничали, не стеснялись друг друга и старших. Они первый раз в жизни перекрестились. Кто как мог. Кто левой рукой, кто слева направо, кто вообще как-то непонятно. Но не это главное – креститься они еще научатся. Главное, все очень старались.

После этого спокойно, не суетясь, разошлись каждый к отведенному ему месту, и – кто сидя, кто лежа – стали сосредоточенно рисовать.

Преподаватели – в основном, пожилые женщины – забыли про свой возраст и положение и на время тоже стали детьми. Они, как и их ученики, – одни на корточках, другие – сидя прямо на полу – пыхтели над своими рисунками, озадаченно почесывались, покрякивали, искренне переживая, как бы их творчество не оказалось хуже, чем у ребят.

Отец Димитрий ходил между ребятами, подсказывая, как рисовать. Поднятые руки тянулись к нему со всех сторон. «Ко мне подойдите, мне помогите».

Тогда отец диакон сказал: «А знаете ли, ребята, почему вам так трудно дается учеба?». И сам же ответил: «Потому что делаете это без молитвы». Сказал и тут же запел молитву своим красивым зычным голосом: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». А потом, обращаясь ко всем, попросил: «Подпевайте мне: Пресвятая Богородице, спаси нас».

И все дети, и взрослые подхватили молитву. Вначале она звучала неуверенно, еле слышно. Отец Димитрий продолжал просить всех: «Помогите мне, одному ведь очень трудно взывать ко Господу о помощи». И вот звонкие ребячьи голоса от всей души стали помогать ему, чтобы Иисус Христос услышал их мольбы о спасении.

Молитва стала слышна уже по всей школе. Проходившие мимо ребята старших классов ошалело заглядывали в дверь, не понимая, что происходит. Откуда молитва? Почему измазанные в краске преподаватели сидят на полу? Все происходящее было ну очень странно и интересно. И ребячье любопытство не выдерживало. Старшие стали просить, чтобы и им тоже дали порисовать. Но мест уже не было. А ученики все подходили и подходили. Пришедшие ранее ребята стали тесниться, делясь с вновь прибывшими своим местом и красками.

Так, под пение молитвы и прошло первое занятие, длившееся, вместо запланированных 40 минут, около двух часов.

Тут все увидели, кто есть кто. Педагоги по-новому, через рисунки, открыли для себя своих питомцев, а те, в свою очередь, узнали в них таких же детей, как и они.

Рисунки получились у всех очень разные, в основном, с сочными, контрастными цветами с преобладанием светлых тонов. Лишь у одного мальчика весь листок был закрашен темно-коричневой краской с маленькими, желтого цвета, пятнышками. Так он воспринимал мир.

Это был ребенок лет девяти, о котором учителя еще в начале занятия предупредили нас. Он постоянно ворует все, что попадает под руку. Из-за этой болезни родители мальчика отказались от него.

Этот щуплый, с загнанным взглядом, подросток тоже, как другие дети, вместе с отцом Димитрием выходил на середину зала и просил своего святого, Пресвятую Богородицу о помощи, о спасении. Да, конечно, он делал это еще не совсем осознанно, но все же один маленький шаг к спасению был сделан.

И еще за все время занятий он ни у кого из ребят ничего не взял, хотя в общей суматохе сделать это было нетрудно…

Подготовлено к печати Андреем КУЛЬБОЙ

_______________полный_вариант_см.:

Рисовать красиво — просто

В городе Лобня есть специальная коррекционная школа. Под руководством диакона Дмитрия Котова здесь проходят занятия, на которых дети с проблемами развития учатся различать добро и зло и рисовать

Милосердие.ru

Мозаичные работы детей украшают Николо-Сольбинский женский монастырь в Ярославской области.
В 2009 году в монастыре открылась выставка мозаичных работ, созданных совместными трудами воспитанников воскресной школы при долгопрудненских храмах Спаса Нерукотворного и Покрова Пресвятой Богородицы, коррекционной школы г. Лобни и детского приюта при Николо-Сольбинском монастыре. На постоянно действующей выставке представлено более 300 работ, повествующих о сотворении Мира.
Изготовление мозаики – процесс трудоемкий, занимающий много времени (не менее полугода). Вначале делается живописный картон, потом изготовляются мозаики и крепятся на стену.

 

.

◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊

.

 III. Лекторий миссионерской службы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Диакон Димитрий Котов: Удивительное рядом

[видеолекция // ОБИТЕЛЬ // 2011 // 1:40:50]

«Духовно-Просветительский Центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры»: http://www.lavra.tv/

 

◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊

Узел СВЯЗИФОРУМВоскресная школа: УРОКИ
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаКафетерий «РАЗГОВОРЫ ЗАПРОСТО»
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаКИНОтеатр

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика