Узел СВЯЗИ → Отдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадок → МПСУ: эксп.площадки
[2] Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → «Круглый стол» эксп/ПЛОЩАДОК
Серпуховский район Московской области . Скирневская «Видимо-невидимо» Письмо-отчёт с рассказом о выполнении ЗАДАНИЯ №4 |
Приём «Видимо-невидимо» я использовала в двух шестых и одном седьмом и на уроках литературы, и на уроках русского языка (11 и 14 марта: уроки 1, 3, 4).
В 7 классе при изучении рассказа Л.Н. Андреева «Кусака» я предложила каждой команде за 5 минут выписать по 5 существительных, прилагательных, глаголов, наречий, местоимений, предлогов, причастий, деепричастий. У первой команды оказалось 66 слов. Они писали всё в разных направлениях, буквами разными по начертанию и разного цвета шариковыми ручками.
У второй команды – 31 слово, расположенных в пять столбиков.
У третьей – 31 слово. И они написали слова столбиками, но вразброс. И тоже использовали пасту красного, синего, зеленого цвета.
По часовой стрелке команды поменялись местами. И в течение 2-х минут запоминали выписанные соседней командой слова (получилось, что объём для запоминания у команд был разным).
И опять поразила первая команда. Они сразу договорились между собой, что кто-то запоминает только существительные, кто-то запоминает только прилагательные и т.д.
Затем, когда команды вышли к доске (а доска у меня трехстворчатая) и стали записывать запомнившиеся слова (время было тоже ограничено – 2 минуты), каждый из пяти человек этой первой команды воспроизводил слова той категории, которая ему досталась по договорённости. Остальные команды старались работать по аналогии.
Следующий этап – проверка. Договорились, что по-отдельности учитываться будут следующие критерии:
1) грамотность
2) общее количество
3) число слов из списка, написанного соседями.
Результаты:
по 1) – слова были написаны без ошибок, у всех команд.
по 2) и 3) радует, что:
у 1-ой команды – из 20 на доске выписанных ими слов 17 были из списка соседей;
у 2-ой команды из 19 – 17 слов из списка;
у 3-ей команды – всего 5 слов, но все из списка.
Затем вернулись на свои места и получили новое задание: используя воспроизведённые слова, за 5 минут составить связный текст.
Через пять минут началась проверка. До конца урока успели прослушать получившиеся в командах тексты. Так закончился 45-минутный урок.
Я думаю, что плюсы в этом уроке были в следующем:
1) отрабатывали умение находить части речи в художественном тексте на уроке литературы (Л.Андреев «Кусака»);
2) работали над связным текстом – пригодится в 9 классе на ГИА;
3) при выполнении задания использовали коллективные приёмы работы, а это и сближает, и учит умению договариваться.
А минусом (что не удалось мне) отмечаю:
1) в получившемся тексте соседней команде надо было подчеркнуть (выделить) слова из «списка»;
2) наверное, неточно объяснила задание первого этапа: выписать из рассказа по 5 слов разных грамматических категорий. У двух команд вместо разбросанных по листу слов почему-то появились столбики.
хохохохохохохохохохохохохохохохохох
В 6-х классах при изучении темы «Определительные местоимения» отвела на использование приёма 15 минут.
Ребятам было предложено за 5 минут написать сорок местоимений изученных разрядов.
В 6а классе 1-я команда написала 57 слов, 2-я – 46, а 3-я – 65.
А потом воспроизвести команды сумели до 26 слов.
При проверке пришлось основательно поработать над разрядами местоимений.
Не знаю, можно ли связать этот урок с приёмом «Видимо-невидимо», но когда через четыре урока шестиклассники писали контрольный диктант, ошибок в написании и определении разрядов местоимений было мало. И результат был неплохой: «пятёрок»-5, «четвёрок»-6; «троек»-2, «двоек»-2.
Интерес к разрядам местоимений и память об этом уроке у ребят неожиданно проявился на уроке литературы. При изучении «Тринадцатого подвига Геракла» Ф.Искандера выбирали слова, характеризующие героев: Харлампия Диогеновича и рассказчика.
А когда изучали поэзию XX века, была организована 15-ти минутная работа «над словом». Вступительные статьи о творчестве А.Блока, С.Есенина, А.Ахматовой небольшие – позволили организовать блиц-задание по выписыванию «заметных» слов и потом составлению 4 предложений…
Большое спасибо Вам, Вячеслав Михайлович! Держите нас в тонусе. Знаете, что меня удивило? Урок о словарях был где-то в начале года, а в конце III четверти в 6-х классах писали сочинение «Подслушанный разговор» по упражнению №447, и героями сочинений у некоторых ребят стали словари: Ожегова, Энциклопедический и Орфографический словарь. Вот уж действительно, не предугадать, где и как «наше слово отзовётся». Но было приятно…
Ещё раз спасибо. Это Ваша заслуга.
С уважением, Скирневская Людмила Павловна.
хохохохохохохохохохохохохохохохохох
Узел СВЯЗИ → Отдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадок → МПСУ: эксп.площадки
[2] Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → «Круглый стол» эксп/ПЛОЩАДОК
Уважаемые добровольные участники экспериментального задания!
Я не стал вкраплять в этот учительский рассказ ни реплики-комментарии о возможной вариативности того или иного эпизода, ни вопросы-недоумения, направленные на уяснение ситуации или рекогносцировки, ни поправки-отсылки к исходным описаниям предложенной технологии, ни слова благодарности за работу, участие в проекте, внимание к идеям ОТКРЫТОГО УРОКА. Не делал я этого, решив, что всё это могут сделать сами участники экспериментального задания №4 или наши добровольные «болельщики».
Так что милости просим всех желающих оставить свой след, отзыв, мнение, «хулу и похвалу» … — Вячеслав БУКАТОВ
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.