Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → «Круглый стол» эксп/ПЛОЩАДОК
Сам себе РЕЖИССЁР → НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ
Урок «окружающего мира» провела учитель начальных классов |
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (1кл): «Город, в котором мы живём» |
…Тут на защиту Софии встала вся её группа: |
|
Урок был проведён в рамках Задания (№2) для педагогов экспериментальной площадки: «Сколько БУКВ в непонятном слове?» (нбр.-дек. 2013); научный руководитель В.М.Букатов |
Приём, заданный для экспериментальных площадок, я использовала в середине урока на 25-ой минуте. Организовала 5 групп, путём «Встать по пальцам».
[Ворчалка от Букатова: Даже представить себе не могу, каким же это образом с помощью «Встать по пальцам» можно организовать 5 групп. Но умолкаю, терпеливо дожидаясь критических замечаний или окрыляющих похвал от самих ЧИТАТЕЛЕЙ, как маститых «знатоков» социо/игровой стилистики, так и совсем начинающих последователей, неустанно интересующихся различными полезными находками и весьма поучительными неудачами в практическом решении извечной учительской проблемы – как сделать урок живым, насыщенным и разнообразным – В.Б.]
Ученики выбрали рабочие места для своих команд, отправили ко мне первого посыльного. Те получили название текста в учебнике: «Зона отдыха».
Задание первое: открыть стр. 12 рабочей тетради. Прочитать текст вслух по одному предложению, передавая ход следующему в команде (чтение «по цепочке» ребята делают практически на каждом уроке).
После «разминки» предваряя работу по более глубокому знакомству с новым текстом проводим подготовительную работу по «обживанию».
Задание второе: обвести кружочком все заглавные буквы.
Задание третье: выделить в овал все знаки препинания. Посчитать сколько точек, запятых, тире, двоеточий. Количество записать цифрой на левой стороне доски.
Задание четвертое: найти слова, в которых всего два слога. Взять их в овал.
Задание пятое: слова, в которых находится только одна гласная, подчеркнуть.
Каждый раз при поступлении нового задания, ребятам приходилось блуждать по тексту снова и снова. Причём каждый раз темп чтения и скорость работы увеличивался, т.к. текст становился всё «роднее и роднее».
Бегать за заданием, приносить его в группу было самым весёлым для моих первоклассников занятием.
Разогревшись, пора поработать и над лексическим значением слов.
Объявляю классу (шла 25 минута урока):
– Найдите самое непонятное для вас слово. Посчитайте в нём количество букв. Напишите это число на доске.
В каждой группе стали спорить какое же слово САМОЕ непонятное. Во всех командах слов оказалось много, а выбрать нужно одно.
Бегали к доске даже по двое: один писал, другой его просто сопровождал. Но две группы написали сразу по два слова. Поэтому чисел на доске становилось всё больше и больше.
Подаю громкую команду:
– Стоп! Загадок много, давайте их отгадывать.
На доске были числа: 12, 10, 9, 10, 7,9, 13. Два значения повторялись.
– Как же мы будем отличать ваше слово от всех других чисел в ряду (тем более, если числа оказались одинаковыми)?
Дети придумали обвести отгадываемое число в кружочек и уже под ним писать угаданное слово.
Первая девочка вышла к доске и выделила сразу почти самое большое число 12. Этого никто не ожидал. Все ахнули. И глазами «побежали по тексту» наперегонки.
Вот и первое слово-отгадка: ПОЛЮБОВАТЬСЯ… Нет, не то.
– Как не то?! Тут ведь 12 букв.
– Нет, не то!
Глаза снова «побежали по тексту». Герман стал всех ребят своей группы подстрекать на то, чтобы все большие слова в тексте подчёркивать и выделять. А потом пересчитать их по буквам. Так быстрее.
Надо отметить, что именно их группа угадали слово первыми. И торжественно записали его на доске: БОТАНИЧЕСКИЙ.
Следом я задала вопрос:
– Кто постарается объяснить значение этого слова?
– Это сад, в котором разводят пчел.
Меня этот ответ удивил, почему так? Оказывается мальчик просто вспомнил мой рассказ о нашем башкирском крае, где я упоминала о бортничестве (пчеловодстве). Словом ему показалось созвучным с загаданным, вот он уверенно и ответил.
Следующее слово-загадка, которое тоже нас запутало и довело всех ребят до крика, было связано с 7. Оно сиротливо стояло в сторонке от всех чисел.
– Ой, это слово легкое! Оно маленькое: ОЧИЩАЮТ.
– …не то.
– ДЕРЕВЬЯ!
– … опять нет…
Первоклассники просто впились в текст. Оказалось, что в нём загаданного слова нет. А ученица уверяет, что есть!
Начался галдёж. Стали повторять отгадки по второму кругу, что называется для убедительности. При повторении обнаружились ошибочные варианты: цветущими, побывать…
– Так здесь же не 7 букв!?…
Я и сама, метаясь глазами по тексту, ничего нового не могла найти.
Тогда Артем спросил у нее:
– А ты текст ЭТОТ читала?
Она уверенно кивнула головой – ДА!
Ребята просто утомились искать. А её видно это очень позабавило. На самом последнем запасе терпения – громкий вдох и радостный крик: «ЗООПАРК».
София весело закивала головой:
– ДА! ДА!
На этом бы всё и закончилось, но тут Герман (тот самый «генератор идей») просто заорал-таки:
– Так в тексте НЕТ этого слова. Там В ЗООПАРКЕ – 8, а не 7 букв!!! Это слово я могу показать. – И он поднял учебник и ткнул пальцем в это слово.
Тут на защиту Софии встала вся её группа:
– Елена Анатольевна сказала, что читаем всё, что на стр.12! Значит, и картинки с подписями тоже относятся к заданию
В середине текста, действительно, была фотография московского зоопарка. А под ней указано: Зоопарк. Москва. (Но в некоторых учебниках – другого года издания – упоминания Москвы не оказалось!)
Что касается остальных угаданных слов, то здесь надо отметить – угадывали с осторожностью и осмотрительностью. А вдруг опять какой-нибудь подвох…
На поиски отгадок мы потратили оставшиеся 15 минут. Потом успели подвести итог урока, оценить работу групп. Прозвенел звонок, ребята отправились на переменку.
Ко мне подходит Катя и спрашивает:
– Я читала-читала текст, уже выучила его наизусть. Но так и не поняла, что это за слово: схОди (произносит с ударением на первый слог).
– А где ты взяла это слово?
Приносит текст. А там оказывается всё просто:
…если хочешь побывать на всех планетах – сходи в планетарий…
– А-а-а!!! Поня-а-атно! А про планетарий я и сама знаю, что это такое. Там космос можно увидеть. И изучать звёзды.
А сама думаю, почему же число пять не появилось на классной доске. Почему там числа были только громоздкие? И почему это «замечательное недоразумение» не было обнаружено первоклассниками в самой команде? Но все эти проблемы – в задел на будущее…
Окидывая взглядом прошедшее, утопаю в эмоциях. Потому что – ура-ура-ура! – урок состоялся. Удалось разогреть любопытство моих первоклашек. Довести их до «невольного упоения» прочтениями одного и того же текста. Удалось в ненавязчивой форме приобщить их на уроке к тому, чтобы ТРУДИТЬСЯ, УСТУПАТЬ друг другу, ОТСТАИВАТЬ свою точку зрения [ну а вам самой – Елена Анатольевна – удалось по ходу урока обнаружить очередные проблемы из тех, что в зоне «ближайшего развития» вашего замечательного профессионализма – В.Б.].
◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊
Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → «Круглый стол» эксп/ПЛОЩАДОК
Сам себе РЕЖИССЁР → НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.