Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Окруж.мир: ПРИЁМ «Сколько букв?» (1кл)

Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → «Круглый стол» эксп/ПЛОЩАДОК
Сам себе РЕЖИССЁР → НАЧАЛЬНЫЕ  КЛАССЫ

Урок «окружающего мира»
с использованием социо/игрового приёма 
«Сколько букв
в непонятном слове»

провела учитель начальных классов
БМОУ «Гимназия № 2» г. Салават
Хрычёва
Елена Анатольевна


ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (1кл): «Город, в котором мы живём»

…Тут на защиту Софии встала вся её группа:
– Елена Анатольевна сказала, что читаем всё, что на стр.12! Значит, и картинки с подписями тоже относятся к заданию…

Урок был проведён в рамках Задания (№2) для педагогов экспериментальной площадки: «Сколько БУКВ в непонятном слове?» (нбр.-дек. 2013);
научный руководитель В.М.Букатов

Приём, заданный для экспериментальных площадок,  я использовала в середине урока на 25-ой минуте.  Организовала 5 групп, путём «Встать по пальцам».

[Ворчалка от Букатова: Даже представить себе не могу, каким же это образом с помощью «Встать по пальцам» можно организовать 5 групп. Но умолкаю, терпеливо дожидаясь критических замечаний или  окрыляющих похвал от самих ЧИТАТЕЛЕЙ, как маститых «знатоков» социо/игровой стилистики, так и совсем начинающих последователей, неустанно интересующихся различными полезными находками и весьма поучительными неудачами в практическом решении извечной учительской проблемы – как сделать урок  живым, насыщенным и разнообразным – В.Б.]

Ученики выбрали рабочие места для своих команд, отправили ко мне первого посыльного. Те получили название текста в учебнике: «Зона отдыха».

Задание  первое: открыть стр. 12 рабочей тетради. Прочитать текст вслух по одному предложению, передавая ход следующему в команде (чтение «по цепочке» ребята делают практически на каждом уроке).

После «разминки» предваряя работу по более глубокому знакомству с новым текстом проводим подготовительную работу по «обживанию».

Задание второе: обвести кружочком все заглавные буквы.

Задание третье: выделить в овал все знаки препинания. Посчитать сколько точек, запятых, тире, двоеточий. Количество записать цифрой на левой стороне доски.

Задание четвертое: найти слова, в которых  всего два слога. Взять их в овал.

Задание пятое: слова, в которых находится только одна гласная, подчеркнуть.

Каждый раз при поступлении нового задания, ребятам приходилось блуждать по  тексту снова и снова. Причём каждый раз темп чтения и скорость работы увеличивался, т.к. текст  становился всё «роднее и роднее».

  

Бегать за заданием, приносить его в группу было самым весёлым для моих первоклассников занятием.

Разогревшись, пора поработать и над лексическим значением слов.

Объявляю классу (шла 25 минута урока):

– Найдите самое непонятное для вас слово. Посчитайте в нём количество букв. Напишите это число на доске.

В каждой группе стали спорить какое же слово САМОЕ непонятное. Во всех командах слов оказалось много, а выбрать нужно одно.

Бегали к доске даже по двое: один писал, другой его просто сопровождал. Но две группы написали сразу по два слова. Поэтому чисел на доске становилось всё больше и больше.

Подаю громкую команду:

– Стоп! Загадок много, давайте их отгадывать.

На доске были числа: 12, 10, 9, 10, 7,9, 13. Два значения повторялись.

–  Как же мы будем отличать ваше слово от всех других чисел в ряду (тем более, если числа оказались одинаковыми)?

Дети придумали обвести отгадываемое число в кружочек и уже под ним писать угаданное слово.

Первая девочка вышла к доске и выделила сразу почти самое большое число 12. Этого никто не ожидал. Все ахнули. И глазами «побежали по тексту» наперегонки.  

Вот и первое слово-отгадка: ПОЛЮБОВАТЬСЯ… Нет, не то.
– Как не то?! Тут ведь 12 букв.
– Нет, не то!
Глаза снова «побежали по тексту».  Герман стал всех ребят своей группы подстрекать на то, чтобы все большие слова в тексте подчёркивать и выделять. А потом пересчитать их по буквам. Так быстрее.

Надо отметить, что именно их группа угадали слово первыми. И торжественно записали его на доске: БОТАНИЧЕСКИЙ.

Следом я задала вопрос:
– Кто постарается объяснить значение этого слова?
– Это сад, в котором разводят пчел.

Меня этот ответ удивил, почему так? Оказывается мальчик просто вспомнил мой рассказ о нашем башкирском крае, где я упоминала о бортничестве (пчеловодстве). Словом ему показалось созвучным с загаданным, вот он уверенно и ответил.

Следующее слово-загадка, которое тоже нас запутало и довело всех ребят до крика, было связано с 7.  Оно сиротливо стояло в сторонке от всех чисел.

– Ой, это слово легкое! Оно маленькое: ОЧИЩАЮТ.
– …не то.
– ДЕРЕВЬЯ!
– … опять нет…

Первоклассники просто впились в текст. Оказалось, что в нём загаданного слова нет. А ученица уверяет, что есть!

Начался галдёж. Стали повторять отгадки по второму кругу, что называется для убедительности. При повторении обнаружились  ошибочные варианты: цветущими, побывать

– Так здесь же не 7 букв!?…

Я и сама, метаясь глазами по тексту, ничего нового не могла найти.

Тогда Артем  спросил у нее:
– А ты текст ЭТОТ читала?
Она уверенно кивнула головой – ДА!

Ребята просто утомились искать. А её видно это очень позабавило. На самом последнем запасе терпения – громкий вдох и радостный крик: «ЗООПАРК».

София весело закивала головой:
– ДА! ДА!

На этом бы всё и закончилось, но тут Герман (тот самый «генератор идей») просто заорал-таки:

– Так в тексте НЕТ этого слова. Там В ЗООПАРКЕ –  8, а не 7 букв!!! Это слово я могу показать. – И он поднял учебник и ткнул пальцем в это слово.

Тут на защиту Софии встала вся её группа:
– Елена Анатольевна сказала, что читаем всё, что на стр.12! Значит, и картинки с подписями тоже относятся к заданию

В середине текста, действительно, была фотография московского зоопарка. А под ней указано: Зоопарк. Москва. (Но в некоторых учебниках – другого года издания – упоминания Москвы не оказалось!)

Что касается остальных угаданных слов, то здесь надо отметить – угадывали с осторожностью и осмотрительностью. А вдруг опять какой-нибудь подвох…

На поиски отгадок мы потратили оставшиеся 15 минут. Потом успели подвести итог урока, оценить работу групп. Прозвенел звонок, ребята отправились на переменку.

Ко мне подходит Катя и спрашивает:
– Я читала-читала текст, уже выучила его наизусть. Но так и не поняла, что это за слово: схОди (произносит с ударением на первый слог).
– А где ты взяла это слово?

Приносит текст. А там оказывается всё просто:

…если хочешь побывать на всех планетах – сходи в планетарий…

– А-а-а!!! Поня-а-атно! А про планетарий я и сама знаю, что это такое. Там космос можно увидеть. И изучать звёзды.

А сама думаю, почему же число пять не появилось на классной доске. Почему там числа были только громоздкие? И почему это «замечательное недоразумение» не было обнаружено первоклассниками в самой команде? Но все эти проблемы – в задел на будущее…

Окидывая взглядом прошедшее, утопаю в эмоциях. Потому что – ура-ура-ура! – урок состоялся. Удалось разогреть любопытство моих первоклашек. Довести их до «невольного упоения» прочтениями одного и того же текста. Удалось в ненавязчивой форме приобщить их на уроке к тому, чтобы ТРУДИТЬСЯ, УСТУПАТЬ друг другу, ОТСТАИВАТЬ свою точку зрения [ну а вам самой – Елена Анатольевна – удалось по ходу урока обнаружить очередные проблемы из тех, что в зоне «ближайшего развития» вашего замечательного профессионализма – В.Б.].

◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊

Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → «Круглый стол» эксп/ПЛОЩАДОК
Сам себе РЕЖИССЁР → НАЧАЛЬНЫЕ  КЛАССЫ

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика