Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Местная газета и дроби (математ. 5кл)

Сам себе РЕЖИССЁРМАТЕМАТИКА


МОУ “Оболенская СОШ”
Московская обл.
учитель математики
Травина Ольга Павловна
Поиск «обыкновенных дробей»
на страницах  местной газеты 

  Урок математики // 17 учеников //декабрь 2015

tr-57b

Уважаемый Вячеслав Михайлович, расскажу о том, как в 5 классе прошла часть одного из уроков по теме “Обыкновенные дроби”.   Класс учится по учебнику  “Математика 5 кл.” (авторы: И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович). Урок проходил 2 декабря 2015. В классе в этот день было 17 человек.

Первые 15 минут урока были потрачены на традиционные виды работы. А затем класс объединился в группы. Сделали это так: ученики вспомнили две последние цифры своего номера мобильного телефона и построились в порядке возрастания этих чисел. Потом рассчитались на “первый – четвёртый”. Первые номера – одна группа, вторые – вторая и т.д. Получилось четыре группы.

Первая группа отошла к окну, вторая – к двери, третья – к доске, четвёртая – в левый угол. Обсудили, где разместится их группа. Сдвинули столы так, чтобы группе удобно было работать. Перенесли свои вещи, приготовились к работе.

Делали всё с охотой. И столы-стулья переставляли, и вещи переносили. И усаживались вокруг общего для каждой команды стола. О готовности к работе команды сообщали «дружным хлопком». Не у всех сразу получилось дружно, так что пришлось похлопать в ладоши… Но всё-таки потом получилось!

(Надо было бы предложить группам придумать себе название и записать его на доске. Но я забыла это сделать…)

Команды прислали посыльных, и я дала им по одинаковому экземпляру местной многостраничной газеты: «Моя информационная газета». В каждую команду – по номеру от 26 ноября 2015.

Задание: выяснить, какую часть газеты занимают «Частные объявления»? Ответ записать на доске. Времени на это – 1 мин. 

Этого времени многовато, конечно. Но ребята ведь начали газеты листать, рассматривать, что-то читать…

tr-52

…и где же здесь раздел объявлений?..

Через какое-то время на доске появились дроби (то есть ответы). Две дроби оказались одинаковыми, а ещё две ­– разными. «Всем миром» попросили Артёма рассказать, как получилась дробь у их. Артём был уверен в правильности ответа, полученного в их команде. Он охотно всё объяснил. И даже показал на самой газете. 

Слушали внимательно. Потом удивлялись на свои ошибки.

tr-521

…а у нас результат получился вот таким!..

Следующее задание: какую часть газеты занимает  телепрограмма?  Записать ответы на доске. На выполнение – 30 сек.

Все команды в отведённое время уложились. Записали все правильно.

tr-547

…пересчитываем нумерацию страниц…

Новое задание: какую часть газеты занимает рассказ о селе Подмоклово? Ответ записать двумя способами.  На выполнение – 30 сек.                                                    

Листали, обсуждали, о чём-то договаривались. Ответом были дроби 2/12  и 1/.  До записи первой дроби додумались все. А вот до второго варианта у многих дело не дошло…

Зато, когда увидели на доске запись второго варианта, то сразу всё поняли. Очень хорошо! Ведь здесь пришлось вспомнить о сокращении дробей.

мы ответили неверно!..

…а мы ответили неверно!..

Следующее задание: рассказ о селе Подмоклово занимает страницу 4-ю и 5-ю. Какую часть 4-ой страницы  занимает портрет князя Г.Ф. Долгорукого?

tr-53

…а дроби можно и сократить!..

Это задание оказалось для ребят непростым. Как-то все рабочие группки притихли, сосредоточились.

Интересно было наблюдать за их поисками ответа. Одна из групп взяла листок бумаги размером с фотографию и стала этот листок прикладывать к странице.

Другие пытались что-то чертить. Очень явно просматривалась занятость всех общим и непростым делом.

А потом в одной из групп достали линейку. И я услышала слова: «Надо сравнить площади!».

И тут из других групп ребята тоже «ушки навострили». Все стали вычислять площади, что-то записывать.  Было уже даже не очень важно  правильно вычислят эти площади или нет. Ведь кто-то додумался до этого сам и класс поддержал решение, оценив его достоинство и добровольно взяв его в свой арсенал…

То есть мне кажется, что на этом уроке многие сделали для себя какие-то открытия. Ну а я помогла пятиклассникам расширить свои представление о дробях и об окружающем нас мире.

А отметки выставляли  команде, определённой «по жребию»(!).  Сначала выбрали в командах «самого – самого». Вышли три мальчика и одна девочка. Как именно группы выбирали своего «самого- самого» – осталось тайной, мы про это не спрашивали.

Вышедшим было предложено посоревноваться в ловкости – как можно дальше прыгнуть с места!..

...щас как прыгну!..

…щас как прыгну!..

Задание понравилось! Прыгнули…(конечно, девочка «проиграла»). Тут я предложила выставить отметки за работу на уроке только той команде, чей представитель сегодня был менее ловок и прыгнул… ближе(!) всех. Удивились, но согласились. Всем членам её команды сообща были поставлены отметки (на уроке работа команды была слаженной, поэтому и отметки в журнале появились неплохие).  

А потом сами пятиклассники предложили дополнительно выставить, во-первых, отметки и той команде, откуда был победитель «соревнования по прыжкам». А во-вторых, – Артёму, который понятно объяснял первое задание. Так мы и сделали.

Ребятам на уроке работать со страницами местной газеты понравилось. Им явно было интересно.

tr-54b

Сам себе РЕЖИССЁРМАТЕМАТИКА

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

1 comment to Местная газета и дроби (математ. 5кл)

  • Людмила

    Ольга Павловна!
    Совершенно случайно (а может быть и нет) нашла Ваш материал.
    Прочитала с большим интересом.
    Думаю, что Вы не будете возражать, если подобным образом
    поэкспериментирую и я.
    Мы тоже учим дроби! Постараемся и в “режиссуре урока” 🙂
    Спасибо Вам за интересный и подробный отчёт.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика