Букатов. Режиссёрская теория СЛОВЕСНЫХ и БЕССЛОВЕСНЫХ элементов общения [в III разделах] — II.Характеристики словесных воздействий
2.6. Воздействия на МЫШЛЕНИЕ: объяснять и отделываться*
(шестая подглавка из работы В.М. Букатова: Режиссёрская теория СЛОВЕСНЫХ и БЕССЛОВЕСНЫХ элементов общения: II. Характеристики типичных проявлений словесных воздействий (второй из трёх разделов практико-ориентированных экскурсов в теорию П.М.ЕРШОВА)
* Напоминаем, что во-первых, в подглавках, отмеченных астериском, сначала читатель увидит материалы альбома ПРИЛОЖЕНИЙ (с иллюстративными примерами и текстами комментариев составленных В.М. Букатовым или взятыми из книги П.М. Ершова) и только потом – учебный текст, излагающий теорию режиссуры П.М. Ершова.
И во-вторых, в приложениях после названия для облегчения читательского ориентирования читателя в квадратных скобках будут указываться соответствующие НОТЫ (см. 2.0), присвоенные словесным воздействиям в соответствии с классификацией П.М. Ершова.
приложение 2.6.А,[«ОБЯ» ⇒ объяснять]
Топорков в роли Чичикова. Мёртвые души. МХАТ
Физическую сторону словесного воздействия объяснять можно увидеть в отрывке, где народный артист В. О. Топорков объясняет в роли Чичикова в спектакле МХАТ «Мертвые души».
приложение 2.6.Б, [«ОБЯ» ⇒ объяснять + «УД» ⇒ удивлять]
На репетиции пьесы «Лес» (МХАТ, 1947), которую ведёт В.О. Топорков
В.Топорков объясняет во время репетиции. Словесному воздействию на мышление занятых в сцене актёров помогают характерные фигурные движения рук, ладоней пальцев.
Сидящий рядом с ним режиссер народный артист В. А. Орлов (первый справа от зрителей) удивляет.
[по кн.: Ершов П.М. «Технология актёрского искусства», М., 1959., с.169.]
приложение 2.6.В, [«ОБЯ» ⇒ объяснять (c оттенками)]
В.Г. Перов. Охотники на привале. 1871. ГТГ
На картине В. Г. Перова «Охотники на привале» старый охотник рассказывает, по-видимому, «охотничью историю», при этом он совершает сложное словесное действие, в состав которого входят простые словесные воздействия: удивлять, объяснять, предупреждать.
Корпус и руки его действуют так, как того требует действие объяснять (замысловато-«фигурные» пальцы). Голова же несколько откинута назад, как того требует действие удивлять. Немного смещённый (скощенный) взгляд говорит о том, что он, кроме того, готов и предупреждать.
Художник запечатлел в картине не «пристройку» к началу рассказа, а момент в середине повествования — то мгновение, когда рассказчик от действия объяснять только что перешел к действию удивлять и уже готовится следующей фразой предупреждать.
приложение 2.6.Г, [«ОБЯ» ⇒ объяснять (с оттенками)]
«Плоды просвещения» Л.Толстого. Сцена из спектакля МХАТ.
На прилагаемой фотографии народный артист СССР В. Я. Станицын в спектакле МХАТ «Плоды просвещения» (в центре) совершает сложное словесное действие: он одновременно удивляет, предупреждает и объясняет.
[по кн.: Ершов П.М. «Технология актёрского искусства», М., 1959.,с.186]
приложение 2.6.Д, [«ОБЯ» ⇒ объяснять (со сложным сочетанием оттенков)]
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. Самая крайняя (правая) тройка апостолов: Симон отвечает спрашивающим Матвею и Фаддею
На фреске спрашивающие (узнавать в большой мобилизации) очень заинтересованы в получении ответа. Но ответ Симона не однозначный, не сводится к краткому «да» или «нет» (то есть не к воздействию на память спрашивающих – утверждать). Сложность ответа требует от Симона воздействий на мышление собеседников. Поэтому он пристроен объяснять. На этом указывают его руки. Левая – с «фигурной» траекторией движения пальцев. Правая с явным оттенком узнавать, что связано с типичной особенностью поведения людей – воздействие объяснять, пока оно не закончено, часто может чередоваться с воздействием узнавать.
приложение 2.6.Е, [«ОТД» ⇒ отделываться]
Бегство Давида. Из иллюстраций к «Ветхому и Новому Завету», выполненных Юлиусом Шнорром фон Карольсфельдом (Лейпциг, 1852-1860)
Когда царь Давид и весь дом его бежали из Иерусалима, в дороге им встретился человек, который шёл за ними, злословил, и бросал камнями и пылью в Давида и людей его. Один из слуг Давида хотел «снять с него голову», чтоб тот замолк.
На что Давид сказал, что пусть злословит – «ибо Господь, повелев ему злословить, может быть воздаст благостью за терпение».
И шёл Давид и люди его своим путём, не обращая внимание на посрамление своё словами, придорожными камнями и пылью.
Художник изобразил царя Давида явно совершающего словесное воздействие отделываться.
Психологический смысл воздействия ОБЪЯСНЯТЬ (втолковывать, разъяснять) и ОТДЕЛЫВАТЬСЯ (отмахиваться, огрызаться) в том, чтобы произносимые слова активизировали у собеседника не память, воображение или внимание, а именно работу его мышления. То есть воздействующий добивается от своего партнера по общению, чтобы тот нечто понял, усвоил, запомнил. Но в отличие от действия утверждать партнер должен усвоить и запомнить не столько факт сам по себе, сколько некоторую связь, которая существует между фактом этим и каким-то другими.
Результат действия объяснять отличен от результата, возникающего при воздействии отделываться. Если «объясняющий» добивается от партнёра, чтобы тот что-то понял и стал бы его единомышленником, то «отделывающийся» хотя и рассчитывает на понимание, но на весьма поверхностное – лишь бы тот «отстал», перестал бы «допекать» своими проблемами. Поэтому типичный подтекст его реплик можно передать словами: «Неужели непонятно», «Давно пора бы понять», и т. п.
Воздействие отделываться часто входит в состав сложного, комбинированного поведения. Иллюстрации тому можно найти в сюжетах, например, картин «Неисправимый», «Разборчивая невеста», «Что есть истина?» (что отражено в сопровождающих эти картины комментариях).
Объяснять люди начинают тогда, когда их посещает «неосознаваемая заинтересованность» в совершенно определенном, именно таком, а не ином течении мыслей у своего партнера по общению. Поэтому объясняющий невольно внимательно ждёт проявлений понимания или непонимания (обычно воздействие объяснять, пока оно не закончено, часто чередуется с воздействием узнавать).
Известно, что течение мыслей партнера отражается в мельчайших движениях его лицевой мускулатуры, движениях головы, глаз. Глаза — «зеркало души», и по ним видно, куда направлено внимание, а где внимание партнера — там и его мысли. Поэтому объясняющий не может долго быть спокойным, когда глаза опущены. если отношения позволяют, то он часто задает партнеру вопрос: «Ты куда смотришь?».
А вот если собеседник (собеседники) воспринимает «вытаращив глаза», то есть очень заинтересованно (в пристройке узнавать), тогда говорящий может устремлять свой взгляд – в соответствии с тематическим содержанием объясняемого – либо «в безоблачную даль», либо «в глубины собственного сознания», отражая активную работу своего мышления. Но подобная наивная открытость быстро испаряется у говорящего, как только его собеседник поменяет свою пристройку узнавать, но какую-то другую – например, на предупреждать (намекать на несогласие или грозить опровержением), или отделываться, или «погружение в собственные проблемы».
Пристройки к действию объяснять являются, образно говоря, пристройками к работающей мысли партнера. Это — готовность поправить партнера, если тот ошибается. Поэтому в этих пристройках всегда присутствует своего рода зависимость объясняющего — но не от «воли» партнера, а от его мышления, то того, как и что он думает.
Стремление направить мышление партнера по нужному руслу определяет рельефность интонационно-логической «лепки фразы» объясняющего, предметную видимость рисуемой словами картины, поиск наиболее точных слов при неослабном внимании к партнеру (психологические паузы) и наконец — стремление дополнить речь жестикуляцией (как правило, весьма фигурной конфигурации), помогающей донести смысл слов, «фигурность» которой со стороны иногда может казаться, напротив, совершенно бессмысленной. Вообще если в разговоре человек начинает «размахивать руками», то это верный признак, что он выполняет либо само действие объяснять, либо одно из его оттенков в сложном, составном воздействии на партнера.
Глаза — «зеркало души». По ним видно, куда направлено внимание партнёра по общению. А где внимание собеседника — там и его мысли.
Поэтому объясняющий не может долго быть спокойным, когда глаза собеседника опущены. И если отношения между ними позволяют, то он невольно задаёт партнёру вопрос: «Ты куда смотришь?».
Действие же отделываться заключается в том, что человек (оторванный от какого-то дела, но желающий это дело продолжить) ищет момент, чтобы объяснить партнеру, что его претензии неуместны. В этой ситуации не отделывающийся заинтересован в собеседнике, а партнёр в нем. Поэтому первый отвлекается от своего дела ровно настолько, насколько это необходимо. Чтобы «быстренько» ответить, объяснить и вновь вернуться к своему делу.
Мало того, при действии отделываться мы в любой момент готовы «бросить» партнера, тогда как при действии объяснять всё внимание сосредоточено на партнере в течение всего воздействия, даже после того, как было произнесено последнее слово.
В театральных студиях при знакомстве с психолого-бытовой подкладкой словесного воздействия отделываться некоторые студийцы делают поспешный вывод о том, что оно относится к числу плохих, вредных, скандальных. Благовоспитанность, действительно, настоятельно рекомендует при общении как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми избегать всех разновидностей действия «отделываться» (отмахиваться, отказываться, огрызаться и т.д.). Но в этом правиле можно и нужно найти находить исключения. Как например, в ситуации, изображённой Юлиусом Шнорр фон Карольсфельдом в гравюре «Бегство Давида».
При действии отделываться говорящие в любой момент готовы «бросить» своего партнера по общению. Тогда как при объяснении внимание говорящего обязательно сосредоточено на собеседнике. И не только в течение всего воздействия, но и даже после того, как было произнесено последнее слово (как это и предписывается представлениями о благовоспитанности)
Часто, когда человеку не удается отделаться от партнера, он невольно начинает по отношению к партнёру по общению использовать действие «объяснять». И иногда теми же словами, какими он только что отделывался.
И наоборот, если человек долго и безуспешно объяснял, то само действие «объяснять» может легко трансформироваться в действие «отделываться». В спорах зачастую действия объяснять и отделываться чередуются. Поэтому в общении применяются не столько простые словесные действия, сколько сложные, составные. Но по мере нарастания накала спора простые словесные действия используются во всё более чистом виде.
[вернуться к перечню содержания второго раздела]
[вернуться к перечню содержания всех трёх разделов]
2.7. Воздействия на ВОЛЮ: приказывать и просить*
[открыть приложения к 2.7]