Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

[5] М.Г.: Неуспеваемость по русскому

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАМастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игрЛиквидация ученической БЕЗГРАМОТНОСТИ
[2] Сам себе РЕЖИССЁРРУССКИЙ ЯЗЫКЛиквидация ученической БЕЗГРАМОТНОСТИ
[3] Сам себе РЕЖИССЁРНАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫЛиквидация ученической БЕЗГРАМОТНОСТИ

______________________________

Шесть радикальных средств от Марии ГАНЬКИНОЙ для ликвидации ученической безграмотности // По материалам 1 главы книги: Ганькина М.В. Грамматическая аптечка: Неотложная помощь в правописании

= открыть аннотацию книги и DVD-диска =

.

.

Неотложка для «грамотеев»

5. Средство  от неуспеваемости по русскому

Орфографические ПАРУСА: Одиночное плавание // По морю-окияну

.

Эту работу давным-давно я подсмотрела на уроке Елены Павловны Ельсуковой, которая в те далекие времена так же, как и я, бегала к замечательной московской учительнице Лидии Филякиной за “филькиной грамотой” чуть не каждый вечер…

Итак, положим, что после очередной проверки тетрадей вы наскребли штук двадцать слов с детскими ошибками и они у вас выписаны на листочке. Попросите посыльных раздать по штуке на каждого предварительно нарезанные полоски бумаги – “паруса”.

Теперь надо определиться с бортами. “Левый борт” – это те, что сидят по левую сторону от мысленно проведенной посередине парты черты, “правый” – те, что сидят справа от нее.

Читатель своим училкиным носом уже чует, небось, что “борта” – это традиционные первый и второй вариант, а “одиночное плаванье” окажется самым обыкновенным словарным диктантом. Тут мне вряд ли удастся его переубедить. Только вот что сказал мне сын, будучи уже семиклассником, на мой вопрос, не чуял ли он тогда подмены, не считал ли “одиночное плаванье” хитрой уловкой учителя, подсовывающего им горькое лекарство: “Нет, конечно! Ты что?! И в голову не приходило. Зачем ты сказала?!. Было так интересно!” Сравнение показалось ему чуть ли не циничным! Для Никиты это была другая работа.

 

Одиночное плавание

 

“Левый борт, подмигните мне левым глазом. Правый, помашите мне правой рукой… Поплыли!” И я диктую по одному слову левому и правому борту по очереди – всего по десять слов каждому.

Диктую очень быстро, переспрашивать и переговариваться нельзя: плаванье-то одиночное. Один на плоту. С кем говорить, с чайкой, что ли? Опять же, к соседу сзади обернешься – плот перевернешь, а море и без того штормит. Не так уж часто маленькие обитатели нашей школы сидят “трамвайчиком” – в затылок друг дружке, но публичное одиночество здесь деловое. Оно замотивировано правилами игры и бешеным темпом, а вовсе не тем, что так удобно учителю.

Слова пишутся в столбик, и парус каждый раз надо сворачивать (загибать бумажку) ровно на одно словечко. Шестиклашки моего коллеги Сергея Плахотникова на уроке литературы были ошарашены своим коллективно-герменевтическим открытием: “Как это белеет парус одинокий? Явная же буря: мачта гнется и скрипит, ветер свищет. Но ведь в бурю паруса сворачивают!” Вот и мы свои свернули, наконец.

Волны становятся меньше. Море стихает. Поднять паруса! Разворачиваем бумажки, открывая по слову. Начинаем с последнего. Левый борт, найдите в своем слове двойную “эс” (или непроизносимую “тэ”, или твердый знак и т.д.). Правый борт, найдите в своем слове черточку (или корень “плав”, или две буквы “е” и т.п.) Сами слова и что в них искать – это зависит от того, во втором или в пятом классе происходят события.

Нашли – обвели в кружок. Не нашли – придется проделать в этом месте дырку. Ручкой. Настоящую. Насквозь. А дома придется парус “штопать” (делать работу над ошибками).Фрагмент ученического “паруса”

Вот и десятое (пятнадцатое, двадцатое – это, смотря, какие у вас аппетиты), последнее, слово. Парус развернут. У кого сколько дырок?ни одной, другие – что их вон сколько! Расстроенных нет: одни рады, чтони одной, другие – что их вон сколько!

По морю-окияну

Эта работа со временем претерпела ряд модификаций. Появились определенные маршруты. К примеру, по океану Безударная гласная в корне (вот уж, действительно, безбрежный океан!), по морю Слабое глагольное окончание или Чередование гласной в корне.

Я крепко стою на том, что плаванье на тему “Безударная гласная в корне” необходимо в начальной школе чуть не на каждом уроке. Пять минут тренировки. По одному человеку от каждого борта – проводники (они хорошо знают эти места). Проводники называют сразу проверочные слова, остальные обводят в кружок теперь уже очевидную гласную. Или не обводят. Тогда что? Правильно, проделывают дырку!

Фрагмент ученического “паруса”

Дырка – это ж не просто дырка. Не в любом месте слово может порваться. А в каком? Эта работа стала преддверием следующей – самому создавать “дырявые” тексты.

Впрочем, плаванья не тематические (по морю-окияну), а – по окрошке, приготовленной из различных орфограмм, у нас по-прежнему в чести. Знатоки берутся “раскрыть карты” – подсказать, по какому поводу возможная дырка. Еще мне нравится, когда ребята узнают слова из своих родных сочинений. Тут им трудно не нарушить закон молчания во время “одиночного” плаванья. Волей-неволей закричишь: “А это мое слово!”

В четвертом классе, помимо собирателей монет, открыток и киндер-сюрпризов, появился еще один коллекционер – Таня Романова. Она коллекционировала “паруса”. Те из них, что промелькнули здесь, любезно предоставлены Таней специально для этой публикации.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАМастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игрЛиквидация ученической БЕЗГРАМОТНОСТИ

[2] Сам себе РЕЖИССЁРРУССКИЙ ЯЗЫКЛиквидация ученической БЕЗГРАМОТНОСТИ

[3] Сам себе РЕЖИССЁРНАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫЛиквидация ученической БЕЗГРАМОТНОСТИ

.

Яндекс.Метрика